проект
проект (подготовительная группа)

Проект растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rasteniya.docx281.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Ромашка"

Познавательный проект

«Лекарственные растения родного края»

Для детей подготовительной к школе группы « Капелька» (6-7 лет) C:\Users\10\Desktop\s1200 (25).jpg

                                                          Ганина О.С.

воспитатель

Шулежко Л.С.

воспитатель                                                                

г. Советский 2021г.

Содержание

1. Паспорт проекта………………3стр.

2. Пояснительная записка ………4 стр.

3. Этапы проекта…………………5 стр.

4. Вывод…………………………. 6 стр.

5. Приложения…………………..  9 стр.

Паспорт проекта.

Полное наименование проекта

 «Лекарственные растения родного края»

Тип проекта

 Познавательный

Цель проекта

Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими.

Образовательные области

 - Познавательное  развитие

- поисково – познавательная деятельность

- художественно – эстетическое

- рисование

- аппликация

- Художественно – речевая деятельность

Задачи

Обучающие  - Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, их ценности для здоровья, познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать.

 Развивающие - Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, доступные возрасту знания о значении употребления  лекарственных растений для сбережения здоровья человека.

Воспитательные - Воспитывать у детей желание не болеть и укреплять здоровье с помощью лекарственных растений, бережное и заботливое отношение к природе.

Период (продолжительность) и этапы реализации проекта

Краткосрочный (неделя) с 29.11.2021– 08.12.21года.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (1 день)

II этап – основной (практический)  

(3 дня)

III этап - заключительный (1 день)

Ожидаемые результаты

Дети научатся различать лекарственные растения. У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.    

Участники проекта

Дети   подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.

Презентация проекта

Оформление  лепбука «Лекарственные растения вокруг нас».

Пояснительная записка.

Актуальность:  Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Проблема: на территории нашего дошкольного учреждения   не достаточное количество дикорастущих лекарственных растений   и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому мы решили углубленно изучить с детьми этот вопрос.

Цель проекта: 

закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи: 

Обучающие  - Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, их ценности для здоровья, познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать.

 Развивающие - Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, доступные возрасту знания о значении употребления  лекарственных растений для сбережения здоровья человека.

Воспитательные - Воспитывать у детей желание не болеть и укреплять здоровье с помощью лекарственных растений, бережное и заботливое отношение к природе.

Предполагаемый результат:

дети должны знать:

• виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;

• стихотворения о лекарственных растениях;

• Значение лекарственных растений в жизни человека.

Дети должны уметь:

- отличать лекарственные растения от других видов;

- соблюдать правила поведения в природе;

- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;

- элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.

Участники проекта:         

Дети   подготовительной к школе  группы, воспитатели, родители.

Этапы проекта

I этап (подготовительный)

1. Подбор литературы:  методической, детской.

2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.

3. Подбор демонстрационного материала.

4. Определение тематики бесед с детьми:

5. Определение тематики проблемных вопросов:

6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

8. Подбор оборудования.

II этап (практический)

1. Беседа «Лекарственные растения»

Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.

2. Дидактическая игра

«Съедобное – несъедобное».

Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.

3. Дидактическая игра «Определи по запаху».

Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

4. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

5.«Узнай растение» Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, строению, составлять рассказ о нем.

6.«Вершки и корешки» Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.

7. Рисование «Мать – и - мачеха».

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления полученные от занятия.

8. Объемная аппликация «Одуванчик»

Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

III этап (заключительный)

1. Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей)

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.

2. Дидактические игра «Что лечит это растение?»«От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.

Цель: включение родителей в работу по проекту, процесс экологического воспитания детей.

4. беседа за круглым столом

Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.

План проекта деятельности с участниками

С детьми

Познавательная    деятельность

  1. Беседа «Лекарственные растения ».
  2. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
  3. Занятие «В гостях у Доктора Айболита»
  4. Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»
  5. Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

Продуктивная деятельность

    1.Рисование «Мать – и - мачеха».

     2.Аппликация  «Одуванчик»

Художественно – речевая деятельность

   Чтение литературных произведений:

     - Н. Павлова «Загадки цветов»,

   - А, Плешакова «Зеленые страницы»,

Игровая деятельность

Дидактическая игры  «Вершки корешки», «Что лечит это      растение?», «От какого растения часть»,

«Узнай растение»  Игры: «Цветы и ветерок»,

«Узнай по описанию», «Садовник у нас на участке»

Поисково – исследовательская деятельность

   1.Составление рассказа «Путешествие семечки»   (схематическое изображение).

   2.«На участке ищем полезные растения»

Работа с родителями

  1. Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
  2. Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  3. Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  4. Оформление альбома «Зеленая аптека»
  5. Экскурсия в аптеку.

Методы и приемы проекта

- Беседы

- игра  

- продуктивная  деятельность

- познавательно – исследовательская деятельность

Вывод:

Вот так постепенно в процессе работы удалось воспитать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащен и обобщен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Был собран материал о лекарственных растениях нашего региона.  Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям.

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Я считаю, что такой проект необходим детям дошкольного возраста, так как дети становятся более самостоятельные, а значит, более осознанно относятся к окружающему миру.

Приложение

Памятка по сбору лекарственных трав:

  1. Что собирать? Нужно точно знать растение, и какие части его собирать.
  2. Когда собирать? Лекарственные растения обладают лечебной силой в определенные месяцы.
  3. Как собирать? Заранее запастись всем необходимым.
  4. Где собирать? Нельзя собирать у дорог, городских свалок, в местах обработанных ядохимикатами и там, где растений мало.
  5. Собирая, сохраняйте. Берите ровно столько, сколько нужно и правильно сушите.

Правила правильного сбора лекарственных растений.

Запомните все следующие правила:

  • Нельзя срывать растения для букетов.
  • Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.
  • Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.
  • Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.
  • Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Лечебные травы крайне важно не только правильно высушить, но и правильно хранить, соблюдая все условия и сроки.
Целебные свойства трав теряются со временем и при неправильном обращении. 

Несколько правил хранения лекарственных трав:

  • Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.
  • Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.
  • Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.
  • Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.
  • Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения, а также дату сбора или покупки.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет,

плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

Беседа на тему «Доктор Природа» 
Цель: продолжить знакомить с природой родного края, с разнообразием лекарственных растений, на основе полученных знаний формировать стремление к их рациональному использованию и охране, разъяснять правила бережного отношения к природе, формирование информационной культуры, охрана здоровья детей, знакомство с профессией фармацевта.
Материал: иллюстрации на тему «Лекарственные травы», гербарные образцы, фломастеры, раскраски, отвары шиповника, липы, земляники, черники, малины.
Участники: дети, воспитатель
Воспитатель: Ребята, когда вы болеете, чем вас мама лечит?

Ответы детей: таблетки, микстуры, отвары лекарственных трав…

Воспитатель: Когда мы заболеваем, к нам на помощь приходит сама природа. Скажите, какие лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Их ещё называют «зелёной аптекой». Они помогают избавиться от болезней. Большую помощь они оказывают на даче, в походе, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. Мы с вами говорили, что белки и лоси лечатся мухоморами в маленьких дозах. Мы сегодня поговорим лишь о некоторых растениях. Начнём с тех, которые помогут на прогулке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох).

1. МОХ. Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это природная вата. Мхом пользовались партизаны во время войны, прикладывали его к ранам и раны быстро заживали. А сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение Вс. Рождественского.

Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше- зеленей,

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей!

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны,

Лечил в глуши лесной.

2. ПОДОРОЖНИК. Воспитатель: Ребята, а как называется это растение? Почему?

Ответы детей: растёт вдоль дорог.

Воспитатель читает стихотворение:

Путника друг - подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткой лёг.

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Воспитатель: Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ране или ожогу. И вскоре они заживут и боль пройдёт.

Дети, а вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие и неприятные на вкус. А ведь есть и очень вкусные лекарства? Вы их знаете? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался? Что это?

Дети: Ягоды!
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто- то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко

Только рты с чего- то стали

Чёрные немножко.

3. ЗЕМЛЯНИКА. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летал над ней.

У неё сосед весёлый –

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.
Воспитатель: Земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный из листьев земляники.

Физкультминутка 

Проводиться игра «У медведя во бору». «Медведь» находиться в середине круга, рядом с ним лежат карточки с изображением грибов, орехов, изученных лекарственных растений. Дети идут по кругу, а 2-3 участника направляются к «медведю», приговаривая: «У медведя во бору сладкую ягоду беру; а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны взять только карточки с лекарственными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточки и , если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека. Стихотворение О. Высотской:

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик первый, молодой,

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький привет.

4. ОДУВАНЧИК. Воспитатель. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени и одуванчик не узнать.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…одуванчик.

5КРАПИВА. Воспитатель загадывает загадку.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься - укусит.

Не огонь, а жжётся.

Дети: Крапива.

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

6. ШИПОВНИК. Воспитатель. Кто узнал изображение на фото? Это растение нам с вами хорошо известно. Оно растёт на территории нашего садика. Много лекарств изготавливают из него. Их применяют при лечении почек, желудка, печени. Сироп помогает лечиться от кашля. В шиповнике много витамина С.

А сейчас мы с вами поговорим о нашей красавице – рябине, которая нас встречает каждый день у входа в детский садик. Эту ягоду любят и люди, и птицы. Снегири прилетают зимой полакомиться ягодами. В ягодах много витаминов, есть вещества, обеззараживающие и подсушивающие раны. А сейчас я вам загадаю загадку: белые горошки на зелёной ножке. Что это?

Дети: ландыш!

7. ЛАНДЫШ. Воспитатель: Цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось мало, они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. А сейчас я прочитаю вам стихотворение:

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке.

Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!» (М. Познанская)

Оказывается, ромашка может вылечить от простуды. И если поднимается температура и начинается кашель, достаточно приготовить и выпить душистый отвар ромашки. Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие. Их мы встречаем в лесу, на лугу или в парке. Это облепиха, полынь, мята, душица, липа и другие.

Воспитатель читает стихотворение В.Лукши:

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны,-

И отступят все болезни.

Где же искать эти замечательные растения? Как хранить и использовать? Какие части растений употреблять? Воспитатель подробно рассказывает о том, как и какие части растений следует собирать, обращает внимание на то, что собирает нужно только вместе со взрослыми, которые хорошо знают правила сбора лекарственных растений. Особое внимание обращает на бережное отношение к природе.

А сейчас мы с вами проведём конкурс «Знатоки»: поочерёдно показывает карточки с лекарственными растениями. Дети должны назвать ту часть растений, которая используется в лечебных целях. (Ромашка - цветок, подорожник – лист). Некоторые лекарственные растения выращивают на плантациях. Это женьшень, мята, календула… Давайте, запомним правила сбора лекарственных растений:

1. Собирать лекарственные растения нужно в меру, оставляя часть в природе для размножения.

2. Срезать или собирать нужно только ту часть, которая является полезной. Нельзя выдёргивать растения с корнем!

3. Сбор нужно производить только в определённое время.

4. Незнакомые растения не стоит собирать.

5. Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть другим людям или животным.

6. Некоторые растения ядовиты, поэтому их не стоит собирать без взрослых, а тем более брать в рот незнакомые ягоды.

А сейчас я прочту вам очень интересное стихотворение Е. Русаковой:

По лугам, по старым лесосекам

Пробирался в чаще без дорог

И собрал мальчишка для аптеки

Разных трав целебных в нужный срок.

Не для денег вовсе, не для славы

Он бродил среди лесов глухих-

Собирал мальчишка эти травы

Как живую воду для больных.

А во второй половине дня мы с вами выполним коллективную аппликацию «Ромашковое поле».



Беседа на тему: «Лекарственные растения» 

Задачи:

- Закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы.

- Расширять знания о пользе и применении лекарственны растений.

- Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Материал: иллюстрации лекарственных растений (мать и мачеха, одуванчик, подорожник, крапива, хвощ); игрушка – Колобок.
Ход беседы 

(Дети сидят полукругом.)

Перед ними доска с картинками лекарственных растений. На столах – гербарий.
Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя мать и мачеху)
Колобок: Что это за растение?

Дети: Мать – и - мачеха.

Колобок: А вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке «Крошечка – Хаврошечка». Она была злая.

Колобок: Отчего же? Ведь это травка, которая раньше всех появляется?

Дети: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.

Колобок: припоминаю, дедушка с бабушкой её так и называли: кашель. А это что за цветок, похожий на мать – и - мачеху?

Дети: Одуванчик.

Колобок: А вы знаете, для чего он нужен?

Дети: Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус - он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик - лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Колобок: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?

Дети: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.

Колобок: Надо попробовать. Ну, а это что за растение, маленькие лопушки?

Дети: Подорожник.

Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?

Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.

Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?

Дети: Крапива.

Колобок: Ой, боюсь, ужалит. От неё-то какая польза?

Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.

Колобок: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

А вот это растение похоже на «лошадиный хвост». Никто не знает, что это? Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще, его бабушка лечила, когда у него горло болело. А чем ещё можно полоскать горло?

Дети: Ромашкой.

Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили? А теперь давайте поиграем, а потом я ещё что-нибудь расскажу.

Игра «Одуванчик» 

Колобок говорит: - Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут - (дети встают).

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик - (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

- Ветер подул ещё сильнее - (дети разбегаются в разные стороны на носочках).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики - (дети встают).

(можно повторить 2-3р.)

Колобок: Лето пройдёт, цветы отцветут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

Повторим правила сбора лекарственных растений:

1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. После сбора лекарственных растений тщательно вымыть руки с мылом, т.к. на руках много пыльцы и пыли.
Колобок: До свидания, ребята. Не забудьте про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение.

Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Познание: формирование целостной картины мира (окружающий мир): 

«В гостях у доктора Айболита» 
Цель: сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимость в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растениях. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

Материал: Картинки с изображением деревьев, диких животных, картинки из серии: « Этого не следует делать в лесу», «Кому нужны деревья в лесу», игрушки заяц, медведь.
Айболит: Здравствуйте ребята, вы узнали меня?

Дети: Да.

Айболит: Правильно, я доктор Айболит. Ребята вспомните, кто приходил ко мне лечиться?

Дети: корова, лисица, волчица, зайчонок, червячок и медведица.

Айболит: А, что случилось с моими больными.

Дети: Лису укусила оса, зайчик попал под трамвай, приходил Барбос, его курица клюнула в нос.

Айболит: Молодцы ребята! Я недавно побывал в Африке, видел много животных. Обратите внимание на мольберт вам необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.
: Молодцы! А, что за животные остались на мольберте.

Дети: Эти животные обитают в наших лесах.

Айболит: Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята правильно, эти животные живут у меня в лесу, посмотрите как здесь красиво.
Воспитатель: Ребята, а где Айболит лечил своих зверей?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Лес - это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая их кислородом. Послушайте стихотворение о пользе леса.

Лесом можем мы гордиться,

Лес - зеленая больница.

Воздух там сплошной озон.

Все болезни лечит он.

Лес как сказочное царство:

Там кругом растут лекарства.

В каждой ветке, в каждой травке,

И лекарство и таблетки.

Вот какую пользу приносит мам лес. Лес - это сказочный мир. В лесу нашли приют звери, птицы, лягушки, жуки и бабочки. Л сколько в нем грибов, ягод, цветов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают порадоваться красоте, вдохнуть чистый и свежий воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны относиться к нему бережно. А теперь обратите внимание па мольберт. Что за дерево здесь изображено? Расскажи о нем.

Дети: Это елка. Елка используется как растение - лекарь. Ее хвоя богата многими полезными для человека веществами, в том числе витамином «С». Это сосна. Сосна широко распространена па всей территории России. Это одна из ценнейших хвойных пород нашей страны. Это береза. Береза самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Это дуб. Дуба листьями питается шелкопряд, который изготавливает натуральный шелк. Желудями питаются звери. Это Осина. Осина дерево любимый корм многих животный. Кору осинок любят зайчики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Грибы и ягоды являются не только продуктам питания для зверей, но и лекарством. А еще в лесу растут, давайте поиграем в игру: « Съедобное, не съедобное»
Воспитатель: Нужно отобрать в корзинки съедобные и не съедобные грибы. Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем лечил Айболит своих зверей?

Дети: Лекарственными растениями.

Воспитатель: Ребята лес - это зеленая аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут микстуры и таблетки?

Дети: В лесу растут лекарственные растения.

Воспитатель читает стихотворение.

Бедный еж попал под дождь,

Простудился бедный еж

Умный дятел поспешил.

Трубкой выслушал ежа.

У тебя я слышу хрипы...

Выпей-ка отвара липы.

Утка крякнула с порога:

Простудилась я немного.

Я минутку каждою кашляю и кашляю.

Дятел книгу полистал, дятел книжку прочитал.

Подчеркнул две строчки: «Сосновые почки»

Не лекарство, просто чудо - вмиг пройдет твоя простуда.
Воспитатель: Какими отварами можно лечиться от простуды? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, что-то я слышу, кто-то плачет?
Айболит: Ребята, помогите мне вылечить зайку и мишку они заболели?
Воспитатель с детьми. 

Летом рад я свежей ягоде медвежьей.

А сушеная и запас.

От простуды лечит нас (малина)

Ярко- желтый цветок неказистый.

Сверху листьев холодная глад.

Снизу - ласковый слой бархатистый.

Словно тронет приветливо мать. (мать-и - мачеха)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки. На земле лежат листики.

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг.

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

Лист горбочком, с желобочком.

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час. (алое)

У волка болит живот.

Горькая травка - и животу поправка.

И сама душиста и метет все чисто (полынь)

Что за травка угощает, на луга в лесной глуши.

Человека - добрым чаем. Пчел - нектаром от души, (иван-чай)

Айболит: Спасибо ребята, что помогли мне вылечить зайчика и мишку. Воспитатель: Ребята, а что может случиться, если мы порезались, укололись.

Дети: Могут попасть микробы.

Воспитатель: С микробами помогают бороться растения, которые выделяют особые вещества-фитоциды. Но микробы могут попасть в организм не только при дыхании. Иногда крошечными врагами удается проникнуть в тело человека через ранки и царапины на коже. Когда вредные микробы проникают в организм, то они пускают в ход свое оружие - вредные отравляющие вещества. Что нужно сделать, если порезали палец? (смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом). А что делать, если вы порезали или укололись, гуляя в лесу? Ответ вам даст стихотворение.

Под землею роя ход,

Как-то лапу ранил крот.

Дятла просит: «Помоги»!

Вдруг останусь без ноги!

Лапу вылечить не сложно,

Вот совет от всей души:

К свежей ране осторожно

Подорожник приложи.
Воспитатель: Ребята, какое растение убьет и залечит микробы?

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И еще много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. Попробуйте отгадать загадки о растениях.

1.Зеленая красавица

Тронешь обжигается (Крапива)
Чем полезна крапива? (ответы детей).

2. Любит иль не любит

Меня мальчик Сашка,

Это точно знает

Лишь одна ( Ромашка)
Воспитатель: Чем полезна ромашка? (ответы детей).

3.Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог

Он однажды людям добрым раны вылечить помог (Подорожник).
Воспитатель: Чем полезен подорожник? (ответы детей).

4. Он сорняк, он цветок.

От болезни мне помог

Как присяду на диванчик

Вспомню желтый (Одуванчик).
Воспитатель: Чем полезен одуванчик? (ответы детей).

5. Если что-то заболит

Даже зверь не устоит

С какой же травкой пить настой

С чудо - травкой (Зверобой).
Воспитатель: Чем полезен зверобой? (ответы детей).
Воспитатель: Как и когда нужно собирать лекарственные растения?

Дети: В сухую погоду, нельзя собирать растения вблизи дорог.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру « Раз, два, три картинку природы оживи».

«Восходит солнышко» - делаем, круг руками.

«Падают капельки дождя»- постучать ладошкой или пальчиками об пол.

«Шум ветерка»- вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.

«Под порывами ветра качаются сосны»- покачивание руками над головой.

«Распустился цветок»- раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.

«Пролетает птица»- помахать руками.

«Дышим свежим воздухом»- глубоко вдохнуть.

Воспитатель: Какая красивая у нас получилась картина природы!!! Ребята вам понравилось в лесу на приме у доктора Айболита?

Дети: Да.

Воспитатель: А как нужно вести себя в лесу?

Дети: Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать. Деревья не ломать. Не разорять гнезда и муравейники. Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем. Не разжигать костры, беречь лес от огня.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу и никогда не причиняйте вред природе.

В мире великом много чудес:

Разве не чудо задумчивый лес.

С травкой зеленой и ягодкой дикой?

Блеск изумруда.

Крыльев жуков,

Плащ голубых мотыльков-

Разве не чудо?

Красит спозаранку.

Солнце край небес,

Скатерть - самобранку

Расстилает лес.

Много трав растет полезных.

На земле страны родной.

Могут, справятся с болезнью.

Мята, ландыш, зверобой.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Вес это называется природа.

Давайте же ее всегда беречь.

Воспитатель: Ребята скажите, что вы нового узнали в лесу у доктора Айболита? (ответы детей). Молодцы?

Дидактическая игра «Вершки корешки».

Цель: дать детям представления о том, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки;

Одуванчик – листья, корень;

Календула – цветы и семена;

Ромашка – цветы;

Мелисса – листья;

Зверобой – цветы, листья;

Мать-и-мачеха – листья;

Пастушья сумка – цветы;

Мята – листья;

Лопух – листья и корни.

Загадки о лекарственных растениях.

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...