"ПРОЕКТ «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ"
проект по обж (старшая группа)

Корнева Любовь Владимировна

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.  В настоящее время  в связи с обострившейся социальной обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности людей проблема  безопасности жизни очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

   С появлением ребёнка на свет родители  желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Однако, с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_ostrovok_bezopasnosti.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ОСТРОВОК  БЕЗОПАСНОСТИ» 

для детей  старшего дошкольного возраста

                                                            

Информационная  карта проекта:

1. Полное название проекта: «Островок безопасности» -  Развитие речи детей  в процессе  формирования  основ безопасного поведения в социуме.

2. Тип, проекта, вид: социально – личностный,  познавательно-речевой, общественно – полезный, открытый.

3. Продолжительность: долгосрочный.

4. Сроки проведения: сентябрь  – май.

5. Участники проекта:  учитель-логопед – руководитель,  дети  старшего дошкольного возраста , педагоги,  родители.

Пояснительная записка:

Актуальность:  Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.  В настоящее время  в связи с обострившейся социальной обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности людей проблема  безопасности жизни очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

   С появлением ребёнка на свет родители  желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Однако, с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

 Возникает проблема:  Как помочь ребёнку  разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?

Эту проблему по праву относят к  глобальным, поэтому огромное значение  имеет создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Данный проект поможет приобрести навыки безопасной жизнедеятельности нашим детям, а также  развивать коммуникативную функцию речи  в процессе решения жизненных ситуаций.   Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

   Цель проекта: формирование  основ безопасного поведения в социуме и развитие речи детей с разными нарушениями.

   Задачи:

ü Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях, которые встречаются в жизни;

ü Научить соблюдать определенные правила поведения в социуме;

ü Расширить и углубить представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,

ü Пополнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь  в процессе реализации проекта

ü Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;

ü Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

ü Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

 

Предполагаемый результат:  

Дети:

·          Знают определенные правила поведения  в социуме;

·          Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми и взаимодействии с другими людьми;

·          Имеют представления о путях охраны  своего здоровья  и способах безопасного поведения в различных ситуациях;

·          Пополнен и  активизирован словарный запас по теме «Безопасность»;

·          Развиты коммуникативные навыки.

 Родители:

·          Активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

·            Повышен уровень родительской компетентности в области воспитания у детей культуры безопасного поведения в социуме;

·            Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют  вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

·             Определены основные направления и содержание работы по развитию  словаря и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью специально подобранных игровых ситуаций  и упражнений;

·            Знакомы с методами и приёмами работы по воспитанию у дошкольников культуры безопасного поведения в социуме;

·            Пополнен наглядный  и дидактический материал по воспитанию безопасного поведения у детей.

Продукты проектной деятельности – изготовление и использование презентации для детей по теме «Твоя безопасность» и игрового пособия  для развития речи дошкольников по теме «Безопасность».

Необходимые условия реализации проекта:  использование разнообразных игр и упражнений для вызова интереса детей, новизна материала, доступность для детского восприятия, активизация детей ярким и увлекательным оборудованием, использование современных средств ИКТ, интеграция с педагогами детского сада и родителями.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

     Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;

     Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;

     Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;

    Уважение личности ребёнка, признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.

Формы реализации проекта: беседы, игровые  и проблемные ситуации для знакомства с основами безопасного поведения в социуме и совершенствования  коммуникативных навыков,  чтение произведений детской художественной литературы и сказок  с элементами драматизации, использование  наглядного и игрового оборудования, ИКТ и др.

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»;

- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26);

- Устав МДОУ «ДС №8» и родительский договор.

 

План – схема реализации проекта:

 

Этапы

и сроки

реализации

Задачи этапа

Формы работы

Срок реализации

Примечание

 

1 этап — Подготовительный

(информационно-аналитический)

 

 

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

 

1.Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2.Выявление проблемы и определение путей её решения.

3. Определение системы мероприятий по реализации проекта, условий его реализации. 

4.Подбор и разработка системы работы и  методического материала по теме проекта.

 

 

Сентябрь

 

 

По ходу

реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

2 этап — Основной (практический)

 

 

Разработка и  апробирование системы методических мероприятий для детей,  родителей и педагогов ДОУ по вопросам воспитания звуковой культуры речи у дошкольников с нарушениями речи  в процессе использования игровых технологий.

 

I.Работа с детьми:

 1. Выявление уровня знаний у детей с нарушениями речи по разделу «Безопасность» (в форме опроса).

2.  Беседы по темам: «Служба 02», «Скорая помощь», «Беседа о тёмном и светлом царствах», «О драчунах и защитниках»,

«Встреча с незнакомцем»,  «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений», «Если чужой приходит в дом»,  «Если ты потерялся», «Опасные ситуации во дворе»  и др.

3. Цикл игровых и проблемных ситуаций, речевых  упражнений по теме проекта типа: «Истории, рассказанные игрушкой-мишкой», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых», «Звонок по телефону» и др.;

4. Игры: «Похитители и находчивые ребята»; «Куда бежать, если за тобой гонятся»;

 Речевые игры типа: «Скажи наоборот», «Почемучки», «Да-нет-да», «Можно-нельзя», «Добавь словечко», «Хорошо или плохо?» и др.

5. Чтение худ. произведений:  К. Чуковский

«Доктор Айболит», «Муха Цокотуха»; С. Михалков «Дядя Стёпа  - милиционер», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказ Л. Толстого «Дети в роще» и др.

 

 6. Чтение и беседы по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Лиса в заячьей шкуре», «О мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

 

7. Рисунки детей по прочитанным произведениям «Герои добрые и злые».

 

8.  Подготовка воспитанников с нарушениями речи  к участию в конкурсе чтецов «Один дома и на пороге».

 

II. Работа с педагогами:

1. Подготовка  консультации    по теме «Безопасность ребёнка в наших руках»

 

2. Подготовка и проведение семинара-практикума по теме: «Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ»

 

III. Работа с родителями:

 

1. Анкетирование «Безопасность вашего ребёнка»

2. Подготовка  консультации  для родителей по теме: «Безопасность детей - забота родителей»

 

3.  Размышляем вместе с родителями  по темам: «Осторожно! Чужой!», «Если ребёнок потерялся», «Избежать насилия можно», «Как защитить наших детей»  (Памятки)

 

IV. Методическая работа:

1.  Подбор и систематизация  материала по разделу «Безопасность»: «Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей с нарушениями речи».

 

2. Подготовка презентации для детей по теме «Твоя безопасность»

 

3. Разработка памятки для детей «Что нужно знать о безопасности»

 

4. Разработка материала к Игротеке:

 «В игры играем - безопасность изучаем»

 

5. Изготовление дидактического пособия по воспитанию у детей основ безопасного

поведения в социуме.

 

 

 Октябрь

 

Октябрь-декабрь

 

 

По ходу реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

 

 

Октябрь-декабрь

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

         

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

 

Ноябрь

 

 

 

 Декабрь

 

Приложение № 1

 

Приложение № 2

 

Приложение № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)

 

 

Презентация продукта деятельности.

 

1. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.

2. Участие в выставке практических материалов по разделу «Безопасность»

3. Отчёт по реализации проекта в форме презентации и сообщение на малом итоговом  педсовете результатов проектной деятельности (из опыта работы).

4. Размещение на сайте материалов из опыта работы.

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

Используемая и рекомендуемая литература:

1.  Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» Рабочие тетради № 1, 2. Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2003

2.  Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей» М.: «Вентана-Граф», 1997

3.  Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М.: «Просвещение», 2001

4.  Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М.: «Просвещение», 2008

5.  Белая К.Ю. «Я и моя безопасность» - Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная Пресса», 2011

6.  Лыкова И.А. Парциальная программа  «Мир Без Опасности» - Беседы по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Волгоград ООО «Цветной мир», 2017

7.  Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Колокольчик серебряный». Волгоград ООО «Цветной мир», 2014

8.  Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера», 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...