Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего возраста в условиях ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Лукьянова Светлана Николаевна

Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_lukyanova.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педагогическом совете

на тему: 

«Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего возраста в условиях ДОУ»

Подготовил воспитатель:

Лукьянова С. Н.

г. о. Реутов, 2022г.

Оглавление

Пояснительная записка        3

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего возраста в условиях ДОУ        5

Заключение        22

Список использованной литературы        23

Пояснительная записка

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального)детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

- определять свое состояние и ощущения;

- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

- выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Цель здоровьесберегающих технологий заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния детей. Для этого наш педагогический коллектив разрабатывает и внедряет отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели и технологии по воспитанию и интеллектуальному развитию детей.

Задачи здоровьесберегающих технологий в раннем возрасте:

Образовательные:

- сформировать представления о полезной пище;

- рассказать о работе медсестёр и врачей;

- сформировать представления о том, что такое здоровье;

- пополнять словарный запас.

Развивающие:

- развивать координацию движений и двигательные навыки;

- развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;

- развивать внимание и умение повторять показываемые действия;

- формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность и опрятность;

- создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

 

 

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего возраста в условиях ДОУ

Ранний возраст - это очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия.

Опыт работы над данной темой у нас формировался постепенно. Вся проводимая работа была нацелена на то,  чтобы найти разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения  ребенку возможности сохранения здоровья, сформированию у него необходимых  навыков и знаний  по здоровому образу жизни.

При поступлении детей в детский сад, мы часто наблюдаем у некоторых из них слабое физическое развитие. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность. Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

      В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировать листы адаптации, мы проводим мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга мы используем: метод наблюдений, дидактические и подвижные игры, физические упражнения соответствующие возрасту детей.

 Изучив полученные результаты, мы наметили план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность мы строим  в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за  здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс  полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы раннего возраста, картотеками упражнений, подвижный игр, физических упражнений, конспектами и дидактическими играми. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку мы  организуем, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в результате её выставляем перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе мы  создали  уютную обстановку, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки здоровья» и т.д.). Таким образом, проанализировав вышесказанное, мы  с уверенностью можем  сказать о создании здоровьесберегающей среды в группе.

Инновационные приемы в формировании ЗОЖ у детей раннего возраста, которые мы успешно используем в своей работе: корригирующая гимнастика, Арт-терапия, релаксация, фитонцидотерапия, игротерапия и многие др. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому мы используем адаптированные, измененные в виде игры упражнения.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультура;

- подвижные игры;

- гимнастика после сна;

- спортивные игры.

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

Закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

- босохождение;

- воздушные ванны;

Активный отдых:

- праздники, развлечения;

- дни здоровья;

- малая олимпиада;

- игры-забавы.

Организация развивающей среды:

- физкультурный уголок;

- дидактические, настольные игры, альбомы;

- таблицы, модели на валеологическую тему.

Корригирующая гимнастика.

Корригирующая гимнастика – это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, представляющая собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника, оказывает общеукрепляющее действие на организм.

Формы корригирующей гимнастики, используемые в группе для профилактики плоскостопия у детей: фитбол-гимнастика, «Дорожка здоровья», «Солевая дорожка».

Несколько слов хочется сказать о фитбол-гимнастике. Фитбол – это уникальный оздоровительный тренажер - мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Он привлекает к себе внимание дошкольников, стимулирует их фантазию и двигательное творчество.

Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Большое внимание мы уделяем использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

1. «Уходи с дороги, кот!

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ».

Ходьба по ребристой дорожке и коврикам.

Ходьба по солевым дорожкам.

Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим.

Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание и т. д. в течении 4 – 5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.

Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики с крупной солью и массажные дорожки, упражнения для стопы: покачивание вперёд - назад на стопе, ходьба на носках, перетопывания с ножки на ножку, прыжки.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Чтение художественной литературы.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серъёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

АРТ-терапия как инновационная здоровьесберегающая технология.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:

-   цветотерапия;

- изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.);

- песочная терапия;

- сказкотерапия и др.

Каждый из видов арт-терапии имеет свои  методики, которые базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга.

Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их.

Правое - активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний.

В результате арт-терапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних,   бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.

   Главное условие для упражнений детской арт-терапии - доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Цветотерапия.

Первым положительное влияние цвета на психику человека обнаружил немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. Начинаем эту работу как раз в младшем возрасте, знакомя детей с цветами.

В своей работе используем различные виды игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. К примеру, такие игры:

Игра «Путешествие в Цветную Страну». Дети самостоятельно выбирают определенный цвет или оттенок цвета. Дети в течении дня ищут выбранный цвет в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетках, делают выставку предметов определенного цвета. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляют на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

Раскраски и цветотерапия. Все знают, что дети любят раскраски, как интересное и веселое занятие. Родители любят детские раскраски за то, что ребенок хотя бы на небольшое время успокаивается и может посидеть спокойно на одном месте, занимаясь тихим и безопасным делом. Но если задуматься о том, какова роль раскрасок в развитии ребенка, то получится, что раскраски очень полезны и нужны детям. Во- первых, ребенок учится держать правильно карандаш. У детей при раскрашивании развивается моторика рук, что тоже очень важно. Во- вторых, ребенок учится правильно определять цвета, развивает фантазию и воображение. Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости. Раскрашивание не является заменой детскому рисованию, которое очень важно для развития ребенка, эти два занятия нужно чередовать.

«Волшебные тучки». Дети помогают капелькам-деткам найти маму – тучку. Упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, учить выделять и называть цвета предметов.

«Цветные домики». Дети расселяют «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира) в домики. Дети рассказывают, почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Учим детей обследовать предметы, выделять и называть их по цвету, соотносить и группировать предметы по цвету.

Используя представленные упражнения, педагог может корректировать поведение детей, их настроение и эмоциональное состояние, таким образом создавать благоприятный климат в детском коллективе. В конечном итоге, всё это благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

Изотерапия.

Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.

«Кляксография». Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, помогающее изучить и запомнить цвет, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Монотипия (дословно «один отпечаток») – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Перед тем как нарисовать монотипию, согните лист бумаги пополам. На одной половине что-нибудь нарисуйте, к примеру, половину бабочки. Сложите лист, прогладьте. Разверните – у вас получилось симметричное изображение.

Каракули – самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребёнок свободно, не задумываясь о  результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно  дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.

Песочная арт-терапия – самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение, отвечающее всем вышеперечисленным требованиям.

   Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из него замки, создавая  песочные фигуры, ребёнок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, также, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Бусотерапия.

Это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения обеспечивает поддержку ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется для работы с детьми с трудностью адаптации, коррекцию детей со страхами,  психосоматическими нарушениями, познании собственного «Я». Бусотерапия связывает между собой зрение, зрительно-двигательную координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые дети могут подавлять.

Релаксация. 

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы мы используем спокойную классическую музыку, например звуки природы. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.

«Солнышко и тучка». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2– 3 раза.

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица «Озорные щечки».

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Игротерапия.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки.

Игротерапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, являющийся неотъемлемой частью здоровьесбережения детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающими миром – игра. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. Игра для ребенка - одна из форм самотерапии , благодаря которой могут быть отрегулированы различные конфликты и неурядицы.

Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Упражнения детской игровой терапии могут не только помочь ребенку развить творческое чувство и воображение, но и открыто рассказывать о собственных страхах и волнениях, связанных с окружающим их миром. Это может помочь ребёнку снова обрести чувство спокойствия.

Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра - это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Фитонцидотерапия воздуха в ДОУ.

Растения, выделяющие фитонциды, убивают или подавляют рост и развитие бактерий, многочисленных грибов, и других вредных микроорганизмов. Доказано, что в помещении, где находятся фитонцидные растения, количество вредных микробов снижается на 50%. Для современных детей, выросших в городе, и не имеющих хорошего иммунитета, растения это жизненная необходимость, которая дает возможность немного скомпенсировать жизнь в большом городе.

Если растения для детского сада подобраны правильно, то ребенок, побыв в обществе таких растений полчаса, сможет восстановить свои защитные силы.

Фитонцидными растениями считаются: практически все цитрусовые, каланхоэ, лавр благородный, кофе аравийское, мирт обыкновенный, аспидистра высокая, хлорофитум хохлатый, гибискус китайский. Также особенно полезны все виды пеперомий, которые способны убивать болезнетворные бактерии в воздухе. Розмарин поможет при заболеваниях дыхательной системы. При расстройствах нервной системы и бессоннице поможет пеларгония душистая. Очень хорошо освежают воздух, благодаря выделяемым в воздух фитонцидам и эфирным маслам такие растения как лимоны, апельсины, мандарины, пеларгонии и так далее.

Фитонцидотерапия воздуха «Апельсиновый ежик» делается очень просто. Апельсин – фитонцид, он богат эфирными маслами. Гвоздика – мощное антибактериальное и антивирусное средство. В апельсин в произвольном порядке втыкать гвоздику, а кто не любит запах гвоздики, то можно зубочисткой или вилкой сделать несколько отверстий, и по мере ослабления запаха, делать еще несколько отверстий. Можно такой «Апельсиновый ежик» обвязать ленточкой и повесить в комнате, или просто поставить на блюдце. Этого «ежика» хватает на 5-7 дней. На большое помещение нужно 3-4 «апельсинового ежика».

Говоря о здоровьесбережении в ранеем возрасте, невозможно обойти тему правильного питания детей. На сегодняшний день число так называемых «малоежеек» катастрофически растет, и к тому же увеличивается число детей, нуждающихся в особых диетах. Все это заставляет искать новые пути решения возникших проблем.

Инновационными стали следующие приемы:

1. Картотека сказок, в которых говорится о продуктах питания, приеме или изготовлении пищи;

2. Присвоение каждому блюду в детском саду «сказочного» названия (например: «Молодильные яблоки», «Салат от Репки», «Суп от Царя Гороха» – гороховый суп, «Каша от Сороки» – молочная каша, «Омлет от Курочки Рябы» – омлет, «Каша лисья» – манная каша, «Золотая рыбка с откупом» – рыба, «Кашка от Петушка», «Молоко от Крошечки-Хаврошечки», «Пирожки от Красной Шапочки», «Кисель от гусей-лебедей») и т.д. ;

3. Изготовление подставок под салфетки с изображение овощей, фруктов, ягод.;

4. Родители принимали активное участие в составлении «Меню на наш взгляд», которое обязательно должно было соответствовать правилам здорового питания (1. Чем быстрее готовиться еда, тем она полезнее; 2. Питайтесь по сезону; 3. Чем проще, тем лучше; 4. Что лучше усваивается в течении суток; 5. Соответствие меню СанПин);

5. Был составлен фотоотчет «Меню выходного дня», где родители запечатлели прием пищи детьми в выходные дни дома;

6. В раздевалке группы представлен плакат «За и против!», на котором размещены необходимые продукты для нормального роста и развития ребенка дошкольного возраста и продукты вредные для употребления детьми, плакат «представляют» сказочные герои.

По завершении реализации мероприятий проекта, нами были отмечены следующие результаты:

- дети стали отдавать предпочтение фруктам (по опросу родителей и наблюдению в группе – ранее дети на десерт всегда выбирали печенье, пряник, булку, батон (из 21 чел. 16);

- дети стали завтракать в саду, ранее не завтракали (из 21 чел. 10).

Таким образом, перечисленные выше мероприятия позволили резервам здоровья дошкольника формироваться, развиваться и укрепляться в процессе воспитания. Агитационная деятельность среди родителей достигла своей цели – родители стали ответственно относиться к формированию у детей здорового образа жизни, 7 человек стали посещать спортивные секции (гимнастика, плавание), дома 4 семьи пересмотрели рацион питания в пользу потребления овощей и фруктов, 3 семьи стали регулярно гулять пред сном и т.д.

Заключение

 В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей. Это очевидно

по следующим показателям:

- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

- по инфекционным заболеваниям;

- по количеству часто и длительно болеющих детей.

 Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного

процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на

сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребенка- стойкую мотивацию на

здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.

Список использованной литературы

1.        Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.

2.        Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

3.        Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

4.        Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

5.        Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

6.        Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.

7.        Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития....

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации

Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста в процессе закаливания

На сегодняшний день тема оздоровления является одной из самых актуальных, в связи с нынешними условиями современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...