Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Здоровье-это здорово!» Возрастная группа: средняя группа
проект (средняя группа)

Бахирева Ольга Федоровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashe_zdorove_v_nashih_rukah.docx121.36 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

                   «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

                                      города Рубцовска Алтайского края

                                      658210, г.Рубцовск, ул. Красная, 89;

                                      телефон: 4-21-84, 4-45-45

                                      e-mail: ds41-zr@yandex.ru 

Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников

«Здоровье-это здорово!»

                                         Возрастная группа: средняя группа

Подготовила воспитатель: Бахирева

Ольга Федоровна

                                                                                                   

Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье – в наших руках»

 

1. Актуальность:

Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье людей. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и 60% от образа жизни. Одной из причин ухудшения здоровья населения России является культурный кризис общества и, как его следствия, низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.  

В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Построение развивающего вариативного образования, должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте. Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

2. Цель проекта: совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни.

3. Задачи проекта:

В соответствии с целевыми ориентирами, согласно с ФГОС ДО, перед детьми поставили следующие задачи:

- Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.

- формировать у детей систему знаний о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об алгоритме действий личной гигиены, представления о том, что полезно и что вредно и опасно для человека.

- Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни: желание быть здоровым самому и научить этому других; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.

4. Тип проекта краткосрочный

5. Вид проекта познавательно практический

6. Ожидаемые результаты:

1. Улучшение соматических показателей здоровья детей (анализ заболеваемости воспитанников группы на конец календарного года).

2. Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.

3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.

4. Сформированность у детей старшего дошкольного возраста навыков гигиенической культуры.

5. Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.

6. Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.

7. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

8. Методы реализации проекта:

1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).

4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»)

 9Этапы реализации проекта:

• I этап – подготовительный;

• II этап – основной;

• III этап – заключительный.

Подготовительный этап:

Выявление представлений детей о здоровье.

Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта:

Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребёнка»

Консультация для родителей о целях и задачах проекта.

Практические советы «Сделай сам: тренажеры и массажеры»;

Творческие домашние задания;

Определение целей и задач проекта;

Подбор информационно – методического обеспечения проекта;

Составление плана мероприятий по реализации проекта.

Обновление содержания предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО: кубик Здоровья, пирамиды «Полезные и вредные продукты», альбом «Люби и охраняй природу», карта путешествия «Страна здоровья» и «Мои помощники», «Дыханчики», корригирующие дорожки.  

Основной этап:

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

-утренняя гимнастика;

-физкультура

-прогулки.

-индивидуальная работа по физическому развитию.

Оздоровительно-профилактические мероприятия:

-бодрящая гимнастика;

-пальчиковые игры;

-зрительная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-закаливающие процедуры;

-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия;

-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;

-упражнения на дыхание;

- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка

-воздушные ванны

-прогулки на воздухе

-босохождение (после дневного сна)

-обширное умывание /элементы/

-игры с водой

                                    Мероприятия

          сроки

Тема: «Самые полезные продукты».

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах; упражнять в умении их дифференцировать; формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Презентация «Уроки Здоровья»

Беседа «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Что такое витамины, и где они живут?», «Лекарственные растения» цель: формировать у детей представление о значении природы для здоровья человека.

 Художественное творчество.

Лепка: «Живые витаминки» способом мозаики;

Аппликация: «По грибы в лес пойдем» с использованием чайной заварки;

«Корзинка с фруктами» объемная аппликация с использованием природного материала;

 Рисование «Гроздь рябины», «Яблонька», «Ваза с фруктами»

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - Учить определять на ощупь и на вкус овощи и фрукты.

«Что полезно, угадай - Витаминку передай», «Полезно- вредно» «Приготовим блюдо», «Поваренок», «Пирамида правильного питания»

Чтение художественной литературы:

Зильберг «Полезные продукты»,Ю. Тувим «Овощи», «Письмо ко всем детям по одному важному делу»О. Нэш «Микроб».

Экскурсия на кухню.

Беседы: «Правильное питание залог здоровья», «Витамины наши друзья», «Можно ли есть снег»

 Домашнее задание: совместная работа с родителями – заведи дневник, в котором записывай, какие полезные продукты ты ел на завтрак, обед, в полдник и на ужин.

 01.10.18 – 08.10.18.

       Тема: «Спорт – это здоровье».

 Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о                  собственном здоровье, понятие о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня, о значении спорта для здоровья человека, закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

 Художественное творчество.

Лепка: «Виды спорта», «Спортсмены» Рисование «Мы со спортом дружим»

Беседы: «Утренняя зарядка «Рас, два, три, ну-ка повтори!», «Спорт это здоровье», «Виды спорта»

Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта.

Чтение художественной литературы: П. Синявский «Зарядка», А. Афонькин «Откуда берутся болезни», «Уроки здоровья»,

Д/И «Мой режим дня».

 Подвижные и спортивные игры

Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить»

09.10.18.- 15.10.18

Тема: «Сам здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Презентация «Если хочешь быть здоровым»

Заучивание поговорок: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».

 Развлечение «День Здоровья»

Рисование: «Микробы на ладошках» «Путешествие по стране Здоровья»

Аппликация: «Путешествие на Северный полюс»;

«Ежик», «Мамонтёнок» - из природного материала.

Беседы: «Здоровье и болезнь», «О правилах личной гигиены», «Ядовитые грибы и ягоды», «Сохрани своё здоровье сам»,

«Опасные предметы вокруг нас», «Чем полезна для нас прогулка», «Осторожно грипп!», «Беседа с медсестрой д/с о важности прививок»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Азбука здоровья», «Приключения Стобеда», «Петька микроб».

Пословицы, поговорки, загадки.

Игра – Кроссворд «Жители страны Здоровья»

Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Правила гигиены», «Кому можно всем или одному», «Что сначала, что потом»

Разучивание самомассажа «Неболейка».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека»

Игра – драматизация «Девочка-чумазая»,

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как избавиться от вредных бактерий», «Живые дрожжи» (полезные микробы)

  

16.10.18. – 26.10.18.

Работа с родителями

 1.Беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника».  

 2. Презентация «Оздоровительная работа в ДОУ» Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и в детском саду.

 3. Стенгазета «Малыши-крепыши» 

 4. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

 5. Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологически

активных точек на лице. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

  6. Оформление «Уголка здоровья»

(В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации:

-Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома.)

-Как с пользой провести выходной день с ребенком и т. д.

  Памятка для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках!»

  Фотовыставка «Оздоровительные традиции в семье» Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

 «Сундучок бабушкиных рецептов» Обмен рецептами полезных блюд.  

«Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребёнка» копилка для родителей

  7. Практикум «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома» Повышение интереса у детей, для занятий физкультурой дома.

 8. Индивидуальные консультации педагога - психолога «Консультирование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка»  

 Конкурс – выставка «Тренажеры и массажеры своими руками»

Дневник «Что полезное я съел»

Прохождение «Тропы Здоровья»

III. Оценка результатов и отчетность.

Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье в наших руках» являются:

Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);

Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.

Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

IV. Вывод

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС физическое направление, включающее образовательные области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.   Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы и интернет источников

1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г

2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;

3. Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;

4. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год;

5. Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.

7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/автор-составитель О. В. Чермашенцева, 2012.

8. Тарасова Т. А. : Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр). - Москва 2008г

9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

10. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.

12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический досуг по теме "Произведения С. Козлова". Взаимодействие педагогов разных возрастных групп (средняя группа №5 и подготовительная группа №10). 19.11.2015г.

Цель: Познакомить детей со сказками Сергея Козлова. Продолжать знакомить детей с понятием "автор", "писатель". Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства. Развивать образно...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности Тема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны" Возрастная группа: Средняя группа

Задачи:Образовательная задача:Создавать условия для знакомства  детей с частями тела и органами чувств человека, о функциональном назначении частей тела и органов чувств  для жизни и здоровь...

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....

Раздел: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: средняя группа

Раздел: Формирование элементарных математических представленийТема:  «Путешествие в страну математики»Возрастная группа: средняя группа...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа

-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию  понятия «Малая Родина»;  пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...