Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Здоровье-это здорово!» Возрастная группа: средняя группа
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
658210, г.Рубцовск, ул. Красная, 89;
телефон: 4-21-84, 4-45-45
e-mail: ds41-zr@yandex.ru
Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников
«Здоровье-это здорово!»
Возрастная группа: средняя группа
Подготовила воспитатель: Бахирева
Ольга Федоровна
Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье – в наших руках»
1. Актуальность:
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье людей. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и 60% от образа жизни. Одной из причин ухудшения здоровья населения России является культурный кризис общества и, как его следствия, низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Построение развивающего вариативного образования, должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте. Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
2. Цель проекта: совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни.
3. Задачи проекта:
В соответствии с целевыми ориентирами, согласно с ФГОС ДО, перед детьми поставили следующие задачи:
- Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.
- формировать у детей систему знаний о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об алгоритме действий личной гигиены, представления о том, что полезно и что вредно и опасно для человека.
- Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни: желание быть здоровым самому и научить этому других; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.
4. Тип проекта краткосрочный
5. Вид проекта познавательно практический
6. Ожидаемые результаты:
1. Улучшение соматических показателей здоровья детей (анализ заболеваемости воспитанников группы на конец календарного года).
2. Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.
4. Сформированность у детей старшего дошкольного возраста навыков гигиенической культуры.
5. Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
6. Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.
7. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
8. Методы реализации проекта:
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).
4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»)
9. Этапы реализации проекта:
• I этап – подготовительный;
• II этап – основной;
• III этап – заключительный.
Подготовительный этап:
Выявление представлений детей о здоровье.
Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта:
Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребёнка»
Консультация для родителей о целях и задачах проекта.
Практические советы «Сделай сам: тренажеры и массажеры»;
Творческие домашние задания;
Определение целей и задач проекта;
Подбор информационно – методического обеспечения проекта;
Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Обновление содержания предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО: кубик Здоровья, пирамиды «Полезные и вредные продукты», альбом «Люби и охраняй природу», карта путешествия «Страна здоровья» и «Мои помощники», «Дыханчики», корригирующие дорожки.
Основной этап:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
-утренняя гимнастика;
-физкультура
-прогулки.
-индивидуальная работа по физическому развитию.
Оздоровительно-профилактические мероприятия:
-бодрящая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-зрительная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-закаливающие процедуры;
-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия;
-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
-упражнения на дыхание;
- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
-воздушные ванны
-прогулки на воздухе
-босохождение (после дневного сна)
-обширное умывание /элементы/
-игры с водой
№ | Мероприятия | сроки |
Тема: «Самые полезные продукты». Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах; упражнять в умении их дифференцировать; формировать потребность заботиться о своём здоровье. | ||
Презентация «Уроки Здоровья» Беседа «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Что такое витамины, и где они живут?», «Лекарственные растения» цель: формировать у детей представление о значении природы для здоровья человека. Художественное творчество. Лепка: «Живые витаминки» способом мозаики; Аппликация: «По грибы в лес пойдем» с использованием чайной заварки; «Корзинка с фруктами» объемная аппликация с использованием природного материала; Рисование «Гроздь рябины», «Яблонька», «Ваза с фруктами» Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - Учить определять на ощупь и на вкус овощи и фрукты. «Что полезно, угадай - Витаминку передай», «Полезно- вредно» «Приготовим блюдо», «Поваренок», «Пирамида правильного питания» Чтение художественной литературы: Зильберг «Полезные продукты»,Ю. Тувим «Овощи», «Письмо ко всем детям по одному важному делу»О. Нэш «Микроб». Экскурсия на кухню. Беседы: «Правильное питание залог здоровья», «Витамины наши друзья», «Можно ли есть снег» Домашнее задание: совместная работа с родителями – заведи дневник, в котором записывай, какие полезные продукты ты ел на завтрак, обед, в полдник и на ужин. | 01.10.18 – 08.10.18. | |
Тема: «Спорт – это здоровье». Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, понятие о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня, о значении спорта для здоровья человека, закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке. | ||
Художественное творчество. Лепка: «Виды спорта», «Спортсмены» Рисование «Мы со спортом дружим» Беседы: «Утренняя зарядка «Рас, два, три, ну-ка повтори!», «Спорт это здоровье», «Виды спорта» Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта. Чтение художественной литературы: П. Синявский «Зарядка», А. Афонькин «Откуда берутся болезни», «Уроки здоровья», Д/И «Мой режим дня». Подвижные и спортивные игры Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить» | 09.10.18.- 15.10.18 | |
Тема: «Сам здоровье сберегу, сам себе я помогу». Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. | ||
Презентация «Если хочешь быть здоровым» Заучивание поговорок: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно». Развлечение «День Здоровья» Рисование: «Микробы на ладошках» «Путешествие по стране Здоровья» Аппликация: «Путешествие на Северный полюс»; «Ежик», «Мамонтёнок» - из природного материала. Беседы: «Здоровье и болезнь», «О правилах личной гигиены», «Ядовитые грибы и ягоды», «Сохрани своё здоровье сам», «Опасные предметы вокруг нас», «Чем полезна для нас прогулка», «Осторожно грипп!», «Беседа с медсестрой д/с о важности прививок» Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Азбука здоровья», «Приключения Стобеда», «Петька микроб». Пословицы, поговорки, загадки. Игра – Кроссворд «Жители страны Здоровья» Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Правила гигиены», «Кому можно всем или одному», «Что сначала, что потом» Разучивание самомассажа «Неболейка». Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека» Игра – драматизация «Девочка-чумазая», Опытно-экспериментальная деятельность: «Как избавиться от вредных бактерий», «Живые дрожжи» (полезные микробы)
| 16.10.18. – 26.10.18. |
Работа с родителями
1.Беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника».
2. Презентация «Оздоровительная работа в ДОУ» Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и в детском саду.
3. Стенгазета «Малыши-крепыши»
4. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
5. Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологически
активных точек на лице. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.
6. Оформление «Уголка здоровья»
(В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации:
-Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома.)
-Как с пользой провести выходной день с ребенком и т. д.
Памятка для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках!»
Фотовыставка «Оздоровительные традиции в семье» Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
«Сундучок бабушкиных рецептов» Обмен рецептами полезных блюд.
«Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребёнка» копилка для родителей
7. Практикум «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома» Повышение интереса у детей, для занятий физкультурой дома.
8. Индивидуальные консультации педагога - психолога «Консультирование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка»
Конкурс – выставка «Тренажеры и массажеры своими руками»
Дневник «Что полезное я съел»
Прохождение «Тропы Здоровья»
III. Оценка результатов и отчетность.
Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье в наших руках» являются:
Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);
Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.
Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
IV. Вывод
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС физическое направление, включающее образовательные области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы и интернет источников
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г
2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
3. Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
4. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год;
5. Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.
7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/автор-составитель О. В. Чермашенцева, 2012.
8. Тарасова Т. А. : Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр). - Москва 2008г
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
10. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.
12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический досуг по теме "Произведения С. Козлова". Взаимодействие педагогов разных возрастных групп (средняя группа №5 и подготовительная группа №10). 19.11.2015г.
Цель: Познакомить детей со сказками Сергея Козлова. Продолжать знакомить детей с понятием "автор", "писатель". Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как виду искусства. Развивать образно...
«Проект по формированию элементарных представлений кукольного театра детей второй младшей и средней групп.»
Театрализованная деятельность в ДОУ...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности Тема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны" Возрастная группа: Средняя группа
Задачи:Образовательная задача:Создавать условия для знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровь...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Помоги Незнайке Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Форма НОД: экспериментирование
конструкт по эксперементальной деятельности в средней группе детского сада...
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.
Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....
Раздел: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: средняя группа
Раздел: Формирование элементарных математических представленийТема: «Путешествие в страну математики»Возрастная группа: средняя группа...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа
-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию понятия «Малая Родина»; пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...