Формирование предпосылок графического навыка.
консультация (подготовительная группа)

Кудрявцева Екатерина Олеговна

Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_graficheskogo_navyka.docx76.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок графического навыка.

Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Мелкие мышцы спины, обеспечивающие удержание правильной позы при выполнении графических упражнений, развиты еще недостаточно. Кроме того, многие дети не умеют правильно сидеть за столом. Вынужденное долгое сидение, неправильная поза приводят к сильному физическому утомлению, способствуют нарушению осанки, развитию сколиоза, деформации грудной клетки, расстройствам сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для успешного выполнения графических работ необходимо, чтобы ребенок умел правильно сидеть за столом и правильно держать карандаш.

Правильная посадка

При правильной посадке ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой либо немного направо у детей, пишущих левой рукой. Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ребенок

page1image23190016

придерживает лист и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка.

Как правильно держать карандаш

При графической работе карандаш нужно держать под углом 50–60 градусов (противоположный конец карандаша направлен к плечу) тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и средний удерживают карандаш, а указательный придерживает его сверху. Карандаш нужно держать свободно, не зажимая его слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см. Опорой кисти при письме служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Кисть руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.

Формирование навыков правильной посадки у леворуких детей

Формируя навыки правильной посадки, особое внимание необходимо уделить леворуким детям.

Первый способ (рис. а): зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения.

Второй способ (рис. б): кисть левой руки с карандашом располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец и уменьшает количество графических ошибок. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу.

Третий способ (рис. в): кисть левой руки с карандашом находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается.

Графические умения в детском саду формируются с помощью игровых упражнений

page2image23192720

Продолжать развивать технику владения пишущим предметом под контролем зрения, готовить руку к письму, формировать базовые графические навыки:

• формировать умение проводить разнообразные линии / длинные, короткие,

отрывистые / самостоятельно и с помощью линейки;

  •  зрительно находить изображение предмета среди наложенных контуров;
  • находить в заданиях закономерности и дальше продолжать их по аналогии;

Лабиринты от 5-7 лет

  • «распутывать» сложные лабиринты, прослеживая дорожки с помощью

указки и зрительно, с прорисовкой;

Штриховки для детей 5-6 лет

  • штриховать изображения объектов разными видами штриховки:

вертикальной, горизонтальной, диагональной, точечной, спиральной и т.п.

Обводки 5-7 лет

  • – рисовать самостоятельно и с помощью трафаретов и лекал знакомые

геометрические фигуры, разнообразные предметы, раскрашивать их;

  • – зарисовывать геометрические фигуры, переводить предметы через кальку,

волшебное зеркало;

Дорисовка, рисование по точкам,

срисовывание – старший дошкольный возраст

  • – соединять пронумерованные точки для получения изображения предмета,

раскрашивать его, не выходя за контур;

  • – зрительно выявлять в рисунке недостающие детали и дорисовывать их;
  • – зрительно узнавать изображение предмета, который спрятан за сплетением

линий, раскрашивать его;

  • – обводить рисунки по пунктирным линиям;

Формировать у детей умения ориентироваться на плоскости листа в клетку,

совершенствовать графические навыки:

  • – познакомить детей с «клеточным» полем, учить считать клетки в рядах и

столбиках;

  • – развивать способность «путешествовать» по клеточному полю вправо,

влево, вверх, вниз, по диагонали;

  • – формировать понятия верх и низ листа, правая и левая стороны листа, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол.
  • – формировать умение видеть ряды клеток на листе, обводить, раскрашивать клетки через одну;
  • – формировать умение раскрашивать клетки в шахматном порядке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарного графического навыка.

Для того, чтобы научиться хорошо  и красиво писать, ребёнку необходимо овладеть элементарными графическими действиями.  В данном случаи рисование является лучшим способом. О.Б.Иншакова...

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников

В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игр...