Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Бойко Лилия Анатольевна

В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игры, упражнения), конспекты занятий. Систематическое использование игр, упражнений способствует профилактике нарушений письменной речи и коррекции устной речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Формирование предпосылок усвоения навыков

письменной речи у дошкольников

        

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе служит - нормальное развитие речи.

Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Особенное значение имеет правильное и четкое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной речи. Кроме того, ребенок, придя в школу, должен владеть грамотной фразой, развернутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного образования.

Однако, ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно,  последовательно излагать свои мысли.

Овладение речью – это сложный, многосторонний  психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития.        

Из результатов диагностического обследования за последние три года видно, что количество детей - логопатов увеличивается.

Как правило, недоразвитие речи в чистом  виде встречается крайне редко: только у 30% детей наблюдаются признаки общего недоразвития речи без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные дети имеют как психоневрологические, так и соматические отклонения. Ослабленное здоровье детей, сопутствующие множественные нарушения не позволяют правильно развиваться речи, затрудняют усвоение определенных законов и правил грамматики, развития связной речи и формирования фонематических процессов.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью своевременного выявления и классификации тех или иных неблагоприятных вариантов развития речи в дошкольном возрасте, в целях профилактики и коррекции трудностей в дальнейшем воспитании и обучении детей.

Предметом изучения в работе на протяжении многих лет являлись особенности нарушений устной речи у детей дошкольного возраста и их влияние на формирование, и развитие письменной речи.

 

Целью работы было создание условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего и гармоничного развития ребенка, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности.

Разработанная система занятий с детьми, страдающими недоразвитием речи, различного характера и генеза строилась с учетом основных методических принципов, в основу её легли здоровьесберегающая и игровая технологии.

Обязательным условием реализации системы являются специально созданные – тематическое планирование, серия коррекционно-развивающих занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию фонематических представлений; игр, упражнений, составленных с учетом  развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей

Включает в себя три блока: непосредственная работа с ребенком, работа с родителями, работа с педагогами.

Коррекционно-развивающая работа с детьми состоит из двух этапов:

  • Подготовительный – направлен на развитие, коррекцию психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия, моторики;
  • Основной – направлен непосредственно на коррекцию лексико-грамматических, фонетико-фонематических нарушений.

К каждому этапу разработана система игр и упражнений, которые могут использоваться как элемент занятия или как материал для закрепления пройденной темы.

В предложенную систему игр и упражнений включено четыре группы заданий:

1-я – упражнения направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, сенсомоторных функций;

2-я – упражнения на развитие грамматического строя речи:

  • формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования;

3-я – упражнения направленные на формирование лексической стороны речи:

  • обогащение словарного запаса;
  • уточнение значения слова;
  • расширение семантики слова;

4-я – упражнения на развитие слухового восприятия, формирование фонематических представлений, формирование функций звукового анализа и синтеза.

При разработке календарно-тематического планирования и конспектов занятий использовался определенный подход, что принципиально важно при проведении коррекционных занятий.

На занятиях изучаются все базовые параметры грамматики русского языка. Темой занятия при таком подходе является одна из лексико-грамматических категорий.

Главная цель занятий логопеда – формирование умения у детей практически улавливать некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз, осуществлять перенос на самостоятельно смоделированное предложение, т. е. сформировать чувство языка.

Последовательность в изучении лексико-грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребенка при общем недоразвитии речи.

Все игры и задания подобраны так, чтобы были задействованы различные анализаторы, психические процессы. Предложенная система игр, упражнений может быть применена на занятиях психолога, воспитателя, дефектолога, учителя начальных классов - как словесные игры с детьми, элемент занятия, материал для закрепления пройденной темы, а также в качестве домашних заданий и в индивидуальной работе.

Представленные логопедические занятия включают в себя разнообразные формы  и технологии. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры, все это определено ведущим видом деятельности ребенка.

На протяжении всего образовательно-воспитательного процесса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие понимания речи.
  • Создание мотивации для развития речевых коммуникаций.
  • Коррекция и развитие фонематического слуха.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Коррекция слоговой структуры.
  • Уточнение и расширение словарного запаса.
  • Усвоение грамматических категорий.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков.
  • Развитие психических функций.
  • Воспитание эмоционально-волевой сферы.
  • Подготовка к обучению в школе.

Сформировать и развить, перечисленные навыки и функции у ребенка с недоразвитием речи возможно лишь при условии квалифицированного, комплексного и систематического специального подхода к работе с ребенком.

Работа с каждым ребенком должна быть построена на основе знания уровня развития речи, а также с учетом его индивидуальных возможностей. Проводиться целенаправленно, систематически.

Успех реализации предложенной методики зависит также от ресурсов образовательного учреждения.

Преодоление проблем речевого развития у ребенка дает ему шанс успешного обучения в школе.

Учитель-логопед Л.А. Бойко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

Методика определения предпосылок развития нарушений письменной речи для детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день самым важным вопросом в современной логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей, предварительным этапом профилактики является диагностика. Грамотная диагности...

Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"

Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности  в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Формирование предпосылок графического навыка.

Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позв...

Статья "Формирование основ письменной речи у дошкольников С ТНР"

В статье приведены практические примеры формирования письменной речи у дошкольников....