Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ
консультация

С каждым годом все больше внимания привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1) Создание условий для эмоционального комфорта

детей в группе ДОУ

С каждым годом все больше внимания привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

2) Что же такое Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. 

        Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

        Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребенок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт.

3) Для решения данной проблемы мы решили создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Наша Группа -  как дом, где живут взрослые и дети. Именно живут, а не обучаются или только играют. Таким образом,важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

     

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий :

• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку,

• контроль за физическим и психическим состоянием ребёнка;

• использование игрушек, сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);

• установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

• поддержка индивидуальности и инициативы детей:

• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также  является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением.

4) Для сохранения и укрепления психического здоровья детей мы  создали соответствующие условия, правильно организовали предметную среду, создали в группе зону для психологической разгрузки дошкольников, чтобы дети учились конструктивным приёмам управления своими эмоциями, как только возникнет такая необходимость. Чем больше уделяется внимания развивающей среде, тем успешнее происходит развитие детей.

Учитывая все это, мы в своей  группе необходимо создавали условия для эмоционального благополучия каждого ребенка это:

• предметно-развивающая среда,

• стиль общения воспитателя с ребенком,

• стиль общения воспитателей между собой и с помощником, 

• стиль общения воспитателя с родителями, 

• наблюдение за общением детей между собой.

5)Основная цель зоны психологической разгрузки - преодоление эмоционального неблагополучия дошкольников, сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Пространство в нашей группе имеет гибкое зонирование, что стимулирует самостоятельность детей, дает возможность свободного выбора.

6) В нашей группе оборудованы следующие уголки:

 Уголок "настроения" - каждое утро встречает детей в раздевалке, он привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоции других детей. (ромашка по настроению :веселое, грустное, унылое)

7)Уголок гнева. Помогают снять психофизическое напряжение, агрессию даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

Его предназначение: развитие положительных чувств и эмоций, снятие напряжения, враждебности, гнева, выработка саморегуляции, умения владеть собой.

У нас есть зоны: Оборудование этой зоны:

«Агрессивный коврик», «Коврик злости» - ребенок заходит на коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.\

8) Мы используем: «Мешочки для крика» "Баночки-кричалки", «Стаканчик для крика» предлагаем, если кто либо рассердился, взять баночку и поругать обидчика сердитыми словами, но после этого баночку обязательно надо закрыть крышкой, чтобы слова не разлетались по группе. Цель: избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций.

9) В группе у нас есть «Подушка злости», «Подушка-колотушка (игра «Выбиваем пыль», когда ребёнок дерётся, мы объясняем ему, что бить детей –это плохо, а вот побить грушу для битья или подушку, очистить её от зимней пыли, очень даже можно.

10) Мы используем «Сундучок настроений» Если у ребёнка плохое настроение, он может положить его в «грустный» сундучок, а из «весёлого» «взять» хорошее настроение. (скрепыши, смайлики, наклейки)

11) Очень хорошо успокаивают, шнуровки, ленточки, клубочки пряжи (разматывая и сматывая клубочки дети овладевают приемом саморегуляции).

12)Уголок примирения.  Немаловажные атрибуты психологического уголка, целью которых является научить поссорившихся детей в забавной форме помириться друг с другом.

Мы используем «Коврик примирения», «Коврик дружбы». (объятия, сказать приятные слова друг другу)

13) У нас есть «Подушка примирения»,

 «Куклы мирилки»- дети испытывают дополнительные тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются поиграть с ней.

14)Так же присутствует Уголок уединения- (шатер, палатка, сухой бассейн) позволяет детям спрятаться от внешнего мира, посекретничать, посмотреть семейный или групповой альбом. А мягкие подушки могут иметь несколько назначений: подушки-подружки, подушки- плакушки, с которыми можно делиться своим настроением. Также можно использовать телефон с которого в игровой форме ребёнок может «позвонить» маме и поговорить с ней.

15)Очень помогает "Стул для размышлений" помогает ребёнку вспомнить забытые им правила поведения (игрушки мы не отнимаем,а ждём,когда другой ребёнок положит на место, когда поиграет, сказал нехорошие слова, обидел другого)

16) Мы используем Массажные мячики. Цель: помочь снять мышечное напряжение, успокоиться.(потеребить в руках, поиграть с ними, помять)

17)В уголке психологической разгрузки у нас есть необходимые  игровые материалы, отвечающие основным направлениям психопрофилактической работы с детьми.

Таким образом, наличие в развивающей среде группы зоны психологической разгрузки, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, дает возможности для развития эмоционально-волевой сферы, речи и познавательных интересов.

        

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников

Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"...

Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...

Создание условий для эмоционально-личностного развития детей 4–5-летнего возраста

Методическая разработка, предназначенная для педагогов, создана и дополнена на основе педагогического опыта 2006 — 2007 годов....

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

Создание условий для эмоционального комфорта детей в группе ДОУ

С каждым годом все больше внимание привлечено к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников. Это связано с тем, что появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональ...