Проект "Русские народные игры"
проект (старшая группа)

Жуланова Вера Алексеевна

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №7» «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Материалы на открытый межрегиональный творческий конкурс

«Национальные праздники народов России»

Номинация «Национальные игры и забавы»

Познавательно – игровой  проект

«Русские народные игры»

Разработчики  проекта:

Воспитатели старшей группы

Жуланова Вера Алексеевна

Карева Елена Викторовна

Содержание

Пояснительная записка

  • Актуальность проекта

3

  • Постановка и обоснование проблемы

3

  • Объект проектной деятельности

3

  • Предмет проектной деятельности

3

  • Постановка и обоснование гипотезы проекта

3

  • Цель и задачи

3

  • План реализации проекта

5

  • Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

6

  • Литературное обеспечение

6

  • Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

7

  • Фотоотчёт по проекту (Приложение 2)

13

Пояснительная записка.

Актуальность. В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомлением дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.

Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек?  Когда они возникли?  Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же,  как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для  детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние  на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются  неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом. Решением данной проблемы и стал проект «Русские народные игры»

Объект проекта: русские народные подвижные и малоподвижные, хороводные игры.

Предметом  проекта  являются условия для знакомства и использования народных игр в повседневной жизни детей.

В основу проекта  положена гипотеза согласно которой дети знакомятся с  историческим прошлым  русского народа через фольклор, игры и забавы в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети.

Новизна: Ознакомление дошкольников с жизнью русского народа с его играми и развлечениями происходит на основе проектной деятельности.

Цель исследования: Обогатить и систематизировать знания детей об русских народных играх – забавах.

Задачи:.

Образовательные:

  • Формировать представление о разнообразии народных игр;
  • Учить использовать в самостоятельной деятельности  народные игры, действовать согласно правилам;
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником   познавательного и нравственного развития детей

Развивающие:

  • Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;
  • Развивать  память,  творческое воображение,  познавательную активность, фантазию.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения;
  • Расширять кругозор детей;
  • Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи. Умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля;
  • Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры;
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.

Описание проекта.

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители

Сроки выполнения проекта:

Начало: 13 января  2020

Окончание 24 января 2020

Продолжительность: краткосрочный две неделя.

Место реализации: групповая комната, участок, семья, спортивный зал

Необходимые материалы и оборудование:

  • консультации;
  • атрибуты к играм
  • иллюстрированный материал;
  • подбор русских народных игр, хороводов.

В результате работы над проектом

  • Дети будут иметь представление о традициях русского народа;
  • Дети будут  проявлять  интерес к русским народным  играм ;
  • У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка.

План реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа:

Организационно-подготовительный этап: (с 13.01. 2020 – 15. 01.2020)

  1. Постановка цели.
  2. Составление плана работы по проекту (Приложение 1)

Внедренческий этап: (16. 01.2020 – 24.01. 2020)

Художественно – эстетическое развитие

  1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
  2. Заучивание считалок, потешек.

Безопасность.

  1. Объяснение техники безопасности при проведении подвижных игр и использовании атрибутов.

Физическая культура и здоровье.

  1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющие  и укрепляющие физическое здоровье детей.
  2. Игры с бегом:
  3. "Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью",   "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень",  "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".
  4. Игры с прыжками:
  5. "Болото"("Классы"), "Попрыгунчики",  "Родничок" .
  6. Игры с мячом:
  7.  "Мяч вверху",
  8. Игры  малой подвижности:
  9. "Краски", "Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки  Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Социально – коммуникативное  развитие.

  1. Совместная игра.
  2. Ознакомление с атрибутами игр.
  3. Ознакомление детей с понравившимися играми.

Познавательное развитие.

  1. Беседы «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»; «Какие вам знакомы игры на воздухе?», «Русские народные игры»

Заключительный этап: (27.01. 20 – 30.01.20) (Приложение 2 «Фотоотчёт»)

  1. Изготовление альбома «Русские народные подвижные игры»- совместная практическая работа детей и родителей по подбору материала игр – забав с рекомендациями.
  2. Оформление фотовыставки «Игры - забавы»
  3. Изготовление папки – раскладушки «Народные игры и забавы»

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

  • Низкая мотивация детей.
  • Отказ родителей от сотрудничества.
  • Сезонные заболевания.
  • Низкая посещаемость детей

Проектный продукт:

  • Лэтбук «Полезные фрукты для детей»; «Здоровье надо беречь», «А. В. С. Д»
  • Составлен перспективный план по реализации проекта;
  • Установлено деловое взаимодействие с родителями.

Перспективы на будущее.

  • Продолжать работу с детьми на укрепление здоровья и подготовка к школьной жизни.
  • Распространение опыта работы среди воспитателей и публикация на сайте и в СМИ.

Ресурсное обеспечение

Бюджет

Сумма

Видео материалов по теме проекта

Не требует финансирования

Методическая литература по заявленной теме

Не требует финансирования

Наглядные материалы по теме проекта

Не требует финансирования

Используемая литература

1.ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные  подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.

2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.

3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.

4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду" М., 2008г.

5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

Итог проекта

Подводя итоги всей проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель была достигнута: у детей на достаточном уровне сформированы основные представления о народных подвижных играх и потребность  их использования в разных видах деятельности.

Данный проект показал заинтересованность родителей  в знакомстве детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми, а совместные спортивные мероприятия детского сада сблизили семьи воспитанников. Родители осведомлены о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о физических умениях и навыках детей; у родителей создана активная позиция в совместной двигательной деятельности с детьми.

Приложение №1

Календарно – тематическое планирование по проекту

День недели

        Образовательная деятельность в режимных моментах

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1 неделя

Четверг

Утро

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.

Малоподвижная игра «Яшка». Учить детей, соотносить слова с движениями. Развивать творческое воображение, артистизм.

Прогулка № 1

 П/и «Два Мороза». Продолжать учить детей, соблюдать правила игры, выбирать водящих по считалке. Упражнять ребят  в беге, развивать быстроту реакции.

П/игра «Ловец с мячом» Ведущий догоняет детей и пятнает их мячом. Кого запятнали, сам становится ведущим и берет мяч себе» 

Перед сном.  

Малоподвижная игра «У бабушки Маланьи»

Вечер

Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры» Пробудить у детей интерес к теме народных игр

Прогулка № 2

П\ и «Гори ясно». Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

П/игра «Медведь» Развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Консультация для родителей

«Русские народные подвижные

игры»

Пятница

Утро

Проблемная ситуация: «Народная игра, - что это такое?» Заинтересовать

детей темой народных игр;

Игра малой подвижности «Теремок». Развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов

Прогулка № 1

Игра «Зевака. Закрепить умение метать и ловить мяч.

П/игра «Ловишки с мячом» умение увёртываться от мяча.

Вечер

Беседа с детьми на темы: «Какие вам знакомы игры на воздухе?» Какая игра любимая и почему?

Игра малой подвижности «Ворон». Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения

Прогулка № 2

П/игра «Баба - Яга» продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

П/и «Два Мороза». Продолжать учить детей, соблюдать правила игры, выбирать водящих по считалке. Упражнять ребят  в беге, развивать быстроту реакции, творчество, передавая игровой образ

Предложить родителям познакомить и разучить с ребёнком одну  из игр детсва.

2 неделя

Понедельник

Утро

Беседа на тему: «Русские народные игры».

Малоподвижная игра «Теремок». Развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов

Прогулка № 1

П/игра «Колечко»

Русская народная подвижная игра «Бег по стволу». Развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Перед сном

Малоподвижная игра «Дедушка Мазай»

Вечер

Игра малой подвижности «Летит - не летит». Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Прогулка № 2

П/игра «Лодырь» Развивать умение выполнять движения по сигналу

П/игра «Волк во рву»

Попросить родителей принять  участие в оформлении альбома «Русские народные игры»

Вторник

Утро

Игра малой подвижности «Дедушка Мазай»

Прогулка № 1

П/игра «Обеги круг»Учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» Развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой

Перед сном.

Игра малой подвижности «Угадай, кто зовёт?». Учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.  

Вечер

Игра малой подвижности «Найди и промолчи». Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Прогулка № 2

П/игра «Хромая лиса». Упражнять в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

П/игра «Волк и овцы» Развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ

Среда

Утро

Игра малой подвижности «Угадай, кто зовёт?». Учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.  

Прогулка № 1

П/игра «Золотые ворота». Совершенствовать легкий бег, развивать ловкость

П/игра «Баба - Яга» продолжать учить стремительному бегу, развивать т творчество, передавая игровой образ.

Перед сном

Игра малой подвижности «Обеги круг». Учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Вечер

Игра малой подвижности «Сделай фигуру». Учить действовать по сигналу педагога, бегать по всей площадке не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движения

Прогулка № 2

П/игра «Заря-зарница». Учить детей, взаимодействовать между собой в соответствии с правилами

П/игра «Волк во рву»

Четверг

Утро

Игра малой подвижности «Подними ладошки». Развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

Прогулка № 1

П/игра «Пятнашки - зайки». Развитие ловкости, выносливости. Обучение навыкам общения. Игроки выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

П/игра «Хитрая лиса»

Перед сном.

Игра малой подвижности «Дедушка Мазай» 

Вечер

Русские народные зазывалки 

-Таю, таю, налетаю

Вас  в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Игра малой подвижности «Эхо». Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Прогулка № 2

П/игра «Ловец с мячом» Ведущий догоняет детей и пятнает их мячом. Кого запятнали, сам становится ведущим и берет мяч себе.» 

П/игра «Баба Яга». Развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ        

Приложение 2

Игры с мячом

H:\20201013_105255.jpg H:\20201015_104108.jpg

Игры на свежем воздухе

H:\20201026_113233.jpg

Игры с героями

H:\IMG-20200220-WA0032.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...