Здоровьесбережение для воспитанников старшей группы с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Ларенкова Елена Николаевна

Система озоровительно - коррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в старшей группе. Материал предназначен для использования учителей - логопедов, дефектологов, психологов. воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл старшая группа с ТНР712 КБ

Предварительный просмотр:

H:\Фото для проекта\1 НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ 2018\5 ДЕНЬ ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ\20181123_103427.jpgG:\Детский сад 193\ЛОГОПЕД НОВАЯ\ФОТО\дети группы №1 2017\2017-02-20 06-10-40 (2).JPGG:\Детский сад 193\ЛОГОПЕД НОВАЯ\ФОТО\дети группы №1 2017\2017-02-20 06-05-06.JPG

G:\Детский сад 193\ЛОГОПЕД НОВАЯ\ФОТО\дети группы №1 2017\2017-02-20 06-01-52.JPG

Русская народная игра «Бабушка Маланья» кинезизиологические упражнения

У Маланьи, у старушки                                        (дети идут по кругу.

Жили в маленькой избушке

Пять сыновей -                                                       показывают пять пальцев.

Все без бровей,

С такими ушами,                                                      показывают руками большие уши.

С такими глазами,                                                сгибают пальцы в «колечки».

С такою головой,                                                   смыкают руки над головой.

С такою бородой.                                                  Показывают «бороду».

Ничего не ели,                                                         подпирают руками подбородок.

На нее глядели,

Делали вот так!                                                     Педагог показывает

                                                                       кинезиологические движения, дети  повторяют).  

Игра «Компот» Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Будем мы варить компот,               Левую ладонь держат «ковшиком», указательным

Фруктов нужно много. Вот:                    пальцем правой руки «мешают».

Раз - чудесный апельсин,                      Дети загибают по одному пальчику,

Два – душистый мандарин,                        начиная с мизинца.

Три – в атласном платье слива,

Аппетитна и красива!

А  четыре – это груша.

Хочешь эту грушу скушай?

Игра «Вышел дождик погулять» Развитие общей моторики

Капля раз,                                                       (прыжок на носках)

Капля два.                                                       (прыжок)

Очень медленно сперва,                            (три прыжка на двух ногах)

А потом, потом, потом                                («топотушки»   ногами)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                         (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.                             (руки куполом над головой)

Подвижная игра «Урожай»

В огород пойдем,                                                (идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Натаскали мы морковки,                                    (изображают, как таскают морковь)

Свеклу выдернули ловко.(изображают, как выдергивают свеклу)

Срезали кочан капусты,                                      (изображают, как срезают капусту)

Круглый, сочный, очень вкусный.(изображают, как срезают капусту)

Круглый, сочный, очень вкусный                     (показывают руками круг три раза)

Щавеля нарвем немножко                                (изображают, как рвут щавель)

И вернемся по дорожке                                    (вновь идут по кругу, взявшись за руки)

Игра «Наша грядка»  Развитие слухового внимания

Что растёт на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп, все приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Игра «Повторяя за мной зарядку»

Развитие мелкой моторики и  слухового внимания

Повторяй за мной зарядку.               (Загибать на каждый овощ пальчик)

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква – вот, а вот – томат.

Здесь – капуста, здесь – салат,

Тмин, картошка, артишок

 И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы, будем есть мы до весны.

Игра «Хозяйка однажды с базара пришла»

Развитие мелкой моторики

Хозяйка однажды с базара пришла,             («Шагают» пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,                                                                     (Загибают по одному пальчику на строчку

Капусту,        на обеих руках.)

                                  Морковку,

Горох,

             Петрушку и свёклу.

                                                Ох!..                          (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе –                            (Попеременные удары кулачками и

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.        ладонями.)

Картошка?        (Загибают пальчики на обеих руках.)

                  Капуста?

                                  Морковка?

Горох?

              Петрушка иль свекла?

                                              Ох!        (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла        (Стучат ребром каждой ладони по

И ножиком этим крошить начала         столу.)

Картошку,                                           (Загибают пальчики.)

                    Капусту,

                                  Морковку,

Горох,

             Петрушку и свёклу.

                                              Ох!                       (Хлопок.)

Накрытые крышкой в душном горшке                    (Ладони складывают крест-

Кипели, кипели в крутом кипятке        накрест на столе.)

Картошка,        (Загибают пальчики.)

                    Капуста,

                                   Морковка,

Горох,

              Петрушка и свекла.

                                               Ох!        (Хлопок.)

И суп овощной оказался не плох!        (Показывают, как едят суп.)

Игра «У Лариски – две редиски»

Развитие мелкой моторики

У Лариски –        (По очереди разгибают пальчики

Две редиски.        из кулачка, начиная с большого, на

У Алёшки –         одной или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Развитие  слухового внимания

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…  (помидора).

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

Пики зелёные выставил… (лук).

Игра «Овощи» Развитие ориентировки в пространстве

Как-то вечером на грядке        (Дети идут по кругу, взявшись за

Репа, свёкла, редька, лук        руки, в центре круга – водящий с

Поиграть решили в прятки,        завязанными глазами.)

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:        (Останавливаются крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься         (Разбегаются, приседают, водящий

Глубже,        ищет.)

Ну а ты иди искать.

Игра «Дождик» Развитие общей моторики

Капля раз,                                                       (прыжок  на одной ноге)

Капля два.(прыжок на другой ноге)

Очень медленно сперва,                            (мелкие «топотушки» ногами)

А потом, потом, потом                                

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                         (руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.                             (руки куполом над головой)

Игра «Ветер» Развитие общей моторики

Ветер дует нам в лицо,                         (Кистями рук взмахи в сторону лица)

Закачалось деревцо.(легкие наклоны из стороны в сторону

руками надголовой)

Ветерок все тише, тише,                     (по тексту)

А деревья то все выше, выше.(напряженные руки тянутся вверх).

Игра «Осенние листья» Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять                (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы,                             (загибают пальцы на обеих руках, начиная с «больших»)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.               (протягивают «воображаемый букет)

Логопедический массаж рук

Даём ребенку колючий мяч или круглую щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку межу ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты,  ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Дидактическая игра «Что лишнее  и почему?»

Развитие  слухового внимания

Воспитатель называет четыре признака разных времен года:

  • Птицы улетают на юг.
  • Расцвели подснежники.
  • Пожелтели листья на деревьях.
  • Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Дидактическая игра «Какое слово не подходит?»

Развитие  слухового внимания

Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

Ива, ивовый, пиво, ивняк.

Осень, осенний, синий.

Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.        

Капля, капать, копать, капелька, накапало.

Игра «Вышел дождик погулять»

Развитие общей моторики

Раз, два, три, четыре, пять,        (Удары по столу пальчиками обеих рук.)

Вышел дождик погулять.        (Беспорядочный удары по столу пальчиками

        обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,        («Шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить?        обеих рук по столу.)

Вдруг читает по табличке:        (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками

«По газону не ходить!»        по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:        (Часто и ритмично бьют в ладоши.)

- Ох!         (Один хлопок.)

И ушел.        (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

Подвижная игра « Ягодка – малинка»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.         (Ходьба на месте.)

Спелых ягод наберем, наберем.                         (Руки перед собой с воображаемой

                       корзинкой.)

Солнышко высоко,                                    (прямые руки перед собой, тянутся руками вверх.)

А в лесу тропинка                                               (волнообразные движения руками перед собой)

Сладкая ты моя,                                                    (Хлопают в ладоши)

Ягодка – малинка.

Дидактическая игра «Брать – не брать»

Увеличение словарного запаса по теме «Ягоды», дифференциация лесных и садовых ягод, развитие слухового внимания.

Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если они услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (Земляника, черника, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)

Игра «По ягоды» Координация речи с движением

Мы шли – шли – шли,                          (Дети идут по кругу)

Землянику нашли.                            (Наклонились, правой рукой коснулись левой ноги,

                                                                    не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,                   (Маршируют по кругу)

Мы идем искать опять.                    (Наклонились, левой рукой коснулись правой ноги)

Игра с резиновым мячиком «Я катаю мячик красный»

Прокатывание резинового мячика между ладоней по кругу

Я катаю мячик красный,

Станет  он еще прекрасней.

Игра «Солнышко и тучка»

игра на расслабление и напряжение мышц

Солнышко зашло за тучку, стало свежо.(Сжаться в комок, чтобы согреться,

задержать дыхание)

Солнышко вышло из – за тучки.  Жарко.      (Расслабиться, как будто разморил  на солнце

Повторить 2- 3 раза.на выдохе).

Игра «Где вы были?»

Координация речи с движением, работа над общими и речевыми навыками

Воспитатель: Ножки, ножки, где вы были?    (Ходьба на месте)

Дети: За грибами в лес ходили.

Воспитатель:Что вы, ручки, работали?(Присели, «собирают» грибы)

Дети: Мы грибочки собирали.

Воспитатель:А вы, глазки, помогали?

Дети: Мы искали да смотрели,                (Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)

Все пенечки оглядели.

Игра «За грибами» развитие мелкой моторики

Топ- топ – пять шагов,      (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

В туесочке пять грибов.       (Переплели пальцы обеих рук – туесочек,

Мухомор красный -               большие пальцы – ручка;

Гриб опасный.показали 5 пальцев правой руки)

А второй – лисичка,              (На каждое двустишие дети разгибают

Рыжая косичка                       по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной

                                                      или обеих руках)

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Развитие слухового внимания

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый… (мухомор).

Посмотрите –ка, ребята,

Тут лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые…(поганки).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это…(сыроежки).

Дидактическая игра «Грибы»

Упражнение для развития слухового внимания и элементарных математических представлений

На полянке у дубка крот увидел два грибка,

А подальше, у осин, он нашел еще один.

Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла –подосиновик нашла,

Две лисички, боровик и зеленый маховик.

Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Игра «Дерево»

игра на расслабление и напряжение мышц

Дерево качается где – то в облаках.                      (Стоя в рассыпную, поднимают руки

вверх).

Облака качаются на его руках.                             (Качают поднятыми руками, перебирая

                                                                                       пальчиками, как – будто листочками).

Эти руки сильные рвутся в вышину.                   (Движения качания усиливаются,

 напряженные руки тянуться вверх).

Держат небо синее, звезды и луну.(Руки вверху, пальцы широко расставлены).

Игра «Лодка» развитие мелкой моторики

Лодочка плывет по речке,                 (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы

Оставляя на воде колечки.прижаты к ладоням, как ковшик).

Игра «Пароход»развитие мелкой моторики

Пароход плывет по речке                       (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты

И пыхтит он, словно печка.                  (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).

Игра «Коза»развитие мелкой моторики

У козы торчат рога,     (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец

Может забодать она.и мизинец выставлены вперед, средний палец и безымянный

палец и прижаты к ладони большим пальцем).

Игра «водичка» массаж лица

Водичка, водичка,                          (двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,                    (дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,                     (тереть щечки)

Улыбался роток                                  (улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

Игра «Разминка» координация речи с движением

Голова покиваем,                 (Дети кивают.)

Носиками помотаем,             (Двигают головой вправо – влево.)

А зубами постучим                (Стучат зубами.)

И немножко помолчим.        (Прижимают указательный палец к губам.)

Плечиками мы покрутим     (Вращают плечами.)

И про ручки не забудем.     (Вращаем руками.)

Пальчиками потрясем          (Трясем кистями.)

И немножко отдохнем.         (Наклоняются вперед и качают расслабленными руками.)

Мы ногами поболтаем          (Выбрасывание вперед ног, по очереди.)

И чуть – чуть поприседаем,   (Приседают.)

Ножку ножкой подобьем        (Одна нога ударяет другую.)

И сначала все начнем.            (Хлопки ладонями.)

«Пальчики кивают» игра для развития мелкой моторики

Вот и встретилась семья.   (Дети ставят ладони параллельно, друг напротив друга.)

Рад тебя увидеть я.               («Кивают» указательными пальцами.)

Всех мы в гости пригласили,   («Кивают» средними пальцами.)

Всех здороваться учили.       («Кивают» безымянными пальцами.)

В знак приветствия кивать       («Кивают» мизинцами.)

Может пальчик номер пять,    («Кивают» мизинцами.)

Безымянный может ниже,        («Кивают» безымянными пальцами.)

Средний силой не обижен,      («Кивают» средними пальцами.)

Этот знает все на свете,             («Кивают» указательными пальцами.)

А вот этот любят дети!             («Кивают» большими  пальцами.)

Игра «Правая и левая» Речь с движением

Выполнение движений в соответствии с текстом

Правая и левая – строят города.

Правая и левая – водят поезда.

Правая и левая – могут шить

и штопать.

Правая и левая – могут звонко хлопать!

Игра «Дом и ворота» Речь с движением

На массиве дом стоит                        (Дети держат руки над головой)

Ну а путь к нему закрыт,                (Ладони внутренней стороной повернуты к себе,

                                                              большие пальцы соединены)

Мы ворота открываем –                          (Ладони открыть)

В этот домик приглашаем.                     (Ладонями пригласительный жест)

«Пальчики-строители» игра для развития мелкой моторики

Пальчики – мальчики, вы строители,                 (Сжимание и разжимание кулачков)

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает,                      (Загибаем 1 пальчик)

Этот воду туда добавляет,                                             (Загибаем 2 пальчик)

Этот включает бетономешалку,                                   (Загибаем 3 пальчик)

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит получится стенка.                            (Загибаем 4 пальчик)

Кровельщик крышу покроет железом.                          (Загибаем 5 пальчик)

Там высоко мы туда не полезем.

Вот штукатур. Он выровнял стенку.                               (Загибаем 6 пальчик)

Маляр постарался – покрасил панели.                            (Загибаем 7 пальчик)

Электрик свет уже подключил                                          (Загибаем 8 пальчик)

Осталось только подать газ –

Прекрасный дом будет у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители вам за работу!

Игра «Строим дом» Речь с движением

Стук – стук молотком,  

Строим, строим новый дом.

Ты пила, пили быстрей,  

Домик строим для людей.

«Я пришёл за мебелью» Речь с движением

Мы приходим в магазин, в магазине нет корзин.

В магазине этом крупные предметы:

Стол, диван и табуреты, шкаф, диван и стеллажи.

Что ты выберешь, скажи!

«Много мебели в квартире» игра для развития мелкой моторики

Раз, два, три, четыре                 (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире.          (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,    (Загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.    (Попеременно хлопают в ладоши и стучат в кулачки)

Много мебели в квартире.

Игра «Чего не хватает?»

Развитие слухового внимания, речевого слуха

Воспитатель объясняет детям, что будет читать отрывок стихотворения «Федорино горе», а они должны внимательно слушать, чтобы запомнить все названия посуды из стихотворения.

Игра «Мебель» Развитие слухового внимания

1.Из окошка вывалился СТОЛ

И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел… (К. Чуковский «Федорино горе»)

2.А на белой ТАБУРЕТОЧКЕ

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит… (К. Чуковский «Федорино горе»)

3.Здесь у меня столовая,

Вся мебель дубовая.

Вот это СТУЛ –

На нем сидят.

Вот это СТОЛ. –

За ним едят.  (С. Маршак «Кошкин дом»)

Игра «Будь внимательным»

Развитие слухового внимания, грамматического строя речи

Какие слова, обозначающие мебель, встречаются в стихах? С какими предлогами?

…Если б мыло приходило                               Он тогда залез НА СТУЛ.

По утрам ко мне В КРОВАТЬ                         Притворился, что уснул.

И само меня бы мыло -                                    Скатерть СО СТОЛА стянул

Хорошо бы это было!                                      И в окошко улизнул.

Б. Заходер «Петя мечтатель»                            Б. Заходер «Вредный кот»

Кто, например, залез В БУФЕТ,                      Молоко блестит в стаканах,

Конфеты там нашел?                                         Вишни стынут в киселе,

И все бумажки от конфет                                  С тонкой корочкой румяной

Кто побросал ПОД СТОЛ?                                Хлеб пшеничный НА СТОЛЕ.

Б. Заходер «Никто»                                                 В. Донникова «Все готово для ребят»

Телефон у нас висит,                                        Сидя, книги брал СО ШКАПА.

Телефон весь день звонит.                                И не раз ему в кино

Я на цыпочки встаю,                                          Говорили: «Сядьте на пол,

Я залез НА ТАБУРЕТ.                                       Вам, товарищ, все равно,

Говорю, что папы нет.                                        Дядя Степа утром рано

С. Баруздин «Телефон»                                  Быстро вскакивал С ДИВАНА.

С. Михалков «Дядя Степа»

Игра «Я рубашку сшила мишке…» Речь с движением

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.    

З. Александрова

«Наперсток» игра для развития мелкой моторики

Вышивает, шьет иголка,                   (Левая ладошка раскрыта, в правой руке –

Пальцу больно,                                     воображаемая иголка; иголка «шьет»

Пальцу колко.и задевает кончик указательного пальца

                                                                на левой руке)

А наперсток                                           (Дети делают правой рукой такое движение,

В тот же миг                                    как будто надевают на указательный палец наперсток)

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке:                                    («Шьют»)

- Шей,                                                    (Грозят указательным пальчиком левой руки)

А колоться ты не смей!

Игра «Помощники» развитие общей моторики

Дружно помогаем маме,                 (Встают, наклонившись; руками двигают

Мы белье полощем сами.влево, вправо)

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,                                  (Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились.                                     (Снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились.                  (Вытирают руку о руку.)

Игра «Слушай и считай»

Развитие слухового внимания и математических представлений

А ну – ка, ребята, кто отгадает?

На десять братьев двух шуб не хватает.   (Рукавички)

       Две сестренки, две плетенки

       Из овечьей пряжи тонкой.

       Как гулять – так надевать,

       Чтоб не мерзли пять да пять.           (Варежки)

Дарит бабушка – лисица

Трем внучатам рукавицы.

- Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте.

Игра «Сколько обуви у нас» развитие мелкой моторики

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви  у нас.           (дети попеременно хлопают ладонями и ударяют кулаками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки                     (на каждое название обуви загибают по одному пальцу,

Для Романа и Аришки                     начиная с большого)

Да еще ботинки для нашего Тимошки.

А вот эти валенки для малышки Анечки.

Игра «Я в ладоши хлопаю» Кинезиологические упражнения

Я в ладоши хлопаю                                                   (хлопки в ладоши)

И ногами топаю.                                                      (топаю ногами)

Ручки разотру, тепло сохраню.                        (потереть ладонь об ладонь)

Ладошки, ладошки, утюжки – недотрожки.   (ладонью погладить предплечье и плечо)

Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше,            (погладить голень и бедро ладонями обеих   рук)

Вы стучите  ножки, чтоб бежали по дорожке.     (с носка на пятку одной ногой,  затем другой).

Игра «На прогулке»

Развитие координации речи с движением

Погуляем мы немножко,               (дети водят хоровод)

Побежим мы по дорожкам,          (бегут по кругу)

Ножками потопаем,                      (топают ногами)

Ручками похлопаем.                   (хлопают в ладоши)

А когда домой пойдем,              (делают руками крышу над головой)

Свою обувь мы протрем.            (гладим наружную часть ладони)

Игра «Пружинки»

Регулирование напряжения в ногах

Что за странные пружинки       (дети поднимают носки, пятки при этом прижаты к полу)

Упираются  в ботинки?

Ты носочки поднимай                     (выполнение действий по тексту)

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок, отдыхай!

Подвижная игра «Подпрыгни, если услышишь...»

Услышав слова, относящиеся к зиме на месте - прыгнуть.

Мчусь, как ветер, на коньках

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке.

Раз, два! – вот и поскользнулся!

Раз, два! – чуть не кувыркнулся!

Раз, два! – крепче на носках.

«Дед Мороз» Развитие координации речи с движением

Динь-дон стучат часы                           (Движение ладонями  вправо – влево перед лицом)

Закрутил Мороз усы                     (Указательными пальцами «закручивать усы»)

Расчесал он бороду                       (Поглаживание руками «бороду»)

И пошел по городу.                       («Марширование» на месте)

Скрип – скрип, скрипит снежок.

На спине большой мешок.              (Несет воображаемый мешок)

С бусами хлопушками,                    («Фонарики»)

С яркими игрушками.                   (Хлопки руками перед собой)

Игра «Путешествие зимой»

Развитие координации речи с движением

Ребята, а вы не боитесь в морозы гулять?

Дети                                                                            (Хлопают по коленям)

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

То любой осилим путь.

- А если тропка лесная?

- А мы ножками: топ, топ, топ, топ                           (Маршируют)

-А если сугробы глубокие?

-А мы на лыжах: шик, шик, шик, шик.                     (Взмахи лыжными палками)

-А если речка замершая?

-А мы на лыжах: вжик – вжик, вжик - вжик,          (Руки за спину, скользящие

                                                                                          движения ногами)

- А если горка крутая?

-А мы на санках: ух – ух, ух – ух              (Две руки справа наверху – движение вниз влево)

-А если дорога широкая?

-А мы на машинах: ж –ж, ж-ж,                               (Руль)

-А если рельсы железные?

- А мы на поезде: чух–чух, чух – чух,              (Изображают паровозик руками)

-А если чаша дремучая?

-А мы на самолете: у-у-у-у.

Игра «Ворона»Развитие шепотной речи

Ты ворона,  где была?      (Ударять об ладошку на   каждую строчку – 4 удара)

Что ворона принесла?

- Я летала на базар.

Принесла вам «Кар – Кар».

Игра «Воробей»Развитие координации речи с движением

Среди белых голубей (Дети идут по кругу, взявшись за руки,)

Скачет шустрый воробей.                (В центре круга, один ребенок – скачет, как воробей)

Воробушек – пташка,                          (Дети встают лицом в круг,)

Серая рубашка.                                     (Идут по кругу приставным шагом.)

Откликайся, воробей,                          («Воробей» пытается «вылететь» из круга)

Вылетай – ка не робей.                        («Голуби» его не пускают).

«Снегири»(Развитие координации речи с движением)

Вот на ветках, посмотри,           (По 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири.           (И по 4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,   (На первое слово каждой строчки – частое потряхивание руками,)

Греются на солнышке.                   (На второе – один хлопок по бокам)

Головою вертят,                              (По 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

-Кыш! Кыш! Улетели!                   (Разбегаются по группе, взмахивая руками, крыльями)

«Кормушка» (Игра для развития мелкой моторики)

Сколько птиц к кормушке нашей       (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,              (На каждое название птиц загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.            (Опять сжимают и разжимают кулачки)

«Зимующие птицы» (Игра для развития мелкой моторики)

Дети выкладывают по одному камушку/счетной палочке, на каждую  названную птицу.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по – прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Игра «Посуда»

Игра на координацию речи с движением, и закрепление относительных прилагательных

Вот большой стеклянный чайник –                         (Дети надувают живот,

Очень важный, как начальник.                           одну руку ставят на  пояс)

Вот фарфоровые чашки,                                           (Другую руку ставят на пояс)

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                                        (Рисуя руками в воздухе круги)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки -                                         (Тянутся, смыкают руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.                     (Руки вытягивают вперед, смыкая пальцы,

Он посуду нам принес.                                  образуя круг на уровне груди).

Пальчиковая игра «Помощники»

Раз, два, три, четыре –                   (Дети попеременно ритмично ударяют кулачками

                                                                          и хлопают в ладоши).

Мы посуду перемыли:                                (Скользят одной ладонью по другой).

Чайник, чашку, ковшик, ложку                       (Загибают пальцы)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                              (Скользят одной ладонью по другой).

Только чашку мы разбили.                                (Загибают пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Так мы маме помогали.         (Ритмично ударяют попеременно кулаками  и хлопают в ладоши).

«Самовар»

Развитие речевого дыхания

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                        (Каждую строчку проговаривать на одном выдохе)

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

- Пейте чай, вода вскипела!

Развитие интонационной выразительности «На моей  тарелочке»

На моей тарелочке –                  Рыженькая белочка,  

Чтоб была она видна –               Все съедаю я до дна.

«Повар»

Игра на координацию речи с движением

Повар Вася очень ловко

Чистит ножиком морковку,

Сыр на крупной терке трет:

Взад – вперед, да взад – вперед.

Суп мешает поварешкой

 И толкушкой мнет картошку,

Режет ножиком укроп:

Вжик –вжик – вжик, и в миску оп!

Пальчиковая игра «Буренушка»

Дай молока, Буренушка,                  (Дети показывают, как доят корову)

Дай капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,                          (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                 (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу  немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.                                (Снова «доят»)

Развитие интонационной выразительности «Молочный магазин»

В магазин везут продукты,

Но не овощи. Не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок,

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу,

Это им полезно очень.

Магазин же наш – молочный.

Игра  «Что за шум на кухне этой?»

Координация речи с движением  

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмем,

Быстро мясо провернем.

Миксером взбиваем дружно

Все, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы - это чудо!

Жить без них нам было б худо.

Координация речи с движением  «Мы варили суп…»

Мы варили суп – суп                              (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп –круп                             (потираем ладошки)

Получилась каша                                      (ладони вверх)

То – то горе наше.                                (хватаемся за голову)

Замесили тесто                            (стучим кулачками по столу или по коленкам)

А оно не с места!                               (ставим руки на пояс)

Координация речи с движением  «Самолет»

Руки в стороны – в полет       (Дети разводят руки в стороны)

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,                  (Правую руку выставляют вперед)

Левое крыло вперед,                    (Левую руку выставляют вперед)

Полетел наш самолет.                  (Круговые движения руками)

Координация речи с движением   «Теплоход»

От зеленого причала                              

Оттолкнулся теплоход.                                   (Прыжок вперед)

Раз, два – он назад шагнул сначала.                  (Шаг назад)

А потом шагнул вперед – раз, два,                (Шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке,                           (Руки вытянуты стрелочкой вперед)

Набирая полный  ход.                                      (Движения по кругу мелкими шашками)                                                                

Развитие мелкой моторики «Транспорт»

(Соединение всех пальцев с большим  по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.                             (смена руки)

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Пальчиковая игра «Мы с первым пальцем – малышком»

По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.

Мы с первым пальцем – малышком                  (Мизинчик загнуть, затем разогнуть)

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,                        (Безымянный)

Тихонько песни напевая.

А с третьим - сядем мы в такси,                           (Средний)

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете                         (Указательный)

Мы полетим к другой планете.  

Садись – ка, пятый, в самолет,                            (Большой)

С тобой отправимся в полет.

Развитие мелкой моторики «Армия»игра с экспандером

Сжимание экспандера в ладошке на ударный слог:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее.

Развитие мелкой моторики «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Игра«На лужайке поутру»

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения

На лужайке поутру  (Дети встают в круги берутся за руки)

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,                            (Делают 4 шага назад, расширяют круг)

Расширяют круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим в перегонки.                               (Бегут друг за другом по кругу)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять,                      (Поворачиваются в круг лицом)

Будем в солнышко играть

Мы - веселые лучи,                                (Тянуться на носочках, руки вверх)

Мы - резвы и горячи.                             (Прыгают на носочках)

Развитие мелкой моторики  «Наши алые цветки»

Наши алые цветки     (Держим перед собой два кулачка)

Раскрывают лепестки. (Медленно открывают пальчики)

Ветерок чуть дышит,       (Слегка подуть на пальчики)

Лепестки колышет.          (Легкие движения пальцами)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,       (Медленно закрывают пальчики)

Тихо засыпают,

Головками качают.           (Движения кулачками)

Игра«Летчик»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Быть шофером хорошо,             (Дети крутят воображаемый руль)

А летчиком - лучше.                   (Разводят руки, как крылья)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,              (Наклоны вперед, наливают воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.                     (Перед грудью, заводят «Моторчик»)

«В небеса, мотор, вези,             (Разводят руки, как крылья)

Чтобы птицы пели».

                      В. Маяковский

Игра«Кровельщик»

(Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)

То не град, то не гром -              (Дети стоят кружком, изображают удары молотком,

Кровельщик на крыше.              (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Бьет он громко молотком -        (Изображают удары молотком)

Вся округа слышит.                     (Закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,               (Изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нем.            (Наклоняются, достают носки руками)

Упражнение «Мячик»Работа над четкостью дикции

Новый мячик у Артема.

С ним играет Тема дома.

А еще в саду на даче

Он играет в новый мячик.                    

Игра «Мячик»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Раз, два прыгай мячик               (удары кистью рук по «воображаемому» мячу)

Раз, два и мы поскачем

Девочки и мальчики,              (прыгают девочки руки на поясе, затем мальчики)

Прыгают как мячики                (прыжки на двух ногах)

Развитие мелкой моторики«Симпатичные игрушки»

У меня живут зверюшки,                      (Ритмично сжимают и разжимают кулаки)

Симпатичные игрушки:

Раз – котенок, два – козленок,                (Загибают на каждое название животного

Три румяные поросенок,                            по одному пальцу на обеих руках).

И еще большой котяра,

И щенок Трезор, дворняга.

Игра «Игрушки» развитие мелкой моторики  

На большом диване в ряд                  (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы Катины сидят:                        (Разгибают поочередно пальцы, начиная с больших)

Три медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,                    (Загибают пальцы, начиная с больших пальцев)

Помогаем нашей Кате                     (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками)

Мы игрушки сосчитать.

Игра для развития общей моторики «Кто,  как передвигается»

Медведь – ходит, переваливается;               белка – прыгает с ветки на ветку;

Волк – рыщет;                                                 рысь – лазает, бегает;

Лиса – бегает, хвостом виляет;                     заяц прыгает.

Подвижная игра «На водопой»

Координация речи с движением, закрепление в речи существительных с суффиксами  – онок, - енок.

Жарким днем лесной тропой                         (Дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок,               (Идут, громко топая.)

За мамой – лисицей  крался лисенок,            (Крадутся на носочках.)

За мамой – ежихой катился ежонок,             (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой – медведицей шел медвежонок,     (Идут вперевалку.)

За мамою – белкой скакали бельчата,           (Скачут вприсядку.)

За мамой – зайчихой – косые зайчата,           (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат,                      (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.    (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)

Игра«Еж, медведь, барсук, енот…»

Развитие мелкой моторики  

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год (смена рук).

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.


Игра «Кот-хвастун»

Развитие интонационной выразительности

Воспитатель спрашивает:– Кто нитку прядёт?

Дети отвечают:– Кто, кто - кот!

– А кто ткань ткёт? – Кто, кто - кот!

– А кто куртку шьёт? – Кто, кто - кот!

– А кто из кладовки сметану крадет?

Молчит кот. Только облизывает рот…

Пальчиковая гимнастика «Двое толстых поросят»

(Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподняты)

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут

Что им кушать принесут.

(Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными и шевелить ими)

Двое толстых поросят

Снизу в щелочки глядят,

Бегают туда – сюда:

«Где же вкусная еда.                                (Стучать большими пальцами по ладошкам)

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат,(Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола)

Вдруг открылась эта дверь:

«Можно выбежать теперь!» (Сложить ладошки как корытце,

шевелить большими пальцами)

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

«Вот корыто, да, да, да,

А в нем вкусная еда!»

Игра  «ПРО  БАРАНА»      

Развитие тонкой ручной моторики 

    Н Накупил баран баранок.           (пальчики на обеих руках  сжимаются и

    На базаре спозаранок                       и разжимаются в кулачки)
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,                           (
дети загибают по 1 пальчику
Девять сушек, восемь плюшек,          
постепенно оставляя мизинец
Семь лепешек, шесть ватрушек,          
на одной из рук)
Пять коржей, четыре пышки,               

Три батона, две коврижки.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
И один калач купил-
Про себя не позабыл,
А  для женушки-подсолнушки.

«Котенок глупыш»  - игра с прищепками для развития мелкой моторики

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги). После 1-го двустишия – смена рук.

Кусает – 2 сильно – 3 котенок – 4  - глупыш,

Он думает – 5: это – 4 не палец – 3, а мышь – 2 (смена рук)

Но я – 2 же играю -3 с тобою - 4, малыш – 5,

А будешь – 5 кусаться – 4 – скажу -3 тебе: «Кыш!» -2

Игра «Грядка»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

 Я давно весну ждала.                 (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

У меня свои дела.        

Мне участок в огороде                  (Идут в противоположную сторону)

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,               (Останавливаются, изображают, как копают)

Я пойду, вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна,       (Пальчиками «перетирают» воображаемую землю)

Это любят семена.

Посажу на ней морковку            (Изображают, как разбрасывают семена)

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

Игра «Журавль»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

По болоту я хожу, во все стороны гляжу.

Часто нагибаюсь, клюковкой питаюсь.

Я схожу на ручеек, заварю себе чаек.

Буду пить – попивать, красно лето вспоминать.

Подвижная игра «Весна, весна красная!» (русская песенка)

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Весна, весна красная!                         (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,                       (Идут в противоположную сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким,(Останавливаются, поднимают руки вверх,  встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким,                       (Приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными.                  (Взявшись за руки, бегут по кругу)

хоровод «Береза»

Координация речи с движением, развитие речевого дыхания

Береза моя, березонька.            (Дети идут хороводом, взявшись за руки)

Береза моя белая,                      (Меняют направление движения)

Береза кудрявая.

Стоишь ты березонька,             (Встали, подъем рук вверх, вдох)

Посредь долинушки,                 (Опустили руки, выдох)

На тебе, березонька,                  (Подъем рук вверх, вдох)

Листья зеленые,                         (Опустили руки, выдох)

Под тобой, березонька,              (Подъем рук вверх, вдох)

 Трава шелковая.                         (Опустили руки, выдох)

Подвижная игра «Весна, весна красная!» (русская песенка)

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Весна, весна красная!                         (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,                       (Идут в противоположную сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх  встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким,                       (Приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными.                  (Взявшись за руки, бегут по кругу)

Игра «Гусеница»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения

Этот странный дом без окон       (Дети лежат на спинках вытянувшись;

У людей зовется «кокон».руки вдоль туловища, ноги в центр круга)

Свив на ветке этот дом,               (Переворачиваются на левый бочок,

Дремлет гусеница в нем.                подкладывают ладонь под щечку)

Спит без просыпа всю зиму.       (Переворачиваются на правый бочок,

                                                         руки под щечку)

Но зима промчалась мимо -            (Переворачиваются на спину, потягиваются лежа)

Март, апрель, капель, весна…        (Медленно садятся)

Просыпайся, соня – сонюшка!        (Потягиваются сидя)

Под весенним ярким солнышком     (Встают, потягиваются стоя)

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!                        (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями).

Игра «Бабочка»

Координация  движения, развитие творческого воображения

Вот летает бабочка, желтая как лампочка,

Крылышками машет, нам цветок покажет.

Игра«Соты»

На нарисованной бумаге (соты), пальцы (указательный и средний)  «ходят» - «летают» по сотам  на ударные  слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит  ли  меда всем  нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по здоровьесбережению для детей старшей группы «Путешествие в страну здоровья, к королеве Неболей»

Конспект занятия по здоровьесбережению для детей старшей группы детского сада....

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"...

Конспект занятия по здоровьесбережению детей в старшей группе

Конспект занятия по здоровьесбережению детей в старшей группе«На пути к здоровью, знакомство с Биффи»...

Перспективный план по здоровьесбережению детей в старшей группе

Перспективный план по здоровьесбережению детей в старшей группе...

Организация культурно-досуговой деятельности для воспитанников Ясельной группы воспитанниками старшей группы, драматизация русской народной сказки «Теремок»

Организация культурно-досуговой деятельности для воспитанников Ясельной группы воспитанниками старшей группы, драматизация русской народной сказки «Теремок»...

Организация культурно-досуговой деятельности для воспитанников Ясельной группы воспитанниками старшей группы, драматизация русской народной сказки «Теремок»

Организация культурно-досуговой деятельности для воспитанников Ясельной группы воспитанниками старшей группы, драматизация русской народной сказки «Теремок»...

Анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников старшей группы по вопросам здоровьесбережения.

Анализ анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников старшей группы по вопросам здоровьесбережения....