Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте
опыты и эксперименты (старшая группа)

Захарова Елена Сергеевна

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

 

Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_glupom_myshonke.docx298.65 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем в век информации и цифровых технологий. Современный человек – это личность, владеющая информацией и которая может ее использовать себе во благо. Информация позволяет достигать цели, реализовать личностные и профессиональные планы. Однако, не всегда человек может использовать информацию по назначению, не вникает в ее функционал, не знает, что с ней делать и как ее использовать с пользой для себя. Доступность информации делает ее обыденной для человека, а, следовательно, бесполезной. Поэтому для того, чтобы информация служила человеку и способствовала его развитию, необходимо с дошкольного возраста обучать ее функциональному использованию.

В настоящее время особое внимание в дошкольном образовании уделяется всестороннему развитию личности ребенка. Одним из условий полноценного развития личности дошкольника является сформированные коммуникативные умения и навыки в соответствии с возрастными нормами. Коммуникативные умения и навыки полноценно развиваются в интерактивной среде. Следовательно, вопрос о создании игровой интерактивной среды на сегодняшний день наиболее актуален. В содержании ФГОС ДО указывается, что «игра – основное условие полноценного развития ребенка» [2, с. 11], что служит причиной перевода методик обучения и воспитания дошкольников с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Поэтому основная задача педагога: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии.

Для детей от 3 до 7 лет очень эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам об окружающем мире, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. Интерактивная игра, указывает О.Н. Минова, заключает в себе большой потенциал и направлена на решение таких задач, как повышение коммуникативных умений и навыков дошкольника, познание окружающего мира, самопознание, освоение правил, норм и ценностей общества, более эффективное восприятие учебного материала и т.д. [1, с. 85]. Главной задачей остается обучение продуктивному общению со сверстниками. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе добиваться поставленной задачи, но и получает обратную связь, формирующую его представление о самом себе. Значение такого вида деятельности трудно переоценить, и во многих детских садах и других образовательных учреждениях этот метод коммуникации является обязательной частью программы. Например, интерактивная игра «Интервью». Цель игры – учить формулировать вопросы, развивать логическое мышление, коммуникативные способности. На коврике воспитатель разлагает картинки (их вдвое меньше, чем детей) с изображениями разных животных, насекомых. Под музыку дети свободно двигаются, а когда музыка останавливается, выбирают себе по одной картинке и объединяются в пары с теми, кому картинок не хватило. Следовательно, все в парах разыгрывают интервью. Ребенок без картинки задает вопросы типа:

– Кто ты?

– Ты можешь назвать себя красивым?

– Чем ты полезен?

Другой ребенок высказывается от имени, изображенного на картинке существа или животного, например: «Я – жук-солнышко. Я красив, потому нужен человеку. А еще я полезен, потому что поедаю много вредителей».

Воспитатель помогает детям объяснить пользу каждого живого существа.

Интерактивные игры бывают разных видов – это может быть и работа в группах, в парах, в которых дети получают возможность решать игровую задачу, поставленную перед ними. Другим вариантом интерактивной игры является использование цифровых технологий: это может быть компьютерная игра, виртуальное игровое путешествие или экскурсия, где ребенок будет выполнять ведущую роль. Другим видом интерактивных игр, являются разнообразные квесты, мультимедийные викторины и т.д. Квесты в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать в таких формах, как:

пересказа – демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказы, презентации, плаката;

планирование, проектирование – разработки проекта или плана на базе заданных условий;

творческой задачи – творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихи;

оценки – обоснование конкретной точки зрения;

различных исследований – изучение разного рода явлений, фактов, открытий на базе детских онлайн-сервисов.

Интересны детям дошкольного возраста интерактивные игры, связанные с созданием реальных объектов. Это позволяет не только расшить их кругозор и сформировать навыки продуктивной деятельности, но и влияет на развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, усидчивость, умение творчески решать поставленную задачу. Например, интерактивная игра «Строим дом». Цель: закрепить понимание понятий «дом», «геометрическая фигура», «размер», «рост»; развивать мышление, воображение, творческие способности. Дети объединяются в тройку. Каждой группе воспитатель раздает набор разных по размеру геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, полуовал) и три-четыре изображения силуэтов животных. Воспитатель предлагает детям построить из геометрических фигур (выложить или сделать аппликацию) домики для животных. Необходимо учесть размер, рост животных и т.п. Соответственно, дом может быть узким или высоким, низким или широким, квадратным или полуовальным. Дети объясняют, почему изготовили именно такие дома.

Задача воспитателя при использовании интерактивных игр, это создание условий для реализации игры и постановка перед ребенком игровой задачи. Решая игровую задачу самостоятельно или в процессе взаимодействия со сверстниками, ребенок учиться быть самостоятельным, у него активно развиваются все процессы мыследеятельности, он учится планировать свои действия, прогнозировать результат и выбирать средства для его достижения. Интерактивные игры воздействуют и на развитие таких психических процессов ребенка, как память, внимание, воображение. Все это создает базу его успешного личностного развития. Так, например, одной из разновидностей интерактивной игры является кейс. Воспитатель для создания кейса может выбрать любую проблему, которая будет интересна и доступна ребенку дошкольного возраста. Например, кейс «Правильно ли поступил Саша». Проводя подготовительную работу, воспитатель читает детям сказку Л. Толстого «Косточка». Затем подбирается серия сюжетных картин, на которых мальчик Саша не совсем честно поступает с конфетами, купленными мамой на праздник для всех детей. Детям даются следующие задания

1) рассмотреть картинки и определить общую сюжетную линию;

2) описать проблему;

3) составить вопросы для других детей;

4) дать оценку поступку Саши и спрогнозировать возможный выход из проблемной ситуации для героя.

Таким образом, интерактивная игра – эффективное средство развития личности ребенка, позволяющая максимально сформировать коммуникативные умения и навыки, научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, способствует активизации мыслительных процессов, учить ставить на элементарном уровне цели и достигать их, подбирая соответствующие методы и средства.

 

Список использованной литературы

1. Минова, О. Н. Проектирование занятия в детском саду с использованием интерактивных игр / О. Н. Минова // В сборнике: Роль науки и образования в модернизации современного общества. – Уфа, 2021. – С. 85-86.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке»

Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке»

Цель:

- учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью.

Задачи:

  • пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения: обучать элементам образно-выразительных средств;
  • формировать умение передавать мимикой, жестом, позой движения, основные эмоции;
  • развивать исполнительские способности детей;
  • воспитать усидчивость, активность, умение работать в команде, уверенность во время публичного выступления.

Предварительная работа.

Познакомить детей с текстом произведения, объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов, распределение ролей, чтение сказки по ролям, работа над мимикой, пантомимикой, интонация.

Действующие лица:

  • Сказочница- 
  • Мышка -
  • Мышонок-
  • Кошка-
  • Свинка-
  • Петушок-
  • Курица-
  • Цыплята-
  • Лошадка -
  • Утка -
  • Щука-
  • Лягушка-
  • Пёс-

Оборудование:

В центре зала колыбель Мышонка, игрушки. Занавес (день, ночь) Стульчик для мышки.

Справа от норки Мыши виднеется пруд, камыши, лилии- сидит лягушка, щука, утка.

Слева деревенский домик, небольшой заборчик, - сидят петух с курицей, цыплята, ближе к зрителям справа – кошкин дом, цветок, сидит кошка. Игрушка комар, червячок, таз с бельём, одеяло, подушка, телефон для мамы Мышки.

Ход представления:

Звучит мелодия русской народной колыбельной (Песня В. С. Калиникова «Киска»).

Выходит, в русском народном костюме сказочница.

Сказочница: Здравствуйте дорогие ребятишки и взрослые. Сегодня вам покажем сказку о глупом мышонке

Колокольчики звенят.

Это сказка к нам стучится,

И порадует ребят.

Жили -были мама мышка и мышонок озорник, капризуля, баловник

Он любил играть, скакать, песни петь и танцевать.

Сказочница: Но однажды озорной мышонок капризуля

так разыгрался, что чуть не случилась беда,

и вот какая история произошла.

(Мышь укладывает в колыбель мышонка)

Сказочница: Солнце село, скрылось прочь,

День угас, настала ночь.

Говорит мышонку мышка

Мышь-Баю- бай, усни малышка

(Мышь укладывает Мышонка в колыбельку и поправляет одеяло

Мышонок пытается выбраться из колыбельки.)

Мышонок (капризно)

Не хочу я спать нисколько!

(Мама-мышь снова укладывает Мышонка.)

Мышь (ласково)

-Спи, мышонок, замолчи дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

(Мышонок опять выглядывает из колыбельки.)

Сказочница: глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок.

Мышонок (капризно)

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи!

Мышка: Что же делать как мне быть как сыночка уложить?

(Мышь достает телефон и набирает номер).

Сказочница: Позвонила Мышка мать, стала Свинку в няньки звать.

Мышка: приходи к нам, тетя Свинка, нашу детку покачать.

Сказочница: Стала Свинка хрипло хрюкать, непослушного баюкать…

Свинка: Баю-баюшки, хрю-хрю! Успокойся, говорю!

Сказочница: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок.

Мышонок: Нет, твой голос не хорош очень грубо ты поешь.

Сказочница: Позвонила Мышка мать, тетю клушу в няньки звать

Мышка: Приходи к нам, тетя Клуша, нашу детку покачать.

Сказочница: Закудахтала Наседка(из-за ширмы)

Курица: Мне прийти никак нельзя, у меня не спит семья

Мышь -Мне не справиться одной - приходите всей семьей.

(Впереди идёт петух, за ним курица, а следом цыплята. Выходит, петушок, машет крыльями, укачивает Мышонка) Петушок- Ку – Ка – Ре – Ку, баю – бай!

Ку – Ка – Ре – Ку, засыпай!

(Мышонок закрывает уши)

Курица: Куд-куда, не бойся детка забирайся под крыло,

Там и сухо и тепло.

Сказочница: Глупый, маленький Мышонок отвечает им спросонок:

Мышонок: Нет, ваш голос не хорош, эдак вовсе не уснешь!

(Мышонок сердится, накрывается с головой одеялом, цыплята опускают голову, и все уходят.)

Сказочница: Позвонила Мышка мать, стала Жабу в няньки звать:

Мышка(по телефону) Приходи к нам, тетя Жаба, нашу детку покачать.

Сказочница: Стала Жаба важно квакать:

Жаба- Ква-ква -ква не надо плакать,

Спи, Мышонок, до утра дам тебе я комара (даёт комара, мышонок отворачивается, не берёт)

Сказочница: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош: очень скучно ты поешь.

(Жаба уходит)

Сказочница: Побежала Мышка – мать

Стала Лошадь в няньки звать.

Мышка(по телефону)

Приходи ты к нам, Лошадка,

Нашу детку покачать,

(Лошадь подходит к Мышонку, а мышка идёт стирать бельё)

Лошадь: И-Го-Го!

Сказочница: Поёт лошадка

Лошадь: Спи, Мышонок, сладко, сладко.

Повернись на правый бок –

Дам овса тебе мешок! (даёт мешочек овса, мышонок отталкивает его)

Сказочница: Глупый маленький Мышонок отвечает ей с спросонок.

Мышонок: Нет, твой голос не хорош!

Очень страшно ты поешь!

(Мышонок дрожит, испуганно прячется под одеяло Лошадь пожимает плечами и уходит.)

Мышка перестает стирать. Подходит к Мышонку и качает головой.)

Сказочница: Позвонила мышка мать стала утку в няньки звать

Мышь(по телефону) Приходи к нам, тетя Утка, нашу детку покачать.

(Выходит утка поправляет волосы, платье под музыку. Подходит к мышонку.)

Сказочница: Стала петь мышонку утка:

Утка: Баю-бай, усни, малютка! После дождика в саду червяка тебе найду! (даёт червяка)

Сказочница: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:

Мышонок: Нет, твой голос не хорош: очень громко ты поешь.

Сказочница: Позвонила Мышка мать, стала в няньки Щуку звать

Мышка(по телефону) Приходи к нам, тетя Щука, нашу детку покачать.

(мышка ведёт мышонка к пруду, где находиться щука)

Сказочница: Стала петь Мышонку Щука

Не услышал он ни звука.

(Щука на середине пруда широко открывает рот.

Мышонок прислушивается.)

Сказочница: Открывает щука рот, да не слышно, что поет! Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок.

Мышонок: Нет, твой голос не хорош! слишком тихо ты поешь!

(Щука отворачивается)

Сказочница: Позвонила Мышка мать,

стала в няньки Кошку звать.

Мышка: (по телефону) Приходи к нам, тетя Кошка, нашу детку покачать.

Сказочница: Стала петь мышонку Кошка

Кошка: Мур-мур-мур, усни, мой крошка.

Мяу-мяу, ляжем спать, мяу -мяу на кровать.

Сказочница: Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:

Мышонок: Голосок твой так хорош очень сладко ты поешь.

(Кошка и мышонок уходят за ширму.)

Сказочница: Прибежала Мышка-мать, посмотрела на кровать, ищет глупого Мышонка, а мышонка …Не видать!

(Мышка качает от горя головой взявшись за щеки плачет)

И решила мышка мать собаку в помощь надо звать.

Мышка: (по телефону) Приходи к нам, Пес-Барбос, Нашу детку поискать

(Пес залаял: из-за ширмы)

Собака: Гав-гав-гав бегу, бегу вашу детку я найду

(Собака нюхает кровать мышонка и бежит за ширму. Раздается лай собаки и мяуканье кошки Собака выходит из-за ширмы с мышонком. Мышонок, опустив голову, плачет, трет глаза, подходит к мышке).

Мышонок: Мамочка любимая ты меня прости, лучше голосочка в мире не найти. Я шалить не буду, лягу на кровать, полежу тихонько и буду засыпать.

(Мама мышь обнимает своего мышонка)

Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Дети выходят, взявшись за руки и поют песенку о маме (А. Филиппенко «Деревца не шумят»).Дети идут на поклон. Аплодисменты. C:\Users\Kozja\Downloads\IMG-20220324-WA0013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Проектная работа   Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

}Актуальность  проекта.       В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...

Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Данная статья будет полезна воспитателям, молодым специалистам детских садов при организации опытно-экспериментальной работы....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.Име...

Статья на тему: "Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста в детской лаборатории как форма организации познавательно-исследовательской деятельности

В статье представлена опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Основные методы исследования: опыты и экспериманты. Результатом явилась положительная динамика в заинтересованно...