Консультация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии.

 Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Виды здоровьесберегающих технологий

  1. Медико-профилактические.
  2. Физкультурно-оздоровительные.
  3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
  4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
  5. Валеологического просвещения родителей.
  6. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Составляющие элементы медико-профилактической технологии.

  организация мониторинга здоровья дошкольников;

  разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

  организация и контроль питания детей;

 организация физического развития;

  организация закаливания;

 организация профилактических мероприятий;

 организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

 организация здоровьесберегающей среды.

Составляющие элементы физкультурно-оздоровительной технологии.

 Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

  развитие физических качеств, двигательной активности (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика;

  дыхательная гимнастика;

 профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

 гимнастика для глаз; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье (проблемно - игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, релаксации, логоритмики).

В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят.

 технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)            

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

  технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей.

  папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы

Элементы здоровьесберегающих технологий:

Утренняя гимнастика – это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса.

 Бодрящая гимнастика - это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса сразу после сна.

 Гимнастика корригирующая – разновидность лечебной гимнастики, направленная на коррекцию деформированного отдела позвоночника.

 Гимнастика ортопедическая – комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение плоскостопия.

Пальчиковая гимнастика – комплекс мер, который применяется для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), и для решения проблем с речевым развитием у детей.

 Дыхательная гимнастика применяется для укрепления дыхательной мускулатуры детей, в том числе и с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.

Гимнастика для глаз способствует снятию мышечного напряжения с глаз, укреплению мышц.

Партерная гимнастика - это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями, включает в себя игровые задания и упражнени.

Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Динамические паузы – пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности.

Босохождение – комплекс упражнений, выполняемых босиком в целях закаливания и профилактики плоскостопия.

 Массаж и самомассаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, является основой для оздоровления организма.

Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения.

Подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника.

Водные процедуры – это гигиенические и оздоровительные процедуры, связанные с наружным применением воды.

 Воздушные процедуры – один из способов закаливания, когда свободно движущийся воздух воздействует на частично или полностью обнаженное тело.

Стретчинг – это система статических растяжек, направленная на развитие гибкости.

Ритмика – ритмические движения с музыкальным сопровождением.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая в себе речь и движения.

Сказкотерапия – психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности.

Цветотерапия – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника.

Гелиотерапия (в переводе с греческого «солнцелечение») – вид лечения и профилактики, использующий лучистую энергию солнца. Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм – активирует обменные процессы, укрепляет иммунитет, улучшает приток крови к тканям, нормализует аппетит и сон.

Фитонцидотерапия – использование растений для очистки воздуха от патагенных микроорганизмов.

Ароматерапия – разновидность альтернотивной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых из растений. Фитотерапия – лечение лекарственными растениями.

Витаминотерапия – профилактика и лечение различных заболеваний с помощью витаминов.

Игротерапия – психотерапевтический метод, который базируется на применении ролевой игры в качестве методики воздействия на личностное развитие.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

 Песочная терапия – один из методов психотерапии, в котором применяется песок, вода, миниатюрные фигурки.

Здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности, эффективному развитию физических и психических качеств. Результатом эффективной работы педагогов в системе здоровьесбережения является снижение заболеваемости детей, повышение компетентности педагогов и родителей в данном направлении.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»

Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Кейс технология - современная образовательная технология в детском саду.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании....

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...