Приобщение дошкольников к ЗОЖ через развивающее методическое пособие «Спортивный кубик - Занималка».
методическая разработка

Махмутова Ирина Вагизовна

Это   многофункциональное развивающее    пособие  для развития детей «Кубик - Занималка». Конструкция развивающего  пособия  мягкий  куб, стороны куба разноцветные яркого цвета - зеленый, красный, желтый, бордовый. Кубик - Занималка  имеет шесть  секто­ров: каждый  секто­р с кармашками, а в кармашках карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к ЗОЖ через развивающее методическое пособие  «Спортивный кубик - Занималка».

Махмутова  Эльхамия  Вагизовна

Инструктор по физической культуре

Структурное подразделение «Детский сад Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины,   улица 3 микрорайон, дом 2А.

Телефон автора:89276022661

e-mail - makhmutova-1964@mail.ru 

           

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни.  Именно поэтому в нашем детском саду вместе с воспитателями  и возникло желание создать что-то новое, но интересное для детей. При создании пособия исходили из того, что оно должно быть ярким, и привлекательным, обучающим, развивающим, многофункциональным, удобным для детей и воспитателей.

         Это   многофункциональное развивающее    пособие  для развития детей «Кубик - Занималка». Конструкция развивающего  пособия  мягкий  куб, стороны куба разноцветные яркого цвета - зеленый, красный, желтый, бордовый. Кубик - Занималка  имеет шесть  секторов: каждый  сектор с кармашками, а в кармашках карточки с заданиями. Используемый материал легкий, и безопасный.  В  развивающем игровом пособии предложен материал, который можно использовать с детьми младшего и старшего дошкольного возраста  в  сюрпризных   моментах, на индивидуальном  занятии, групповом занятии,  совместной и самостоятельной деятельности детей на праздниках и развлечениях. Необходимо лишь подбирать задания, соответствующие возрасту детей  и  интеллектуальным возможностям.

          Наше многофункциональное развивающее игровое пособие имеет рецензию от 16.07.2019 года рецензент к.п.н. доцент кафедры дошкольного образования Н.В.Пудовкина.

 Цель дидактического пособия:   Использование игрового пособия как средства разностороннего развития ребёнка.

Задачи:

  • Создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей;
  • Вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности;
  • Обогатить двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей.

Правила использования:

            Давайте посмотрим, какой красивый  кубик -  Занималка, чтобы с кубиком - играть, будем мы его бросать, все, что выпадет ребята, станем вместе выполнять. Подбрасывая кубик, выбирается сектор с заданиями.

Содержание.

  • Вариативность использования пособия:

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

      Сектор I . Это - подвижные имитационно-подражательные игры.

II. Сектор. Игровые подражательные упражнения

Название

Исходное положение

Выполнение упражнения

«Мышка»

Стоя на носках, руки согнуты, кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз.

Ходьба на носках семенящим шагом.

 «Белка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз.

Прыжки в приседе с продвижением вперед.

 «Лошадки»

Ноги слегка расставлены, руки согнуты, ладони опущены вниз.

Прямой галоп.

 «Крокодил»

Лежа на животе, ноги вытянуты и соединены вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть.

Ползание с опорой на руки.

 «Гусь»

Стоя на пятках, руки за спину, подбородок немного вверх.

Ходьба на пятках, руки за спину.

 «Гусеница»

Сидя на полу, руки с боков туловища на ладонях.

Ползание с поочередным переносом туловища к пяткам ног с опорой на руки.

 «Обезьянки»

Ноги слегка расставлены, наклониться, поставить кисти рук на пол, голову поднять вверх.

Бег на высоких четвереньках прямо и боком.

 «Цапля»

Стойка на одной ноге, руки перед грудью, ладони соединить.

Стойка на одной ноге.

 «Улитка»

Стоя на коленях, руки согнуты.

Ходьба на коленях с активной работой рук, согнутых в локтях.

 «Заяц»

Упор присев, руки на полу. Вынести обе руки вперед, толчком ног, принять упор присев.

Прыжки на руках и ногах с продвижением вперед.

III. Сектор.   Игровые задания для развития физических качеств детей

Название

Назначение

Объяснение выполнения упражнения взрослым ребенку

Рекомендации

 «Цапля»

Для развития силы мышц ног, координации движений.

Когда цапля ночью спит, На одной ноге стоит. Не хотите ли узнать, Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам нужно. Сделать всем эту позу дружно

 «Морская звезда»

Для развития силы мышц ног, рук, спины, гибкости.

Лежа на животе, поднимите и разведите руки и ноги в стороны. Вы -«Морская звезда». Покачайтесь на волнах.

Повторить 3 раза

 «Стойкий оловянный солдатик»

Для развития силы мышц спины, живота, ног.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул сильный ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику.

Повторить 3 раза.

 «Самолет»

Для развития силы мышц живота, бедер, рук.

Сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднимите руки вверх, руки разведите в стороны - полетели самолеты. Отдыхаем.

Удерживать позу 5-10с. Повторить 3 раза.

 «Ах, ладошки вы, ладошки»

Для укрепления мышц спины, для формирования правильной осанки.

Хотите быть стройными и иметь красивую осанку? Тогда встаньте прямо и заведите руки за спину, соедините ладони.

Упражнение выполнять очень осторожно.

 «Карусель»

Для развития силы мышц живота, ног и рук.

Сядьте на пол, поднимите прямые руки вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя при помощи рук. «Закружилась карусель»

Выполнять в разные стороны.

 «Паровозик»

Для развития силы мышц спины, ног, ягодиц.

Сели на пол, ноги согнули в коленях, руки в локтях и  прижали их к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая себе только ногами

 «Маленький мостик»

Для развития силы мышц рук, живота, для развития гибкости.

Шли ежата по лесу. Перед ними возник ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им и построим мостик через ручей туловище.

Повторить 3 раза.

 «Ножницы»

Для развития силы мышц живота и ног.

Давайте представим, что наши ноги -это ножницы. Лежа на спине. Поднимайте поочередно прямые ноги вверх-вниз.

Повторить 3 раза.

 «Гусеница»

Для развития силы мышц рук, ног, гибкости.

Встаньте на четвереньки. Подтяните колени к рукам, не отрывая ног от пола

 «Птица»

Для развития силы мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, гибкости.

Лежа на животе, поднимите руки вверх - в стороны, прогнитесь. Машите руками, как птица крыльями. Полетели! Приземлились, отдыхаем. Лягте на живот, руки опустите. Отдохнув, снова отправляемся в полет.

Повторить 3 раза.

IV.Сектор.  Викторина   «Отгадай и покажи»

Загадка

Выполнение упражнения

Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. Шевелились у цветка. Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, - Он вспорхнул и улетел.

Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз.

Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге? Летом бродит без дороги. Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге,  От мороза прячет нос?

Ходьба на внешней стороне стоп. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие.

В воде купался, а  сух остался.  По лужку он важно ходит,  Из воды сухим выходит,  Носит красные ботинки,  Дарит мягкие перинки.                    

Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия.

Я копытами стучу, стучу. И по полю все скачу, скачу, Грива вьется на ветру...  Кто это?.                                      

Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп.

В реках Африки живет. Злой, зеленый пароход.  Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит...                        

Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе.

Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома, Он летает на охоту, За лягушками, к болоту.            

Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз.

Скачет квакушка, Не рот, а ловушка, Попадают в ловушку. И комар, и мушка.                                                                                                                      

Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки впереди. Прыжками медленно продвигаться вперед.

Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Рак)

Лечь на спину. Немного приподняться и продвигаться назад с опорой на руки и ноги.

Прыг-скок, прыг-скок, Длинное ушко - белый бок.                              

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз.

Чик-чирик, К зернышкам - прыг, Клюй, не робей!  Кто это?.          

Наклониться вперед, руки отвести назад, совершать движения, имитирующие клевание зернышек.

Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает.        

Опуститься на колени. Продвигаться вперед с опорой на колени и локти.

Крыльями стрекочет. С вечера до ночи.  

Легкий бег на носках. Руки в стороны, кисти слегка «дрожат»

В дупле живет. Да орешки жует. По веткам скачет, да не    птица, Рыжая, а не лисица.                                  

Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах.

Крылья есть, а не летает, Ног нет, да не догонишь. У родителей и деток. Вся одежда из монеток.              

Лечь на пол, на живот, руки упираются в пол, колени согнуты. Прогнуться и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти.

Маленький шарик. Под лавкой шарит, Живет в норке, Грызет корки, Короткие ножки, Боится кошки.              

Быстрая ходьба на носках мелким семенящим шагом.

Кто на своей голове. Лес носит?.  

Подскоками продвигаться вперед, руки скрестить вверху, как рога.

Он ходит, голову задрав,  Не потому, что важный граф,  Не потому, что гордый нрав,  А потому, что он. 

Ходьба на носках, ноги прямые, руки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать.

Крыльями машет, А сама ни с места.                                      

Большие кругообразные движения руками перед собой.

Тучек нет на горизонте,  Но раскрылся в небе зонтик,  Через несколько минут.  Опустился                                  

Легкий бег по залу. Руки соединить вверху.

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился...                           

Сесть на пол, руками обхватить согнутые колени, голову опустить - сгруппироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение.

V.  Сектор.  Физкультминутки.  

1.А над морем - мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю. И резвимся на просторе. Веселее загребай. И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) 

2.А сейчас мы с вами, дети. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре - Вот летит ракета ввысь! (1-2 -стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка.) 

3.Бабочка. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)  Шевельнулся, потянулся,        (Руки вверх, потянуться.)  Взвился вверх и полетел.       (Руки вверх, вправо, влево.). Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.       (Покружиться.)

 4.Будем прыгать, как лягушка.  Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка - попрыгушка. За прыжком - другой прыжок, Выше прыгаем, дружок!        (Прыжки.) 

5.Ванька-встанька. Ванька-встанька,  (Прыжки на месте.)  Приседай-ка.                         (Приседания.). Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой!  (Хлопки в ладоши.).

 6. Весёлые гуси. (Музыкальная физкультминутка). (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.). Жили у бабуси. Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи  - У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее!.   Мыли гуси лапки. В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый.  Гуси мои, гуси! Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, другой белый, Кланялись бабусе.

7.Капуста! (для пальчиков). Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором). Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»). Мы капусту жмём-жмём. (Сгибание и разгибание кистей рук).

VI. Сектор. Здоровый образ жизни в стихах, пословицах,  поговорках, загадках, считалках.

1.Очень яркая девица. Летом прячется в темнице. Любят зайчики и детки. В свежем виде и в котлетках. Эта рыжая плутовка. Называется. . . (морковка).

2. Жёлтый цитрусовый плод. В странах солнечных растёт. Витаминов кладезь он, А зовут его.  (лимон).

3. На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то… (лыжи).

4.Здоровье дороже богатства. Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо. На нём хоть воду вози. Добрый человек здоровее злого. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг. Не лечиться худо, а лечиться ещё хуже. Желание выздороветь помогает лечению.

5. Чтобы мне здоровым быть, Надо овощи любить. Свёкла, репка, лук морковь-Моя первая любовь.

Ожидаемые конечные  результаты реализации педагогической идеи.

  • обогащение среды детского сада универсальным игровым пособием, для использования его как средства всестороннего развития детей;
  • формирование  основ здорового образа жизни,  интерес к спорту и спортивным играм;
  • способствование  всестороннему развитию личности ребёнка;
  • развитие умения,  навыки, творчество, воображение, способности к логическому мышлению;
  • умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, соблюдает определенные правила, переживает свои победы и поражения, учится радоваться успехам своих товарищей.

Полезные советы по использованию пособия.

      Пособие рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования в работе с детьми, а также родителями для игр с детьми дома. Куб часто бывает в центре внимания детей. Использование этого игрового пособия побудило детей к познанию нового. Особенно ценным бывает его использование в индивидуальной работе c детьми. Результаты внедрения нашей педагогической идеи свидетельствуют, что подобное игровое пособие действительно можно использовать как средство развитие у детей познавательной мотивации.

Литература:

1. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплексы упражнений 3-7 лет. Мозаика - Синтез, Москва 2020 год.

2. Рабочая программа по физическому развитию дошкольников на 2018-2019 год.(разработчик Махмутова Э.В.).

3. Артышко С.В., Бурочкина К.Ю. «Игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования для физического развития и воспитания детей». Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. - 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.

Все мы, ныне живущие, в ответе за родную природу. И как мы к ней будем относиться, будет зависеть, что останется нашим потомкам....

«Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность»

«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чув­ствам, которые оно вызывает, а также но приемам художественной выразительности»Г.А. Флерина  Формировани...

Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"

Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлена актуальность  формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей  уже в дошкольном  возрасте. По мнению автора решать...

Приобщение дошкольников к природе через проектную деятельность

Данная информация поможет педагогам ДОУ увлекательно, интересно и непринужденно организовывать деятельность дошкольников по ознакомлению и приобщению к миру природы. Воспитывать бережное к ней отношен...