Отчёт по самообразованию. Тема: "Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение"
материал

Шатохина Виктория Рустамовна

Отчёт по самообразованию. Тема: "Оздоровительная гимнастика после дневного сна и её значение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск

Долинского района Сахалинской области

694061, Сахалинская область, Долинский район, с.Углезаводск, ул. Почтовая 2,

тел/факс 98-3-35, e-mail: uglmalish@yandex.ru

 

 

 

Отчет по самообразованию за 2021г.-2022г.

Тема «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение»

                                                                                               

                                                                                     воспитатель: Шатохина В.Р.

с.Углезаводск 2022г.

             Темой  моей работы по самообразованию в 2021 – 2022 году  было: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

          В   процессе самообразования я решала следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей и осознанного отношения к своему здоровью;
- расширять представление о многообразии комплексных упражнений;
- формирование навыков выполнения оздоровительной гимнастики
- воспитывать стремление к ЗОЖ.

- изучение   методической  литературы;

Актуальность

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем  дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в гимнастике  после дневного сна.
Активное участие детей в ней обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений .

осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут) .
Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».
Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений.
Упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 20–23 градусов.

План:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Изучение педагогического опыта.

3. Постановка целей, задач.

3. Разработка перспективного плана.

4. Показ презентации  по проведению оздоровительная гимнастика после дневного сна.
5. Отчёт по теме самообразования.

В процессе  работы по самообразованию, я изучила методическое

Пособие

 

   1. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999.
  2. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003
  3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002.
  4. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 
  5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
  6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000.
  7. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004.
  8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003.

Цель:

Отбор наиболее эффективных для детей дошкольного возраста видов оздоровительной  гимнастики после дневного сна, самомассажа, дыхательной гимнастики и использование их с целью оздоровления детей.

Задачи: Комфортное пробуждение детей. Создание психологически комфортной обстановки в группе. Профилактика простудных заболеваний. Профилактика плоскостопия.

Оздоровительная гимнастика от 4 до 6

Гимнастика пробуждения

Комплексы оздоровительной гимнастики

 

 

 

Перспективный план самообразования:

Месяц

деятельность воспитателя

Сентябрь

Выбор темы.

 

Подбор литературы по теме.

 

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Октябрь

Подобрать материал.

Проводить  оздоровительную гимнастику после сна-"Сказка про сонного Сплюха»

Ноябрь

Проводить  оздоровительную гимнастику после сна-"У меня спина прямая…»

Декабрь

Проводить  оздоровительную гимнастику после сна-"Зима-лето»

Январь

 

Проводить  оздоровительную гимнастику после сна-"Ку-ка-ре-ку!" и" Гиппопотам".

Февраль

Проводить оздоровительную гимнастику после сна-"Котята просыпаются!" с

 

закаливающими процедурами.

Март

Проводить  оздоровительную гимнастику после сна  с

 

закаливающими процедурами "Медвежата".

Апрель

Проводить гимнастику после дневного сна

 

с закаливающими  мероприятиями "Сказка-Колобок".

Май

Самоанализ проделанной работы.

 

 

 

Отчёт о проделанной работе.

 

 

 

 

 

          Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

          Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

 

          Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

         Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

          Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

              Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки.Они выполняются в течение 2-3 минут.

              Дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений.

                Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание, обширное умывание, обливание прохладной водой, сухое растирание махровой варежкой и др.

                 Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

                 Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые их различными стихами.

Организация гимнастики после дневного сна

         Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки.

         Поднятию мышечного тонуса способствуют - физические упражнения;

- контрастная воздушная ванна;

- специальные водные закаливающие

процедуры.

         Настроение детей зависит - от того, как они выспались;

- от эмоциональной обстановки, которую

создаѐт воспитатель.

         В основе комплекса гимнастики лежит-имеющийся у детей двигательный опыт,

- характер предыдущей физкультурной

деятельности.

         например:

         если дети в этот день проводилось физкультурное занятие то гимнастика после сна проводится в игровой форме, с небольшой нагрузкой;

         если днѐм проводилось сюжетно-ролевое занятие,  то гимнастика может проходить в форме мини - спортивной тренировки.

         Как и утренняя гимнастика,  комплекс гимнастики после сна состоит из нескольких частей.

         Бег во время гимнастики после сна  по длительности короче, чем днѐм.

         Это диктуется условиями проведения мероприятия в ограниченном пространстве зала и медицинскими обоснованиями-нельзя давать большие физические нагрузки

сразу после пробуждения,

- длительный бег по комнате утомителен для детей.

         Предпочтительнее организовать    бег как серию подвижных игр или игровых упражнений.

         В любой вариант комплекса рекомендуется включать коррегирующие  упражнения на профилактику плоскостопия и

нарушений осанки. Их количество может варьироваться.

         Для детей, просыпающихся раньше или позднее других или любящих заниматься самостоятельно,  готовится комплекс упражнений для выполнения в группе.

         Это - разминка в постели;

- самомассаж;

         После гимнастики согласно схеме закаливания группы      проводятся водные закаливающие процедуры.

         Форма одежды    различна.

         Как правило,       дети занимаются в трусиках, маечках и босиком.

         Если в основу гимнастики     положены танцевальные упражнения, то на ногах – чешки или носочки.

         Если в комплекс включено    лазание по канату, следует надевать хлопчато - бумажное трико, чтобы не повредить кожу.

         Большинство вариантов комплексов для детей старших и подготовительных групп рассчитаны на:    большую самостоятельность детей, так как гимнастика после сна, кроме вышеуказанных целей, имеет ещѐ одну – приучать ребёнка разминаться после сна.

         Следует стремиться к тому,   - чтобы дети помнили упражнения,

- их очередность,

- и осознанно выполняли комплекс.

Методика проведения гимнастики проста.       

Нужно прежде всего:    - правильно дозировать нагрузки;

- не забывать дать детям отдохнуть после

очередного движения,

- придать комплексу соответствующую

эмоциональную окраску.      

Следует избегать всякого принуждения.       

Если ребёнок отказывается от гимнастики, не стоит настаивать, а лучше тактично выяснить причину.      

Если гимнастика проводится в физкультурном зале, то давать разминочные упражнения непосредственно перед бегом не обязательно, так как они фактически проведены в группе.     

В период карантина     гимнастика проводится в группе, которая с помощью игрового спортивного оборудования превращается в мини-стадион.

Нагрузки в этот период следует несколько уменьшить по согласованию с врачом. 

Можно использовать   - вариант танцевального занятия,

- или самостоятельной работы на тренажёрах. 

В летнее время    гимнастика проводится на улице.  

Комплексы строятся    в соответствии с этими условиями.

Оборудуется       «дорожка здоровья»;

полоса препятствий; катание на велосипедах.  

В некоторых группах,  где в среднем более высокий уровень физического развития детей, их физической подготовленности, сформирована потребность в ежедневных физкультурных занятиях, дети могут заниматься гимнастикой после сна на свежем воздухе и в холодный период года.

Также проводятся        беговые мини-тренировки.   

Разминка в таких группах     проводится в помещении, затем дети надевают

соответствующую погоде спортивную одежду и выходят на улицу. Занимаются 15-20 минут, возвращаются и приступают к водным процедурам.

Состояние детей этой группы         контролируется врачом детского сада.   

Отдельные дети, по их желанию или рекомендациям врача,        занимаются в группе по самостоятельной программе

                                                        

 

Разминка в постели и самомассаж.

         Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей положительные, приятные эмоции. Затем, лежа в постели на спине поверх одеяла, дети выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнений в постели, дети по указанию воспитателя встают.

 

         Переход из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена, должен осуществляться по массажным дорожкам. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально - ритмические движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

 

Хождение по массажным коврикам.

          Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.) Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

 

           После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3мин., который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

 

Массаж спины "Дождик".

Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом!

Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!

Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте:

Бом: Бом: Бом:

 

Описание:

Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.

Постукивают пальчиками.

Легко постукивают кулачками.

 Растирают ребрами ладоней - "пилят».

 Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.

 Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.

 

 

Примерный комплекс упражнений для старшего возраста.

1.И.п.: лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки — на себя; потянуться макушкой и руками в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки — вдоль тела. Поднять голову, носки — себя, вытянуть руки вперед, задержаться в этой позе на 5 счетов; вернуться и.п., расслабиться. Повторить 4 раза.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз

4.И.п.: то же. Поднимать ноги поочередно, не отрывая таза от кровати, 5-6 раз каждой ногой.

5.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Руки развести в стороны — вдох, скрестить руки на груди — выдох. Повторить 4 раза.

Ходьба по рефлексогенной дорожке (профилактика плоскостопия),

полоса препятствий, легкий бег (в группе, в спортивном зале, на воздухе Дети подражают движениям птиц, животных. Растений, создают различные образы («котята», «медвежата», «колобки» и т.д.)

6.И.п.: основная стойка. «Птицы летят»: 1 — поднять руки в стороны, вверх; 2 — вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. Выполнять плавно, не торопясь.

7.И.п.: ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью, кисти опущены. «Зайчики»: невысокие прыжки на двух ногах (8-10 прыжков), пауза. Повторить еще раз.

8.Упражнение дыхательной гимнастики «Корова мычит»: на длительном выдохе произносить «му-у-у-у», вдох; повторить несколько раз.

 

Примерный комплекс упражнений для подготовительной группы.

1.И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Прижать подбородок к груди, носки подтянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками — в противоположную; расслабиться в и.п. Повторить 2 раза.

2.И.п.: лежа на спине, руки за головой. Поднять голову, носки — на себя, задержаться в этой позе на 6 счетов, не отрывая лопаток от кровати; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

3.И.п.: лежа на животе, руки согнуты впереди, голова лбом лежит на тыльной поверхности пальцев. Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышки»; в стороны; на пояс; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

4.И.п.: то же. Поднять обе ноги одновременно; задержаться в этом положении на 5 счетов; вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

5.И.п.: сесть по-турецки, руки лежат на коленях. «Ванька-встанька»: покачивания из стороны в сторону.

         Ходьба по рефлексогенной дорожке (профилактика плоскостопия), полоса препятствий, легкий бег (в группе, в спортивном зале, на воздухе Дети подражают движениям птиц, животных. Растений, создают различные образы («котята», «медвежата», «колобки» и т.д.)

6.И.п.: основная стойка. «Сбор яблок»: поднять руки вперед- вверх, встать на носки, потянуться («сорвать яблоко») — вдох; наклониться вперед-вниз, руки свободно опустить («положить яблоко в корзину») — выдох. Повторить 5-6 раз.

7.И.п.: стойка на левой ноге, правая нога согнута в колене и взята правой рукой за щиколотку. «Воробей»: 10 невысоких прыжков на левой ноге, затем то же — на правой. Повторить еще раз.

8.Упражнение дыхательной гимнастики «Поиграть с голубями»: на длительном выдохе — «гули-гули-гули», затем резко — «кыш!». Повторить несколько раз.

В результате представленного подхода к такому режимному моменту, как подъем после дневного сна мы видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка; – он легко включается в игровые упражнения; – получает положительный эмоциональный настрой; – легко переходит к игровой деятельности.

Обеденный сон детей.

Перечень расслабляющих мелодий:

 

• сборник "Вдохновение" из серии "Оттенки настроения";

• "Симфония чувств", специально подобранные нежные мелодии из серии "Музыка для души";

• музыкальные композиции

 

Комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике «Сказка про сонного Сплюха»

 

Релаксация «Тишина».

Тишина у пруда,

Не колышется вода

Не шумят камыши,

Просыпаются, малыши.

 

Жил да был на свете Сонный Сплюх. И такой он был соня, что только-только проснётся, как сразу же снова засыпает.

И.п. лежа на боку, обняв колени. Лечь на спину, потянуться руками вверх, носками вниз, лечь на другой бок, обнять колени (заснуть). 6 раз.

Как-то раз мама сказала Сплюху: «Возьми корзинку и отправляйся за грибами».

Потянулся Сплюх за корзинкой и заснул.

И.п. лежа на спине, руки в стороны - вдох. Поднять ровные руки вверх, коснуться ладонями - выдох, опустить руки вниз, коснуться тыльной частью ладоней пола (уснуть). 8-9 раз.

Взял Сплюх корзинку и пошёл в лес.

Идёт и ромашки считает:

- Раз ромашка, два ромашка, три ромашка…

Считает и зевает, зевает и глаза закрывает.

Закрывает глаза и спотыкается.

Плюх! Упал.

И.п. лежа на спине. «Велосипед» ногами вперед. 4 подхода.

- Не считай ромашки, не то заснёшь, - посоветовала ему бабочка.

И.п. лежа на спине, руки вверху. Поднять ровные ноги и ровные руки вверх, дотянуться руками до пальцев ног, опустить руки и ноги на пол. 5-6 раз.

- Ладно, спасибо, - кивнул Сплюх.

И стал грибы искать.

Ищет и считает:

- Раз гриб, два гриб, три гриб…

Считает и зевает, зевает и глаза закрывает.

Закрывает глаза и спотыкается.

Плюх! Упал.

И.п. лежа на животе, ладони под плечами. Выпрямить руки, медленные повороты головы вправо-влево, вернуться в и.п. 4 подхода по 4 поворота.

- Не считай грибы, не то заснёшь, - посоветовала ему улитка.

И.п. лежа на животе, упор на локти. Подтянуться на локтях вперед, потянуть шею вперед-вверх, отползти в и.п. 3-4 раза.

- Ладно, спасибо, - кивнул Сплюх.

И стал весёлую песенку напевать.

- Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Раз ля-ля, два ля-ля, три ля-ля…

Поёт и зевает, зевает и глаза закрывает.

Закрывает глаза и спотыкается.

Плюх! Упал.

И.п. лежа на животе, упор на локти. Сгибать-разгибать ноги в коленных суставах. 3 подхода.

Усложнение: сгибать-разгибать ноги в голеностопных суставах.

- Иди домой спать, - хихикнул ёжик. – Всё равно уже вечер.

И.п. стоя на четвереньках. Опустить голову, выгнуть спину – вдох, поднять голову, прогнуть спину – выдох. 6-8 раз.

- Ура! – обрадовался Сплюх.

Схватил корзинку с грибами и домой побежал.

Спать.

Ползание на четвереньках с изменением скорости (быстро, медленно)

Потому что больше всего на свете Сонные Сплюхи любят спать!

И.п. стоя. Развести руки в стороны, соединить лопатки – вдох, сесть на корточки, обнять колени, положить голову на колени. 6-8 раз.

 

Дыхательное упражнение «Шум»

 

Жил-был Шум произвольные движения, создающие шум, хлопки, топанье и т.

Ел Шум – хрум-хрум «жуют», повторяя «хрум-хрум»

Ел суп – хлоп-хлоп! Имитация движений «ложка ко рту», повторяя «хлоп-хлоп»

Спал так: храп-храп! Ладошки к щекам, глаза закрыть, «храп-храп».

Шел Шум – бум-бум! Шаги на месте, «бум-бум».

 

Разбудил Шум всех вокруг, встрепенулся Сплюх, всполошились соседи:

Бегут, бегут со двора

Гулять, гулять в луга:

Курка-гарабурка-каки-таки, Ходьба на корточках, руки на коленях. «Ко-ко-ко»

 

Утка-поплавутка-бряки-кряки, Ходьба на полусогнутых ногах, руки на бедрах. «Кряки-

бряки»

Гусь-водомусь-гаги-ваги, Ходьба на пятках, руки за спиной. «Гаги-ваги»

 

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, Ходьба прямым приставным шагом, вытянуть руки

вперед, потрясти кистями «шулды-булды».

Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, Ходьба большими шагами.

 

Баран-крутороган-чики-брыки, Ходьба с высоким подниманием колена, хлопнуть

ладошками по колену.

Корова-комола- тпруки-муки, Ходьба переваливаясь с ноги на ногу «тпруки-муки»

 

Коза-дерибоза-мехе-брехе, Подскоки, перебирая ногами в воздухе «мехе-брехе»

 

Конь-брыконь-иги-виги. Бег по залу.

 

 

Ходьба с восстановлением дыхания – руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна «У меня спина прямая…»

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

- Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)

- Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)

- Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

         «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)

         « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)

         « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).

         « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)

         « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)

         « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)

         « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

 Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна «Зима-лето»

1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)

- И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

- И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)

- Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» - раскрываются, расслабляются.

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

- Ходьба друг за другом ( босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

(Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова.

И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» - За кудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

 

«Репка» - « Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

 

«Картошка» -

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко - под кустом картошка.

И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

 

«Капуста» -

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

 

«Пугало»

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).

 

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна «Ку-Ка-Ре-Ку!» и  самомассажем«Гиппопотам.»

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые  различными стихами.

Цель: –профилактика простудных заболеваний.
–легкое пробуждение.
– ребёнок получает положительный эмоциональный настрой.
– развитие речи,легко переходит к игровой деятельности.

«Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.»

(Движения выполняются в соответствии со словами )

Дети босиком идут по массажным дорожкам и садятся на палас.

Воспитатель подходит к своему столу и берёт письмо.

«Ой! Что это?

Это телеграмма!

 От Гиппопотама!»

«Дорогие дети! Помогите!

Я заблудился в Сибири и очень замёрз!

Помогите мне согреться!

 Мои бедные пальчики, ручки, носик,

 Лицо не чувствуют ничего!

А лобик и ушки замёрзли давно!

 И ножки замёрзли в придачу!»

Воспитатель-

«Дети! Давайте согреем его!»

Дети делают самомассаж  пальчиков, ручек, щёчек, носика, лба, ушек, ножек.

Воспитатель показывает каждое действие.

Воспитатель-

«Дети! Мы согрели Гиппопотама?!

 И давайте скажем что нужно одевать зимой чтоб так сильно не замёрзнуть, как наш друг?»

 Дети отвечают во время одевания.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями : «Котята просыпаются»
Пробуждение.
Воспитатель звонит в колокольчик:
«Колокольчик ледяной,
Он всегда, везде со мной,
«Просыпайтесь!» - говорит,
«Закаляйтесь!» - всем велит.»
Комплекс закаливающих упражнений.

1.     «Котята просыпаются».

(Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок).

«На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят,
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!»

2.     Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеяло, и так 2-3 раза)

«Вот идёт лохматый пёс,
А зовут его – Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят!»

3.     Лёгкий массаж.

 («Дождик и солнышко!»самомассаж рук и ног.)

4.     Ходьба по «дорожкам здоровья».

 (ходьба от раскладушек до стульчиков по коррегирующим дорожкам)

«Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну-ка веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы умеем, топ, топ, топ!
Топают ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Это наши ножки, топ, топ, топ!»

5.Завершается подъём гигиеническими процедурами.

«Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся шейка!
Шейка, мойся, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!!

 

 

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями                                                                                   «Медвежата

Ход оздоровительной гимнастики.

1.     Гимнастика в постели.

2.     Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

3.     ОРУ.

4.     Дыхательная гимнастика.

5.     Обширное умывание.

1. Побудка под спокойную музыку.

    «Это кто уже проснулся

    Кто так сладко потянулся?

    Потягушки – потягушки – потягушечки

    От носочков до макушечки.

    Уж мы тянемся – потянемся.

    Маленькими не останемся.

    Вот уж мы растем, растем…

    И выросли!»

2. Упражнения в кровати.                                             

   « Медвежата в чаще жили,

     Головой своей крутили                       (Повороты головы 3-4 р.)

     Вот так, вот так, вот так.

     Медвежата мед искали,

     Дружно дерево качали                         ( Сели – легли 3-4 р.)

     Вот так, вот так, вот так.

     А потом они плясали,

     Выше лапы поднимали,              (Вытянуть прямые ноги вперед, вверх)

     Вот так, вот так. Вот так.»

3. Упражнения возле кровати                 

     «Медвежата быстро встаньте,               (Поднять руки через стороны вверх.)

     Улыбнитесь, выше, выше подтянитесь. (Потянуться на носках)

                                                                                                                                               

     Ну-ка плечи распрямите,              ( Подтянуть плечи вверх – вниз 3-4 р.)      

     Поднимите, опустите

     Влево – вправо повернулись

     Руками коленей коснулись.

     Сели – встали, сели – встали

     Закаляться побежали.»

4. «По ровненькой дорожке шагают наши ножки                    

     Вот так, вот так шагают наши ножки.

     Мы шагаем друг за другом

     Лесом и зеленым лугом.

     Впереди течет река

     Многоводна, глубока                   (Ходьба по дорожкам)

     А вот это ежик

     Ни головы, ни ножек.»                    (Ходьба  по массажной дорожке)

5. « А теперь ребята я приглашаю вас погулять по сказочному лесу.      

     Мы к лесной полянке вышли                       

     Поднимаем ноги выше

     Через кустики и кочки,

     Через бревна и печечки.

     - Ребята, а вы знаете, кто живет на это полянке?

     Попробуйте отгадать:

     «Я хозяин леса строгий

     Спать люблю зимой в берлоге,

     И всю зиму напролет

     Снится мне душистый мед.

     Страшно я могу реветь

     Кто же я, скажи…».

 

 - Ребята, мишка припас для нас сосновые шишки, полную корзину.

Шишки в руки мы возьмем.

И гимнастику для пальчиков  проведем.»

6. «Мы зарядку делать будем.                                           

    Мы локтями быстро крутим.

    То назад, то вперед,

    А потом наоборот

    Наклоняемся пониже.

    Ну-ка к полу руки ближе.

    Выпрямились ноги шире

    Тянем спинку три, четыре.

    На полянке красный мячик

    Выше всех сегодня скачет

    Вместе с мячиком скачу!

    До небес достать хочу.»

7. «Тише, тише, медвежата,                                          

    Развеселые ребята,

    Лесорубы к нам идут,

    Топоры они несут.»

    Упражнение «Лесорубы» И.П. ноги на ширине плеч, руки сцеплены 

    внизу. Вдох через нос – руки вверх, выдох под «Бах», руки вниз.

8. «Стоп, закончилась зарядка.                                 

    Вдох и выдох для порядка.

    До свидания, добрый лес,

    Полный сказок и чудес!

    Раз, два, три – мы покружились

    И в ребяток превратились.»

9. « А сейчас ребята, идем умываться.           

   Кран откройся, нос умойся!

   Мойтесь сразу оба глаза!

   Мойтесь уши, мойся шейка!

   Шейка мойся хорошенько!

   Мойтесь руки до локтя

   И стряхнем их, как всегда.

Дети одеваются.

 

Комплекс гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями 

 «Сказка «Колобок»

1 упражнение:

«Проснись дружок, и улыбнись

От души ты потянись

С боку на бок повернись

В сказке «Колобок» ты окажись!»

(Потягивание.)

2 упражнение:

« Ножки мы подняли

На педали встали

Быстрей педали я кручу,

И качу, качу, качу.»

(И.п.: лёжа на спине. Руки за головой. Велосипед. 3 раза.)

3 упражнение:

« Зашагали ножки, топ-топ-топ.

Прямо по дорожке, топ-топ-топ.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем, топ-топ-топ!»

(И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.

Три шага вперёд по кровати. Три шага назад. 3 раза.)

Воспитатель:  

«Где-то на лесной опушке

В одной старенькой избушке

Жила баба и жил дед,

Было им по сотне лет.

 Вот однажды пред обедом

Меж собой ведут беседу:

- Что-то голодно, старушка,

Кушать хочется чуток.

Испеки мне колобок

 Так и сделала бабуля.

По сусекам помела,

Горсть муки и наскребла.

Маслица добавила,

Да и в печь поставила.»

4 упражнение:

« Колобочек поднялся (и.п.: лёжа на спине, поднимаемся)

И румянцем налился (и.п.: сидя на кроватях растираем ладонями щёчки)

Из печи его достали (и.п.: вытянув руки вперёд)

И в сметане обваляли (и.п.: взявшись руками за колени наклонять их на один бок, потом на другой)

Положили на окошко,

Чтобы он остыл немножко (и.п.: дуем на ладошки)»

(Дети встают с кроватей и подходят к ковру, где разложены профилактические дорожки в виде тропинок, между которыми стоят пуфики, на них сидят звери - заяц, волк, медведь, лиса.)

Воспитатель:  

«Колобочек полежал

И в окошко убежал.

Покатился он вперёд,

Докатился до ворот,

За ворота закатился,

В путь - дороженьку пустился.»

(Дети друг за другом идут по массажным коврикам.)

Воспитатель:  

«И за речкой на пригорке

Зайца встретил возле норки.

(Дети подходят к пуфику с зайцем и прыгают как зайцы.)

Далеко ли путь лежит,

Колобочек всё бежит

По лесам, по лугам,

Его видно тут и там.

До оврага докатился,

Через ров перекатился,

И в овраге встретил волка,

Волк сидел зубами щёлкал.

(Дети, подойдя к пуфику с волком, изображают злого волка, стучат зубами.)

Далеко ли путь лежит,

Колобочек всё бежит

По лесам, по лугам,

Его видно тут и там.

Вот на встречу по дороге

Брёл медведь к своей берлоге.

(Дети идут как мишки, переваливаясь с боку на бок.)

И быстрее покатился,

Чтобы мишка в бок не впился.

На опушечке в лесу

Встретил рыжую лису.

(Дети изображают лисичку, идут, виляя хвостиками.)

Не успел разинуть рот

Как упал лисе в живот.»

(Дети гладят себя по животикам.)

Воспитатель:

«Вот ребята мы и побывали в сказке, а кто ещё живёт в лесу?»

Дети отвечают.

Воспитатель:

«Посмотрите, кто на нас смотрит. Кто это?»

Дети:

« Ёжик!»

Воспитатель:

« Ребята, а у ёжика для вас есть подарок - лечебные мячи. Этими мячами можно делать массаж ног и рук.»

Дети:

«Ёжик, ёжик полечи

Ноги нам пощекочи.

Ёжик, ёжик полечи

Ладошки нам пощекочи.»

Воспитатель:

«Ребятки Вам понравилось путешествие в сказку? А завтра будем заниматься? А если будем заниматься,какими мы вырастем?»

Дети отвечают в процессе одевания.

 

Вывод:   

 

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере, ориентированной на индивидуальной теме: «Гимнастика пробуждения после дневного сна.»

 В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

    Для положительного результата стараюсь использовать традиционные формы работы: знакомлю их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий.

   Цель моей работы не достижение высоких результатов за короткий отрезок времени, отбор наиболее эффективных для детей дошкольного возраста видов оздоровительной  гимнастики после дневного сна, самомассажа, дыхательной гимнастики и использование их с целью оздоровления детей.

   В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.- Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы. Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация по теме:"Гимнастика после дневного сна,её значение"

Консультация по теме "Гимнастика после дневного сна"...

План по самообразованию: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

План по самообразованию был разработан для детей старшей группы. Применен на практике....

Итоговая презентация по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

Презентация выполнена по итогам проведенной работы с детьми старшей группы....

План самообразования второй младшей группы №5 «Чебурашка» на тему «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение» для детей 3-4 лет на 2019-2020

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры - драматизации, инсценировки, кукольные представлени...

План работы по теме самообразования: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение».

План работы по теме самообразованияМаллаевой Альбины ГаджимагомедовныТема: «Оздоровительная гимнастика после дневного сна,её значение».Возрастная группа, группа общеразвивающей направ...

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.

Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее значение.Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна  Ребенок, дневной сон, гимнастика, упражнения, здоровье. В статье рас...

План самообразования с детьми 3-4лет "Оздоровительная гимнастика после дневного сна,ее значение"

Изучение особенностей состояния здоровья детей младшего возраста, отбор наиболее эффективных для детей младшего возраста видов озд...