Программа оздоровления воспитанников
рабочая программа (старшая группа)
Укркпление и сохранение здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оздоровительноё работы в группе | 423.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Воспитатель: Дегонская И.В.
Цель: укрепление и сохранение здоровья детей.
Задачи :
1. Укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма.
2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3.Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4.Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5.Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
6.Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта.
Группы здоровья детей старшей группы
№ | Ф.И. ребёнка | 1 группа здоровья | 2 группа здоровья | 3 группа здоровья | Наличие хронических заболеваний |
Амонова Хумайро | 2 | ||||
Батраченко Полина | 2 | ||||
Бережная Дарина | 2 | ||||
Богданов Никита | 2 | ||||
Гракова Ангелина | 3 | ||||
Державцева Дарья | 1 | ||||
Иванова Ксения | 2 | ||||
Клюшненков Максим | 2 | ||||
Лукашенкова Виктория | 2 | ||||
Лукьянова Татьяна | 2 | ||||
Марченков Александр | 3 | ||||
Молдован Матвей | 2 | ||||
Новицкий Иван | 2 | ||||
Сальников Тимофей | 2 | ||||
Саюк Ульяна | 2 | ||||
Стальмаков Ярослав | 3 | ||||
Федотова Мария | 2 | ||||
Хакимов Роман | 2 | ||||
Хуснудинов Тимур | 2 | ||||
Цыганков Арсений | 3 | ||||
Итого | 1 | 15 | 4 |
- разделение по группам здоровья: первая - 1 человек, вторая - 15. человека, третья –4
- наличие хронических заболеваний: 0 человек.
Основные принципы построения оздоровительной работы
:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Система оздоровительной работы проходит через следующие разделы:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
Работа с детьми включает в себя:
1. Полноценное питание.
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
2. Система эффективного закаливания.
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
3. Организация рациональной двигательной активности.
Основные принципы организации физического воспитания:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учетом группы здоровья – подгрупповые);
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания: физические занятия в зале и на спортивной площадке; дозированная ходьба; оздоровительный бег; физкультминутки; физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
утренняя гимнастика; индивидуальная работа с детьми;
4. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- соблюдение режимных моментов: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
- оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности дневной сон детей.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
- санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями .
5. Создание представлений о здоровом образе жизни.
- привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
9. Летне-оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
- физкультурные занятия на спортивной площадке;
- физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе;
- витаминизация: соки, фрукты .
Работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
- вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Используются следующие формы работы с родителями: проведение родительских собраний, консультаций; беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам. - дни открытых дверей; организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе: анкета для родителей; беседы с родителями; беседы с ребёнком; наблюдение за ребёнком; изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми; посещение семьи ребёнка .
Оздоровительная работы с детьми
Самомассаж
Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов, и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а так же специального оборудования.
Под влиянием самомассажа в коже образуются биологически активные вещества, которые расширяют кровеносные сосуды, оказывают положительный эффект на весь организм, происходит усиленная доставка тканям и органам массируемого участка питательных веществ, более скоростное удаление продуктов распада, повышаются обменные процессы на данном участке тела.
Самомассаж улучшает функциональную способность центральной нервной системы, воздействует на биологически активные точки, активизирует глубоко лежащие сенсорные пути. Он используется для повышения работоспособности, восстановления сил, а также с целью профилактики простудных заболеваний.
Рекомендуется использовать массаж определенного пальца при выполнении детьми самомассажа рук (более длительное время уделяется одному из пальцев, проводится тщательный массаж). Необходимо выделить конкретное время и день недели для более глубокой проработки той или иной системы внутренних органов, в то же время не должно быть заорганизованности.
Самомассаж включает в себя: массаж головы; массаж лица; массаж волшебных точек ушей; массаж рук; закаливающий массаж подошв .
Гимнастика пробуждения
Дети просыпаются под тихую спокойную музыку для релаксации. Дети выполняют ряд упражнений лёжа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”. Сидя “по-турецки” выполняем дыхательную гимнастику: “Сдуваем пёрышки”, “Нюхаем цветочек”, “Надуваем шарик”, затем точечный массаж.
Следующий этап: ходьба по “дорожке здоровья”.
Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам.
Физкультминутки
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность детей на занятии. Проводятся физкультминутки при появлении признаков утомления, длительность и частота проведения зависит от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т.д. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям, разученные на физкультурных занятиях, отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц. Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий и его содержания.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движением, танцевальных движений, выполняемых под стихотворный текст, а так же в виде любого двигательного действия или задания. Длительность проведения не более двух минут.
Гимнастика для глаз
Основная цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Гимнастика ортопедическая
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Релаксация
Проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Методики закаливания
Методика точечного массажа по А.А. Уманской
Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле ребенка. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Рижский" метод закаливания
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко
применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов. Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам.
Хождение босиком
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания,
одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и
связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18.
Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью
босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1
минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и
хорошо переносится детьми любого возраста.
Полоскание полости рта
Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого
приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим
заболевания зубов и слизистых полости рта ,приучать к полосканию горла.
Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном
чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма
эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и
аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды,
причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно
дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и,
запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень
медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее
тянуть голосом «а-а-а-а-а!».
Методика оздоровительного бега для дошкольников.
Оздоровительный бег- это длительный бег в медленном темпе. Необходим индивидуальный подход к детям. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе, т.к. по количеству пробегаемых кругов воспитателю легче ориентироваться.
Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки» (неустойчивая погода, допустим в ноябре, и в связи с этим, трудная адаптация ребенка к ее постоянным изменениям; либо это эпидемия ОРВИ, карантин и др. причины).
В летнее время длительность бега не увеличивается.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
на основе стихотворного и фольклорного текста
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
№1
Куклу рано разбудили | Потягивание, руки согнуты в локтях |
Вот тебе вода и мыло | Растирание ладоней |
Надо если даже лень – умываться каждый день | Растирание ушей и шеи |
Я прошу –она не хочет | Погрозить пальцем |
Даже пальчик не замочет | Спрятать руки за спину |
Ножкой по полу стучит | Притопывание |
Жаль её, ещё ведь крошка-кукла милая моя | Покачивание головой |
Подрастёт она немножко и умоется как я | Приложить руки к груди |
№2
Ветер травы наклонил | Наклоны туловища вправо-влево |
Колокольчик зазвонил | Наклоны головы вперёд-назад |
Не пойму ,откуда он | Движение плечами вверх-вниз |
Раздаётся в поле звон | Повороты головы |
Проглядел я все глаза | Чередование открытых и закрытых глаз (Жмуриться) |
Да ведь это же коза | Показать рожки |
Ходит бродит по траве | Ходьба с высоким подниманием колен |
Дайте вкусненького мне | Бег друг за другом |
№3
Ищет, ищет кот - коток | Ходьба на носках |
Ищет бабушкин клубок | Наклоны вправо-лево |
Только нет нигде клубка | Движение плечами вверх-вниз |
Шерстяного колобка | Круговые движения кистями |
А у Пети новые | Покачивание головой |
Варежки лиловые | Движение кистями |
Серый котик-игрунок, брошу я тебе клубок | Поглаживание туловища, махи руками |
Ты с клубочком поиграй, мои нитки размотай | Круговые движения кистями |
№4
Воробей живёт под крышей, она будет нас повыше | Махи руками, соединение рук над головой |
В тёплой норке домик мыши, это будет ниже, ниже | Приседание, руки соединить над головой |
У лягушки дом в пруду | Пружинка, руки в стороны |
Люби сырость и воду | Похлопывание по туловищу |
Домик пеночки в саду | Щипковые движения, разведение рук в стороны |
Эй, цыплёнок, где твой дом? | Перенос тяжести тела с одной ноги на другую |
Он у мамы под крылом | Махи руками |
№5
Как прекрасно утро летом | Потянуться – руки вверх |
Солнце водит хоровод | Ходьба в кругу взявшись за руки |
Наше солнышко встаёт | Сомкнуть круг, близко подойдя друг к другу |
Лета красного приход | Разойтись в стороны, сформировать круг |
№6
Ходит зорька по лугам, молоко приносит нам | Ходьба с опорой на 4 конечности |
Жить бы зорьке в терему, а она в хлеву, му-му | Соединить пальцы рук над головой |
Я коровушку свою. Рано утром подою | Хватательные движения |
Я поглажу ей бока, дай нам зорька молока | Скольжение рук по бокам |
Наварю я деткам каши и заквашу простоквашу | Круговые движения кистями |
Испеку пирог румяный с маслом , сливками, сметаной | сгибательные движенния руками, поглаживание живота |
Корове сена накошу с медовыми цветами | Махи руками вправо-влево |
И бурёнку попрошу не расставаться с нами | Обхватить себя руками |
№7
Раз присядка, два прыжок и опять присядка, а потом опять прыжок-заячья зарядка. Покажите как? | Прыжки |
Птичка скачет – словно пляшет, птичка крылышками машет, и взлетает без труда-это птичкина зарядка! Покажите как? | Махи |
А щенята как проснуться, очень любят потянуться. Обязательно зевнут, ловко хвостиком махнут. Как? | Потянуться вверх, движения бёдрами |
А котята спинки выгнут и неслышно с места прыгнут. Перед тем как прогуляться начинают умываться. Покажите как? | Разведение рук в стороны, поочерёдное, одновременное |
Белки скачут очень быстро – машут хвостиком пушистым. Целый час играют в прядки – это беличья зарядка. Так сумеете? | Подскоки с ноги на ногу, приседание |
№8
Чтоб расти нам сильными, чтоб расти нам смелыми, ежедневно по утрам мы зарядку делаем | Сгибание рук в локтях с поворотом туловища |
К солнцу руки поднимаем 1.2,3,4 | Руки вверх |
Дружно, весело шагаем | Шагаем на месте |
Приседаем и встаём, и ничуть не устаём | Присед |
Скачет лягушонок: ква-ква-ква | Прыжки |
Плавает утёнок: кря-кря-кря | Разведение рук в стороны |
Прыгает козлёнок: ме-ме-ме | Подскоки |
А за ним ягнёнок: ме-ме-ме | Перепрыгивание с ноги на ногу |
Вот мы на зарядке:1,2,3 Дружные ребятки: пос-мот-ри | Ходьба по кругу хлопки |
№9
Попрошу всех ровно встать, что скажу всем выполнять. Все дышите-не дышите | Дыхательное упражнение |
На носочках все пройдитесь. Мы без остановки шагаем очень ловко | Ходьба на носках |
И на пяточках пройдитесь, побыстрее, не ленитесь | Ходьба на пятках |
1-2. 1-2 к лесу нам идти пора. Вот мишка идёт в перевалку к берлоге, мы можем как мишка ходить по дороге | Ходьба на внешней стороне стопы |
За мишкою цапля идёт по дороге, повыше поднимет она свои ноги | Ходьба с высоким подниманем колен |
Пока друг за другом мы дружно шагали, с просонья зайчёнка в кустах испугали | бег |
№10
На болоте две подружки, две зелёные лягушки | Руки согнуты в локтях, сгибание и разгибание пальцев рук |
Утром рано умывались. Полотенцем вытирались | Растирание рук и ног |
Ножками топали | Притопы |
Ручками хлопали | Хлопки |
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались | Наклоны |
Вытягивают шеи, чтоб были подлиннее | Повороты головы |
И поймают комара, чтоб позавтракать с утра | хлопки |
№11
Тень,тень, потетень | Хлопки в ладоши |
Выше города плетень | Потягивание руками вверх |
Сели звери под плетень, похвалялися весь день | Приседание |
Похвалялася лиса –всему лесу я краса | Повороты туловища |
Похвалялся зайка – пойди догоняйка | Прыжки на двух ногах |
Похвалялися ежи - у нас шубы хороши | Движения раками с расставленными пальцами |
Похвалялись блохи, и у нас не плохи | Поглаживание туловища |
Похвалялся медведь, могу песни я петь | Ходьба вперевалочку |
Похвалялася коза, всем я выколю глаза | Бег друг за другом |
№12
Мы заходим в огород | Ходьба на месте |
Это что у нас растёт? | Повороты головы |
Ухватив за хвостик ловко | Хватательные движения |
С грядки дёргаем морковку | махи руками |
В огороде дед Отрох копал землю ох-ох-ох | Растирание спины |
Он гряду большую сделал | Руки на пояс, покачивание головой |
И горох в неё посеял | Наклоны вперёд |
Урожай давно поспел | Хлопки |
А горох потом он съел | Погладить живот |
Картотека гимнастики после сна в стихах
Комплекс №1
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )
- Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
- Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
- Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
- «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
- « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
- « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
- « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
- « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
- « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №2
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
- И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)
- И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)
- Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» - раскрываются, расслабляются.
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
- Ходьба друг за другом ( босиком)
«На огород мы наш пойдём.
Овощей там наберём».
- (Ходьба на носках)
«Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с носка!
- (Приставной шаг боком с « пружинкой)
«По бордюру мы идём
Приседаем мы на нём»
- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)
«Усталые ножки
Шли по дорожке».
- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
«На камушек мы сели,
Сели, посидели».
(Погладить мышцы ног и ступни)
«Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют»
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова.
И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.
«Морковь» - За кудрявую косу
Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.
«Репка» - « Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок».
И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.
«Картошка» -
И зелён, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко - под кустом картошка.
И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.
«Капуста» -
Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,
1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.
«Пугало»
«Кто стоит на палке
С бородою из мочалки
Ветер дует- он шумит,
Ногами дёргает, скрипит»
Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).
Комплекс №3
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
- (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
- (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!
Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- (Бесшумная ходьба на цыпочках)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно- топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).
«Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок».
- (Громко мяукают и убегают на стульчики)
«А потом мяукает «Мяу»!
Я в свой домик убегаю!»
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
- «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
- « Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
- «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
- Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше - Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше - Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
- Дома, дома посидите - Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите - Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)
- Почитайте, поиграйте - Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте... Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)
- Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)
4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)
Комплекс №4
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)
- Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.
- Игра « Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)
И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.
- Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
- « Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- - Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку - Шаг на месте «раз, шагают все на месте. - Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали ! - Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» - Выпрямиться. «На четыре потянулись» - Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» - Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №5
1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)
- Потягивание. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)
- «Отдыхаем» И.п. - лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг - « карусель». На слова « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» - все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- дети весело идут, они обручи несут.
(идти друг за другом, держа на плече обруч)
- Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)
- Вот в окошко посмотрели ,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
- Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
- Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)
- Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)
- Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
- Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)
4. Массаж спины
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бром!
Дома , дома, посидите- Постукивание пальчиками
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!
Почитайте , поиграйте- Поколачивание кулачками
Бом! Бом! Бом! А уйду - тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!
5. Водные процедуры (умывание , обливание рук прохладной водой)
Комплекс №6
1. Гимнастика в постели.
И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
- И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)
Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут
- «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
- « Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.
На деревья посмотри-
Прилетели снегири.
- « Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.
Приговаривая:
Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова'
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
- Давай дружок, смелей дружок,
- Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
- Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
- И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
- Его улыбка так светла (улыбаться)
- Два глаза., шляпа., нос... метла...
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( « метла»)
- Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №7
1. Гимнастика в постели ( 2-Змин. )
- И. п. - лёжа на спине, голова , туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.
- И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.
2. Коррекционная физминутка. « Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2-3 мин.)
- Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)
- Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
- Справа берёзка в шубке стоит (Руки отвести вправо и посмотреть на неё). - Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) - Снежинки в небе кружатся, (Дважды « фонарики» и посмотреть вверх) - На землю красиво ложатся.( Кружась, присесть). - Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте). -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны) - Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно присесть, прячась) - Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) - Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц) - В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) - Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)
3. Оздоровительный массаж всего тела ( 2-3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова): - Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А потом ладошкой в лоб-
Хлоп-хлоп-хлоп.
-Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз- два- три-четыре-пять.
- Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
- А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
- Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться !
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше.
4. Профилактика плоскостопия ( 2-3 мин.)
- Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
- Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
- Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №8
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
- Потягивание.- И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, отпустить, ( то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
- Отдыхаем! - И.п. - лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,
Ест зелёную траву.
Только скажешь ему: «Но!»
Понесётся он легко. (Конь)
2.Физминутка « Цок-цок-цок» (2-3мин)
Громко цокают копытца (Ходьба на месте)
По мосту лошадка мчится (Прямой галоп)
Цок –цок-цок! За ней вприпрыжку
Жеребёнок и мальчишка (Поскоки друг за другом )
Цок - копытца жеребёнка (Топнуть правой ногой) Цок - каблук о доски звонко (Топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пол клубится («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться (Попятиться на пятках назад)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак - « почки» разжать кулаками - « распустились листочки».Поднять руки вверх и повторить то же самое;
- Наклоны в стороны;
- «Кустик дерево» И.п. - стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и. п;
- « Где берёзка, где рябина?» И.п. - ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
- «Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.
4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
- Ходьба с разными положениями стоп - на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
- Ходьба боком по толстому шнуру.
- Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
5. Водные процедуры (умывание, обливание, рук прохладной водой)
Комплекс №9
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
- Потягивание. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, опустить.( то же самое - поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
- «Отдыхаем» И.п.- лежа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждет! (Ходьба по кругу)
- Мы шагаем друг за другом, Летом и весенним лугом.
Мы походим на носках. (Ходьба на носках, подняв руки вверх)
- Мы идем на пятках, вот проверили осанку, и свели лопатки. (Ходьба на пятках, спрятав руки за спину)
- Крылья пёстрые мелькают, в поле бабочки летают. (Лёгкий бег на носках, делая плавные махи руками)
- Раз, два, три, четыре, полетели, закружились. (Кружение на носках на месте).
- Тишина стоит вокруг,
Вышли мы сейчас на луг. (ходьба с высоким подъёмом колена)
- Мы растём, растём , мы цветём, цветём. (Берут по цветку в каждую руку, поднимают их вверх и опускают до уровня груди)
- Взмах цветком туда-сюда, делай раз и делай два. (Повороты вправо- влево с отведением цветка в сторону)
- Аккуратно нужно сесть, чтоб цветочки не задеть. (Глубокое приседание, вытягивая руки с цветками вперед, ставят цветы в вазу)
- К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись. (Наклоны вниз)
- А теперь легли все дружно, делать так руками нужно. (Лёжа на животе , поднимают верхнюю часть туловища, и делают руками круговые движения, как при плавании)
- Видим, скачут на опушке Две весёлые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать нужно на носок. (Прыжки на носках)
- Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас. (Шаг марша)
3. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
- «Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперёд на пятку, затем на носок и убрать под стул (4-5 раз)
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников "Здоровье"
Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения.Разнообразные медиц...
Самоанализ по реализации мини-программы по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления воспитанников группы ком-пенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста (4-5 лет) № 2 за 2014- 2015 учебный год
Целью мини-программы «Азбука здоровья» являлось создание здоровьесберегающего образовательного пространства через системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании детей среднего до...
Самоанализ реализации мини-программы "Азбука здоровья" по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников
Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ. Программа «Азбука здоровья»...
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления воспитанников "Азбука здоровья"
Данная мини программа является приложением к программе «Здоровья» МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах» и строится с учетом психофизических возможностей детей, степен...
Самоанализ реализации «Мини-программы по пропаганде ЗОЖ и оздоровления воспитанников»
В группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...
Комплексная программа оздоровления воспитанников в ДОУ «Азбука Здоровья»
В основу разработки программы лёг принцип, что здоровье ребёнка – это его полноценное существование одновременно в трёх планах – телесном, психическом и социальном, здоровье это основной ж...