Комплексная программа оздоровления воспитанников в ДОУ «Азбука Здоровья»
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
В основу разработки программы лёг принцип, что здоровье ребёнка – это его полноценное существование одновременно в трёх планах – телесном, психическом и социальном, здоровье это основной жизненный ресурс ребёнка.
Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma_ozdorovleniya_vospitannikov_v_dou_azbuka_zdorovya.docx | 103.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад Иванушка»
г. Абакан Республика Хакасия
Комплексная программа оздоровления воспитанников в ДОУ
«Азбука Здоровья»
г. Абакан 2014 г.
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем отражающим биологические характеристики ребёнка, социально – экономическое состояние страны, условия питания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства.
Сохранение здоровья детей постоянно волнует специалистов в области дошкольного и школьного образования. В её решении принимают непосредственное участие воспитатели, инструктора по физической культуре, психологи, учителя начальных классов и специалисты других профессий. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причина такого положения – гиподинамия, нарушение питания, экологическая обстановка, общее состояние социальной среды.
Проблема сохранения здоровья – социальная и решать её нужно на всех уровнях общества. Работа детского сада должна быть ориентирована на сохранение и укрепление здоровья детей. И она может считаться полноценной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуется здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии. Осуществление здоровьесберегающей деятельности в воспитательно – образовательном процессе является основным требование к дошкольному образовательному учреждению. Образование сегодня должно быть здлровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей для этого необходимыми знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления. Развитие культуры здорового образа жизни сегодня является одной из основных социальных потребностей детей и родителей.
В основу разработки программы лёг принцип, что здоровье ребёнка – это его полноценное существование одновременно в трёх планах – телесном, психическом и социальном, здоровье это основной жизненный ресурс ребёнка.
Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий.
Основные цели программы:
- Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами физической культуры;
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Основные задачи:
- Укрепление здоровья;
- Совершенствование двигательных навыков, физических и личностных качеств дошкольника;
- Развитие творческих и познавательных способностей;
- Содействие педагогам и родителям в воспитании здорового ребёнка.
Объекты программы:
- Дети дошкольного образовательного учреждения;
- Семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика уровня здоровья воспитанников;
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
- Овладение навыками оздоровления;
- Положительная динамика физического развития дошкольников;
- Сформированность безопасного для здоровья поведения, потребности соблюдения гигиенических норм и правил;
- Повышения уровня физического и психического здоровья. Снижение уровня тревожности;
- Развитие эмоциональной сферы, создание условий психологического комфорта для ребёнка в ДОУ;
- Положительная динамика самостоятельности в двигательной активности;
- Сформированность у детей дошкольного возраста необходимых функции, которые позволяют им без ущерба для здоровья и чрезмерного напряжения справляться с учёбой в школе и снизить количество детей с показателями высокого уровня тревожности и признаками школьной дезадаптации;
- Повышение профессионального мастерства педагогов;
- Повышение валеологической культуры родителей.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ от 29. 12.2012 № 273 ФЗ «Об Образовании в РФ»;
- Конвенция ООН о правах ребёнка. 1989г.;
- Закон РФ от 24. 07 1998 № 124 – ФЗ «об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Концепция дошкольного воспитания;
- Закон РФ от 29. 04 1999 № 80 – ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»;
- Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением министерства Образования РФ и Госсанэпидемнадзором;
- Закон РФ от 30. 12 2001 № 39 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Приказ министерства Образования и науки РФ от 17. 10 2013 3 1155 № «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ министерства Образования и науки РФ от 30 августа 2013.г. 3 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Программно – методическое обеспечение
Название программы, технологии | Цель | Критерии освоения программы, технологии |
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под. Ред. Н. У. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. | Укрепление физического психического здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. | - сформированность представлений и практических умений в области гигиенической культуры; - сформированность двигательной культуры. |
Парциальная оздоровительная программа «Здоровье», руководитель – В.Г. Алямовская | Воспитание ребёнка – дошкольника, зорового физически, разносторонне развитого, инициативного, с развитым чувством собственного достоинства. | - укрепление здоровья детей, - воспитание потребности в ЗОЖ; - развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка; - создание условий для реализации потребности в двигательной активности; - выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно – оздоровительной работы. |
Оздоровительно – развивающая программа по танцевально – игровой гимнастике «Са – Фи – Дансе» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г. Сайкиной | Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально – игровой гимнастики. | - уровень психомоторных способностей дошкольника - уровень творческих и созидательных способностей |
Программа «Здоровый дошкольник» Ю. Ф. Змановского | Комплексный подход к воспитательно – оздоровительной работе с детьми с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. | сформированность двигательной подготовленности и физического развития - уровень поведенческих и личностных характеристик, проявлений биоритмологического профиля. |
Педагогическая технология физического совершенствования дошкольников «Игровой стретчинг» В. Н. Сулим | Коррекция нарушений осанки и глубокое оздоравливающее воздействие на весь организм | - уровень развития физических качеств - Возможность самоманипулировать своим телом - интерес к физическим упражнениям. |
Программа «Школа здорового человека» Г. И. Кулик, И. И. Сергиенко | Сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать, и заботится о своём здоровье. | - уровень развития представлений о себе, своём здоровье и физической культуре - владение способами укрепления и сохранения своего здоровья. |
Кадровое обеспечение реализации программы
Заведующий ДОУ |
|
Старший воспитатель |
|
Старшая медицинская сестра |
|
Инструктор по физической культуре |
|
Воспитатели |
|
Педагог – психолог |
|
Заместитель заведующего по АХЧ |
|
Шеф - повар |
|
Младший обслуживающий персонал |
|
Работа с педагогами
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- Просветительская работа по направлениям программы.
- Консультации для воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций.
- Консультации для воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии.
- Обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, психическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия
- Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ оздоровительно – развивающих программ, педагогических технологий физического совершенствования дошкольников.
- Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально – психологическом подходе.
- Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии, а также в системы их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения.
- Педагогическая диагностика уровня физической подготовленности детей: определение уровня развития физических качеств, определение степени сформированности двигательных умений, использование результатов медицинского обследования для планирования физкультурно – оздоровительной работы.
- Обеспечение условий для овладения детьми жизненно – важными двигательными навыками.
- Формирование доступных знаний в области физической культуры.
- Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
- Пропаганда ЗОЖ (проведение конкурсов, праздников, фотостендов, мультимедийных презентаций).
- Организация деятельности детей в условиях физической рекреации: физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня, секционные занятия, физкультурные досуги, праздники, релаксация.
- Педагогический контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями.
Реализация основных направлений программы
Направления программы | Проведённые мероприятия | |
Оздоровительное | ||
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ |
| |
Изучение передового опыта по оздоровлению детей |
| |
Пропаганда здорового образа жизни |
| |
Сохранение уровня позитивного здоровья за счёт профилактических мероприятий |
| |
Валеологическое | ||
Воспитание валеологической культуры дошкольников |
| |
Физическое развитие | ||
-Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка. |
| |
- Повышение резистентности организма с помощью комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов. |
| |
Создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей. |
| |
Психоэмоциональное благополучие | ||
- Создание психологически комфортного климата в ДОУ. |
| |
- Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности. |
| |
- Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми. |
| |
- Психолого – медико – педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период |
| |
Коррекционное | ||
- Психоэмоциональная коррекция поведения |
| |
- Создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития ребёнка. |
| |
- Обучение детей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. |
| |
- Формирования навыка правильной осанки, развитие мышечно – суставного чувства правильной осанки. |
| |
- Профилактика плоскостопия. |
| |
- Разработка дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. |
| |
- Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. |
| |
- Разработка методов педагогической коррекции речевых расстройств. |
| |
Комплексная диагностика | ||
- Наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей с целью дальнейшей организации педагогического процесса. |
| |
Физкультурное оборудование и инвентарь
Для реализации активной двигательной деятельности используются физкультурный и музыкальный зал, игровые и спортивные площадки на участках, оборудованные спортивным инвентарём.
П № | Наименование оборудования | Колличество |
1 | Палка гимнастическая | 12 |
2 | Гантели (пластмасс). | 6 |
3 | Комплект разноцветных кеглей | 5 |
4 | Скакалка детская | 10 |
5 | Ворота с сеткой | 2 |
6 | Мешочки для метания (набор) | 10 |
7 | Комплект мячей-массажеров | 5 |
8 | Лента гимнастическая с кольцом 0,6 м. (разноцвет.) | 10 |
9 | Платки цветные, 40х40см | 10 |
10 | Мячи резиновые (комплект) | 2 |
11 | Тоннель | 1 |
12 | Мяч прыгающий. Тип 1 | 1 |
13 | Мяч прыгающий. Тип 2 | 1 |
14 | Массажный диск (мягкий) | 2 |
15 | Мешок для прыжков с ручками, размер 25х25х60см - для детей | 12 |
16 | Дуга для подлезания Н=40 см. (метал.) | 2 |
17 | Дуга для подлезания Н=50 см. (метал.) | 2 |
18 | Комплект тактильных ковриков | 6 |
19 | Мат детский 100х100х15 | 2 |
20 | Комплект для детских спортивных игр (с тележкой) | 1 |
21 | Тележка для спортинвентаря | 1 |
22 | Флажки разноцветные | 25 |
23 | Комплект мячей-массажеров (4 мяча различного диаметра) | 10 |
24 | Прыгающий мяч с ручкой (диаметр не менее 45 см) | 3 |
25 | Спорткомплекс из мягких модулей (5 элементов: 2 опоры высотой 80 см, дуга с внешним диаметром 60 см, цилиндр длиной 120 см, мат 180 х 60 х 10 см – поролоновые фигуры геометрической формы, обтянутые виниловой кожей) | 1 |
26 | Баскетбольная стойка с регулируемой высотой | 1 |
27 | Гимнастический набор № 2 для построения полосы препятствий и развития основных движений (в сумке 4 планки 100 х 15 х 2,5 см, 5 кирпичей-подставок 30 х 15 х 10 см, 16 соединительных трубок) | 1 |
28 | Обруч пластмассовый плоский диаметром 65 см | 5 |
29 | Обруч пластмассовый плоский диаметром 50 см | 5 |
30 | Дорожка из упругих объемных элементов с наклонными поверхностями для упражнений на равновесие | 3 |
31 | Мяч баскетбольный | 1 |
32 | Мат детский 200х100х15 | 2 |
33 | Кольцеброс | 3 |
34 | Разметочная фишка | 10 |
35 | Канат для перетягивания 6м. д-30мм. | 1 |
36 | Гантели 2 шт по 0,5 кг | 6 пар |
37 | Корзина для мячей | 2 |
38 | Сетка для мячей с кольцом | 2 |
39 | Конус сигнальный | 6 |
40 | Скамья гимнастическая 2м | 1 |
41 | Скамья гимнастическая 3м | 1 |
42 | Доска ребристая (150*30*5) | 1 |
43 | Нестандартное физкультурное оборудование |
В каждой возрастной группе оформлен физкультурный уголок, оборудованный спортивным инвентарём, нетрадиционным физкультурным оборудованием, атрибутами спортивных игр. Игровые площадки на улице оснащены игровыми и спортивными модулями. Спортивный инвентарь промаркирован, отвечает технике безопасности, соответствует санитарно – эпидемиологическим нормам.
Планирование физкультурно – оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ осуществляется с учетом важнейших принципов воспитательно-оздоровительной работы – органичного сочетания воспитания и обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными, психофизиологическими, типологическими особенностями дошкольников.
Блоки | Содержание | |
|
- традиционные; - тренировочные (на освоение основных видов движений); - игровые («путешествие по сказкам», «мышцы – силачи», «во саду ли, в огороде»)); - с использованием тренажеров (беговой до- рожки «Малыш», балансировочных подушек, велотренажёра, дисков «Здоровье» т.д.); - занятия по интересам (по подгруппам); - тематические «Птицы прилетели», «Зимовье зверей»; - комплексные; - контрольно-проверочные (1 раз в месяц).
- традиционная; - игрового характера; - с использованием полосы препятствий; - с использованием простейших тренажеров; - ритмическая; - сюжетная.
- пробуждение под музыку; - гимнастика в постели (потягивание, поднима- ние и опускание рук и ног, самомассаж, гимнастика для глаз ит.д.); - корригирующая ходьба; - упражнения для профилактики осанки; - комплекс дыхательной гимнастики; - водные процедуры (умывание, обливание рук холодной водой).
- игровые упражнения; - танцевальные движения; - подвижные игры.
- общеразвивающие упражнения; - подвижная игра; - дидактическая игра с различными движения- ми; - танцевальные движения; - игровые упражнения.
- подвижные игры; - дыхательная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - массаж и самомассаж; - музыкотерапия; - упражнения имитационного характера.
- движения с различными игрушками, пособиями; - сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идею; - спектакли и театрализованные представления, разработанные и поставленные на сюжет сказок и рассказов на спортивную тематику; - подвижные игры разной степени интенсивности.
- точечный массаж по А. Уманской; - пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ; - дыхательная и звуковая гимнастика по С. Стрельниковой; - психогимнастика по методике Е. Алябьевой; - Оздоровительные игры для дошкольников Н.Галанова. - педагогическая технология физического совершенствования дошкольников «Игровой стретчинг» В. Н. Сулим. | |
|
( ср.-подг.гр.).
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
гимнастика.
бинете психолога, сенсорной комнате.
| |
|
нарушений зрения, переутомлений и т.д.
двигательной нагрузкой.
психопрофилактических средств и методов сня- тия напряжения, стрессов;
| |
|
плоскостопие и склонность к плоскостопию, слабо сформированную стопу.
|
Организация питания
Интеллектуальные и физические нагрузки, которые испытывает ребенок при правильном подходе к воспитанию, приводят к определенным энергозатратам, которые требуется восполнять, в том числе и за счет питания. Поэтому в организации питания мы обращаем внимание не только на санитарно-гигиенический и нормативный компоненты, но и на оздоровительный и психологический.
Оздоровительный компонент предусматривает:
- введение в меню во время полдника кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;
- обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами;
- С - витаминизация 3 – го блюда;
- включаются продукты, улучшающие аппетит, повышающие иммунозащиту (петрушка, редис, чеснок, витаминные салаты, редис, редька).
Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню, внешний вид столовой и чайной посуды и сама процедура приема пищи. Для того чтобы у ребенка не было проблем со столовыми приборами, сервировка стола должна быть полной. Во время приема пищи включается спокойная негромкая музыка. Комфортность условий приема пищи в нашем детском саду обеспечивается возможностью для детей во время еды отдохнуть, немного расслабиться и пообщаться со сверстниками. Это достигается тем, что воспитатель обедает вместе с детьми. Он своим примером показывает, как пользоваться столовыми приборами, как общаться во время приема пищи. Культура еды, культура общения, доброжелательность во время приема пищи создают условия, при которых хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и остаются достоянием человека на всю жизнь.
Основные принципы организации питания в ДОУ:
- выполнение режима питания;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания;
- индивидуальный подход к детям во время прием пищи;
- правильность сервировки стола и расстановки мебели.
Для того чтобы соблюдались физиологические интервалы между приемами пищи дети в нашем детском саду получают 4-разовое питание. При составлении цикличного меню учитывается возрастная дифференциация в питании. Масса пищи строго соответствует возрасту ребенка. Летом, в связи с увеличением энергозатрат, калорийность суточного рациона на 10% выше, чем зимой.
В оздоровительный период в меню увеличивается количество фруктов и молочных продуктов.
Питание детей, страдающих аллергией, избыточным весом индивидуализировано.
2 раза в год цикличное меню проходит процедуру согласования в органах Роспотребнадзора.
Система закаливания в ДОУ
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-7 | 5-10 | 7-10 | 7-10 |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально | |||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 15 | до 20 | до 25 | до 30 |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | до 15 | до 20 | до 25 | до 30 |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание свето-воздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа | 2 раза в день по 1ч 50 мин – 2 часа | 2 раза в день по 1ч 40 мин – 2 часа | |
с учетом погодных условий | |||||
Полоскание горла (рта) после обеда[1] | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7 | 3-7 | 3-5 | 3-5 |
Подготовка и сама процедура | |||||
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПиН | |||
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) | 5-7 | 5-10 | 7-10 | 7-10 |
Закаливание после дневного сна | Воздушная ванна и водные процедуры («расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) | 5-15 |
Двигательный режим в ДОУ
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.
При разработке данной модели учитывались следующие факторы:
- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной активности;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных способностей;
- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет основу индивидуального подхода;
- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных методик.
Модель двигательной активности
Формы организации | Особенности проведения | Младший возраст | Старший возраст | ||
младшая | средняя | старшая | Подгото-вительная | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно в помещении и на воздухе с учетом климатических условий | 5-6 минут | 6-8 минут | 8-10 минут | 10 - 12 минут |
Гимнастика после сна | Ежедневно, после дневного сна | 5-6 минут | 5-8 минут | 8-10 минут | 10 – 12 минут |
Подвижные игры | Ежедневно на прогулке и в помещении | 15 – 20 минут | 25 -30 минут | 30-35 минут | 35 - 40 минут |
Спортивные игры | не реже 1 раза в неделю | Целенаправленное обучение педагогом | |||
Занятия физкультурой | Три раза в неделю | 15 минут | 20 минут | 25 минут | 30 минут |
Музыкальные занятия (часть занятия) | 2 раза в неделю | 3-5 минут | 5 минут | 7-10 минут | 10 минут |
Двигательные игры под музыку | 1 раз в неделю | 5-10 минут | 10-15 минут | 15-20 минут | 25 минут |
Спортивные развлечения | 1 раз в месяц | 20 минут | 20 минут | 30 минут | 30-35 минут |
Спортивные праздники | 2 раза в год | 20-25 минут | 20-25 минут | 50-60 минут | 50-60 минут |
День здоровья | 1 раз в месяц | ||||
Неделя здоровья | 2 раза в год | ||||
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно индивидуально и подгруппами |
Организация работы в ДОУ с ослабленными и часто болеющими детьми
Воспитательно-образовательный процесс построен на основе создания благоприятных условий для обеспечения физического и психического развития детей, эмоционального благополучия каждого ребенка, повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план оздоровления, куда вносятся все проводимые с ним мероприятия, а в конце года подводятся итоги оздоровительной работы с ослабленными и часто болеющими детьми.
Для ЧБД разработан гибкий режим, который предусматривает:
- увеличение периода приема детей в утренние часы (до 9.00);
- увеличение продолжительности дневного сна;
- строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
- творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
- чередование умственной и физической деятельности;
- разработана система оздоровления ЧБД с учетом регламентации воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.
Формы методической работы | Участники |
Семинары и семинары - практикумы | |
«Физически упражнения для детей раннего и дошкольного возраста» | воспитатели |
«Медико-педагогический контроль во время организованных форм обучения» | инструктор по физической культуре, старшая медсестра |
«Организация и проведение обследования физической подготовленности дошкольников» | инструктор по физической культуре |
Консультации | |
«Определение и общая характеристика группы ослабленных и ЧБД» | воспитатели |
«Формы проведения коррекционной гимнастики с детьми 2-4 лет» | воспитатели |
«Разнообразные виды дыхательной гимнастики» | воспитатели |
«Лечебные игры» | воспитатели инструктор по физической культуре |
Проведение и анализ открытых просмотров и видеозаписей детской деятельности | |
«Современные формы проведения утренней гимнастики с детьми 2-7 лет» | воспитатели |
«Организация и проведение дней Здоровья совместно с родителями воспитанников» | воспитатели инструктор по физической культуре |
«Организация гимнастики перед сном и после сна с младшими дошкольниками» | воспитатели |
«Проведение подвижных игр с ЧБД» | воспитатели |
Создание предметно – развивающей среды | |
Смотр-конкурс оборудования физкультурных уголков в разных возрастных группах | воспитатели |
Совместная деятельность педагогов | |
Организация занятия ЛФК для сотрудников детского сада | медицинская сестра по ЛФК из детской поликлиники |
Участие в методической работе | |
Разработка комплексов коррекционной гимнастики для детей разных возрастных групп | воспитатели |
Составление комплексов физкультминуток и динамических разминок | воспитатели |
Разработка и апробация системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | творческая микро-группа |
Взаимодействие с родителями | |
Анкетирование. Индивидуальное и групповое консультирование с приглашением специалистов медиков из детской поликлиники. | педагоги, родители |
Мастер – класс у инструктора по физической культуре | |
Организация работы групповых тематических библиотек для родителей. | |
Круглый стол «Домашняя школа здоровья»
| |
Наглядная агитация (стенды, памятки, статьи из периодической печати) | |
Видеосъемки деятельности детей в разных режимных моментах. | |
Совместные мероприятия детей и взрослых. |
Родителям рекомендован план оздоровления единый с дошкольным учреждением:
- продленный сон;
- регулярные закаливающие процедуры (не прекращать их после очередного ОРЗ, а только снизить интенсивность);
- дыхательная гимнастика (постоянно);
- обязательное полоскание рта после еды;
- достаточное количество в меню фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока;
- настойка шиповника;
- витамины в возрастной дозе.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план оздоровления, куда вносятся все проводимые с ним мероприятия, а в конце года подводятся итоги оздоровительной работы с ослабленными и ЧБД.
Медико – педагогический мониторинг по образовательной области «Физическое развитие» включает в себя:
- развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-воспитание физических и личностных качеств.
Параметры оценки физического развития – это определение уровня:
- антропометрических показателей (рост, масса тела);
- физической подготовленности: основных физических качеств, основных двигательных умений и навыков.
Определение физической подготовленности мальчиков
Тест | Возраст | 0 баллов | 1 балл | 2балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
челночный бег5*6 м (сек.) | 5 6 7 | 18,3 и > 18,1 и > 18,4 и > | 16,8-18,2 16,4-18,0 16,6-18,3 | 15,3-16,7 14,7-16,3 14,9-16,5 | 13,7-15,2 13,0-14,6 13,1-14,8 | 13,7-15,2 13,0-14,6 13,1-14,8 | <12.2 <11.3 <11.3 |
прыжок в длину с места (см) | 5 6 7 | <73 <86 <86 | 74-85 87-99 87-103 | 86-97 100-109 104-119 | 98-109 110-121 120-135 | 110-121 122-134 136-151 | >122 134 > 152 > |
Подъём туловища в сед из положения лёжа 30 сек. (кол – во раз) | 5 6 7 | 0-2 <7 <8 | 3-7 8-10 9-11 | 8-12 11-13 12-14 | 13-17 14-16 15-17 | 18-21 17-19 18-20 | 22 > 20 > 21 > |
Прыжки через короткую скакалку 30 сек. (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0 | 1 1 1-5 | 2 2-4 6-10 | 3-4 5-8 11-16 | 5-6 9-11 17-22 | 7 > 12> 23 > |
Метание в вертикальную цель удобной рукой из 5 попыток (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 |
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек. (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0 | 1 1-3 1-12 | 2-6 4-17 13-25 | 7-11 18-30 26-38 | 12-16 31-43 39-51 | 17 > 44 > 52 > |
Определение физической подготовленности девочек
Тест | Возраст | 0 баллов | 1 балл | 2балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
челночный бег5*6 м (сек.) | 5 6 7 | 18,3 и > 19,1 и > 19,4 и > | 16,8-18,2 17,4-19,0 17,1-19,0 | 15,3-16,7 15,7-17,3 15,0-17,0 | 13,7-15,2 13,5-15,3 12,9-14,8 | 12,3-13,7 11,6-13,6 10,9-12,8 | <12.2 <11.5 <10.8 |
прыжок в длину с места (см) | 5 6 7 | <73 <80 <88 | 74-85 87-99 89-101 | 86-97 100-109 102-114 | 98-109 105-115 115-126 | 110-121 116-126 127-139 | >122 127 > 140 > |
Подъём туловища в сед из положения лёжа 30 сек. (кол – во раз) | 5 6 7 | 0-2 <6 <7 | 3-7 7-10 8-11 | 8-12 11-13 12-14 | 13-17 14-16 15-17 | 18-21 17-19 18-21 | 22 > 20 > 21 > |
Прыжки через короткую скакалку 30 сек. (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0-1 | 1 1-4 2-10 | 2 5-13 10-16 | 3-4 14-22 18-25 | 5-6 23-30 26-33 | 7 > 31> 34 > |
Метание в вертикальную цель удобной рукой из 5 попыток (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 | 5 5 5 |
Отбивание мяча удобной рукой за 30 сек. (кол – во раз | 5 6 7 | 0 0 0 | 1 1-5 1-10 | 2-6 6-13 11-25 | 7-11 14-21 26-37 | 12-16 22-29 39-51 | 17 > 30 > 52 > |
Диагностика самостоятельности в двигательной деятельности
Данная диагностика выявляет отношение ребёнка к двигательной деятельности. Анализируя результаты диагностики, воспитатели планируют насыщение развивающей двигательной среды группы.
Критерии к диагностики самостоятельности в двигательной деятельности приведены в таблице №1
Обследование двигательной активности детей
Двигательная активность важный показатель физической подготовленности детей. Обследование двигательной активности детей проводится 2 раза в год (осень, весна) по трём параметрам (объём, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня, (во время физкультурных занятий на прогулке, за целый день пребывания ребёнка в дошкольном учреждении).
Комплексная оценка двигательной активности детей даётся с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений. См. Таблицу №2
Мониторинг здоровья воспитанников
Мониторинг проводится по следующим показателям:
- общая заболеваемость (уровень и структура);
- острая заболеваемость (уровень и структура);
- заболеваемость детей (средняя продолжительность заболевания на одного ребёнка)
- процент часто болеющих детей;
- индекс здоровья;
- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
- процент детей с хроническими заболеваниями;
- процент детей, функционально не зрелых к обучению в школе;
- процент детей с нарушениями в состоянии здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;
- распределение детей по группам физического развития;
- распределение детей по группам здоровья;
- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Критерии оценки самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности
Компоненты самостоятельности | Уровни | ||||||
1 (низкий) | 2 (ниже среднего) | 3 (средний) | 4 (выше среднего) | 5 (высокий) | |||
Интерес, его направленность | Действует с физкультурно – игровым материалом без ориентации на результат | Действия направлены на достижение результата | Действия направлены на достижение результата | Действия направлены на достижение высокого результата | Действия направлены на поиск новых способов решения двигательной задачи | ||
Способ действия (характер деятельности) | Хаотически беспорядочные, малоосознанные | Частично – поисковые, репродуктивные и мыслительные | Практические поисковые | Практические поисковые и мыслительные | Практические поисковые и мыслительные | ||
Результаты (качество и характер) | Нет или не соответствует цели | Низкое качество. Репродуктивный характер | Качество среднее, репродуктивный характер | Качество высокое, с элементами творчества | С элементами творчества | ||
Автономность (независимость) | Ребёнок зависит от взрослого | Автономность низкая, требуется эпизодическая помощь взрослого | Помощь взрослого только эпизодическая | Практически полная независимость | Полная независимость | ||
Прогнозирование | Нет | Частичное | Попытки | Полное | Полное | ||
Применение умений новых условиях | Нет | Частичное, попытка | Попытка | Имеется | Адекватное условиям | ||
Активность (степень проявления) | Нет | Пассивная | Эпизодическая, интерес избирательный | Инициативная | Эффективная, с элементами нового | ||
Настойчивость | Нет | Стремится к цели, достигает её при помощи взрослого | Стремится к цели, пытается преодолевать трудности, помощь взрослого косвенная | Стремится к цели, пытается сам исправить ошибки. Помощь от взрослого как стимул к поиску решения | Стремится к цели и достигает её. Преодолевает трудности самостоятельно | ||
Отношение к себе и деятельности | Пассивное, частично безответственное. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) | Пассивное частично безответственное, неадекватное самооценка (завышенное или заниженная) | Безынициативное. Отношение к себе некритичное. Самооценка завышенная | Активное, позитивное отношение к деятельности. Отношение к себе более объективное. Самооценка адекватная, у отдельных детей заниженная | Активное, позитивное отношение к деятельности. Отношение к себе более объективное. Самооценка адекватная |
Диагностика двигательной активности детей
Регулирование двигательной активности детей | Группы двигательной активности детей | |||
Первая | Вторая | Третья | ||
Критерии оценки | Дети со средней, нормальной двигательной активностью, редко болеют. Хорошо усваивают учебный материал | Дети малоподвижны. Многие отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. На занятиях у них более спокойное поведение. Плохо владеют движениями, уменьшено число движений. Процессы саморегуляции несовершенны. Часто замкнуты, нерешительны. Низкие результаты и замедленный темп выполнения заданий. Наступает умственное утомление. За счёт малой подвижности умственная работоспособность не восстанавливается. | Дети с большой двигательной активностью («моторные» дети). Большой объем движений, вероятность отклонений в сердечно – сосудистой системе. Подвержены заболеваниям, так как в результате большой физической нагрузки они потеют, усиливается теплоотдача, наступает переохлаждение организма. Низкие результаты и замедленный темп выполнения заданий. Физическое переутомление приводит к умственному утомлению. | |
Цель |
| |||
Методы | Наблюдение и анализ двигательного поведения детей в течении дня | |||
Методика | Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмин, « Оценка физического и нервно – психического развития детей дошкольного возраста» | |||
Количественные данные | Кол – во детей______ % детей_____ | Кол – во детей______ % детей_____ | Кол – во детей______ % детей_____ | |
Рекомендации к регулированию двигательной активности детей | Дети способны к саморегуляции двигательной активности | Увеличение двигательной активности, применение методических приёмов в регуляции нагрузок при подборе подвижных игр. Советы родителям по пересмотру и уменьшению рациона питания под наблюдением врача. | Ограничение двигательной активности, регулирование физических нагрузок при подборе подвижных игр. Переключение на спокойные игры. Объединение в играх детей с разной двигательной активностью. |
Реализация индивидуального подхода к ребёнку в физкультурно – оздоровительной работе
1.Медико-педагогичекая диагностика | Выписка из медицинской карты. |
Анализ первичных навыков по основным движениям | |
2. Индивидуальная карта ребенка
| Составление медицинских «карт здоровья», индивидуальных маршрутов здоровья |
Рекомендации родителям по оздоровлению ребёнка | |
3. Наблюдения, хронометраж | На занятии в свободной деятельности |
4.Повторная медико-педагогическая диагностика заболеваемости достижений в выполнении основных видов движений.
| Обследование специалистами, анализ заболеваемости, достижений в выполнении основных видов движений. |
5.Организация системы просветительской и методической работы с работы ребенком, педагогами, специалистами, родителями | Рекомендации по использованию разнообразных форм физкультурно – оздоровительной работы с ребёнком на совместных тематических педсоветах, на родительских собраниях, на открытых просмотрах практической деятельности. |
Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого - педагогических проблем развития ребенка.
5. Ознакомление родителей с основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
8. Обучение родителей принципам оздоровительных технологий.
9. Ориентирование родителей на ознакомление с современной литературой, программами ТВ, освещающими вопросы закаливания, систематических занятий физкультурой в домашних условиях с учетом регионального компонента.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
1. Структура семьи и психологический климат.
2. Основные принципы семейных отношений.
3. Стиль и фон семейной жизни.
4. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Формы работы с родителями
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно - аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
|
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психоло гическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
|
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
|
Наглядно-ин формационные: информационно-ознакомительные; ин формационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
|
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под. Ред. Н. У. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 20011. – 336с.
- Безруких М..М. Здоровьеформирующее физическое развитие. М.: Владос,2001
- Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2003
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, № 6, с. 11-1
- Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003.-335с.
- Л.Д. Глазырина Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛПДОС, 2004. – 143с.
- Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова Занятия физической культурой в ДОУ:Основные виды, сценарии занятий. – М.: 5 за знания, 2007. – 112с.
- Ю.А. Кириллова «Программа дополнительного образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 5-6 лет». Приложение «Дошкольная педагогика» /Январь Февраль/ 2005.
- В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296с.:
- Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. – М.: Просвещение, 2005. – 271 с.: ил.
- М.А. Рунова Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез,2000. – 256 с.
- Доронова Т. Н. и др. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 6-го года жизни. - Учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2002.
- Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников "ДЕТСКИЙ САД-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"
Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно". академик Н.М.Амосов...
программа оздоровления детей в ДОУ "Растём здоровыми"
программа оздоровления детей в ДОУ "Растём здоровыми"...
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности
АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...
Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....
Программа оздоровления детей раннего возраста "Расти здоровым, малыш!"
Начиная с раннего возраста, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, физическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития...
Программа оздоровления воспитанников
Укркпление и сохранение здоровья детей...
Карта контроля по выполнению комплексного плана оздоровления воспитанников ДОУ
Цель: проанализировать эффективность выполнения оздоровительных процедур, способствующих укреплению здоровья дошкольниковКарта контроля по выполнению комплексного плана оздоровления ...