Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников и младших школьников на занятиях и во внеурочной деятельности.
материал (подготовительная группа)

Мальцева Людмила Олеговна

Доклад на тему:  "Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников и младших школьников на занятиях и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников и младших школьников на занятиях и во внеурочной деятельности.

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто» - повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития,  информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов: наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей.

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения: чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе,  состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник, говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого обучающегося, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг»: в сторону здоровья или болезни. В этой связи я поставила перед собой следующие задачи:

• Расширить и углубить представления детей о себе, своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

• Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица»;

• Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем;

• Упражнять в умении управлять своим здоровьем;

• Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

• Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни:

• Двигательная активность, физическая культура и спорт

• Закаливание

• Рациональный режим

• Рациональное питание

• Личная гигиена

• Благоприятная психологическая обстановка в объединении и семье

• Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения.

Сегодня современное занятие  – это занятие , на котором педагог реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки старших дошкольников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в объединении:

– оптимальная учебная нагрузка;
– сбалансированное питание;

– рациональный двигательный режим;
– если на занятиях будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

– если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;
– своевременные медицинские услуги;
– охрана психического здоровья.

На занятиях и внеклассных мероприятиях я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на занятии.

Каждый день учебные занятия в моём объединении начинаются с утренней зарядки.

Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как “Проснись!”, “Силачи”, “Мы – спортсмены”, упражнения без предметов и с различными предметами. Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость обучающихся, которая наблюдается в начале дня, активно включиться в работу, активизировать внимание.

Чтобы у детей в начале занятия установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Я  провожу физкультминутки, в ходе которых дети выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

  • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

– упражнения для снятия общего или локального утомления;
– упражнения для 
кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом, рисованием). 
– гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
– гимнастика для слуха;
– упражнения, корректирующие осанку;
– дыхательная гимнастика; 
– упражнения на релаксацию.

Дети с удовольствием выполняют,  даже сами предлагают такие физкультминутки:

Хомка,  хомка, хомячок, Прилетела стрекоза, Буратино потянулся, Качели, Мы веселые мартышки и т.д.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

При подготовке к занятиям я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, обучающихся на занятии. 

Всем детям, поступившим в школу, приходится много писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. 

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Пианист, Мельница, Ловкие  шаги, Капуста,

Преобладающий вид деятельности на занятии – АБВГДейка (обучение грамоте)

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно – пространственную активность в режиме занятии и использовать гимнастику для глаз.

Приведу пример. Игра “Дрессированный зайчик”.

Дети сидят произвольно. Педагог обращается к детям: “Подвигайте пальчиками ног…поиграйте пальчиками рук…пошевелите ушками…а теперь – носиком, глазками. Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный зайчик может выполнять команды”.

  1. Глазками передвигаем зайчика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком домике наш зайчик? это дает не только отдых глазам, но и закрепление навыков ориентировки на листе бумаги и в пространстве
  2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  3. Управляем зайчиком молча. (Направление учитель показывает руками. Ученик соотносит жест учителя с местонахождением зайчика).

На занятиях  математики использую точечный массаж лица, надавливая на активные точки на лбу между бровями, парные точки по краям крыльев носа, точку на подбородке, в височных ямках и т. д.

На занятиях «Почемучки» дети знакомятся  с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе.Тематика занятий разная: «Наши помощники – глаза», «Наши помощники – уши», «Машины, которые живут внутри нас»

 «В школе юного пешехода», «Путешествие в природу», «Дорога к здоровью»,  Очень любят мои дошкольники познавательные видеопрезентации. «Если хочешь быть здоров», «Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад»,  «Полезные привычки», «Школа дорожных наук», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например: Почему важно быть здоровым? Возможна ли жизнь без движений? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Интересно детям решать проблемные ситуации,например: «Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?», «Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?», «Чем ребенок похож на взрослогоВоспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?», «Чистая ли вода в стакане?», «Почему надо отдыхать детям и взрослым?», «Зачем нужен сон?».

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым». Их цель – формирование у обучающихся привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья. Вот некоторые из них «Пять дел перед сном», «Как мыть руки», «Как ухаживать за зубами», «Зоркий глаз – гимнастика для глаз», «Чтобы горло не болело» и др.

Ребята в моём объединении очень активные и подвижные, удовольствием играют в различные подвижные игры.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на родительских собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.

Надолго запоминаются детям спортивные праздники, такие, как веселые старты , игры на сплочение коллектива.  

У меня в объединении есть дети которые пришли из детского сада, а есть дети домашние(которые по каким -либо причинам не посещали детский сад). Одной из важнейших задач на начало учебного года было сплочение коллектива. С этой целью проводились подвижные игры на сплочение коллектива в актовом зале и на свежем воздухе. Применяя в работе подвижные игры, дети становятся бодрыми, активными на целый день, что способствует плодотворной работе детей. Исходя из этого, я пришла к выводу, что активный образ жизни один из факторов полноценной работы в учебной деятельности.

В работе по формированию здорового образа жизни к концу учебного года, уже прослеживается результативность и видна положительная динамика в сохранении здоровья учащихся (самостоятельно проводят утреннюю зарядку, следят за своей осанкой и за осанкой соседа по парте и др. ).

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...

Проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников " Безопасный интернет"

Цель: формировать у детей знание правил безопасного пользования интернетом...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

Организация работы по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.

Сообщение из опыта работы на заседании совета педагогов МБДОУ № 24....

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...

Методическая разработка занятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников

В разработке представлен цикл занятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников....