Проект "Дорожная азбука"
проект (старшая группа)

Иванова Оксана Владимировна

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-ivanova.doc199.5 КБ
Файл pasport_proekta.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Дорожная азбука"

Авторы проекта: Иванова Оксана Владимировна.  

Вид проекта: Познавательно – творческий.

Участники проекта: Дети 5- 7 лет, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Продолжительность: Долгосрочный (2 года).

Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Дорога! Это понятие входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Вот малыш - дошкольник топает по дорожке. Вот он садится за руль своего первого велосипеда, самоката. Вот отправляется с родителями на автомобильную прогулку. Он становится то пассажиром, то «водителем». И время от времени оказывается в ситуациях, опасных для его жизни и здоровья. В силу своих физиологических и психологических особенностей ребёнок дошкольного возраста не может самостоятельно определить всю меру опасности. Именно поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребенка. Взрослому необходимо воспитывать привычку к соблюдению правил дорожного движения, сформировать навык правильной езды на велосипеде и самокате, побуждать ребёнка к соблюдению правил поведения во дворе и на улице. П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагогическая деятельность должна стать ведущей в воспитании ребенка, как дисциплинированного пешехода. Важно, как можно раньше, сформировать у детей стремление к получению практических навыков безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Проблема: Для успешного предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возникла необходимость разработки и внедрения в работу дошкольного учреждения проекта по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге. В ходе реализации проекта педагоги и родители должны найти ответы на целый ряд вопросов:

  1. Внимателен ли ребёнок на улице?
  2. Знает ли дошкольник правила поведения на улице и в транспорте?
  3. Умеет ли ребёнок быть осторожным и осмотрительным? Как сформировать навык осторожного поведения в условиях уличного движения?
  4. Как часто ребёнок дошкольного возраста применяет на практике знания о правилах дорожного движения?

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей знаний о правилах дорожного движения.
  2. Познакомить дошкольников со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение с целью развития правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Расширять знания детей о разнообразии транспортных средств.
  4. Способствовать развитию умения ориентироваться на местности.
  5. Формировать у дошкольников навык осознанного применения правил безопасности дорожного движения.
  6. Воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в процессе дорожно-транспортного движения.
  7. Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников с целью информирования о мерах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и совместного решения задач по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.

Ожидаемые результаты:

краткосрочные

долгосрочные

  • Повышение уровня компетентности педагогов по вопросу формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улице.
  • Организация совместной деятельности педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей.
  • Формирование навыка, осознанного соблюдения правил дорожного движения.
  • Развитие навыков безопасного поведения в условиях уличного движения.
  • Систематизация представлений о различных видах транспорта, о значениях дорожных знаков и правилах дорожного движения.
  • Улучшение показателей уровня познавательного развития воспитанников ДОУ.
  • Раскрытие личностного потенциала воспитанников в работе по формированию знаний о ПДД.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице.
  • Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  • Повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Результаты реализации проекта:

Руководитель проекта

Педагоги ДОУ

Дети

Родители

 - приобретение опыта руководства проектами;

 - создание комплекта методического материала по теме: «Формирование знаний правил дорожного движения у старших дошкольников»;

- повышение эффективности процесса развития познавательных интересов дошкольников.

 - пополнение багажа педагогических знаний о формах и методах формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице.

- активизация речевой деятельности детей;

- формирование осознанного отношения к соблюдению ПДД.

- повышение компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей в условиях дорожного движения;

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

Деятельность руководителя проекта

Работа с педагогами ДОУ

Совместная с детьми деятельность

Работа с родителями

организационный/подготовительный

(сентябрь 2022 г.)

Формулировка проблемы проекта; мотивация родителей на совместную деятельность по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дороге; постановка цели и задач, прогнозирование ожидаемых результатов; выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта.

Консультирование по вопросам методики формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Мониторинг уровня знаний дошкольников о безопасности дорожного движения.

Анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и ПДД», консультирование по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

практический

                (октябрь 2022 г. – апрель  2024 г.)

Составление плана по реализации проекта; разработка методических материалов (схем, моделей, конспектов занятий, презентаций) необходимых для эффективной реализации проекта; непосредственное руководство реализацией проекта

Привлечение педагогов ДОУ к эффективному взаимодействию с родителями воспитанников с целью реализации проекта; семинар «Азбука дорожного движения», направленный на распространение педагогического опыта по формированию у детей знаний о ПДД.

Совместная со взрослыми деятельность по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Привлечение родителей к совместной деятельности по обогащению предметно-пространственной среды с целью реализации проекта, консультирование по вопросам развития навыков безопасного поведения на улицах города. Семинар: «Безопасность на улице».

анализ и подведение итогов

(май 2024 г.)

Оценка педагогической эффективности проектной деятельности, подведение итогов

Фотоотчет о результатах проектной деятельности.

Мониторинг уровня знаний дошкольников о безопасности дорожного движения.

Опрос родителей на тему: «Правила дорожного движения- знаем и соблюдаем»

Формы и методы работы с воспитанниками и семьей

воспитанники

родители

формы

методы

формы

методы

индивидуальная

Наглядные: просмотр видеороликов, мультфильмов и презентаций.

Словесные: беседа, отгадывание загадок, чтение художественных произведений.

Практические: непосредственно-организованная образовательная деятельность, подвижные и дидактические игры, выполнение упражнений, инсценировки, развлечения.

индивидуальная

Словесные: беседа, консультирование, опрос.

подгрупповая

групповая

Словесные: беседа, консультирование, опрос.

Практические: семинары.

групповая

Взаимодействие участников проекта

Перспективный план реализации проекта

2022-2023 учебный год

сентябрь

НОД

Познавательное развитие: «Незнайка и правила дорожного движения»

Цель: уточнение знаний детей о правилах дорожного движения.

Развлечения

Эстафета по правилам дорожного движения

Цель: уточнение знаний дошкольников о ПДД.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Наша безопасная улица».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения Э.Мошковской «К нам бегут автобусы».

Цель: закрепление навыков поведения в транспорте.

 Подвижные игры: «Цветные автомобили»

Цель: уточнение знаний о правилах дорожного движения

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу на автобусе»

Цель: закрепление знаний о правилах поведения в транспорте.

Дидактическое упражнение: «Кто самый внимательный?»

Цель: уточнение знаний о видах транспорта.

Работа с родителями

Анкетирование: «Ребёнок и ПДД»

октябрь

НОД

Речевое развитие: «На чем ездят люди?»

Цель: знакомство с видами транспорта.

Развлечения

«Забавное путешествие»

Цель: в игровой форме закрепить у дошкольников знания правил безопасного поведения на дорогах.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Путешествие в прошлое автомобиля».

Цель: ознакомление детей с историей возникновения транспорта.

Знакомство с художественной литературой: отгадывание загадок о транспорте.

Цель: уточнение знаний о транспортных средствах.

 Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»

Цель: уточнение знаний о правилах безопасного поведения.

Игра с ритмическими карточками «Угадай дорожный знак»

Цель: закрепление знаний о графическом изображении дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра: «Автомастерская»

Цель: уточнение знаний о профессиях, связанных с обслуживанием транспорта, закрепление навыков общения.

Дидактическая игра: «Для чего нужен специальный транспорт?»

Цель: уточнение знаний о видах специального транспорта.

Работа с родителями

Консультация: «Красный, желтый, зелёный»

ноябрь

НОД

Художественно-эстетическое развитие (лепка): «Страна дорожных знаков»

Цель: уточнить знания о графическом изображении дорожных знаков.

Развлечения

«Светофор и я»

Цель: обобщить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения при помощи музыкальных и игровых форм работы.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Когда появились дорожные знаки?».

Цель: закрепление знаний об истории возникновения дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения В.Головко «Правила движения»

Цель: закрепление знаний ПДД.

Подвижные игры: «Предупреди друга»

Цель: формирование умения ориентироваться в дорожной обстановке.

Музыкально-ритмические игры: «Машина», «Шоферы»

Цель: закрепление знаний о правилах движения по проезжей части улицы.

Сюжетно-ролевая игра: «Автосалон»

Цель: уточнение знаний об особенностях взаимоотношений между продавцом и покупателем в ситуации покупки автомобиля.

Дидактическое упражнение: «Что здесь лишнее?»

Цель: развитие навыка классификации транспортных средств.

Работа с родителями

Консультация: «Детское автомобильное кресло»

декабрь

НОД

Познавательное развитие: (конструирование): «Гараж»

Цель: ознакомление дошкольников с различными видами гаражей.

Развлечения

«Красный, желтый, зелёный»

Цель: закрепление знаний ПДД через музыкальные и подвижные игры.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Предупреждающие дорожные знаки».

Цель: ознакомление с различными видами дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа Я.Пишумова «Машины»

Цель: закрепление знаний о транспорте.

Подвижные игры: «Светофор»

Цель: формирование навыка действий по сигналу.

Сюжетно-ролевая игра: «Лесная школа»

Цель: уточнение правил дорожного движения.

Дидактическая игра: «Дорожные знаки»

Цель: уточнение знаний о правилах дорожного движения, развитие умения ориентироваться в дорожных знаках.

Работа с родителями

Семинар-практикум: «В стране дорожных знаков»

январь

НОД

Познавательное развитие: «Изучаем правила дорожного движения»

Цель: закрепление и расширение знаний детей о правилах дорожного движения.

Развлечения

Кукольный спектакль «Правила дорожные знать каждому положено»

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Знаки приоритета».

Цель: ознакомление с различными видами дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа А. Дорохова «Подземный переход»

Цель: формирование представлений о подземном переходе.

Подвижные игры: «Ловкий пешеход»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице.

Сюжетно-ролевая игра: «Школа начинающего водителя»

Цель: ознакомление с правилами движения по проезжей части улицы.

Дидактическая игра: «Пешеходы и транспорт»

Цель: уточнение знаний о правилах дорожного движения, развитие умения ориентироваться на улице.

Работа с родителями

Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»

февраль

НОД

Художественно-эстетическое развитие (аппликация): Машины на улицах города

Цель: закрепление знаний о видах транспорта и правилах его движения на улицах.

Развлечения

Театрализованное представление: Теремок на новый лад

Цель: закрепить основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Запрещающие знаки».

Цель: ознакомление с различными видами дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа А.Дорохова «Заборчик вдоль тротуара»

Цель: закрепление знаний ПДД.

 Подвижные игры: «Регулировщик»

Цель: закрепление знаний об особенностях движения транспорта.

Сюжетно-ролевая игра: «На пешеходном переходе»

Цель: закрепление знаний об особенностях перехода улицы в различных ситуациях.

Работа с родителями

Конкурс рисунков: «Азбука пешехода»

март

НОД

Речевое развитие (занятие с учителем-логопедом): «Правила дорожного движения»

Цель: закрепление и уточнение правил дорожного движения.

Развлечения

«Автостоп»

Цель: закрепление знаний детей о ПДД в ходе игровой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Информационные знаки»

Цель: ознакомление с различными видами дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история»

Цель: закрепление навыков поведения на улице.

Подвижные игры: «К своим знакам»

Цель: закрепление знаний о значении дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра: «Водители. Гараж. Дорожная полиция»

Цель: формирование навыков взаимодействия в различных дорожных ситуациях.

Дидактическая игра: «Умные машины»

Цель: закрепление знаний о различных видах транспорта.

Работа с родителями

Фотостенд: «Знаки вокруг нас»

апрель

НОД

Познавательное развитие: «Дорога без опасности»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице.

Развлечения

Театральная постановка: «День рождения крокодила Гены»

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Наш друг – светофор».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Экскурсия к перекрестку

Цель: уточнение знаний о правилах движения по тротуару и проезжей части улицы.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа И Серякова «Ученый Дружок»

Цель: закрепление навыков перехода через проезжую часть улицы.

 Подвижные игры: «Море, небо, дорога»

Цель: уточнение знаний об особенностях движения разных видов транспорта, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Сюжетно-ролевая игра: «АЗС»

Цель: обучение правилам взаимоотношений в рамках взаимодействия водитель-автозаправщик.

Дидактическая игра: «Угадай дорожный знак»

Цель: формирование навыка классификации дорожных знаков.

Работа с родителями

Квест: «Знатоки дорожного движения»

май

НОД

Художественно-эстетическое развитие (аппликация): «Наш город»

Цель: закрепление знаний о видах транспорта и правилах его движения на улицах.

Развлечения

«Лучший знаток ПДД» (библиотека ДОУ)

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Велосипед: можно и нельзя».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения О.Бедарева «Азбука безопасности»

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах.

Подвижные игры: «Угадай знак»

Цель: закрепление представлений детей о дорожных знаках, развивать внимание, зрительную память.

Сюжетно-ролевая игра: «Прогулка по городу»

Цель: закрепление правил поведения на улице.

Работа с родителями

Акция: День без автомобиля

2022-2023 учебный год

сентябрь

НОД

Познавательное развитие: «Знаки в жизни человека»

Цель: уточнение знаний о правилах дорожного движения.

Развлечения

Инсценировка: «Принцесса и правила ПДД»

Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Где кататься на велосипеде?».

Цель: обсуждение правил езды на велосипеде.

Экскурсия по микрорайону «Азбука города»

Цель: ознакомление с местонахождением дорожных знаков в пределах микрорайона.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения Н.Кончаловской «Самокат»

Цель: закрепление навыков безопасного поведения при езде на самокате.

Подвижные игры: «Сигналы светофора»

Цель: формирование навыка ориентироваться по сигналам светофора.

Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»

Цель: закрепление навыков поведения в общественном транспорте.

Работа с родителями

Консультация: «Знает правила семья, значит, знаю их и я»

октябрь

НОД

Речевое развитие: Заучивание стихотворения «Дорога» В.А.Шипунова

Цель: закрепление знаний о правилах поведения на дороге.

Развлечения

«Поэты, писатели и композиторы о правилах дорожного движения» (библиотека ДОУ)

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Где можно играть на улице?».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа Б.Житкова «Светофор»

Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения.

 Подвижные игры: «Светофор»

Цель: закрепление навыка движения по сигналам светофора.

Сюжетно-ролевая игра: «ГИБДД»

Цель: ознакомление с профессиональными обязанностями инспектора ГИБДД.

Дидактическая игра: «Уроки безопасности»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице.

Работа с родителями

Родительское собрание: «Азбука безопасности»

ноябрь

НОД

Речевое развитие (занятие с учителем-логопедом): «Дорога и светофор»

Цель: закрепление и уточнение правил дорожного движения.

Развлечения

Инсценировка: «Чтобы ПДД понять, надо просто поиграть!»

Цель: формирование знаний о ПДД в игровой деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Правила движения выполняй без возражения».

Цель: закрепление знаний о правилах движения пешеходов и транспорта на улице.

Знакомство с художественной литературой: чтение сказки С. Роговой «Как котёнок Мурлыка перестал кататься на велосипеде»

Цель: закрепление знаний о правилах езды на велосипеде.

Подвижные игры: «Дорога без разметки»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра: «Наша улица для пешеходов».

Цель: формировать знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях уличного движения.

Работа с родителями

Изготовление лэпбука по правилам дорожного движения

декабрь

НОД

Познавательное развитие: «Правила для пешеходов и пассажиров»

Цель: ознакомление с правилами для пешеходов и пассажиров.

Развлечения

Игра-викторина: «Знатоки ПДД»

Цель: закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Правила для пешехода».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение сказки А.Лукьяновой «История про грузовичок»

Цель: формирование стремления к осознанному соблюдению правил дорожного движения.

Подвижные игры: «Стоп — Идите»

Цель: Закрепить знание сигналов светофора, умение двигаться по сигналу, развивать внимание.

Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»

Цель: закрепление навыков поведения в общественном транспорте.

Дидактическая игра: «Ситуация – ловушка»»

Цель: обучение ориентированию в различных дорожных ситуациях.

Работа с родителями

Выставка: «Книжка-малышка «Дорожные знаки»»

январь

НОД

Речевое развитие (занятие с учителем-логопедом): «Знатоки транспорта»

Цель: обогащение знаний детей о видах транспорта, о профессиях с ним связанных.

Развлечения

Инсценировка: «Бездельник-светофор»

Цель: расширение знаний о правилах дорожного движения.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Цель: закрепление знаний о значении дорожных знаков.

Знакомство с художественной литературой: чтение стихотворения Ю.Иовлева «Крутой поворот»

Цель: формирование представлений о важности дорожных знаков.

Подвижные игры: «Едем, едем мы домой»

Цель: формирование умения действовать по сигналу.

Сюжетно-ролевая игра: «Наша улица для водителей».

Цель: формировать знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях уличного движения.

Работа с родителями

Стенгазета «Я и поездка в автомобиле»

февраль

НОД

Художественно-эстетическое развитие (аппликация): «Закладка для книги «Светофорчик»»

Цель: закрепление знаний о средствах регулирования дорожного движения.

Развлечения

Квест: «В стране дорожных знаков»

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улице.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Мы-пешеходы».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение сказки В.Григораш «Приключения Бабы Яги»

Цель: формирование стремления к осознанному соблюдению правил дорожного движения.

Подвижные игры: «Зебра»

Цель: закрепление навыка перехода через улицу.

Сюжетно-ролевая игра: «Правила движения»

Цель: закрепление навыка ориентировки в дорожной ситуации.

Работа с родителями

Папка-передвижка: «Знаки и символы»

март

НОД

Познавательное развитие (конструирование): «Автомобиль будущего»

Цель: ознакомление с конструктивными особенностями автомобилей.

Развлечения

Инсценировка: «Путешествие Шустрика»

Цель: формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа инспектора ГИБДД с детьми: «Наша безопасная улица».

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Знакомство с художественной литературой: чтение рассказа В.Клименко «Кто важнее всех на улице».

Цель: уточнение знаний о правилах движения транспорта.

Подвижные игры: «Постовой»

Цель: закрепление знаний о профессии регулировщика дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра: «Службы спасения»

Цель: закрепление представлений детей о службах безопасности через игровую деятельность.

Дидактическая игра: «Виды транспорта»

Цель: закрепление знаний о видах транспорта.

Работа с родителями

Выставка «Мастерская Винтика и Шпунтика» (транспорт из бросового материала)

апрель

НОД

Речевое развитие: Заучивание стихотворения Н.Елжовой «Светофор-постовой»

Цель: уточнение знаний о знаках, помогающих пешеходам на улицах.

Развлечения

Конкурс чтецов: «Стихи про дорожные знаки» (библиотека ДОУ)

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Опасность железнодорожного транспорта».

Цель: закрепление знаний о правилах безопасного поведения на железной дороге.

Экскурсия к остановке пассажирского транспорта.

Цель: закрепление знаний об особенностях поведения в общественном транспорте.

Знакомство с художественной литературой: отгадывание загадок.

Цель: уточнение знаний о транспорте и дорожном движении.

Подвижные игры: «Шоферы»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра: «Пассажиры»

Цель: закрепления навыков поведения в общественном транспорте.

Дидактическая игра: «Собери дорожный знак»

Цель: уточнение знаний о графическом изображении дорожных знаков.

Работа с родителями

Изготовление макета «Наша улица»

май

НОД

Речевое развитие (занятие с учителем-логопедом): «Правила, которые нужно знать»

Цель: обогащение знаний детей о правилах дорожного движения.

Развлечения

«Правилам движения – наше уважение!»

Цель: закрепление навыков безопасного поведения на улицах города.

Самостоятельная деятельность детей

Беседа с детьми: «Кто регулирует движение транспорта и пешеходов?».

Цель: уточнение знаний о профессиях людей, связанных с безопасностью дорожного движения.

Знакомство с художественной литературой: чтение сказки И.Ревю «Котёнок и щенок»

Цель: закрепление навыков поведения на улице.

 Подвижные игры: «Светофор»

Цель: закрепление навыка действий в соответствии с сигналом светофора.

Сюжетно-ролевая игра: «Знаки на дорогах»

Цель: уточнение знаний о правилах дорожного движения.

Работа с родителями

Конкурс рисунков «Наш друг-светофор»

Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:

  • Игрушки и игровое оборудование: мягкие модули: автобус, легковая машина, светофор; машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор.  Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города (маленькие машины и люди, дорожные знаки и светофор).
  • Наглядно-дидактические пособия: Наглядный материал «Транспорт», «Дорожные знаки», «Дорожная безопасность». Картинки с изображением различных улиц, проезжей части и тротуара. Картинки с изображением различных дорожных ситуаций: катание на велосипеде, на самокате, пешеходный переход, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых, легковых).
  • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор», «АЗС», «Автобус», «Знаки на дорогах», «Службы спасения».
  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», «Транспорт», «Собери машину», домино «Транспорт», «Пешеходы и транспорт», «Умные машины».
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека художественной литературы

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. - М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
  5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973.
  6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008.
  7. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  8. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  9. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2–64 с.
  10.  Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  11.  Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.



Предварительный просмотр:

Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов

по безопасности дорожного движения

Наименование проекта  __________«Дорожная азбука»___________________

Номинация _____________«Светофор безопасности» (Категория С)_________

Автор: Иванова Оксана Владимировна,

Воспитатель

Ханты-Мансийский автономный округ, город Когалым

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Берёзка»

2022 год

Паспорт педагогического межпредметного проекта

по безопасности дорожного движения

Название проекта

«Дорожная азбука»

Номинация

«Светофор безопасности»

Категория

Категория С

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Задачи проекта

  1. Способствовать формированию у детей знаний о правилах дорожного движения.
  2. Познакомить дошкольников со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение с целью развития правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Расширять знания детей о разнообразии транспортных средств.
  4. Способствовать развитию умения ориентироваться на местности.
  5. Формировать у дошкольников навык осознанного применения правил безопасности дорожного движения.
  6. Воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в процессе дорожно-транспортного движения.
  7. Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников с целью информирования о мерах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и совместного решения задач по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах.

Целевая аудитория проекта

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и их родители.

Межпредметные связи и интеграция содержания учебных предметов, предметных областей знаний, видов учебной, внеучебной, творческой деятельности обучающихся в структуре и процессе реализации педагогического проекта

В ходе реализации проекта происходит интеграция всех образовательных областей. С детьми проводится непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Проводятся занятия с учителем-логопедом. В свободной деятельности организуется проведение: развлечений, квест-игр, викторин, эстафет, подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Аннотация (краткое содержание)

Проект «Дорожная азбука» разработан с целью формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях дорожного движения. Проект планируется реализовать в течении двух лет. Участниками проекта являются воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети 5-7 лет и их родители. Проект носит познавательно-творческий характер. В ходе реализации проекта запланирована интеграция различных образовательных областей. Проектная деятельность будет реализовываться в ходе: непосредственно-организованной образовательной деятельности, занятий с учителем-логопедом и музыкальным руководителем; подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. Планируемыми результатами проекта являются формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Планируемые результаты межпредметного проекта

  1. Формирование навыка, осознанного соблюдения правил дорожного движения.
  2. Развитие навыков безопасного поведения в условиях уличного движения.
  3. Систематизация представлений о различных видах транспорта, о значениях дорожных знаков и правилах дорожного движения.
  4. Улучшение показателей уровня познавательного развития воспитанников ДОУ.
  5. Раскрытие личностного потенциала воспитанников в работе по формированию знаний о ПДД.
  6. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице.
  7. Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  8. Повышение компетентности родителей в вопросах, касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.

Этапы и сроки проекта

Этап

Содержание

Сроки

Подготовительный

Формулировка проблемы проекта; мотивация родителей на совместную деятельность по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на дороге; постановка цели и задач реализации проекта, прогнозирование ожидаемых результатов; выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта.

Консультирование педагогов ДОУ по вопросам методики формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения в условиях дорожного движения.

Мониторинг уровня знаний дошкольников о безопасности дорожного движения.

Анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и ПДД», консультирование по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

сентябрь 2022 г.

Основной

Составление плана по реализации проекта; разработка методических материалов (схем, моделей, конспектов занятий, презентаций) необходимых для эффективной реализации проекта; непосредственное руководство реализацией проекта.

Привлечение педагогов ДОУ к эффективному взаимодействию с родителями воспитанников с целью реализации проекта; семинар «Азбука дорожного движения», направленный на распространение педагогического опыта по формированию у детей знаний о ПДД.

Совместная со взрослыми детская деятельность по формированию навыков безопасного поведения на дороге в соответствии с перспективным планом проекта.

Привлечение родителей к совместной деятельности по обогащению предметно-пространственной среды с целью реализации проекта, консультирование по вопросам развития навыков безопасного поведения на улицах города. Семинар: «Безопасность на улице».

октябрь 2022 г. – апрель  2024 г.

Заключительный

Оценка педагогической эффективности проектной деятельности, подведение итогов.

Фотоотчет о результатах проектной деятельности.

Мониторинг уровня знаний дошкольников о безопасности дорожного движения.

Опрос родителей на тему: «Правила дорожного движения- знаем и соблюдаем».

май 2024 г.

Ресурсы проекта (по видам: материальные, информационные, интеллектуальные, организационные

Материальные ресурсы:

Игрушки и игровое оборудование: мягкие модули: автобус, легковая машина, светофор; машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор.  Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города (маленькие машины и люди, дорожные знаки и светофор).

Наглядно-дидактические пособия: Наглядный материал «Транспорт», «Дорожные знаки», «Дорожная безопасность». Картинки с изображением различных улиц, проезжей части и тротуара. Картинки с изображением различных дорожных ситуаций: катание на велосипеде, на самокате, пешеходный переход, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых, легковых).

Информационные ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/oksana-vladimirovna-i
  2. https://vk.com/club211924278

Интеллектуальные ресурсы:

  1. Проект «Дорожная азбука».
  2. Картотека подвижных игр по ПДД.
  3. Картотека дидактических игр по ПДД.
  4. Картотека сюжетно-ролевых игр по ПДД.
  5. Подборка произведений художественных произведений по ПДД.

Организационные ресурсы:

  1. Анкетирование родителей: «Ребёнок и ПДД», «Правила дорожного движения- знаем и соблюдаем».
  2. Мониторинг уровня знаний ПДД у старших дошкольников.

Результаты проекта, индикаторы и показатели в соответствии с целью и задачами проекта

В ходе реализации проекта планируется:

  1. Создание комплекта методического материала по теме: «Формирование знаний правил дорожного движения у старших дошкольников».
  2. Повышение эффективности процесса развития познавательных интересов дошкольников.
  3. Активизация речевой деятельности детей.
  4. Формирование осознанного отношения к соблюдению ПДД.
  5. Повышение компетентности родителей в вопросах обеспечения безопасности детей в условиях дорожного движения.

Методы, приемы, средства оценки результативности проекта

Беседы с детьми по правилам дорожного движения, опрос и анкетирование родителей по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, мониторинг уровня знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста.

Риски и ограничения по достижению целей проекта

Основным риском по достижению целей проекта является пассивная позиция родителей по вопросу обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.

Перспективы развития проекта, в том числе в онлайн-формате

  1. Проектирование развития игрового пространства ДОУ в соответствии с реализацией задач по формированию у дошкольников навыков соблюдения правил дорожного движения.
  2. Создание благоприятных условий для реализации воспитательно-образовательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду и семье.
  3. Формирование у детей потребности в ежедневном использовании на практике знаний о правилах дорожного движения.
  4. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  5. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к решению вопросов предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Приложения

Приложение 1: Анкета для родителей «Ребёнок и ПДД»

Приложение 2: Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» о правилах дорожного движения.

Цифровые следы проекта

  1. Памятка для родителей «Правила дорожного движения» https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/08/16/pamyatka-dlya-roditeley-0
  2. Акция «Внимание, дети!» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2022/06/03/aktsiya-vnimanie-deti
  3. Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2022/08/17/kartoteka-besed-s-detmi-starshey
  4. Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения»

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2022/09/03/pdd-dlya-detey

Приложение 1

Анкета для родителей «Ребёнок и ПДД»


1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?

____________________________________________________________________
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?

____________________________________________________________________
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?

____________________________________________________________________
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?

____________________________________________________________________
5.Как Вы со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?

____________________________________________________________________
6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в детский сад?

7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?

8.Какие дорожные ситуации Вы считаете наиболее опасными?

Приложение 2

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Теремок» о правилах дорожного движения

Цели:
Уточнение основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи:
Формировать умение у детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья в условиях улицы.
Расширять представления детей о назначении дорожных знаков, умение различать запрещающие, информационные, предупреждающие, знаки особых предписаний и знаки сервиса.
Расширять представления о правилах поведения во дворе и на улице.
Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность.
Воспитывать общую культуру поведения на улице.
Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Приоритетная образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие:
реализация самостоятельной творческой деятельности детей; приобщение к музыке и фольклору.

Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: помочь детям почувствовать себя участниками дорожного движения в условиях, приближенных к реальным; продолжать формировать навыки безопасного поведения детей на улице.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах дорожного движения; обучать умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие: содействовать овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Физическое развитие: учить согласованию действий и сопровождающей их речи; умению воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; выразительность исполнения основных видов движений.
Итоговый результат: дети знают назначение дорожных знаков, имеют представления о правилах поведения на улице и проезжей части дороги.


Действующие лица:
Ведущий — Светофор.
Мышка.
Лягушка.
Заяц.
Лиса.
Волк.
Медведь.
Оформление зала: дорожная разметка, теремок, дорожные знаки: «Пункт питания», «Опасность», «Пешеходный переход», «Место стоянки».
Музыкальный ряд: белорусская народная мелодия в обр. А.Рустамова, танец лягушат Йенька, пляска зайчиков А. Мальковой, М.И. Глинка «Полечка»,  А.Ребиков «Медведь», игра «Мы построим новый дом».

Ход театрализации: Под музыку на машине в зал «въезжает» полицейский.
Полицейский
Всем сейчас на удивленье
Мы покажем представленье
По правилам дорожного движения.
Смотрите представление!
Все расселись? В добрый час!
Начинаем наш рассказ…
Мальчик
Ой, ребята, посмотрите,
Что за чудо впереди?
(показывает на светофор)
Красный, желтый и зеленый
Огоньки на нем горят.
И, наверно, нам с тобою
Что – то рассказать хотят.
Под музыку входит Светофор:
Светофор:
Я, ребята, светофор!
Всем известен с давних пор.
Вас правилам движенья сегодня научу
И вместе с вами в сказку отправиться хочу!
Звучит сказочная музыка.
В чистом поле теремок, теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок!
Послушайте, ребята, как звери искали дорогу к теремку!
Под музыку появляется мышка.
Вход мышки:
Я маленькая мышка, я по лесу брожу,
Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
И кушать захотела…

Где б столовую найти?
Столько знаков на пути!
Светофор:
Если кушать ты захочешь-
Посмотри скорей сюда!          Указывает на знак «Пункт питания»
Этот знак тебе подскажет-
здесь есть вкусная еда!
Мышка подходит к столу, принюхивается
Мышка:
Как вкусно пахнет!
Поднимает салфетку и ест сыр, выходит на середину
Мышка:
Ох, наелась, не могу, в теремок теперь бегу!
Под музыку бежит к теремку, стучит, заходит в теремок,
открывает окошко…
Мышка:
Пи-пи-пи-тишина,
В теремочке я одна!
Под музыку появляется лягушка.
Речка, мошки и трава,
Теплый дождик, ква, ква, ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите, какова!
Ква-к мне в теремок пройти?
Ква-к дорогу перейти?
Светофор:
Полосатая лошадка
Через улицу ведет-
Здесь вам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а главным делом
Влево - вправо погляди:
Нет машин - шагаем смело!
Есть машины - стой и жди!
Лягушка:
Нет машин - перехожу.
В теремочке посижу!   Звучит музыка.Лягушка прыгает к теремку, стучит…
Кто, кто в теремочке живет? Ква..
Кто, кто в невысоком живет? Ква..
Мышка:
Я мышка - норушка, а ты кто?
Лягушка:
А я, лягушка - квакушка. Пусти меня жить в теремок.
Мышка:
Заходи, друзьям я рада
Будем вместе дружно жить,
Будем жить и не тужить!
Светофор:
В это время через поле
Зайчик пробегал
Теремочек увидал.                      Под музыку появляется заяц.
Заяц:
Вот – так чудо-теремок!
Перебегу наискосок!                 Заяц перебегает дорогу. Светофор свистит.
Светофор:
Это что еще за мода
Перебегать наискосок?
Ты видел знаки пешехода?
А где дорогу пересек?
Заяц (дрожит):
Извините, я не знал!
Ой, боюсь, боюсь, пропал!
Светофор:
Заинька не бойся,
Зайка, успокойся!
Если надо перейти - должен прямо ты идти!
Звучит музыка (заяц).                                Заяц скачет к теремку, стучит.
Заяц
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я мышка – норушка.
Лягушка:
Я, лягушка – квакушка, а ты кто?
Заяц
Я, зайка – побегайка.
Пустите меня жить в теремок.
Мышка и лягушка:
Заходи, друзьям мы рады
Будем вместе дружно жить,
Будем жить и не тужить!    

        Под музыку в зал въезжает лиса и останавливается у знака «Опасность!»
Лиса
Замечательный знак-
Восклицательный знак.
Значит можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать - босиком,
Если ехать – с ветерком!
Светофор:
Стоп машина!
Стоп мотор!
Тормози скорей шофер!
Я отвечу очень строго:
Здесь опасная дорога
Очень просит знак дорожный,
Ехать тихо, осторожно!               Лиса отъезжает в сторону.
Светофор:
Только вдруг, из чащи темной
Появился волк бездомный.
Под музыку появляется волк.
Вижу в поле теремок,
Он ни низок, ни высок!
Как дорогу перейти?
Эй, лисичка, помоги!                        Волк подходит к лисе.
Волк:
Лизавета, ты знаешь сигналы светофора?
Лиса:
Ну, это надо подумать…
А давай погадаем на ромашке:
красный, желтый, зеленый, красный.
Мой, серый, мой, хвостатенький, иди на красненький!
Светофор:
Стоп, друзья! Так нельзя!
Ребята, кто поможет волку?
Кто знает сигналы светофора?
Дети помогают волку и лисе перейти дорогу.
Лиса и волк подходят к теремку
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я мышка-норушка.
Лягушка:
Я, лягушка-квакушка.
Заяц:
Я, зайчик - побегайчик.
А вы кто?
Волк:
Я волк- зубами щелк.
Лиса:
А я, Лисичка-сестричка. Пустите нас в теремок.
Мышка:
Заходи, друзьям мы рады
Будем вместе дружно жить,
Будем жить и не тужить!                  Под музыку появляется медведь.
Медведь:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой -
Не угнаться за тобой!
Светофор:
Стой, скорее, косолапый
Пожалей свои ты лапы,
На дороге не играй,
Правила ты соблюдай!
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Ребята, подскажите, где можно играть.
Вместе:
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения и нормы поведения.
Все:
Каждый знает, что без правил,
Без дорожных не прожить.
Все должны мы на дороге
Осмотрительными быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...