История развития здоровьесберегающих технологий
методическая разработка

Бабинцева Наталья Алексеевна

Введение

Сoстояние здоровья российских школьников, вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками, двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов бoлезней происходит в возрастные периоды, сoвпадающие с получением ребёнком oсновного общего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2007г., к 7 – 10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15 ‒ 17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет различные хронические заболевания или является ребёнком-инвалидом (Безруких 2003.).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-50% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным, функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса и  функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (Баранов,1999).

 Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.

Здоровьесбережение является, одним из требований ФГОС второго поколения,  определяя  данную технологию как одну из приоритетных.  Таким образом,  ФГОС  формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и здоровья окружающих. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010)

 Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной работе обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.

Цель исследования: выявить эффективность здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе. Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.

Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в современной общеобразовательной школе и детском саду.

Гипотеза исследования: предполагается, что обучение будет, эффективным и здоровье учащихся будет укрепляться, если использовать следующие условия:

-  защитно - профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, гимнастика, лечебная физкультура);

- массаж, самомассаж;

- психогимнастика, (тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрес-

совые ситуации);

- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии);

- информационно-обучающие;

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.     Проанализировать историческое развитие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

2.     Раскрыть научные предпосылки проблемы здоровьесбережения школьников, определить «здоровье» как поленаучную категорию в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В качестве методов исследования использовались:

 1.Теоретический – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.

2.Эмпирические – педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений.

История развития. «Школьные болезни» впервые ввел Вирхов Рудольф (1821—1902), немецкий биолог и врач, основатель современной патологической анатомии.  Его статья  «О некоторых вредных для здоровья влияний школы» имела успех.

В 1905 г. – врачебно-санитарная часть учебных заведений – первые инструкции. В 1945 г. в школы введены должности школьного врача и

медсестры.

Валеология - совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Цель – максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В настоящее время имеется великое множество методик оздоровления и физического развития. В связи с этим  возникают приоритетные направления стимулирования двигательной активности детей, внедряя и использования здоровьесберегающих  техник и приемов, направленных на сохранение и укрепление интенсивно развивающегося детского организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_razvitiya_zdorove_sberegayushchih_tehnologiy.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

История развития здоровьесберегающих технологий

Введение

Сoстояние здоровья российских школьников, вызывает серьёзную тревогу специалистов. Здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками, двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов бoлезней происходит в возрастные периоды, сoвпадающие с получением ребёнком oсновного общего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2007г., к 7 – 10 годам доля детей с третьей группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14.9%, а в возрасте 15 ‒ 17 лет – 22%, то есть увеличивается в 2,5 раза. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет различные хронические заболевания или является ребёнком-инвалидом (Безруких 2003.).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, с действием которых связано 20-50% негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика на уроках, несоответствие методик и технологий обучения возрастным, функциональным возможностям школьников, несоблюдение физиологических и гигиенических требований на уроках, интенсификация учебного процесса и  функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (Баранов,1999).

 Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Необходимо изменить подходы к организации урока и способы оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения.

Здоровьесбережение является, одним из требований ФГОС второго поколения,  определяя  данную технологию как одну из приоритетных.  Таким образом,  ФГОС  формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и здоровья окружающих. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010)

 Актуальность использования здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассной работе обусловлена потребностью человека, общества, государства в здоровьесберегающем образовании.

Цель исследования: выявить эффективность здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе. Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.

Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии в современной общеобразовательной школе и детском саду.

Гипотеза исследования: предполагается, что обучение будет, эффективным и здоровье учащихся будет укрепляться, если использовать следующие условия:

-  защитно - профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно - нейтрализирующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, гимнастика, лечебная физкультура);

- массаж, самомассаж;

- психогимнастика, (тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрес-

совые ситуации);

- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фототерапии);

- информационно-обучающие;

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.     Проанализировать историческое развитие здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

2.     Раскрыть научные предпосылки проблемы здоровьесбережения школьников, определить «здоровье» как поленаучную категорию в контексте психологии, педагогики, физиологии, медицины.

В качестве методов исследования использовались:

 1.Теоретический – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.

2.Эмпирические – педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений.

История развития. «Школьные болезни» впервые ввел Вирхов Рудольф (1821—1902), немецкий биолог и врач, основатель современной патологической анатомии.  Его статья  «О некоторых вредных для здоровья влияний школы» имела успех.

В 1905 г. – врачебно-санитарная часть учебных заведений – первые инструкции. В 1945 г. в школы введены должности школьного врача и

медсестры.

Валеология - совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Цель – максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды. В настоящее время имеется великое множество методик оздоровления и физического развития. В связи с этим  возникают приоритетные направления стимулирования двигательной активности детей, внедряя и использования здоровьесберегающих  техник и приемов, направленных на сохранение и укрепление интенсивно развивающегося детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические экоэтюды, как эффективный способ развития здоровьесберегающих технологий

В настоящее время состояние здоровья детей снижается уже в дошкольном возрасте.  И поэтому  поиск  методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях с...

Авторская образовательная программа в ОО "Социально-комуникативное развитие" здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"Будь здоров, малыш!"

Пояснительная записка к блоку «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»Составитель: воспитатель Ковалёва Татьяна Александровна. Программа направлена на воспитание основ кул...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме «История флага».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованиемЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме " История флага"...

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Удивительная вода» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающие технологии)

Программные задачи:Образовательные:• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет ...