«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий»
статья

.Физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые связаны с нарушением тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolelaya_n_v_levchenko_e_e_mbdou_no_9_g._kansk.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми  ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий»

Болелая Н.В. инструктор по ФК МБДОУ № 9 г. Канска

Физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые связаны с нарушением тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы.  

 Физкультурно -  оздоровительная работав нашем детском саду имеет системный характер. Все мероприятия выстраиваются последовательно и равномерно распределяются  на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Существует множеством форм, методов и технологий работы с детьми, направленные на оздоровление, но наиболее эффективными  и доступными на наш взгляд являются следующие   здоровьесберегающие технологии:

  1. Самомассаж.  Воспитанник, производит давление на определенные точки  собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Приемам самомассажа детей обучаем на занятиях и в повседневной жизни. Самомассаж включает в себя: массаж головы; массаж лица; массаж волшебных точек ушей; массаж рук; закаливающий массаж подошв.
  2. Регулярное применениефизминуток и динамических пауз, обеспечивает активный отдых, и повышают  умственную работоспособность детей на занятии. Комплексы физкультминуток подбираем в зависимости от темы, вида занятия и его содержания.
  3.  Ежедневно организуем  двух-трехминутный курс гимнастики для глаз между занятиями или во время занятий для быстрого снятия у детей зрительного утомления. Регулярное выполнение упражнений для глаз позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением.
  4. Систематически используем игры и упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастике, активизируем  моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями и  концентрироваться.  
  5. В коррекционно-педагогической работе применяем нетрадиционный  Су-Джок метод. Различные пальчиковые упражнения проводим с помощью массажёров  типа «каштан», который оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую  моторику пальцев рук.Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
  6. Обучаем детей правильному дыханию с помощью дыхательной гимнастики, используя доступные комплексы упражнений, позволяющие задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода. Способствует более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок; содействует снижению утомляемости и повышению концентрации внимания; способствует повышению иммунитета.
  7. Для снижения мышечного тонуса и психического напряжения  применяем метод релаксации, при котором дети используют индивидуальные коврики, на которые удобно ложатся, закрывают глаза и в течение 5 минут отдыхают под музыку.Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений необходимо уметь правильно подобрать музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц  или просто какой-то легкий  ненавязчивый мотив.
  8. Ежедневно после дневного сна применяем такие методики закаливания как обширное умывание прохладной водой (руки до плеч, шея, лицо), обтирание сухим полотенцем и хождение босиком. Все мероприятия обладают общеукрепляющим и закаливающим эффектом.
  9.  Один раз в неделю, после дневного снаиспользуем«Оздоровительный час».Который включает в себя постепенный подъем детей с использованием гимнастики пробуждения (длительность 5 мин), общеразвивающих упражнений (5 минут), дыхательную гимнастику (5 мин), ходьбу по дорожке здоровья (5 минут), проведение закаливающих процедур (таких как обширное умывание и обтирание сухим полотенцем) 10 мин)), гигиенических процедур (полоскания рта после сна, расчесывание), самомассажа (10 мин), раздражение стоп индивидуальными тренажерами (5 мин), беседы о здоровье детей и их самочувствии (15 мин). Оздоровительный час помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус. Во время его проведения включаем музыкальное сопровождение.
  10. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, нами  разработана система мероприятий, к которым относятся:

- родительские собрания,

-консультации,

-совместные спортивные мероприятия, конкурсы,

- распространение в группе лучшего семейного опыта по здоровому образу жизни,

-папки-передвижки,

-личный пример педагога,

-мастер-класс.

На родительских собраниях познакомили родителей с различными формами работы по физическому развитию, с уровнем двигательной подготовленности детей; провели мастер-класс для родителей, где родители самостоятельно изготовили оборудование для оздоровительных занятий с детьми в домашних условиях. Привлекли родителей к активному участию в пополнении РППС группы нетрадиционными спортивными пособиями, изготовленными своими руками.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ даёт следующие положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме "Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

В работе представлен анализ деятельности коллектива по здоровьесбережению, формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни....

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе «Поход в осенний сказочный

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе "Поход в осенний сказочный лес"

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....

Презентация физкультурно-оздоровительной работы и применение здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста» (из опыта работы)

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер....