«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий»
статья
.Физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые связаны с нарушением тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolelaya_n_v_levchenko_e_e_mbdou_no_9_g._kansk.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий»
Болелая Н.В. инструктор по ФК МБДОУ № 9 г. Канска
Физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые связаны с нарушением тонуса и регуляции в деятельности опорно-двигательной системы.
Физкультурно - оздоровительная работав нашем детском саду имеет системный характер. Все мероприятия выстраиваются последовательно и равномерно распределяются на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Существует множеством форм, методов и технологий работы с детьми, направленные на оздоровление, но наиболее эффективными и доступными на наш взгляд являются следующие здоровьесберегающие технологии:
- Самомассаж. Воспитанник, производит давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Приемам самомассажа детей обучаем на занятиях и в повседневной жизни. Самомассаж включает в себя: массаж головы; массаж лица; массаж волшебных точек ушей; массаж рук; закаливающий массаж подошв.
- Регулярное применениефизминуток и динамических пауз, обеспечивает активный отдых, и повышают умственную работоспособность детей на занятии. Комплексы физкультминуток подбираем в зависимости от темы, вида занятия и его содержания.
- Ежедневно организуем двух-трехминутный курс гимнастики для глаз между занятиями или во время занятий для быстрого снятия у детей зрительного утомления. Регулярное выполнение упражнений для глаз позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением.
- Систематически используем игры и упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковой гимнастике, активизируем моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями и концентрироваться.
- В коррекционно-педагогической работе применяем нетрадиционный Су-Джок метод. Различные пальчиковые упражнения проводим с помощью массажёров типа «каштан», который оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику пальцев рук.Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
- Обучаем детей правильному дыханию с помощью дыхательной гимнастики, используя доступные комплексы упражнений, позволяющие задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода. Способствует более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок; содействует снижению утомляемости и повышению концентрации внимания; способствует повышению иммунитета.
- Для снижения мышечного тонуса и психического напряжения применяем метод релаксации, при котором дети используют индивидуальные коврики, на которые удобно ложатся, закрывают глаза и в течение 5 минут отдыхают под музыку.Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений необходимо уметь правильно подобрать музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.
- Ежедневно после дневного сна применяем такие методики закаливания как обширное умывание прохладной водой (руки до плеч, шея, лицо), обтирание сухим полотенцем и хождение босиком. Все мероприятия обладают общеукрепляющим и закаливающим эффектом.
- Один раз в неделю, после дневного снаиспользуем«Оздоровительный час».Который включает в себя постепенный подъем детей с использованием гимнастики пробуждения (длительность 5 мин), общеразвивающих упражнений (5 минут), дыхательную гимнастику (5 мин), ходьбу по дорожке здоровья (5 минут), проведение закаливающих процедур (таких как обширное умывание и обтирание сухим полотенцем) 10 мин)), гигиенических процедур (полоскания рта после сна, расчесывание), самомассажа (10 мин), раздражение стоп индивидуальными тренажерами (5 мин), беседы о здоровье детей и их самочувствии (15 мин). Оздоровительный час помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднять мышечный тонус. Во время его проведения включаем музыкальное сопровождение.
- В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
-консультации,
-совместные спортивные мероприятия, конкурсы,
- распространение в группе лучшего семейного опыта по здоровому образу жизни,
-папки-передвижки,
-личный пример педагога,
-мастер-класс.
На родительских собраниях познакомили родителей с различными формами работы по физическому развитию, с уровнем двигательной подготовленности детей; провели мастер-класс для родителей, где родители самостоятельно изготовили оборудование для оздоровительных занятий с детьми в домашних условиях. Привлекли родителей к активному участию в пополнении РППС группы нетрадиционными спортивными пособиями, изготовленными своими руками.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми ОВЗ даёт следующие положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по теме "Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
В работе представлен анализ деятельности коллектива по здоровьесбережению, формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни....
Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...
Методическая разработка на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
Описана система применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе «Поход в осенний сказочный
Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....
Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"
Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...
Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе "Поход в осенний сказочный лес"
Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....
Презентация физкультурно-оздоровительной работы и применение здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста» (из опыта работы)
Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер....