Физическое развитие детей младшего возраста в рамках реализации проекта "Расти здоровым, малыш!"
материал (младшая группа)

Кранчева Ирина Николаевна

Материал из опыта работы воспитателя детского сада. Будет полезен педагогам, уделяющим особое внимание вопросам здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie_detey_v_ramkah_proekta.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад № 21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск

 «Физическое развитие детей младшего возраста в рамках реализации проекта

«Расти здоровым, малыш!»

Автор:

воспитатель

Кранчева И. Н.

 

г. Саяногорск

Согласно ФГОС, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

В работах многих отечественных педагогов (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Э.Я. Степаненкова), исследовавших проблему физического развития дошкольников, отмечается, что одно из ведущих мест в воспитательном процессе занимает физическое воспитание детей. Так, выдающемуся педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежат слова: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья. Здоровье рассматривается как психическое, физическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое воспитание именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, развивается двигательная активность, поэтому задачей воспитателя является развитие физических способностей ребенка – силы, ловкости, выносливости. Когда мы набирали детей раннего и младшего возраста, адаптация детей прошла успешно, но дети часто болели. Возникла проблема: как и с помощью чего сохранить и укрепить здоровье детей младшего возраста?  Поэтому, в текущем учебном году, решили целенаправленно проводить мероприятия, способствующие оздоровление и поддержанию здоровья малышей, привитию им основ здорового образа жизни.

Все, сказанное выше, подтверждает актуальность разработки и внедрения нами в жизнь проекта по здоровьесбережению «Расти здоровым, малыш!» для детей второй младшей группы, под девизом «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!».

Проект долгосрочный, рассчитан на 2016/17 учебный год, оздоровительный, практико-ориентированный. Вид проекта: групповой, познавательно – игровой. Участниками проекта стали воспитатели, младший воспитатель, медсестра, физ. инструктор, дети второй младшей группы и их родители.

         Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Одним из направлений физического воспитания, является двигательная активность детей. Правильная ее организация является неотъемлемой частью нашего проекта. Мы стремились к созданию единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.        

Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе провели анализ проблемной ситуации, изучили необходимость начала работы по данному направлению; осуществили подбор инновационных здоровьесберегающих технологий. Определили для себя такие цели:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста через сотрудничество с семьями воспитанников;
  • формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области физического развития малышей.

Начали мы с углубленного изучения различных современных программ и методической литературы («Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стёркиной, «Я – человек» С. Козловой, «Движение день за днём» М. Руновой и др.). Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши воспитанники: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми.

 Задача создания необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми и крепкими является для нас одной из важнейших.

В сфере работы с детьми мы решали следующие задачи:

  • Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
  • Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
  • Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
  • Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
  • Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
  • Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

В начале года провели анкетирование и определили следующие задачи в работе с родителями:

  • Повысить компетентность родителей в вопросах организации оздоровительной работы;
  • Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Следующим этапом явилось составление перспективного плана на учебный год, разработали конспекты НОД, комплекс мероприятий по оздоровлению детей, картотеки комплексов утренней гимнастики, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, точечного массажа, физминуток, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, физкультурных развлечений. Составили план мероприятий с родителями, разработали рекомендации и консультации для родителей по формированию здорового образа жизни детей. Выбрали формы и методы, способствующие успешной реализации проекта.

Важнейшим моментом этого этапа стала организация и пополнение предметно-пространственной развивающей среды для физического развития в группе и на участке детского сада. Мы организовали среду так, чтобы она стимулировала физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждала к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровое пространство трансформируется (меняется в зависимости от игры и предоставляет достаточно места для двигательной активности).

 Первым шагом стало создание физкультурной зоны в игровой комнате, где имеются: «дорожки здоровья», кольцеброс, обручи, кегли, мячи разных размеров, скакалки, клюшки; с любовью и фантазией изготовленное родителями оборудование для развития координации движений и др.. Трудно переоценить помощь родителей в оборудовании участка: разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений, футбольные ворота, в ближайшее время появятся качели. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики. Имеется достаточное количество выносного материала для спортивных игр.

На протяжении самого длительного, основного этапа мы осуществляли процесс формирования у детей и родителей интересов и потребностей к здоровому образу жизни и личной физической культуре.

В нашей педагогической практике, создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Мы приобщаем детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети развиваются, познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Поэтому мы стремились рационально организовать режим дня. Понимая, что вопрос двигательной активности, как здоровьесберегающей основы физического воспитания детей важен, сложен и многогранен, особое внимание мы уделяли планированию ежедневных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Использовали разнообразные доступные и интересные малышам средства, методы и формы физкультурно-оздоровительной работы: Игровая беседа с элементами движений; гимнастики: утренняя, пальчиковая, артикуляционная, для глаз, дыхательная; самомассаж, индивидуальная игра, совместная с педагогом игра; ситуативный разговор; НОД по ознакомлению с окружающим; дидактические игры и упражнения; художественное слово; чтение художественной литературы; дидактические игры и упражнения; праздники и развлечения.

Например, утром, важно создать положительный эмоциональный настрой. Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки, в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы, ежедневно, мы проводим утреннюю гимнастику: традиционную, игровую, с использованием различных предметов. Особенно нравится детям ритмическая гимнастика, массаж «волшебных» точек.

По утрам, в момент приема детей в детский сад, включали записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием (А. Вивальди «Времена года»; Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»; «Голоса природы»). В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректирующего психофизическое состояние детей.

С нетерпением ожидают дети физкультурных занятий, регулярно проводимых физинструктором, что дает положительный оздоровительный эффект. Во время занятий соблюдается принцип постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Музыкальные занятия, обожаемые детьми дают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию и координации движений.

Проводимые нами двигательно-оздоровительные моменты в режиме дня включали в себя упражнения по развитию мелких мышц рук, мимики, элементы психогимнастики («Веселая пчелка»; «Холодно-жарко»; «Шалтай-болтай» и др., физминутки («Минутки шалости»; «Минутки тишины и др.). Все они носят многофункциональный характер, радуют детей, развивают воображение. Двигательные паузы использовали для психофизической релаксации, повышения работоспособности, эффективного переключения детей с одного вида деятельности на другой.

Во время прогулок проводили индивидуальную работу с детьми по развитию движений, организовывали самостоятельную двигательную активность. Мы считаем, что дозированные бег и ходьба на прогулке способствуют тренировке и совершенствованию наиболее ценного оздоровительного качества –выносливости.

 Тщательно подбирали подвижные игры, с учетом возраста детей, включающие различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и интересные двигательные игровые задания («попади в цель», «донеси, не урони» и др.), так как подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Перед дневным сном, для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности проводили релаксационные упражнения.

Методику музыкально-рефлекторного пробуждения детей мы использовали после сна. Пробуждение малышей очень индивидуально, в зависимости от типа нервной системы. Для этого отводили не менее 10 мин. Для плохо спящих детей — 1—2 мин и 6—8 мин — для тех, кто спал крепко. В таком индивидуальном пробуждении заложен большой коррекционно-профилактический эффект. Мы использовали тихую, нежную, легкую музыку. Десятиминутная композиция через полтора-два месяца заменялась на другую.

Затем следовала «гимнастика пробуждения» (4-5 упражнений в игровой форме). Упражнения дети начинали из положения лёжа и постепенно вставали. Мы стремились, чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций. Заканчивали гимнастику ходьбой по "дорожкам здоровья" и закаливающим умыванием прохладной водой. Полюбились детям упражнения для профилактики плоскостопия и массаж ладошек с использованием природного материала («подними шишку»; «раскатай скалкой тесто» и др.).

В процессе непосредственной образовательной деятельности («Кто нас лечит?», «Экскурсия в прачечную» и др.) и в свободное время, мы создавали условия для формирования у детей основ здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью посредством проведения бесед Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Чистота и здоровье»; «Что хорошо, что плохо»; «Как можно играть в игрушки»; «Безопасность в группе»; и др). Чтобы познакомить детей с базовыми правилами здоровьесбережения, фомировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности, мы подбирали художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»); разучивали потешки («Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?»; «Мне уже четыре года»); читали стихи и организовывали игры-этюды на произведения («Как и нашей Ирки» Е. Благинина, «Пожалейте нас» С. Капутикян и др.); загадки о спорте, о гигиене, витаминах и т.д.).

Через дидактические игры («Узнай и назови овощи», «Таблетки растут на ветке», «Угадай на вкус») и сюжетно-ролевые («Больница»; «Уложим куклу спать» и др.) мы формировали у детей представления о ценности здоровья, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, формировали желание вести здоровый образ жизни.

Результатом ежедневной проектной деятельности стало проведение увлекательного физкультурного развлечения «У медведя во бору», где дети активно проявили свои знания и умения, научили Мишку как быть здоровым и повеселились с ним.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Чтобы получить положительный результат оздоровительной работы, мы активно взаимодействуем с родителями воспитанников, опираясь на их поддержку.

С помощью совместных мероприятий нацеливали родителей, на то, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

 На спортивной страничке в родительском уголке размещали конкретные рекомендации; проводили консультации, изготавливали памятки, проводили индивидуальные беседы. Организовывали совместные с родителями мероприятия. Например, проведение родителями утренней гимнастики, большой интерес у родителей и детей вызвал выпуск фотогазеты «Мой домашний спортивный уголок», где семьи обменивались опытом.

Итак, мы можем утверждать, что вести работу по здоровьесбережению детей необходимо и важно. Для этого мы использовали комплекс всех средств физического воспитания: физические упражнения, обеспечивающие оптимальный двигательный режим, закаливающие мероприятия, рациональный режим дня, полноценное питание, гигиена одежды и помещения, психологический комфорт.

К моменту окончания реализации проекта мы достигли ожидаемых целей, что подтверждают результаты педагогической диагностики и анкетирования родителей, проведенных на итоговом этапе:

  • создали необходимые условия для организации образовательной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни;
  • дети правильно выполняют физические упражнения, основные виды движений по команде педагога, следят за осанкой, повысилась выразительность движений;
  • активно проявляют интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, возросла активность в самостоятельной двигательной деятельности; многие дети проявляют интерес к спорту.
  • Дети имеют высокий уровень культурно-гигиенических навыков: следят за своим внешним видом пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания и др.
  • бережно относятся к своему организму и научились ценить своё здоровье (имеют представление о назначении частей тела, имеют представления о полезной пище и т.д.)

Главным результатом проекта стало: повышение эмоционального, психического и физического благополучия детей, сформированность гигиенической культуры, улучшение соматических показателей здоровья, наличие потребности в ЗОЖ и возможностей его обеспечения.

Перспективы дальнейшей работы видим в усовершенствовании предметно-развивающей среды, с учетом ФГОС; активизации участия родителей в здоровьесбережении, через организацию совместных мероприятий (физкультурных досугов, развлечений, фотогазет; игр; викторин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким категориям как :форма, цвет, величина. Но выполняя простейшие продуктивные задани...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в рамках реализации ООП ДОУ

Цель: развивать у детей дошкольного возраста познавательно-речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в ...

«Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»

laquo;Сюжетно-ролевая игра - средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной программы по ранней профориентации»...