«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»
статья (подготовительная группа)

Чилимова Вероника Александровна

«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»

«Самомассаж и гимнастика пробуждения- как здоровьесберегающие технологии»

                                             Составила :воспитатель Чилимова В.А.

Г.Майкоп

2023 год

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволяет детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления.

Эффективным и универсальным средством является самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Работая с детьми старшего возраста, самомассаж дети выполняют самостоятельно . Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний.  Им это очень нравиться, что способствует закаливанию организма.

Сейчас когда работаю с детьми раннего возраста –самомассаж  мы делаем с каждым ребенком отдельно.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Приемы самомассажа:

- поглаживание

- растирание

- разминание

- вибрация (потряхивание)

Задачи самомассажа:

- Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

        - Обучать элементам массажа.

- Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.

- Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

- Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на    активные точки.

- Развивать интеллектуальные функции.

- Развивать двигательную память.

- Воспитывать бережное отношение к своему телу.

- Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

- Игровой самомассаж

- Массаж «Пять маленьких лекарей»

- Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками»

- Точечный массаж

- Самомассаж Су –Джок шарами

 Сейчас мы рассмотрим каждый вид отдельно.

  Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. 

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

    Массаж: «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

Самомассаж ушных раковин: «Поиграем ушками».

Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).

2«Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).

3«Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)

4«По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом - самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).

 Точечный массаж. Он начинается со средней группы. С детьми раннего возрасты мы его не используем.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская)

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения а Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша активных точек. 

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому.

Продолжительность 5-7 минут.

Так же мы практикуем гимнастику пробуждения после сна.

Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение , которое данные слова характеризуют-приятным такое состояние не назовешь, и к активной деятельности оно не располагает.

Мы же стремимся к тому , что бы наши дети крепко поспали, в хорошем настроении проснулись, зарядились бодростью и энергией для насыщенной и содержательной деятельности во второй половине дня.

Гимнастика после сна состоит из несколько частей:

- Комплекс упражнений для разминки в постели(гимнастика пробуждения) - -- Дыхательная гимнастика

- Ходьба по массажным дорожкам,

- Самомассаж.

 Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере побуждения.

Цель данных упражнений – активизировать физиологические системы, активизирует функции дыхательного аппарата. А также является закаливающей процедурой и профилактикой нарушений осанки и плоскостопия. Регулярность выполнения оздоровительных упражнений – залог здоровья наших детей.

А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений

Дождь Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше. А теперь пошел сильней, И по крыше бьет быстрей (ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой). Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки (поднимают руки вверх, потягиваются) Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас, детей (машут руками) Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло (поворачивают голову направо, налево). А теперь на ножки встанем, И большими станем (И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).

Следующее упражнение:

Дыхательная гимнастика «Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь) вдох – живот втянуть (руки вперед), выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

Задачи гимнастики пробуждения: Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) Увеличить тонус нервной системы. Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и др.) Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы.»  

                                                                                        В.А Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бодрящая" и дыхательная гимнастика как формы здоровьесберегающих технологий в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями, проводимыми мною с детьми разновозрастного детского сообщества «Светлячок», провожу с ними гимнастик...

"Пиктограммная гимнастика" как компонент здоровьесберегающей технологии

«Пиктограммная гимнастика» - вариант проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.«Пиктограмма» - это схема, наглядная модель упражнения гимнастики....

Комплексы самомассажа для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии: массаж и самомассаж.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения ...

«Игровой самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий»

laquo;От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы».В. А. СухомлинскийОсновы здоровья и гармоничного развит...

Самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий

Самомассаж как одна из форм здоровьесберегающих технологий...