Организация здоровьесберегательной среды в ДОУ,
статья

В сатье представлен опыт работы по внедрению модели здоровьесбережения в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьесбережение93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесбережения в ДОУ.

Выполнили: учителя-дефектологи МБДОУ «ЦРР-Д/С №41» г. Сатки

Самокрутова С.С., Киселева Т.В.

До недавнего времени по показателям результатов мониторингов физического, психического и нравственного здоровья детей нашего учреждения  был выявлен значительный процент заболеваемости  со стороны органов чувств, опорно-двигательного аппарата, верхних дыхательных путей. Отмечался значительный рост количества дней, пропущенных воспитанниками по болезни. Достаточно большой процент детей испытывали трудности в адаптационный период. Отмечались неадекватные поведенческие реакции малышей, негативные межличностные отношения. В ряде случаев обнаруживалась пассивность, безынициативность и некомпетентность родителей в вопросах, касающихся здоровья детей. Наблюдалась недостаточная осведомленность части педагогов по вопросам профилактики и охране здоровья. Внедрение нерационально организованных педагогических технологий, наличие перегрузки воспитательно-образовательного процесса, непоследовательный характер организации санитарно-гигиенической работы в ДОУ приводят к повышению утомляемости воспитанников, эмоциональной лабильности, снижению работоспособности, неустойчивости мотивационной сферы воспитанников при наличии у них достаточно высокого уровня интеллектуального развития.

Вышеперечисленные тенденции послужили основанием для изучения вопросов здоровьесбережения  и внедрения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

С этой целью в нашем детском саду была создана творческая группа, участники которой разрабатывали и совместно с педагогическим коллективом внедряли модель здоровьесбережения дошкольников. Основными задачами здоровьесбережения являются:

  • Проведение диагностических мероприятий по определению динамики развития  физического и психического здоровья.
  • Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья.
  • Создание щадящего режима в воспитательно-образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения и др.).
  • Обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом развития зрения.
  • Осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения мероприятий по коррекции зрения, речи, физического и психического здоровья.

Первоначальным этапом осуществления данной модели явилось изучение Федеральных и разработка локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения.

Изучение научно-педагогической литературы по данной проблеме позволило разработать систему мероприятий профилактического характера разного масштаба: от частных, присущих отдельному виду деятельности, до глобальных дел, в которых принимает участие весь детский сад (все участники воспитательно-образовательного процесса).

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей, является правильный режим дня. За основу в организации режима дня взят распорядок по каждой возрастной группе, указанный в  основной образовательной программе ДОУ. Однако наличие в нашем детском саду большого количества детей с ОВЗ  (нарушения зрения и речи), посещающих дополнительные мероприятия: лечебные, занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, психологом, заставляет организовать режим дня таким образом, чтобы у детей не было перевозбуждения и переутомления.

Одним из средств решения обозначенных задач является внедрение различных методов и приемов и инновационных технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, здоровьесберегающие образовательные технологии, валеологическое просвещение родителей, коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в нашем ДОУ зависит от:

  • типа дошкольного учреждения
  • конкретных условий дошкольного образовательного учреждения  
  • организации здоровьесберегающей среды
  • от программы, по которой работают педагоги
  • продолжительности пребывания детей в ДОУ
  • от показателей здоровья детей
  • профессиональной компетентности педагогов.

Внедрение медико-профилактических технологий в  образовательный процесс обеспечивает сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Внедрение физкультурно-оздоровительных технологий  направлено на развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Применяя эти технологии, мы воспитываем у ребенка осознанное отношение к здоровью и жизни человека, расширяем знания и развиваем умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровье.

Для создания эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье применяются  Технологии обеспечения социально-психологического благополучия.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов и родителей – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, а также на валеологическое просвещение родителей.

Ведущее место в нашем ДОУ отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей-логопатов мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Песочная терапия позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При корректно поставленных целях такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. Песок обладает свойством пропускать воду. Поэтому он поглощает «негативную» психическую энергию и стабилизирует эмоциональное состояние наших детей. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и это делает его прекрасным средством для развития всех сторон речи.

Одним из важных требований при организации воспитательно-образовательного процесса является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. С этой целью мы используем ряд методов и приемов технологии В.Ф. Базарного и Э.С.Аветистова.

Динамизация рабочей позы:

Режим «смены позы» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует профилактике близорукости, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, улучшает общее состояние мышц, стабилизирует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшаются ростовые процессы, снижается степень низкой склоняемости головы. Все это позволяет наблюдать более высокие показатели  физического развития здоровья;

Режим зрительных горизонтов.

Заключается в максимальном удалении от глаз ребенка наглядного материала. При этом важно, чтобы каждый ребенок находился на таком расстоянии, с которого он может различать изображение размером 1см.  Это позволяет расширить зрительно-пространственную активность детей, снять напряжение с глазных мышц, создавая при этом предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль, значительно повышает скорость восприятия и переработки зрительной информации.

Зрительно-пространственная активность

На стенах и потолках групповых комнат развешены мелкие (1,5 – 3 см) изображения предметов, с которыми дети выполняют разные задания, связанные с поиском из множества нужного предмета (например, отгадка на загадку). Или лабиринты, по которым дети глазами прослеживают разные траектории «движения» одного сказочного героя к другому. Также предлагается детям проследить глазами  за указкой, на кончике которой можно прикрепить бабочку, машину в соответствии с тематическими задачами. Также используем упражнения, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями («веселые человечки»). На карточках, предъявляемых детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны туловища и пр.). Дети вначале должны рассмотреть изображение, а затем повторить его движение.

Правильная организованность места для занятий, и выбор пособий и оборудования

Место для занятий и оборудование должны быть хорошо освещены и иметь контрастность сочетаний объектов и соответствовать офтальмологическим, гигиеническим и педагогическим требованиям. Например, физкультурное оборудование имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром 5-30мм., специальные обозначения в виде полоски, бантика, различные разметки (круги, плоскостное изображение стоп, прямые и волнистые линии) и пр. Применяется это все для сосредоточения на предмете, определения расстояния до него, точного воспроизведения действия, направления для движения, помогают снять страх и напряжение и выполнять при этом упражнения уверенно и точно.

          Офтальмотренажеры

 Основой  является комплекс Базарного. На основе его комплекса мы разработали тематические комплексы, учитывая ряд требований к цветовому оформлению тренажера:

  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый,
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка  - ярко-голубым цветом.

Данный тренаж используем после усиленной зрительной работы. Тренажер прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость, способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Снятие психоэмоционального напряжения от аппаратного лечения Важным направлением работы нашего детского сада является снятие  психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения. Поэтому в начале каждого занятия, на этапе организационного момента, а также по его завершении проводятся игры-гармонизации, элементы аутотренинга, психологические настрои. Проведение таких моментов в начале и конце занятия способствует предупреждению негативных эмоциональных реакций ребенка, мобилизации и настрою на занятие, установлению позитивного взаимодействия с взрослым и сверстниками.

Кроме вышеописанных методик, применяемых на занятиях, проводится работа по охране здоровья воспитанников и в других режимных моментах. В каждой группе оборудованы спортивные уголки, позволяющие детям реализовать потребность в движении. После сна – босохождение по массажерам. В группах температурный и воздушный режим соблюдается не только в группах, но и во время прогулок во все времена года. Традицией стала организация и проведение дней Здоровья и спортивных праздников на свежем воздухе. В каждой группе ведется работа по валеологическое просвещение родителей и детей с целью повышения активности самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития и здоровья своих детей, и тем самым помочь адаптироваться им в окружающем мире. Вниманию родителей предлагаются:

  • оформленные в группах папки-передвижки, содержащие всю необходимую информацию для родителей;
  • буклеты с информацией
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, «круглые столы», информационные стенды, печатные материалы: газеты, буклеты и т.д., видеозаписи, фотовыставки).
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

Результаты мониторинга физического и психического здоровья дошкольников  позволяют проследить положительную динамику в освоении детьми образовательной программы. В 2020 –2021 уч. году  количество детей с высоким и средним уровнем развития составило 73,3 %; 2021 –2022 уч. год: 85%; 2022–2023уч. год: 91%.

Кроме того, наблюдается низкий показатель заболеваемости детей: в 2020г.– 0,48 дня пропущено 1 ребенком по болезни; в 2021г - 0,13.; в 2022 г.-0,03, что значительно ниже среднего показателя заболеваемости по области.

Также наблюдается улучшение показателей физического развития детей детского сада : 2020-2021 уч.г.: кол-во детей с высоким и средним уровнем развития – 91,7%; в 2021-2022 уч.г. : 95,6%; в 2022-2023 уч.г. : 96,1%;

Таким образом, данная  методика способствует  улучшению физической подготовки и здоровья воспитанников, повышению уровня успеваемости и эффективности коррекционно-воспитательного процесса,  исправлению нарушений зрения и речи, а также создает положительную  эмоциональную атмосферу. Наша методика позволяет обеспечить поддержку развития ребенка как в коррекционном, профилактическом, так и в оздоровительном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП

Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....

Презентация работы по созданию условий для реализации ОО "Физическое развитие" в здоровьесберегательной среде ДОУ

В работе представлены здоровьесберегающие технологии, используемые при работе с детьми, и формы работы с родителями по здоровьесбережению детей. Также здесь описаны инновации, которые хотелось бы внед...

Особенности организации культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях. Тема : Организация социокультурной среды по средствам досуговой деятельности дошкольников

В системе дошкольного образовательного учреждения деятельность, организуемая в свободное время, определяется как культурно-досуговая. Задачи, гипотеза исследования; проблема подготовки специалистов; в...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...