Проект Чистюля для детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Елена Геннадьевна Мартынова

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chistyulya.docx94.42 КБ

Предварительный просмотр:

      Проект

                                Для детей   младшей группы

                                  Название: « Чистюля»   

 

                                                                                 

                                                                                          Автор проекта:

  Мартыновой Е.Г

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8»

 

                                           2023 г-2024г

Информационная карта проекта

Название проекта . « Чистюля»   

Автор проекта:      Мартыновой Елены Геннадьевны

Вид проекта:    групповой, игровой

Продолжительность проекта Краткосрочный проект  две недели.

Участники проекта:  дети, педагоги, родители

Возраст детей     3-4 года

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:     

 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

 

Цель проекта:      

  •  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего  дошкольного возраста.

Задачи проекта:

    Для детей:

  

  • Развивать культурно-гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
  • Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
  • Формировать навыки  поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  • Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы.

4. Вызывать интерес к дальнейшему познанию себя.

 Для педагогов:

  • Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей .

Для родителей:

  •  Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

  • Заинтересовать родителей укреплять  здоровый  образ жизни  в семье.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:                 

                          Музыкальное развлечение  

Название итогового мероприятия проекта      

«Про то, как мишку спать укладывали»

 

Ожидаемые результаты по проекту:

 

 Для детей :

  • Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми 2 младшей группы:
  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  •  Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют  руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Для педагогов 

  • активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах  привития детям культурно гигиенических навыковэ
  • развитие познавательной активности детей в усвоении знаний о гигиене.
  • установление взаимного доверия между педагогом и родителями в  
  • снижение заболеваемости в группе.
  • Увеличение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности
  • Личностный, профессиональный рост участников проекта
  • Реализация системы социального партнерства

 Для родителей

  •  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  •  Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

                                  Продукты  проекта

Для педагогов:

 Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»

Итовое мероприятие « Колобок идет в гости»

 

Для родителей:

  •  Фотоколаж  «Культурно гигиенические навыки с детьми 24 лет»

    

Условия реализации и оборудование:

 Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы :  воспитатели, помощники воспитателя, медсестра, психолог.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

  Краткое содержание проекта     « Чистюля»

                                                 Автор проекта:       Мартынова Е.Г

Этапы проекта

     

      Действия    

      педагогов

 

Действия детей

Действия членов   семьи и    

     социальных    

      партнеров

Подготовительный

  

 

 Анализ научно-методической литературы;

 

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

  

   

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

 

   

 Помощь родителей в организации предметной среды, приобретении литературы, игр, иллюстраций.

Деятельностный

 

 Вводит в  игровую ситуацию  формулирует проблему: 
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом
.

Консультации:

  « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

«Здоровые зубы!!!»

«Учимся правильно ухаживать за зубами»

«Личная гигиена»

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

 «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во 2 младшей  группе

« Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

  Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

 

Помогают воспитателю пропагандировать здоровый образ жизни в семье.

Напоминают детям о необходимости соблюдения гигиенических процедур.

Помощь родительского комитета в организации родительского собрания. Предоставление агитационного материала для просвещения родителей по пропаганде

Привития и воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

 Заключительный

 

 Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

     . Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

 

  Разучивают стихи, потешки об умывании, расчесывании, одевании и раздевании.

Оформляют фотоколаж с  выполнением гигиенических процедур детьми данной группы.

                 Системная паутинка по проекту :   « Чистюля»

 

                                                              Автор проекта:       Мартынова Е.Г

           Познавательное развитие

   Художественно- эстетическое развитие

           

         Речевое развитие

  

 

 «Научим Машу – растеряшу        

   убирать вещи».

Формирование умения застегивать «молнию» «Двери закрываются»

 «Путешествие с куклой Катей» Знакомство с раздевалкой.

 «Помоги зайке сберечь здоровье»

 «Как нужно ухаживать за собой»

НОД «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети!»

 

 ГИГИЕНА

Потешка «Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

Г. Лагздынь «Солнце рано утречком»

Р. Куликова «Мыло» 

Г Зайцев «Дружи с водой».

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская «Юля-чистюля»,

ПРИЕМ ПИЩИ

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

ОПРЯТНОСТЬ

Потешка «Уж я косу заплету»

 Потешка «Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

Потешка «Завяжу потуже шарф»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ

К. Жанэ «Братишки»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла — клади на место!»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка

 

Беседа на тему:

«Чистота и здоровье»

«Когда надо мыть руки? »,

 «От чего болят зубы? »,

«Что значит быть здоровым? »,

 «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

 «Друзья Мойдодыра».

 Режимные моменты

     Социально – коммуникативное развитие

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами.

 Игровые ситуации «Кукла Катя не хочет мыть руки»,

  «Поможем куклам накрыть на стол»,

 «Мы в гостях»,

«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? »,

«Почему у кукол грязное полотенце? »,

«Почему Хрюшу не приглашают в гости? »

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».

Формирование умения застегивать пуговицы

«Сушим белье»

«Разложи пуговицы»

  «Таня простудилась»,

 «Правила  гигиены». 

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,  

 Д/У «Найди свой шкавчик».

Д/У«Подберем куклам одежду, научим одеваться и раздеваться»

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания

Формирование умения застегивать липучки на ботинках

«Пристегни лисе хвостик»

Расскажем Катюше, как надо правильно кушать, чтобы не подавиться

 «Водичка, водичка...»

«Мои здоровые зубки»

«Доброе утро расческа»

«Доктор Айболит»

«Чтобы быть здоровым»

«Сохраним свое здоровье»

 

«Помощь родителей в приобретении необходимого материала для проведения НОД, книжек малышек по теме.

Конспект НОД в 1 младшей группе на тему: «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети!»

Цель: Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков.

Задачи:

1. Воспитание ЗОЖ, желания и стремления ухаживать за собой, аккуратности.

2. Развивать умение сравнивать предметы по принадлежности использования, делать выводы. Развивать познавательный интерес и активность.

3. Познакомить с разным состоянием температуры воды: холодная и теплая. Закреплять работу со словарем. Обогащать речь детей

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: кукла - чумазая в одежде,  костюм доктора Айболита, чудесный мешочек(с мылом, губкой, полотенцем, расческой, утюгом, мячиком, ложкой), 2 таза  с теплой и холодной водой;

раздаточный – кулы по количеству детей.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

до НОД: чтение А.Барто «Девочка чумазая», прослушивание стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр» в грамзаписи, рассматривание картины «Мытье куклы», мытье рук и расчесывание волос с использованием предметов личной гигиены.

после НОД:  сюжетно-ролевая игра «Семья», чтение потешек по теме, дидактическая игра «Что лишнее», оформление фотовыставки «Все мы детки чистые – солнышки лучистые»

Взаимодействие с семьями воспитанников: Просмотр мультфильма «Айболит», предоставление подборки фотографий на тему гигиенических процедур детей.

Содержание деятельности

Вовлечение в деятельность (во время умывания)

Дети воспитатель находятся в умывальной комнате перед завтраком.

Входит взрослый в костюме Айболита, здоровается и предоставляет детям возможность познакомиться с собой, беседует с ними, принимает участие в процессе  умывания.

Айболит читает стих- потешку «Водичка-водичка»

После умывания дети и взрослые выходят в групповую комнату.

Дети готовятся к завтраку. Айболит и воспитатель помогают им во время проведения завтрака.

Целеполагание

Воспитатель незаметно вносит чумазую куклу и сажает на стульчик. Выходя из умывальной комнаты дети  обращают на куклу внимание.

Воспитатель спрашивает: «Дети, что случилось с куклой  Катей» (Ответы детей)

«Что жеделать, чтобы куклы стала чистой и веселой» (Ответы  детей)

Планирование деятельности

Айболит говорит:

«Очень важно, чтоб на свете

Были чистыми все дети.» 

«Что нам нужно для того, чтобы помыть куклу?» Дети выссказывают свое мнение. Доктор айболит предлагает: «Помогите , мне выбрать нужные предметы.» (Дети помогают, объясняют свой выбор, по мере возможности.) Доктор   и воспитатель хвалят детей.

Осуществление деятельности

Воспитатель  проводит физкультминутку «Умываюсь по утрам»

Воспитатель хвалит детей, вместе с доктором. Воспитатель ставит 2 таза с водой перед детьми и предлагает им определить, где находится холодная и теплая вода, задает вопрос «А как нам узнать?» (Ответы детей)

Дети экспериментальным путем определяют температуру воды. Воспитатель задает вопрос: « В какой воде лучше мыть Катю?» (Ответы детей)

Воспитатель моет куклу, оговаривая  свои действия. «Катя – чистая, улыбается. А другие куклы в нашей комнате чистые?» (Ответы детей)

Дети принимают решение вымыть кукол. Происходит процесс мытья, под руководством взрослых.

Рефлексия

После окончания процесса мытья воспитатель и дети рассматривают какие куклы стали чистые, аккуратны, улыбающиеся.

Айболит говорит: « Какие вы молодцы, как вы старались и помогли куклам. Вот вам за это угощение». Раздает витаминки.

Переход в игровую деятельность. Игра «Умывалочка». Сюжетно-ролевая игра «Семья».>

Игровая образовательная ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.

Цель:

  • обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве;
  • знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком;
  • обогащение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое и др.

Оборудование:  игровой персонаж кукла – би - ба - бо Петрушка. Во время утреннего приема Петрушка вместе с воспитателем встречает каждого ребенка, облегчая ему процесс расставания с родителями.

Ход ситуации.

Веселый Петрушка приглашает нескольких детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы - вагончики. Поехали кататься!» - говорит он.

Петрушка: Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель подхватывает верные ответы детей и использует прием хорового проговаривания.)

 Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Аня? (На скамеечку.) Кто с Аней рядом сел? (Женя.) И ты, Коля, садись рядышком. На что Коля сел? (На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (Побуждает к проговариванию.)

Посмотрите, а это что? (Шкафчики.) Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Коля, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? (На шкафчике машинка.) Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которой папа привозит Колю в детский сад. Теперь, Анечка, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?

Аналогично строится диалог с другими детьми.

Петрушка: А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Женя? (Дверку.) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится?

(Вынимает по очереди предметы и называют хором: шапочка, шарфик.)

А что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней лежит? (На ней лежат колготки, штанишки, кофточка.)

А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? (Курточка.)

 Зачем нужны крючки? (Педагог обобщает: «Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась».)

А теперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?

Воспитатель вместе с Петрушкой обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детская одежда для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их платьица, костюмчики, сандалики. Эта одежда и обувь будут немножко скучать и ждать своих хозяев, когда они снова придут в свой детский сад?!»

Петрушка предлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. « Чук, чук, чук!» - стучат колеса, а вот и маленькая остановка.

Петрушка: Станция Зеркальная. Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке? (Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Кто там? Анечка, кого ты увидела в зеркале? А ты, Женя? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено?

Воспитатель вместе с Петрушкой обобщает детские ответы: «Посмотришься в зеркало - и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!»

Зеркало любит

Чистые лица.

Зеркало скажет:

- Надо умыться.

Зеркало охнет: -

Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка?!

Зеркало

Даже

Темнеет от страха,

Если

В него

Поглядится

Неряха! (А. Кондратьев)

Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а Петрушка приглашает в путешествие следующую подгруппу детей.

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель:

  • знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;
  • формировать умение ориентироваться в предметном пространстве;
  • обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Ход.

В раздевалке воспитатель просит детей показать свои шкафчики

«Молодец, Анечка, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Лисичка…).

 Теперь, Кирилл, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?»

Аналогично строится диалог с другими детьми.

Воспитатель рассказывает детям (и показывает), где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, учит детей как ее надо складывать (вешать).

Усложнения. Помогая детям запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «носки, сандалики или туфельки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель:

  • Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Материал:  две куклы - кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где  чьи вещи.

Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.

Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания.

Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями.

Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

 Педагог. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить.

Организуется игра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию, формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметь угостить друг друга и не забывать поблагодарить).

В последующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек.

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Цель:

  • учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку;
  • отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе).
  • фиксировать внимание ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Материал: оборудование раздевальной комнаты; детские колготки с меткой, обозначающей «перед».

Ход ситуации.

Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку:

«Сделай так, чтобы буковки были впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку - в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, давай сделаем с тобой «гармошку».

Оказывает помощь в случае затруднения, используя прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.

«Спрятал правую ножку в домик? А теперь сделай «гармошку» для левой ножки. Каждую ножку - в свой... (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках?

Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх.

Проверь: оказалась резинка на поясе? Ай да Максим! Ай да молодец, сам колготки надел!»

Усложнения. Дидактические игры с картинками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону).

Игры - упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.

Игра - занятие «Оденем куклу на прогулку»

Цель.

  • Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
  • Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

 Материал: набор кукольной одежды; кукла.

Ход занятия.

1.Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

2.        Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

3.        Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?

В заключение воспитатель читает детям потешку:

Наша Катя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Дидактическая игра «Научим куклу Катю раздеваться»

Цель.

  • Помочь детям запомнить последовательность раздевания.
  • Учить аккуратно вешать и складывать одежду.
  • Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя.

Ход игры.

1.        Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.

Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может.

Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».

2.        Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.

Дети помогают раздевать куклу.

Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель.

  • Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания.
  • Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку.
  • Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка.

Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Ход ситуации.

Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка.

Петрушка. Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?

Воспитатель. Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания.

Педагог обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку.

Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый - на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?»

Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.

Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Игра - занятие «Уложим куклу Катю спать»

Цель:

  • познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом;
  • учить ласково обращаться с куклой.

Материал: кроватки, одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрасики, куклы по числу детей, стулья. Сначала кукол легче давать раздетыми: «как будто они уже разделись», позже раздевание можно включить в цепочку игровых действий.

Содержание игры:

На столах - «квартирах», а лучше на ковре, но так, чтобы у каждого участника была своя «спальня», располагаются кроватки и кукольные стулья.

Педагог обращается к детям: «Мы сегодня будем... (дети подсказывают)... правильно, укладывать спать нашу Катю. Куда положим Катю? Правильно, на кровать. Сиди, Катюша, пока на стуле, мы тебе все приготовим».

Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это... матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац положим... правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка?

Под голову положим... подушку. Зачем подушка?

А чем накроем Катю? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?»

Если дети могут назвать наволочку и пододеяльник, то педагог называет и эти предметы. Позже дети учатся самостоятельно надевать их.

Педагог продолжает: «Ложись, Катя, голову клади на подушку. Я тебя накрою одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою». Взрослый поет колыбельную, привлекая детей подпевать: «Баю-баю-бай!» Может использоваться текст «Колыбельной» Ю. Гарей.

Спи, моя хорошая,

 Баю – баю - бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Застелю кровать.

 Завтра встанем вместе,

 Будем вновь играть.

Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали»

Цель:

  • закрепление полученных культурно - гигиенических навыков; активизация у ребят инициативы и творчества.

Оборудование: игрушки - мишка, кошка; игрушечные санки, зимняя одежда, горшочек, стол, ложка, кровать, часы, зеркало; кубики; книжка.

Действующие лица:

Ведущий,  Мишка

Ведущий

Вы послушайте, малышки,

Расскажу я вам про мишку.

(Показывает мишку.)

Сейчас на улице зима,

Наступили холода.

Мишка любит наш гулять,

 Надо мишку одевать.

Ребята, какую одежду нужно одеть мишке, чтобы не замерзнуть? (Дети отвечают.)

Упражнение «Мишутка» О. Боромыковой

Дети вместе с ведущим одевают мишку.

Шапка да шубка,         Дети прикасаются руками к голове.

                                          Проводят ладонями по бокам сверху вниз.
           Вот и весь Мишутка,          Вытягивают руки вперед.

Лапами машет,           Поднимают и опускают руки.

Весело пляшет.        Топают ногами.

Ведущий. Вышел Мишка погулять.

На заснеженной полянке

Мишка наш, зима и санки.

Песня «Зима» В. Карасевой

Ведущий. Холодно на улице, но мишка мороза не боится - лапками хлопает, лапками топает.

Танец «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,             Дети идут в свободном направлении,

На дворе гуляют дети.               потирая руки.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки - крошки,

Хлопают в ладоши.

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,                 Топают ногами.

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

( А. Ануфриева)

Ведущий

Вечера пришла пора.

Идет мишка со двора.

Мама мишеньку встречает.

 Вкусной кашей угощает.

Песня «Варись, варись, кашка» Б. Туманян

Варись, варись, кашка,               Дети водят указательным пальчиком

В голубенькой чашке,               по ладошке второй руки

Варись поскорее,                  («варят кашку»).

Булькай веселее!

                                           Сжимают и разжимают пальчики
          Проигрыш                 и произносят: «Буль! Буль!..»

Варись, кашка, сладка              «Варят кашку».

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки...

У того, кто кашку съест,    Грозят пальчиком.

Вырастут все зубки!                Щелкают зубками.

(А. Рождестсвенская)

Ведущий.

Мишенька, пора спать ложиться.

Как найти ко сну дорогу?

 Как найти его берлогу?

 Может, кубикам известно

Это сказочное место?..

(В. Степанов)

Решил мишка перед сном из кубиков дом построить.

Песня «Строим дом» М. Красева

Ведущий вместе с детьми строит домик.

Мишка

Не хочу ложиться спать!

Хочет мишенька играть!

Ведущий. Хорошо, мишка, поиграй с ребятками.

«Игра с мишкой»

Мишка подзывает к себе детей, они к нему подходят и поют:

Мишка косолапый

Манит деток лапой,

Приглашает всех гулять,

В догонялки поиграть.

(В. Антонова)

В заключение ребята убегают от мишки на стульчики.

Ведущий.

Тут за дверью кто-то заплакал.

На шее бантик,

Рядом миска.

Ну, догадались?

Это... (киска).

 (В. Гудимов)

Песня «Кисонька» Л. Емельяновой

Ведущий.

Открыли дверь, пустили киску погреться.

Кот мурлыкает в усы,

Мама смотрит на часы.

(В. Степанов)

Часы мишке тоже спать велят.

Упражнение «Часы»

Тик - так! - часы стучат. Тик - так! - часы не спят. Тик - так! - пора, пора. Спите до утра.

 

И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки              согнуты в локтях, пальчики выпрямлены и прижаты друг к другу («стрелочки») Качают руками и головой вправо - влево.

Ведущий. А мишка часов не слушается, не хочет спать.

Где же прячется она –

Эта самая страна?

Может быть, об этом мишке

Разузнать удастся в книжке?

(В. Степанов)

 Про кого же эта книжка? (Показывает книгу.) Ну, конечно же, про мишку. В этой книжке рассказ о мишке косолапом и шишке. Мы эту историю знаем, споем ее и покажем.

Песня «Мишка косолапый»

Ведущий. Прочитал мишка книжку, но все равно не спит. Пошел он умываться в ванную комнату, смотрится в зеркало.

Может быть, в стране зеркальной

Сон живет, покрытый тайной?

Как чужие стали лапы,

Не хотят они идти.

Может быть, спросить у мамы.

 Где пропавший сон найти?

(В. Степанов)

Пошел мишка к маме.

Песня «Маме улыбаемся» В. Агафонникова

Ой, лады, лады, лады!                      Дети хлопают в ладоши.

Не боимся мы воды.                     Наклоняют головы вправо - влево.

Чисто умываемся - вот так!           Проводят ладонями по лицу.

Маме улыбаемся - вот так!           Протягивают ладони перед собой и улыбаются.

Ведущий (укладывая мишку в кровать). Мама поцеловала своего малыша и положила его в кроватку.

Тише...

Кажется, подушка

Что - то шепчет мне на ушко:

«Мишка, здесь твой сон живет,

Он сейчас к тебе придет».

(В. Степанов)

Колыбельная песня «Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой

Спать не хочет бурый Мишка -           Грозят пальцем.

Уж такой он шалунишка.

Я Топтыжку покачаю:                      Складывают руки друг на друга и

- Баю - баю, баю - баю!                       покачивают ими из стороны в сторону.

Ты ложись-ка на кроватку,

Спи, мой Мишка, сладко - сладко.

Я ведь тоже засыпаю:                   Кладут ладошки под щечки.

- Баю - баю, баю - баю!

(Ю. Островский)

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование навыка самостоятельно одеваться

«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»

Цель: 

  • продолжать  развивать умение  хватать  предметы  щепотью,  продолжать  развивать
  • согласованность работы обеих рук.

Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.

Оснащение: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.

Ход игры: предложите ребенку сделать бусы для...

Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок:

  • возьмите крупную бусину тремя пальцами;
  • проденьте шнурок в отверстие;
  • протяните его тремя пальцами левой руки;
  • правой  протяните их до узелка на конце шнурка.

Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу.

Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...)

«Подбери к шнурку бусину»

Цель: 

  • продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью;
  • нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.

Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов.

 Ход игры: предложите ребенку поиграть с бусинами.

Покажите как надо надевать бусины на шнурок:

  • возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки;
  • бусины возьмите двумя пальцами левой руки;
  • вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины;
  • протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами;
  • протяните кончик шнурка вперед, через бусину.

Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.

Формирование умения надевать штанишки

«Копилка»

Цель: 

  • совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»;
  • продолжает развивать зрительно-двигательную координацию;
  • складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.

Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.

 Ход игры.

 Покажите ребенку, как нужно взять монетку:

  • опустите монетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно;
  • предложите ребенку собрать все монетки в копилку.

Когда все монетки будут собраны, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки.

Формирование умения застегивать «молнию»

«Что лежит в кошельке?»

Цель:

  • складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»;
  • расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка;
  • развивать память (класть вещи на свои места).

Оснащение: прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застежек («молния», кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет.

Расположение предметов: два кошелька с мелкими предметами , лежащими в них; кошельки лежат в косметичке.

Ход игры:

Предложите ребенку поиграть.

Покажите, как играть с кошельками:

  • возьми косметичку за верхний угол;
  • потяни язычок влево до упора;
  • достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой;
  • возьмите пальцами ремешок с кнопкой;
  • сожмите пальцы и потяните ремешок вверх;
  • откройте кошелек;
  • достаньте находящийся в нем предмет;
  • попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком;
  • застегните кошелек;
  • положите кошелек справа от себя;
  • правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния».
  • Откройте его так же, как открывали косметичку,

Когда ребенок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть ее.

Формирование умения застегивать «молнию»

«Что забыла надеть Маня?»

Цель:

  • застёгивать « молнию »на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез.

Оснащение: одетая кукла, кофта с застёжкой « молнией ».

Ход игры: 

Прочитайте рифмовку:

Куколка замёрзла!

 Холодно играть.

 Надо нашей Мане

Кофту быстро дать.

Предложите ребёнку помочь кукле.

Спросите, что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Выслушайте ответ ребёнка.

Предложите надеть кукле тёплую вязаную кофточку.

Когда ребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что « молния » не застёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку « молнию».

Если у ребёнка не получится, вспомните вместе с ним, как застёгивать «молнию ».

Давайте ребёнку поручения, которые будут пошаговыми ( маленькими, поэтапными ), как описано во 2 - м этапе.

«Двери закрываются»

Цель:

  • совершенствовать навык застегивания и расстёгивания застёжки « молнии»;
  • совершенствует координацию мелкой моторики пальцев обеих рук.

Словарь: понимать и называть части машины: «двери », « кабина »; использовать в активном словаре глаголы настоящего и прошедшего времени « расстёгиваю - расстегнул », « открываю - открыл ».

Оснащение: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок, соединяющихся между собой застёжкой «молнией».

Ход игры: покажите ребёнку автобус. Рассмотрите и назовите все его части.

 Прочитайте рифмовку, выполняя действия по её содержанию.

На слово « закрываются » застегните « молнии » пришитые к дверям автобуса.

Расстегните « молнии » на слова: « Он на остановке стоит».

Прочитайте рифмовку:

Автобус отправляется

-Двери закрываются.

На остановке он стоит,

Входите все –

Проход открыт.

Если у вас есть желание, а у ребёнка - потребность, сшейте другие виды транспорта - легковой автомобиль, грузовую машину. Мы надеемся, что ваши фантазия и желание научить ребёнка всё делать самому, безграничны.

«Бабочки»

Цель:

  • совершенствовать умение застёгивать различные виды застёжек: «молния», пуговицы, липучка; подбирать по цвету насекомое к пуговице.

Словарь: понимать, знать, называть насекомых, обозначать их существительными « бабочка», «стрекоза», «гусеница».

Оснащение: коврик с пришитыми к нему пуговицами основных цветов, липучкой, половинкой разъёмной «молнии»; бабочки, сделанные из ткани основных цветов, с прорезанными в них петлями; стрекоза с пришитой второй частью «молнии»; гусеница с пришитой к ней второй частью липучки.

Ход игры: рассмотрите с ребёнком насекомых. Назовите их.

Прочитайте рифмовку:

На полянке

В жаркий день

Ползали букашки,

На солнышке лежали,

В шезлонге загорали!

Расскажите ребёнку небольшую историю: «насекомые ползали по полянке, загорали на солнышке, но вдруг начался дождь. Все быстро улетели, уползли, убежали с полянки, спрятались кто куда. Но вот дождь закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно позвало насекомых снова на полянку, но они забыли к ней дорогу».

Предложите «насекомым» помочь вернутся на «полянку» и найти на ней своё место.

Формирование умения застегивать липучки на ботинках

«Пристегни лисе хвостик»

Цель: 

  • совершенствование умения застегивать липучку;
  • закреплять знание частей тела лисы;
  • продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).

Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки.

Ход игры: прочтите рифмовку:

Лисонька-плутовка

Зайку догоняла!

Зайку догоняла -

Хвостик потеряла!

Хвост пушистый , рыжий,

Посмотри, какой!

А лисичка плачет:

Ой, ой, ой!

Как же без хвоста я

Прибегу домой!

Предложите ребенку рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать и показать чего же у лисы не хватает?

Предложите помочь горю лисы - вернуть ее замечательный пушистый, рыжий хвост.

Попросите ребенка прикрепить хвост при помощи застежки-липучки.

«Ежик с фруктами»

Цель: 

  • закреплять умение застегивать застежки липучки, прикреплять фрукты на спину ежику;
  • ориентироваться в пространстве - сверху;
  • закреплять название фруктов; сочувствовать и помогать нуждающимся в помощи.

Оснащение: вырезанный из плотной ткани еж с пришитыми на спине липучками (две сверху, одна внизу); игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной ткани соответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинками липучки.

Ход игры: рифмовка:

Быстро, быстро

Ой, ой!

Колючий еж спешил домой.

Топал он, пыхтел, бежал,

Фрукты где-то потерял.

На пеньке наш еж сидит,

Призадумался, грустит:

Что я деткам принесу?

Потерял я все в лесу!

Предложите помочь ежику и дать ему фрукты для его малышей.

Ребенок должен назвать каждый фрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять. Не забывайте хвалить ребенка и восхищаться его добротой!

Формирование умения застегивать пуговицы

«Сушим белье»

Цель:

  • брать предмет «пинцентным захватыванием»;
  • продолжает развивать силу пальцев;
  • открывать прищепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке».

Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу».

Оснащение: три верёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельё, носовые платки.

Расположение предметов: прикрепите три верёвки на разной высоте ( в три уровня для детей разного роста). верёвка должна находится на уровне глаз ребёнка. Прищепки висят на подставке.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребёнка выполнять действия в соответствии с текстом.

Мамочку я обожаю

И всегда ей помогаю.

Вот бельё я постираю,

А потом прополощу.

На верёвочку повешу

И прищепкой прикреплю!

Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верёвку. Покажите ребёнку, как нужно держать прищепку:

  • возьмите прищепку большим и указательным пальцами;
  • сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»;
  • поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте её на него;
  • разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта».

«Разложи пуговицы»

Цель: 

  • продолжает совершенствовать соотносящие движения;
  • умение брать предметы « пинцетным захватыванием » (двумя пальцами - большим и указательным);
  • различать и обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица).

Словарь: понимать и употреблять уменьшительно - ласкательные формы существительных «пуговица - пуговка »; глаголы настоящего и прошедшего времени « взял », « опустил », « упала ».

Оснащение: четыре большие и четыре маленькие пуговки одного цвета; две воронки, сделанные из пластиковых бутылок для питьевой воды (пятилитровой и полулитровой).

Расположение предметов: поднос, справа пиала (или маленькая миска) с пуговицами ; слева две воронки.

Ход игры: поставьте поднос на стол и предложите ребёнку поиграть.

Сядьте справа от ребёнка и покажите ребёнку, как играть:

  • возьмите большую пуговицу,поднесите её к воронке с маленьким отверстием;
  • постарайтесь протолкнуть в маленькое отверстие большую пуговицу - пуговица не проходит;
  • поднесите большую пуговицу к воронке с большим отверстием вложите в него пуговицу - она провалится в воронку;
  • теперь возьмите маленькую пуговку и вложите в воронку с маленьким отверстием-  она провалится.

Предложите ребёнку продолжать игру и разложить оставшиеся пуговки в воронки. Когда все пуговицы будут разложены, обратите внимание ребёнка на то, что пиала пустая.

Поднимите воронки по очереди, сложите пуговицы обратно в пиалу. Обратите внимание ребёнка на то, что пиала стала полной.

Игру можно повторить по желанию ребёнка.

Усложнение: смените воронки (из пластика другого качества, цвета); смените пуговицы (другого цвета).

«С какого дерева упал листок?»

Цель: 

  • застёгивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету - жёлтые, красные.

Словарь: понимать, употреблять в активной речи существительные единственного и множественного числа: « лист - листья », « ветка - ветки »; глаголы настоящего и прошедшего времени: « висит », « упал ».

Оснащение: фланелеграф; два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующими цвету листочка, висящего на нём (на первом дереве жёлтый лист, на втором - красный лист ); красные и жёлтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащие в корзинке.

Ход игры: прочитайте рифмовку:

Дует, дует ветер,

Дует - задувает.

С дерева листочки

Весело бросает.

Скажите, что дереву скучно стоять с одним листочком. Предложите ребёнку стать волшебником и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с жёлтыми листочками жёлтые листочки, а дереву с красными - красные листочки).

Когда работа будет завершена, полюбуйтесь красотой осеннего парка. Поблагодарите малыша за радость, полученную вами от рассматривания деревьев с разноцветными осенними листочками.

Игру можно проводить несколько раз, добавляя другие деревья или кусты в вашем парке (на фланелеграфе).

Формирование умения завязывать первый узел

« Завяжи шнурки на ботинках »

Цель: 

  • учить детей завязывать первый узел.

Оснащение: кукла в ботинках с развязанными шнурками.

Ход игры: покажите ребёнку куклу. Прочтите рифмовку:

Как у куклы - крошки

На ногах сапожки,

В сапожках шнурочки.

Кто завяжет дочке

Эти вот шнурочки?

Может, мама?

Нет, нет, я!

Это ж доченька моя!

Ах, шнурочки! Ох, шнурочки!

Завязать бы узелочки!

Предложите ребёнку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспомните вместе с ребёнком, как нужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжите начатую ребёнком работу и завяжите бантики на шнурках.

Когда шнурки будут завязаны, возьмите куклу с собой на прогулку. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Подчеркните значимость выполненного ребёнком действия (если бы он не завязал шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.) Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок легко сможет завязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви; без помощи взрослого.

« Завяжем кукле бант »

Цель: 

  • закрепит умение завязывать узел, сопереживать другим людям, радоваться вместе с ними.

Словарь: понимать и употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные, обозначающие цвет банта.

Оснащение: кукла с длинными волосами, шкатулка с набором лент основных цветов ( красный, синий, жёлтый ).

Ход игры: попросите ребёнка принести куклу - дочку. Обратите внимание ребёнка на причёску куклы.

Прочтите рифмовку:

Мама дочку одевала,

Мама песню напевала:

Вот завяжем бантик

И пойдём гулять.

Будет этот бантик

Как звезда сиять.

Все увидят бантик,

Скажут: « вот дела!

Где же бант красивый

Девочка взяла? »

Попросите ребёнка помочь вам завязать кукле бант. Предложите ему открыть шкатулку и выбрать понравившийся бант. Спросите ребёнка: « какого цвета ленту ты выбрал? »

Ребёнок должен самостоятельно завязывать узел на ленте. Заплетите кукле косичку, а ребёнок завяжет узел на ленте. Вы продолжите работу и завяжете бант.

Не забывайте хвалить ребёнка и восхищаться результатом совместной работы.

Игру можно проводить несколько раз, меняя банты на другие (по качеству, ширине, фактуре).

  1. Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.

•        «Катя в новом платье»

Цель: знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье, колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.

•        «Коля в гостях у детей»

Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

•        «Во что одета кукла Аня»

Цель: учить называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.

•        «Теплая шапочка куклы Кати»

Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая).

•        «Чья одежда?»

Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.

•        «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

•        «Уложим куклу спать»

Цель: активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое.

•        «Катя просыпается»

Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.

•        «Научим Катю одеваться»

Цель: учить последовательному одеванию куклы, используя схему - алгоритм последовательности одевания.

•        «Оденем куклу на прогулку»

Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.

•        «Подбери правильно»

Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.

  • «Кукла Катя не боится мороза»

Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.

  • «Катя и Маша идут на праздник» 

Цель: учить детей сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.)

  • «Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - вышитые инициалы; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию

  • «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь, поблагодарить.

  • «Угадай, как кого зовут» (по описанию одежды)
  • «Магазин одежды»
  • «Куклы собираются в отпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут)
  1. Художественные произведения, используемые для формирования у детей культурно-гигиенических навыков и воспитания самостоятельности в самообслуживании

Формирование навыка одевания и раздевания

Народные песенки, потешки

  • «Потягунушки»;
  • «Наша Маша маленька...»;
  • «Валенки, валенки, невелички, маленьки...»;

Писатели - детям

  • «Обновки»
  • «Башмаки» А. Барто;
  • «Наступили холода» А. Барто;
  • «Научу обуваться я братца» Е. Благинина;
  • «В рукавичках маленьких...» 3. Александрова;
  • «Где мой пальчик» Н. Саконская
  • «Катя в яслях» 3. Александрова

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Все знают, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань, отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.

Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.

Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один - два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.

После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.

Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста — обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Перед сном необходимо мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать, потому что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки; гладит животных (кошек, собак); берется за дверные ручки; притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека к здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

Необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

Памятка для родителей

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности у ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.:  Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
  3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
  6. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с домашним животным-кошка.

Проект содержит: дидактический игры, мнемотаблицы, работы детей по аппликации и пластилинографии, модель ухода человека за кошкой, список художественной литературы, этапы проекта....

Проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста домашними животными "Наши младшие друзья"

Данный материал содержит подробный пла по ознакомление детей с домашним животным- кошкой...

Проект Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр в рамках семейного клуба" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дид...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «С мамой. с папой в детский сад!»

Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения....

Проект "Чистюли" для детей младшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ на тему: «Чистюли»Подготовила и провела: воспитатель: Акентьева Ю.С.Цель: Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Закрепить представления о ...

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет

Творческое название проекта: "Волшебная игра " Вид проекта: практико- творческий, групповой Цель: создание оптимальных условий для организации работы, направленной на пов...