Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика утомления глаз. Офтальмотренаж.
консультация (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

В консультации даны рекомендации для профилактики утомления глаз, даны упражнения в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности зрительного анализатора. Профилактика утомления глаз. Офтальмотренаж.

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения.

Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза.  

          Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.

С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и большая изменчивость всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.

У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 месяцам жизни.  Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

Слезная жидкость имеет важное защитное значение, так как увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 месяцам во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 недели она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 недели после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 минуты. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

Возрастные особенности цветовосприятия

Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 месяцев.   Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

Возрастные особенности оптической системы глаза

Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается.   В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 месяцам она увеличивается и составляет 0,1, в 12 месяцев – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0.  

Следует отметить, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

Гигиена зрения

Одной из причин, приводящих к ухудшению здоровья человека, в том числе его зрения, стал научно – технический прогресс. Книги, газеты и журналы, а теперь еще и компьютер, без которого жизнь уже и представить невозможно, стали причиной снижения двигательной активности и привели к чрезмерным нагрузкам на центральную нервную систему, а также на зрение. Изменились и среда обитания, и питание, причем и то, и другое не в лучшую сторону.  Неудивительно, что число людей, страдающих патологией зрения, неуклонно увеличивается, а многие офтальмологические заболевания значительно помолодели.

         Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детском саду, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. Ведь 90% всей информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

           Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.  Не секрет, что находясь дома, дети  много времени проводят перед телевизором или компьютером. И это при том,  что одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки.  При таких нагрузках формируется аномальный зрительно – двигательный стереотип, приводящий в будущем к близорукости.  

В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему – либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная, в гигиеническом отношении, организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Гимнастика полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушения зрения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования, я в работе с детьми  использую специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж,  т.е. специальную систему  зрительно – двигательных проекций.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, например: использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами (на листе ватмана изображаются   цветные фигуры (овал, спираль, восьмёрка), стрелочками показана траектория движения, по которой должен двигаться взгляд).

Этот плакат вешается в любом удобном месте. По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. Чтобы придать этому упражнению игровой характер можно на кончик указки прилепить бабочку и вместе с ней «отправится в путешествие». Кроме этого мы с детьми ежедневно выполняем комплекс гимнастики для глаз, снимающий напряжение и совершенствующий сложные движения глаз.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за  медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки насчет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-б. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнуться,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(посмотреть вверх, вниз, влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает напряжение)

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(посмотреть влево, вправо; голова остаётся неподвижной. Упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем,

Так игру мы продолжаем.

(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти, затем открыть глаза. Упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см.от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку и смотреть вдаль. Упражнение укрепляет мышцы глаз и совершенствует  их координацию)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и  вверх и в обратном порядке: влево, вниз, вправо, вниз. Упражнение совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в  нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол, и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Свежим воздухом дышать.

(закрыть глаза, массировать  веки круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот. Упражнение расслабляет мышцы, улучшает кровообращение)

                                          Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя.

          Этот комплекс очень нравится детям, так как проводится в стихотворной форме, кроме этого с его помощью мы закрепляем  последовательность дней недели.

           Помимо этого комплекса мы выполняем упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

 

Упражнения, укрепляющие мышцы глаз.

1.     Посмотреть на кончик носа, затем на какую – нибудь отдалённую точку.

(повторить 5 раз, затем закрыть глаза)

2.     Продолжительное время, смотреть на предмет, не мигая. Не смотреть на предмет в целом, рассматривать его детали.

3.     Зажмуриться и сильно сжать веки, после этого  сделать несколько быстрых мигательных движений.

(повторить 3 раза, затем закрыть глаза)

«Филин»   На счёт 1 – 4 закрыть глаза, на счёт 5 – 6 широко открыть глаза и посмотреть вдаль (4 – 5 раз).

 «Жмурки»   На доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счёт 1 – 4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4 – 5 раз)

 

Упражнение, расслабляющее мышцы глаз.

«Метёлки»   Дети часто моргают, не напрягая глаза, на счёт 1 – 5 (4 – 5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста:

Вы, метёлки, усталость сметите,

                                         Глазки нам хорошо освежите.

         Такие упражнения мы с детьми повторяем несколько раз в течение дня,  перед длительной работой и после неё. Времени затрачивается немного (от 3  до 5 минут), а польза таких упражнений огромная.

Цель моей работы – вооружить детей багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать в них культуру здоровья. 

                                                    Консультацию подготовила Боронина Н.Ю.

Сайт - Международный педагогический портал (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)

Сайт - https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/08/20/vozrastnye-osobennosti-zreniya-u-detey-gigiena-zreniya Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ    Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четы...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Презентация "Зрительный анализатор, приемы и профилактика нарушений зрения у детей".

Основное направление профилактики нарушений зрения у детей– это укрепление физического здоровья:●     соблюдение гигиены глаз (основная мера для профилактики конъюнктивитов и...