«Формирование основ безопасности жизнедеятель-ности старшего дошкольника».
рабочая программа

Шаулина Анжела Викторовна

Культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fobzh.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника».

Разработчик

Шаулина Анжела Викторовна, воспитатель.

Качественная характеристика детей

 Группы старшего дошкольного  возраста

(от 5 до 8 лет)        

Цель

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи

  •  Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Срок реализации программы

 2 года

Вид программы

Рабочая программа образования

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-8 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации игр, занятий и бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются: методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.

Формы практической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении  достаточно разнообразны и предусматривают коллективные, групповые, работу в парах, индивидуальные формы обучения.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города.

Предусмотрены программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия для реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по работе с педагогами,  с целью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, повышение уровня ответственности участников образовательного процесса за выполнением правил безопасности, а также снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций при организации специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей.

 Программные мероприятия по реализации программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями с целью усиления педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, в семье.

Ожидаемые результаты

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Пояснительная записка

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б.Мишин, А.Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н.А. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)

Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным  МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.

Дошкольный  возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует  та защитная психологическая реакция  на различные ситуации, которая свойственна взрослым.

Дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. В данной программе  отражены задачи охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки к здоровому образу жизни, однако в ней отсутствуют технологии  воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения.

Результаты анкетирования родителей воспитанников ДОУ показали, что

59% респондентов не уделяют должного внимания воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

В процессе мониторинга выявлено: что у 62% детей старшего дошкольного возраста наблюдался низкий уровень знаний о безопасном поведении в различных жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы, нацеленной  на  обучение воспитанников безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

                    Цели. Задачи. Концептуальные основы программы.

Целью по реализации программы является: формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Для достижения цели, были поставлены задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме комплексной безопасности дошкольников.
  • Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Установить критерии сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Обеспечить у воспитанников формирование устойчивых знаний, навыков безопасного поведения через создание условий в образовательном пространстве, и определение содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • Повысить уровень сформированности у воспитанников знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Повысить компетентность родительской общественности по вопросам безопасности детей.
  • Оценить результативность работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Теоретическая значимость и новизна программы заключается в разработке комплексной системы методов и средств  в области безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что работа по формированию у детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям развития ребёнка - дошкольника.

Концептуальные основы программы базируются на исследованиях отечественных педагогов.

Авдеева Н.Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. исходили из того, что при обучении дошкольников следует использовать наглядные методы и приёмы. Иванова А.Е. разрабатывая содержание обучающих игр, опиралась на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игру.

В программе проектируются основы культуры личной безопасности ребёнка-дошкольника.

Мы исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.

Содержание программы.

Содержание программы направленно на развитие познавательной активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у детей  в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний  основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в программу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развить и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.

Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются:

  • методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, стимулирующие познавательную активность дошкольников.
  • словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
  • наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т.д.).
  • практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы практической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны и  предусматривают следующие формы обучения:

  • Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
  • Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т.д.)
  • Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
  • Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

  • Дидактические игры.
  • Методические пособия.
  •  Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины,  иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по  разработанному тематическому  плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.)

Непосредственно-образовательная деятельность  - одна из форм прямой передачи знаний в определенной системе и последовательности, важное звено умственного воспитания в ДОУ. Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований тематического плана и программы по основам безопасности жизнедеятельности, с учетом уровня сформированности у учебно-познавательных умений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

НОД проводятся  один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в зависимости от возраста воспитанников. Программы рассчитана на 36 рабочих недель (с 1 сентября по 1 июня). В дни каникулярного времени проводятся развлечения, праздники, викторины, досуги по разделам программы.  

Реализация программы осуществляется по следующим этапам работы:

Первый этап – посвящен изучению и анализу методической литературы  по проблеме комплексной  безопасности дошкольников, разработка критериев сформированности у детей знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Второй этап – диагностика представлений детей о правилах безопасности.

Третий этап - определение направлений, разработка содержания работы по проблеме обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и повышения компетентности родительской общественности по вопросам безопасности детей.

Четвертый этап - формирование детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через разнообразные формы и методы работы с дошкольниками.

Пятый этап анализ и обобщение результатов работы по основам безопасности жизнедеятельности.

Данная программа, в силу ее особенного значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов: полноты реализации, системности, сезонности, учета социально-культурных условий, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье.

Работа в дошкольном образовательном  учреждении ведется по трем блокам:

  • Работа с педагогами по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников.
  • Профилактическая работа с детьми  по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
  • Разъяснительная работа с родителями по воспитанию безопасного поведения у детей в различных жизненных ситуациях чрезвычайных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 1 блока - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Программные мероприятия по реализации 2блока - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

1 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по  обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с детьми

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

2 блок

Программные мероприятия по реализации Программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников - работа с родителями.

Цель: Усиление педагогической пропаганды среди родителей по формированию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в жизни, семье.

Программа «Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника» определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, выработку навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, и освоение правил безопасного поведения.

 Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

2. Ребенок и другие люди

3. Ребенок и природа

4. Ребенок дома

5. Ребенок на улицах города

Календарно-тематический план

Старшая группа

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

« Вспомним лето»                                 (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие)

2

1

1

2

«Город, где мы живем».                       (Ребенок на улице города»)

2

1

1

3

«Что такое безопасность»

2

1

1

4

« Внешность человека может быть обманчива»                                         (Ребенок в общении с людьми).

2

1

1

5

« Что нам осень принесла?»            (Ребенок и природа; Здоровье)

2

1

1

6

«Мы знакомимся с улицей»                 (Ребенок на улицах города)

1

-

1

7

«Знакомство с профессией пожарный»

2

1

1

8

«В мире опасных предметов»  (Ребенок дома)

2

1

1

9

«Кошка и собака – наши соседи» (Ребенок и природа)

2

1

1

10

«Сохрани свое здоровье сам»

1

1

-

11

«Огонь – судья беспечности людей»  (Ребенок дома и на улице)

2

1

1

12

«Служба «02»

2

1

1

13

« Зима. Зимние развлечения» (Ребенок и природа, на улице, здоровье)

1

1

-

14

«Наши верные друзья».             (Ребенок на улице города)

2

1

1

15

«Если чужой приходит в дом» (Ребенок дома)

2

1

1

16

«Предметы, требующие осторожного обращения», «01».

2

1

1

17

«Где и как можно играть на улице».                                             (Ребенок на улице)

2

1

1

18

«Ребенок и его старшие приятели» (Ребенок в общении с людьми)

1

1

-

19

«Скорая помощь» служба «03»

2

1

1

20

«Зачем нужны дорожные знаки»

2

1

1

21

«С огнем не играют»                         (Ребенок дома)

2

1

1

22

«Мы -  пассажиры»                             (Ребенок на улицах города и  эмоциональное благополучие»)

1

1

-

23

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»      (Ребенок в общении с людьми)

1

1

-

24

«Здоровье и болезнь»                      (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

25

« Ранняя весна. Что она нам принесла?»                                        (Ребенок и природа, здоровье)

1

1

-

26

«Одежда и здоровье»                           (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

27

«Знай и выполняй правила уличного движения»                                         (Ребенок на улице)

2

1

1

28

«Электроприборы»                             (Ребенок дома)

1

1

-

29

«Виды транспорта »                   (Ребенок на улице города)

1

1

-

30

«Опасности в природе весной»    (Ребенок и природа)

2

1

1

31

«Незнакомые предметы»                  (Ребенок дома и на улице)

2

1

1

32

«Удивительный мир растений» (Ребенок и природа; Здоровье)

1

1

-

33

«Учимся играть и работать дружно»    (Ребенок и другие люди; эмоциональное благополучие)  

1

1

-

34

«Чистота – залог  здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

35

«Лес. Насекомые»                           (Ребенок и природа)

2

1

1

36

« Правила на всю жизнь»   (итоговое)

2

1

1

Итого

60

35

25

                                               

                                                 Подготовительная группа

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

«На воде на солнце»                         (Ребенок и природа)

2

1

1

2

«Нет ничего дороже жизни»   (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

3

«Наша улица»                                   (Ребенок на улице города)

2

1

1

4

«Дары осеннего леса»                            (Ребенок и природа, Здоровье)

1

1

-

5

«Осень. Природные явления»   (Ребенок и природа)

2

1

1

6

«Будь осторожен с огнем!»             (Ребенок дома)

2

1

1

7

«Могут ли овощи навредить нашему здоровью?»                                        (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

8

«Не всякий встречный – друг сердечный                                             (Ребенок и другие люди ).

2

1

1

9

«Царство животных»                              (Ребенок и природа. Эмоциональное  благополучие)

1

1

-

10

«Осторожно улица. дорога!»        (Ребенок на улице города)

2

1

1

11

«Опасные предметы дома»                (Ребенок  дома)

1

1

-

12

«Безопасность на льду»

1

1

-

13

Развлечение  «Вы мороза не боитесь?»                                               (Ребенок и природа. Здоровье)

1

1

-

14

«Дом, в котором ты живешь» (Ребенок дома)

2

1

1

15

«Какие опасности нас подстерегают в помещении»                                          (Ребенок дома)

1

1

-

16

Игра – практикум «Звонок в квартиру»                                         (Ребенок дома)

1

-

1

17

«В царстве Снежной Королевы»      (Ребенок и природа; здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

18

«Знакомство с основными частями тела»                                                  (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

1

-

19

«Тили – бом…»

1

-

1

20

«Школа светофоровых наук»   (Ребенок на улице города)

1

-

1

21

«Всякие истории» о вежливых дядях и тетях…»                                             (Ребенок и другие люди)

2

1

1

22

«Оказание первой помощ                    (Здоровье и эмоциональное благополучие)

2

1

1

23

«Опасно – безопасно»                         (Ребенок дома)

1

1

-

24

Спортивный праздник                      «Наши защитники»

1

-

1

25

«Весна. Вода вокруг нас»                   (Ребенок и природа)

1

1

-

26

«Если хочешь быть здоров!» (Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка)

1

1

-

27

Театрализованное представление «Чистота – залог здоровья» (Здоровье и эмоциональное благополучие)

1

-

1

28

«Пожароопасные предметы»   (Ребенок дома)

1

1

-

29

«Лекарственные растения - средства оздоровления»                                    (Ребенок и природа. Здоровье)

2

1

1

30

«Мы и взрослые»                                 (Ребенок  и другие люди. Эмоциональное благополучие ребенка)

2

1

1

31

«Скорая помощь»

2

1

1

32

«Безопасное поведение на улице и в транспорте»                                      (Ребенок на улице города)

2

1

1

33

Развлечение «Будем беречь, и охранять природу»                            (Ребенок и природа)

1

-

1

34

«Изучаем правила дорожного движения»                                        (Ребенок на улице города)

2

1

1

35

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»                                  (Ребенок дома)

1

1

-

36

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь»                                                (Ребенок дома)

1

1

-

Итого

52

30

22

Условия реализации программы

Особая направленность образовательной среды проявляется в создании условий.

Условие первое.

Образование должно быть отзывчивым к современным требованиям. Наступление школьной зрелости, позволяющей включать ребенка в систему обучения, происходит у каждого в свои – строго индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что необходимо и целесообразно развивать и какие при этом эффективные, но щадящие средства надо использовать.

Объективные достижения появляются в дошкольном детстве, если социальное, интеллектуальное и эмоциональное развитие строиться с учетом возрастных психологических особенностей и индивидуального темпа развития.

Условие второе. 

Обеспечить удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей в процессе воспитании культуры личной безопасности ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способны внести неоценимый вклад в обогащение познавательной сферы ребенка. Если деятельность педагогов и родителей согласованны и скоординированы, то это будет способствовать эффективности воспитания культуры личной безопасности детей.

Условие третье. 

Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком.

В практике воспитания учебно-познавательное общение строится как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка. Каждый из них может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушивать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.

Интерес друг к другу – вот основа познавательного общения взрослого и ребенка.

Условие четвертое.

Необходимо научить ребенка не бояться ошибок, проявлять упорство в преодолении трудностей. Отыскивать разнообразные пути решения познавательных задач, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Закономерность чередования успехов и неудач детей в педагогическом процессе способствует формированию их жизненной стойкости, воспитанию готовности к трудным и опасным ситуациям.

Условие пятое. 

При обучении дошкольников безопасному поведению необходимо использовать разные формы организации познавательной деятельности и различные методические приемы. При этом важна сама активность самого дошкольника - обследовательская, предметно – манипуляционная,  познавательная. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций или рассказом взрослого.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям роль единых требований и  убедить их в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребёнка чувство осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями должна проводиться как индивидуально, так и фронтально. Формы разнообразны и включают в себя проведение бесед и консультаций, посещение семьи на дому, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, а также оформление папок - передвижек.

Познакомить родителей с программой можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, предложив материал для занятий с ребенком дома.

Необходимо ориентировать родителей на то, чтобы они задумались над проблемой безопасности  и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. Доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убеждать в том, что многое можно предотвратить, если постоянно решать с ребенком проблемные ситуации на дороге, дома, в природе. Настойчиво и терпеливо разъяснять правила детям, и самим быть в этом примером. Неправильное поведение родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а так же созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Навыки безопасного поведения у детей могут осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.

Успешность решения этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни  и деятельности детей в период их пребывания в ДОУ.

Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану, через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т.д.).

Использование разнообразных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей детей способствует более прочному усвоению материала и позволяет воспитателю формировать у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить  тяжесть,  детских травм  и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого  ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Ожидаемые результаты программы.

В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
  • Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
  • Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
  • Повысится уровень ответственности сотрудников по созданию безопасных условий в чрезвычайных ситуациях.
  • Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.

Конечными результатами реализации Программы должны стать сохранение здоровья, укрепление  физического и психического состояния, обеспечение охраны и культуры личной безопасности дошкольника в окружающем мире. Высокие знания, твердая позиция и умелые действия, будут в огромной степени способствовать  успешному решению задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Делая первые шаги к  осознанному отношению к своему здоровью, продолжат это в школе, и во взрослой жизни. А это значит, что заложена основа безопасной личности, и наши дети смогут организовать свое будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие – здоровье на долгие, долгие годы.

Педагогический мониторинг уровней освоения знаний Программы

Оценка уровня знаний и навыков освоение воспитанниками Программы  отслеживается  педагогическим мониторингом.

Главная цель мониторинга – получить не только качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Профессиональные умения педагога должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.  (Приложение №3).     

Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

Материальное обеспечение включает в себя создание безопасных условий в группе, предметно-развивающую среду по воспитанию у детей навыков безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях: комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов для каждого направления программы.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.  «Учебно-методическое пособие

    по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

    возраста» // «Детство – пресс», 2004г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А.  «Как обеспечить

    безопасность  дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.

3. Володин В.А.  «Энциклопедия для детей»  // Личная безопасность  М.:

    Аванта +, 2001г.

4. Воронин Д.  «Опасные забавы»  М.:  Аванта +, 2002г.

5. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.  «Основы безопасности

    жизнедеятельности»  М. «Русское слово», 1995г.

6. Гаткин Е.Я. « Безопасность ребенка» М., Лит, 1997г.

7. Дубягин Ю.П.,  Богачева О.П.   «Школа выживания или 56 способов

   защитить ребенка» М.: Пихта; М.: Дубль В, 1997г.

8. Дзыбова М.М.  «Безопасность жизнедеятельности» М. Издательство

   «Дик», 1998г.

9. Каламкарян Р.А.  «Правовое обеспечение безопасности человека»  //  

    Государство и право, № 7 – 1999г.

10. Казаков В.  «Игры похожи на жизнь»  //  Основы Безопасности

     Жизнедеятельности № 6 – 2000г.

11. Картушина М.Ю.  «Быть здоровыми хотим» М.,2004г.

12. Леонтьева М.Р. « О преподавании основ безопасности

     жизнедеятельности» // Начальная школа, № 9 - 1999г.

13. Маханев М.Д.  «Воспитание здорового образа жизни» М.,1997г.

14. Орловский И.  «Как найти Антошку: Руководство к действиям в

      чрезвычайных  ситуациях» // Народное образование, № 3 - 2004г.

15. Очаров Е.А.  «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и

      оценка» Нижневартовск 1996г.

16. Пономарева О.   «Не доглядишь оком – заплатишь боком: использование

      фольклора в преподавании ОБЖ» //  Основы Безопасности

      Жизнедеятельности, № 4 – 2004г.

17. Сапронов В.  Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности

      Жизнедеятельности № 8 – 2002г.

18. Синьков  Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности

      № 11 – 2002г.

19. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,

       М.2007г.

20. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту»,М 2005г.

21. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  «Здоровьесберегающие

     технологии в образовательно-воспитательном процессе» М., 2003г.

22. Фридман Л.М.  Психология воспитания. М.,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности

У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» реализовывался в МБДОУ №90 «Незабудка» с 2015 года.  Данный проект долгосрочный,...

Программа "Формирование основ безопасного образа жизни старших дошкольников"

Программа описывает курс подготовки детей 6-7 лет к формированию безопасного образа жизни...

Использование игровых технологий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение худ литературы, экскурсии и т.д....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Проект  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников» долгосрочный,  практико – ориентированный. Рассчитан на работу с детьми старшего до...

Из опыта работы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в ДОУ"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности. данный материал освещает систему работы в данном направлени...