Педагогический проект «Дорога к здоровью» Здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ и родителями
проект

Молодцова Ирина Николаевна

     Коррекционно-развивающий ,долгосрочный проект для детей с ОВЗ (от 5 до 8 лет), родителей  (законных представителей),воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_.docx555.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Ромашка»


Педагогический проект

«Дорога к здоровью»

Здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ и родителями

C:\Users\Andrey\Downloads\

Подготовила:

воспитатель

Молодцова И.Н.

Проект: «Дорога к здоровью».

Вид проекта: коррекционно-развивающий, долгосрочный (в течение одного 2022-23 учебного года).

Участники проекта: дети с ОВЗ (от 5 до 8-ми лет), родители (законные представители), воспитатель.

Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

1 этап - Целеполагание

Актуальность проекта

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось здоровье.

Простые люди и великие учёные задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье?». Актуален этот вопрос и по сей день. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребёнка.

Для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него условий для здорового образа жизни.

Вокруг детей с раннего возраста необходимо создать такую развивающую и воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического и здоровьесберегающего характера.

Таким образом, формирование привычек в детстве к здоровому образу жизни, становятся неотъемлемой частью жизни детей.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорнодвигательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

«Не навреди!»;

принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

принцип индивидуальности соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Актуальность данной темы заключается в том, что использование в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих технологий позволяет предотвращать формирование переутомления, снимать стрессы, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие детей, а также создавать условия для эффективного решения проблем в развитии и воспитании, поведении и социальной адаптации детей.

Вся работа осуществляется комплексно в течение всего времени пребывания детей в детском саду с участием педагогов ДОУ, родителей.

Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи:

для детей:

- формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья;

- воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурногигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;

-развитие двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации, внимания и речи;

- повышать интерес к здоровому образу жизни через различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

для родителей:

- дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности;

- повышать компетентность родителей о здоровом образе жизни, о здоровом климате в семье через информационные памятки.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей:

- дети приобретают простейшие навыки самообслуживания;

-знания о значимости полезной пищи для здоровья;

-созданы условия для развития двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации, внимания и речи;

-сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурнооздоровительной работы.

-для родителей:

Использование, полученной информации во время проведения проекта, в домашних условиях для сохранения здоровья детей.

2 этап - Разработка проекта:

В настоящее время в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

1.Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры, пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, ортопедическая гимнастика,релаксация).

2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, массаж и самомассаж).

3.Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, сказкотерапия, логоритмика, изотерапия, игры с песком.)

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики.

Физкультминутки проводятся во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (2-3 упражнения) с выходом из-за столов.

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Релаксация. Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья, часто могут испытывать чувство дискомфорта, связанного с продолжительностью занятия, что приводит к быстрой утомляемости и потери интереса к деятельности. Поэтому, для того, чтобы избежать этих негативных последствий, я всегда включаю метод релаксации, направленный на предупреждение переутомления, усталости и на снятия напряжения во время занятия.

В этом мне помогает специальное оборудование, такие как аква лампа-(детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной). Такая колонна эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы.

Фиброоптическая занавесь предназначена для релаксации, снятия стресса и расслабления. Свет, который можно держать, трогать, обнимать и чувствовать! Придает визуальную, тактильную стимуляцию. Развивает чувство спокойствия и благополучия.

Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками.

Упражнения и занятия с фиброоптических нитей:

- способствуют эмоциональному расслаблению;

- психологическому комфорту и мотивирую на дальнейшую работу;

- способствуют активизации кинестетических ощущений;

- развивают воображение, познавательные процессы;

- формирую представление о цвете.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Особенно рекомендуются детям с речевыми проблемами.

Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики:

1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).

3)Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

Игры на развитие мелкой моторики проводятся ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры). Проводятся в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, на физкультурных минутках в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности).

Упражнения для глаз проводятся с целью:

- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятия напряжения;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2 — 4 мин.

Детям с нарушением зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Используется в любое свободное время, во время занятий для снятия зрительной нагрузки.

2. Обучения здоровому образу жизни:

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, самостоятельная физкультурная деятельность.

Утренняя гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе детей и родителей. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утреннюю гимнастику проводят перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Игровой массаж, самомассаж. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Проводятся в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях.

Для массажа и самомассажа используются колючие мячики «Ежики» и массажные шарики и колечки Су-джок.

3. Коррекционные технологии:

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть НОД.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Воспитатель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Изо-терапия. Это современная здоровьесберегающая технология с использованием методов, обеспечивающих индивидуальный подход к ребёнку для достижения положительных изменений в его социальном, эмоциональном и личностном развитии. Воздействия на развитие ребенка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасным способом разрядки напряжения. Конечно же наши ребятки не готовы к самостоятельной деятельности, поэтому на занятиях применяется метод «рука в руке», ребёнок касается предмета, а руки мамы направляют его действия

Игры с песком. Игры с песком позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются средством для развития самореализации ребенка. Использование песка в работе с детьми с ОВЗ является незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Игровые упражнения с песком способствуют улучшению мелкой моторики кистей, а также повышению тактильной чувствительности, таким образом, содействуя более активному развитию речи ребенка.

Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей;
  • развитию психических процессов;
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков;
  • развитию общей и мелкой моторики;
  • способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

C:\Users\Andrey\Downloads\

3 этап - Выполнение проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Сбор информации. Постановка цели проекта, определение задач проекта, анализ ресурсов.

сентябрь

2.

Изучение и анализ опыта работы воспитателей по здоровьесберегающим технологиям. Пошаговое планирование этапов реализации проекта.

октябрь

3.

Выполнение плана работы.

октябрь-апрель

4.

Разработка картотеки здоровьесберегающих технологий

ноябрь

5.

Организация здоровьесберегающего пространства в группе сенсорной комнате с учетом индивидуальных и возрастных особенностей .

декабрь

6.

Разработка и создание авторских пособий для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия.

январь

7.

Предварительная оценка проекта, подготовка презентационных материалов.

февраль

8.

Оформление папок-передвижек, письменных консультаций, памяток и буклетов по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

март

9.

Составление сценария и проведение итогового мероприятия «Путешествие в страну Здоровья».

апрель

10.

Обобщение результатов, анализ и уточнение, вывод по реализации проекта. Презентация проекта.

май

№ п/п

Мероприятия с детьми и родителями

Сроки

1.

Подвижные и спортивные игры: ««Поймай мяч»», «Дорожка здоровья», «Догони мяч», «Надувайся пузырь», «Эстафета с обручем», «Метание мячей »»Сбей кеглю»и др.

вторник,

пятница

2.

Дыхательная гимнастика: упражнения «Мельница», «Футбол», «Ветерок», «Часики»и др.

ежедневно

3.

Динамические паузы и физкультминутки: «Самолёт», «Ласточка», «Ветер», «Дождик», «Мы растём», «Зайчики», «Головою покиваем», «Хомка», «Карусели» и др.

ежедневно, во время ООД

4.

Сеансы релаксации: упражнения «Дождик», «Рыбки», «Волшебный сон», «Спящий воробушек», «Шарик» и др.

среда, четверг

5.

Пальчиковая гимнастика: упражнения: «Рыбки», «Лучинки», «Ежата», «Маленькая мышка», «Жираф», «Капуста», «Часы Бом», «Едем на лошадке», «Ёжик», «5 этажей», «Море», «Рисование», «Паучок» и др.

каждый вторник

6.

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Блинчики», «Улыбка», «Грибок», «Лошадка», «Бублик», «Барабан», «Качели» и др.

понедельник, среда

7.

Утренняя гимнастика: комплексы ОРУ «Утром солнышко проснулось», «Бегите к маме», «Весёлые погремушки», «Разноцветные мячи», «Платочки», «Весёлая физкультура» и др.

ежедневно

8.

Гимнастика для глаз: упражнения «Радуга», «Ветер», «Волшебный сон», «Дождик», «Ёжик», «Глазки», «Чудеса», «Снежинки» и др.

понедельник среда

9.

Массаж, самомассаж: упражнения «Ежики», «Мостик», «Бабочки», «Стенка-стенка», «Ладошка»! и др.

вторник

четверг

10.

Логоритмика: упражнения «Деревцо», «На крыше»», «Бабочка», «Кулачок», «Зайчики» и др.

понедельник

пятница

11.

Музыкотерапия и звукотерапия: упражнения «В лесу», «Облачко», «Пчёлка», «Пение птиц», «Водичка», «Ручеёк» и др.

среда

пятница/ежедневно

12.

Сказкотерапия: сказки «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка» и др.

вторник

13.

Игры с песком : «Поиграй с собачкой», «Замесим тесто», «Слепим пирожок», «Найди бусинки в песке», «Собери бусы», «Сделаем бусы из песка» и тд.

Понедельник,четверг

  1. этап – Подведение итогов проекта:

Итог проекта – проведение мероприятия «Путешествие в страну Здоровья» для детей и родителей.

Таким образом, каждая из рассмотренных и применяемых технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка и его родителя привычку к здоровому образу жизни. Все вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий с детьми с ОВЗ повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Используемая литература:

1)Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007

2)Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003год.

3)С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном – Пресс, Новая школа 1998 года

4)Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / / Дошкольное воспитание. 1997-1999.

5)Каралашвили Е.А., Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

6) Набойкина Е.Н. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год

7)Узорова О.В., Нефедова Е.А., Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

8)Федорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий для детей трех четырех лет» - Москва: Мозаика-Синтез, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – коммуникативное развитие. Совместная деятельность воспитателя с детьми « Дорога добра» в подготовительной к школе группе .

Совместная деятельность воспитателя с детьми  в подготовительной к школе группе на основе сказок ,с использованием современных образовательных технологий....

Сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по правилам безопасного поведения на дороге «Праздник умелого пешехода»

Сценарий игры-занятия по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста на игровой площадке детского сада....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы с использованием педагогических технологий

Конспект по математике в старшей группе «путешествие в математическое королевство»...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы на тему «Безопасная дорога» в форме игры «Что? Где? Когда?»

Данный материал поможет провести итоговое мерориятие по теме "Безопасная дорога" в  интересной для детей и родителей форе....