Моя безопасность
рабочая программа

Елена Вячеславовна Гращенкова

программа проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №84 «Алёнка»

Проект

по организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников

«Моя безопасность»

Автор проекта: Гращенкова Е.В.

г. Смоленск

Обоснование внедрения проекта

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека.Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

       Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДО, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

     Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработан проект « Моя безопасность», направленный на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения.

Направленность проекта

Проект «Моя безопасность» разработан  для обучения основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Проект подразумевает тесное переплетение практики и теории, подтверждение теоретических знаний практическими заданиями, упражнениями. Он предполагает работу с детьми, педагогами, родителями.

Актуальность

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

      Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Цель: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также воспитание ответственности за свои поступки.

Задачи:

-сформировать основные правила личной безопасности дошкольников;

-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;

-развивать познавательные, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;

-развивать социальный и эмоциональный интеллект, чувство взаимопомощи в экстремальной ситуации у дошкольников;

-учить детей  оказывать помощь себе и пострадавшим;

-воспитывать личностные  навыки безопасного поведения в социуме и в быту

-модернизировать предметно-пространственную среду на основе внедрения в образовательный процесс инновационных технологий;

-создать и внедрить в практику систему теоретических и практических занятий, учебно-методический комплекс материалов для детей, родителей и педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности;

-повысить вовлеченность родителей в деятельность ДО;

-повысить информационную культуру родителей по вопросам общественной и личной безопасности;

Концепция проекта

Данный проект нацелен на опережающее развитие на постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей.

В данном пректе социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире: правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе.

Данный проект носит открытый характер, что дает возможность включению в него достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач.

 В процессе реализации проекта предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.

Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.

Группа:подготовительная

Срок реализации программы: один год

Формы работы с детьми:

групповая, подгрупповая, индивидуальная

Для решения вопросов по реализации проекта создаются условия:

-воспитатель осуществляет образовательный процесс, формируют знания:осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащение представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- элементарные правила безопасного обращения с предметами дома и на улице.
- знакомство с ситуациями, угрожающих здоровью

Основное содержание работы с детьми  строится по нескольким направлениям:

1. Ребенок на улице

2. Ребенок дома

3. Ребенок на природе

Родители принимают участие в совместной деятельности ДО и семьи в организации развлечений по безопасности, проведение гостиных и т.д.;

Методы реализации проекта.

Практические:

-Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе.

-Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.

-Создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности.

-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.

-индивидуальная работа.

-дидактические игры и игровые упражнения.

-совместная деятельность педагога с детьми.

-самостоятельная деятельность детей.

-просмотр видеоматериалов.

-развлечения.

-игры с использованием интерактивной доски.

Словесные:

-Беседы.

- Чтение художественной литературы.

-Заучивание стихотворений.

-Консультации.

-Наблюдения.

-сюжетно-ролевые игры

-Подвижные игры.

Наглядные:

-Организация выставок, конкурсов.

-Сбор фотоматериалов.

-Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов.

-Театрализованная деятельность.

-Личный пример взрослых.

Этапы реализации проекта

1.Вводный этап. Подготовительный

  • Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий.
  •  Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности.
  • Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки
  • .Анализ исходного состояния предметно-развивающей среды в группе.

2.Основной этап. Практический.

Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание условий и оформление необходимого материала:

  • Уголок правил дорожного движения( игры по ПДД, подбор художественной литературы, набор знаков дорожного движения, альбом «Виды транспорта» и др.)
  • Правила поведения при пожаре ( выставка рисунков , поделок, создание книги детских рисунков «Опасные вещи» и др.)
  • Правила поведения в природе ( фотоальбом «Сбережем природу вместе», экологические цепочки и др.)

Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников.

  • Родительские встречи
  • Анкетирование
  • Консультации для родителей
  • Совместное мероприятие « Безопасность наших детей»

   

Взаимодействие с педагогами по обогащению опыта работы по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников.

  • Консультации для педагогов (опыт работы)
  • Разработка методической картотеки материалов по данной проблеме.

3.Заключительный этап. Аналитический

Мониторинг детей.

 Спец. опрос родителей. 

Выводы и предложения

Условия реализации программы

Реализация проекта «Моя безопасность» предусматривает проведение серии интегрированных занятий. Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д.

Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки.

В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии:личностно ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.

Средства реализации программы

Занятия программы «Азбука безопасности» проводятся 1 раз в неделю по перспективно-тематическому плану

(как вариативная часть) согласно расписания занятий группы.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Разделы программы: «Ребенок на улице», «Ребенок дома», «Ребенок на природе», интегрированы в различные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Предметно- развивающая среда.

Организация развивающей среды, способствующей конструированию вариантов личной и общественной безопасности

Работа с родителями.

Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог и включает разные формы работы.

мониторинг

Усвоение программных задач по основам безопасности жизнедеятельности

Содержание проекта

Первый блок  – работа с детьми, включающая формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов:

1. Ребенок на улице.

2. Ребенок дома.

3. Ребенок на природе.

Второй блок  – повышение образовательного уровня педагогов в вопросах безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Третий блок  – просвещение родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Четвертый блок - Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию безопасности жизнедеятельности дошкольников.

 Работа с детьми

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей от 5 до 7 лет состоит из следующих разделов:

Ребенок на улице:

  • Учить детей различать знаки дорожной грамоты: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
  • Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, двор, перекрёсток. Познакомить детей с понятиями «островок безопасности», «надземный» или «подземный» пешеходный переход.
  • Закрепить правила безопасного поведения на дороге осенью, зимой, весной; правила езды на велосипеде и правила поведения в транспорте.
  • Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.
  • Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности,
  • воспитывать грамотного пешехода.

Ребенок дома:

  • Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, уметь пользоваться телефоном.
  • Продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на улице, в транспорте, возможных контактах с незнакомыми людьми, с тем как правильно вести себя в таких ситуациях.

Ребенок на природе:

  • Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
  • Формировать понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов.
  • Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана), грозы и гололеда.
  • Закрепить знания об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
  • Познакомить с правилами безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.
  • Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми грибами и растениями; учить узнавать их

Работа с педагогическим коллективом дошкольной организации

Цель: повышение образовательного уровня педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Основными направлениями работы являются:

-знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области основ безопасности жизнедеятельности.

-создание информационной базы по педагогическим, психологическим составляющим по формированию безопасности жизнедеятельности.

-внедрение современных методов мониторинга по основам безопасности дошкольников.

-пропаганда основ безопасности жизнедеятельности (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).

-оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми.

Формы работы с педагогами:

- беседы;

- семинары – практикумы;

- компьютерные презентации;

- анкетирование;

- предоставление методических рекомендаций в виде памяток.

Оценка эффективности реализации проекта

 На уровне субъектов образовательного процесса:

- Высокий уровень положительной динамики физического развития с учетом индивидуальных возможностей каждого из них;

- Высокий уровень реализации двигательных функций с учетом индивидуальных особенностей;

- Достаточный уровень знаний о безопасности жизнедеятельности и резервных возможностях своего организма;

- Высокий уровень потенциальных возможностей успешной адаптации в школе.

 На уровне ДО:

- Модернизация предметно-развивающей среды группы;

- Разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс на основе материалов нового поколения;

- Создана и внедрена эффективная система работы с родителями.

 

Ожидаемый результат внедрения проекта

1.Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих.

2.Успешное освоение образовательной программы ДО, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности, готовность выпускников ДО к обучению в школе.

3.Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности.

4.Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно-образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям.

5. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.

6.Повышение социального статуса ДО в вопросах обеспечения защищенности воспитанников от чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций.

7.Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

8.Внедрение в практику: системы теоретических, практических занятий; учебно-методических материалов для детей, педагогов, родителей

Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе

раздел

«Ребёнок дома»

Тема«Безопасность»

Цель: Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Тема: «Спички детям –не игрушка»

Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём

Тема: «История создания пожарной службы».

Цель: сформировать представления об истории возникновения пожарной службы; воспитывать интерес и уважение к профессии пожарного;

упражнять в составлении сюжетных рассказов по серии картинок; развивать связную речь;

побуждать делать выводы и умозаключения на основе имеющихся фактов;

формировать основы безопасного поведения в быту.

Тема: Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар»

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны; развивать у детей имеющие знания я о причинах возникновения пожара; упражнять детей в умении вызвать пожарную охрану; воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии

Тема: «В мире опасных вещей»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных

несчастных случаев в быту.

Тема: «Электроприборы».

Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

Тема: Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Цель: учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые голоса

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели: закрепить ранее полученные знания о труде врача, знакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия; поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки - мамы, аптекари; мальчики- водители, таксисты)

Тема: Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Цель: помочь детям понять причины и внешние проявления изменения настроения.

Тема: Беседа «Самый большой друг»

Цель: развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный и т.д.), а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность.

Тема: «Научим куклу  правильно вести себя за столом»

Цель: продолжать формировать навыки правильного поведения в детском саду(во время приема пищи, в помещении, в группе, во время передвижения по детскому саду, во время игр); закреплять правила и учить применять их в практике. Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, умение сопоставлять и сопереживать чувствам других. Воспитывать любовь к детскому саду, отзывчивость, доброжелательность, умение делиться игрушками, безопасное поведение за столом.

Тема: «Один дома»

Цель: Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья, дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими

предметами. Воспитывать аккуратность при работе

с опасными предметами. Закрепить правила противопожарной безопасности. Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Тема: «Мой дом - я в нем живу»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей жилища. Расширять знания детей о своей «малой родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Тема: Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.

Тема: «О здоровой пище»

Цели: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека; развивать мышление, воображение и мимические движения; воспитывать культуру питания.

Тема: «Витаминная семья»

Цели: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.

2 раздел

«Ребёнок и улица»

Тема: «Мы знакомимся с улицей».

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

Тема: «Посвящение в пешеходы».

Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения; формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице.

Тема: «Шофер и пешеход. Правила уличного движения».

Цель: закрепить представления детей о транспорте, о правилах поведения на улице.

Тема: «Светофор»

Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы со светофором и без.

Тема: «На перекрестке».

Цель: Познакомить с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги.

Расширить знания об улице.

Воспитывать навыки осознанного поведения на улице.

Активизация словаря: регулируемый перекресток, пешеходный переход, сигналы светофора, дорожный знак.

Тема: «Специальный транспорт».

Цель:Познакомить детей с видами специализированных машин (пожарная машина, скорая помощь, полиция). Формировать у детей представление о том, что спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Закрепить знания детей о видах транспорта (грузовой и пассажирский), его назначении. Воспитывать желание соблюдать ПДД.

Тема: «Правила поведения в транспорте».

Цель: закрепить и уточнить правила поведения в транспорте, воспитывать уважение к старшим.

Тема: «Знакомство с автобусной остановкой».

Цель: Познакомить детей со знаком «Место остановки автобуса», закрепить знания детей об остановке и правилах поведения на остановке. Воспитывать чувство самосохранения и безопасности.

Тема: «Поможем девочке найти бабушку» (игра-инсценировка)

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

3 раздел

«Ребёнок на природе»

Тема«Безопастность на природе».

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе: когда заблудился, во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при  встрече  с разными насекомыми.

Тема: Беседа на прогулке «Бережное отношение к природе»

Цель: Обогащать представления детей о ближайшем окружении; уточнять  представления  об осени; вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления   природы; закладывать основы бережного отношения к окружающей  действительности

Тема: «Кто живет рядом с нами?»

Цель: Формировать у детей представление о домашних животных и их детенышах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Побуждать детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей по голосам

Тема: «Собака и кошка-наши соседи» (1 часть)

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с собакой.

Тема: «Кошка и собака – наши соседи. Кошка» (часть2)

Цель: учить детей тому, что необходимо помнить при общении с кошками.

Тема: «Насекомые».

Цель: формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними

Тема: «Лесные опасности! Ядовитые грибы и ягоды»

Цель: учить быть осторожными с неизвестными объектами, продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и месте их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе.

Тема: «Царица-водица»

Цель: Расширить знания детей о воде, её свойствах, роль в жизни человека;
Активизировать словарь детей, учить делать выводы и умозаключения;
Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Тема: «Поведение на воде».

Цель: Формирование у детей предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека ситуациям в природе (наводнение).

Тема: «Наша безопасность во время гололеда, метели».

Цель: Сформировать навыки правильных действий во время гололеда, метели.

Тема: «ИтоговоеНеобыкновенное путешествие к самому себе»

Цель: Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей. Развивать разговорную речь, использовать прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями: орган слуха, орган зрения; осязания, расширя кругозор. Обобщать имеющие знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём эксперементирования, формировать умение объяснять полученные данные. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (из дерева – деревяный, из стекла – стеклянный и тд). Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать. Воспитывать интерес к себе и окружающим, бережное и уважительное отношение к окружающим людям. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

Критерии оценивания результатов внедрения проекта.

Методика проведения

-знает предметы, с которыми категорически запрещается играть.

-знает предметы, с которыми нужно правильно обращаться.

-знает предметы, которые хранятся в недоступных для детей местах.

-знает источники опасности в быту.

-знает телефоны экстренных служб.

-знает правила поведения при пожаре.

Дидактические игры: «Опасно – безопасно», «Как избежать неприятностей»

Блиц-опрос:

-как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами дома?

-а ты соблюдаешь эти правила?

-можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

-что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

-где «живет» электрический ток и когда он может быть опасен?

--что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

-если я наберу по телефону номер (101, 102, 103), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

-если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.

Знает о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

Знает, что существуют ядовитые грибы и ягоды и умеет отличать их от съедобных.

Знает что можно, и что нельзя делать при контактах с животными.

Знает правила безопасного поведения на дороге.

Знает правила поведения на воде.

Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото»,

«Опасно – безопасно», «Дорожные знаки»,

«Как избежать неприятностей», плакаты «Твоя безопасность»

-если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести?

-а если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут твои действия?

-как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

-как ты думаешь, улица – это удобное место для игр? Объясни почему?

-представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?

-а знакомы ли тебе правила грибников и ягодников?

-научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

-представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

Знает правила безопасного поведения в группе и на участке детского сада.

Знает правила поведения за столом.

Умеет пользоваться столовыми приборами.

Знает как правильно общаться со сверсниками.

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Этикет», «Как правильно себя вести».

Иллюстративный материал по нравственно-этическому воспитанию.

-представь мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

-почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

-подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

-скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

-когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

-как ты думаешь почему в группе нельзя играть в подвижные игры, находясь рядом с аквариумом.

Приложение

Основы безопасности жизнедеятельности


Перечень некоторых необходимых рекомендаций для родителей


При выходе из дома: 
• если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внима-ние ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; 
• если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, при-остановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности. 

При движении по тротуару: 
• придерживайтесь правой стороны тротуара; 
• не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; 
• маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку; 
• приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с террито-рии предприятия; 
• разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорож-ных знаков могут привести к несчастному случаю; 
• не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару. 
• при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровож-дающих детей. 

Готовясь перейти дорогу:IMG_256 
• остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; 
• привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; 
• подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра до-роги, остановку для пропуска автомобилей; 
• учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; 
• не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может заце-пить, сбить, наехать задними колесами; 
• обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста; 
• неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

При переходе проезжей части: 
• переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; 
• идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта; 
• выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни; 
• не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; 
• не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомо-тотранспортными средствами; 
• не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же; 
• не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, зна-комых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опас-но; 
• не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 
• при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта. 

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):
• выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбе-жать из-за стоящего транспорта на проезжую часть; 
• подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; 
• не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его от-правлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства; 
• научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоя-щий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть. 

При ожидании общественного транспорта: 
• стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. 

При движении автомобиля: 
• приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен; 
• не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкно-вении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; 
• ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка; 
• не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра; 
• ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками. 

При поездке в общественном транспорте: 
• приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара; 
• объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только то-гда, когда он стоит. 

IMG_257

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ


Опасность первая. 
Острые, колющие и режущие предметы.


Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая.
Электрические приборы.


Они могут ударить током или стать причиной пожара. 
Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы. 
Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост). 
Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них. 

Опасность третья. 
Лекарства и бытовая химия.


Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. 
Правило 2. Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией. 

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая).
Газ.


Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: 
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым. 
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру. 
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите. 
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04. 
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.


ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ


Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.
Правило 1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек. 
Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «Нет». 
Правило 3. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не от-крывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму. 
Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в мили-цию по телефону 02 и назови свой точный адрес. 
Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона. 
Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут. 
Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. 
Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила. 
Правило 1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежур-ному. 
Правило 2. Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты нахо-дишься. 
Правило 3. Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время. 
Правило 4. Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, под-вал, на пустырь или другие безлюдные места. 
Правило 5. Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. 
Правило 6. Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей. 
Правило 7. Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба. 


ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности. 
Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. 
Правило 3. Не суши бельё над плитой. 
Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вооб-ще лучше это делать только со взрослыми). 
Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную двер-цу (от выскочившего уголька может загореться дом). 
Если в доме начался пожар. 
Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды. 
Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей. 
Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. 
Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. 
Правило 5. При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. 
Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обяза-тельно спасут. 
Правило 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как те-бя спасти.


БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ


Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения!
Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход». 
Правило 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. 
Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин. 
Правило 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо. 
Правило 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. 
Правило 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. 
Правило 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. 
Правило 8. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что: автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пе-шеходного перехода и по нему перейти улицу. 
Правило 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам. 
Там, где шумный перекресток, 
Где машин не сосчитать, 
Перейти не так уж просто, 
Если правила не знать. 
Пусть запомнят твердо дети: 
Верно поступает тот, 
Кто лишь при зеленом свете 
Через улицу идет!
Н. Сорокин

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ


Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде. 
Правило 1. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду. 
Правило 2. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо. 
Правило 3. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может ока-заться на дне. 
Правило 4. Нельзя заплывать за буйки. 
IMG_258
Правило 5. Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты. 
Правило 6. Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может за-хлебнуться. 
Правило 7. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться. 
Правило 8. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или ка-мера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну. 
Правило 9. Игры в «морские бои» на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или переги-бание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

Зачем нужно детское автокресло?

Прежде всего,  автокресло необходимо для безопасности вашего ребенка. Водитель,  управляя транспортным средством, может применить экстренное  торможение, а правильно установленное детское удерживающее устройство удержит ребенка на месте и предотвратит   различные травмы тяжести.

Никогда не перевозите ребенка на коленях и не пристегивайте себя и его одним ремнем безопасно

Во-первых, при столкновении вы не удержите ребенка. А во-вторых, можете придавить его собой.

Детские автомобильные сидения делятся на пять групп, каждая из которых подходит для ребенка определенного веса и возраста. Кроме того, изготавливаются автокресла, соответствующие сразу нескольким группам (на «вырост»). Такое кресло «растет» вместе с ребенком, благодаря высокой спинке и регулируемой высоте крепления ремней безопасности, боковой поддержки и подголовника. Устанавливается по ходу движения автомобиля.

Ребенка до года нельзя перевозить лицом вперед из-за слабости шейных мышц! 

В результате даже обычного торможения малыш может получить серьезную травму шейного отдела позвоночника.

Самое безопасное место в автомобиле - на заднем сидении. Если автомобиль оборудован подушками безопасности, их необходимо отключить. Отключение подушек лучше всего производить на сервисе, а не самостоятельно.

Некоторые родители считают, что обычная подушка или другие подручные предметы, подложенные под пристегнутого штатным ремнем безопасности ребенка, вполне могут заменить бустер. Помните, это смертельно опасно! При экстренном торможении ничем не закрепленная подушка (в отличие от бустера, удерживаемого ремнем) сместится вперед, увлекая за собой нижнюю часть тела ребенка. В итоге, ремень безопасности окажется на шее ребенка, и может нанести ему тяжелую и даже смертельную травму. 

Оказывается, просто купить хорошее детское автомобильное сиденье (автокресло) и посадить туда ребенка недостаточно для того, чтобы обеспечить его безопасность в машине. Необходимо еще и правильно установить кресло в машине, и правильно пристегнуть в нем ребенка.

Как показывают зарубежные исследования (в нашей стране такая статистика не ведется), до 80-90% кресел устанавливаются неправильно, т.е. 8-9 детей из 10 не будут  защищены в случае аварии. Причины могут быть разными - невнимательность родителей, нежелание прочитать и вникнуть в инструкцию по эксплуатации кресла, недопонимание важности точного соблюдения этих инструкций. Родители могут просто ошибиться при установке кресла, невнимательно прочитав инструкцию или перепутав ремни, могут сознательно "слегка упростить" процедуру установки или "пойти на компромиссы", чтобы, например, не будить ребенка. 

Результатом могут стать серьезные и даже смертельные травмы ребенка в случае аварии. 

Общие рекомендации по установке детских автокресел:

Необходимо устанавливать автокресло в точном соответствии с инструкциями производителя! Даже если они кажутся вам излишними. Производители автокресел проводят многочисленные исследования для того, чтобы сделать кресла настолько безопасными, насколько это возможно. В системе крепления кресел нет лишних деталей.

Детское кресло, расположенное против хода движения, категорически нельзя устанавливать на переднем сиденье. Если конструкцией автомобиля предусмотрена подушка безопасности, в случае столкновения транспортных средств она раскрывается с очень большой силой, рассчитана на взрослого пассажира, а ребенка может травмировать.

Самое безопасное место в машине - середина заднего сиденья. Кресло должно быть закреплено очень плотно, "люфт" (движение пристегнутого кресла, если его покачать в стороны) не должен превышать пару сантиметров.IMG_261

Иногда в машине не хватает длины ремня, чтобы правильно пристегнуть такое кресло, и родители решают, что достаточно использовать только поясную часть ремня. Так делать нельзя. Решение такой проблемы - заменить в автосервисе ремни на более длинные. Нельзя и прижать автокресло спинкой переднего сиденья, как советуют многие - при аварии она может сломаться, что вряд ли пойдет на пользу ребенку в кресле.

При установке кресла обратите внимание на ответную часть автомобильного ремня - пряжка не должна контактировать с частями кресла! В противном случае из-за сильных перегрузок при аварии ремень может расстегнуться.

Ремни, которыми пристегнут ребенок, не должны быть перекручены.

!!! ВАЖНО!!! Минимум до года ребенок должен ездить спиной по ходу движения. У маленького ребенка относительно большая и тяжелая голова при очень слабых шейных мышцах. В результате в случае даже просто резкого торможения в положении лицом вперед он может получить травму шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода.

 

IMG_262

В продолжительных поездках необходимо делать двадцатиминутные перерывы каждые 1,5-2 часа, вынимая ребенка из кресла.

Еще один важный момент, о котором многие забывают или не придают значения - игрушки, которыми дети играют в машине. Они должны быть мягкими и легкими. Тяжелая твердая (пластиковая или металлическая) игрушка может травмировать ребенка при аварии или резком торможении.


IMG_271

Тот, кто хотя бы раз видел  пожар, знает какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое – человеческие жизни.

  IMG_272  К сожалению, не только дети, а порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих нас в жизни, и в большинстве случаев люди на пожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко.

     Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, не осторожного обращения с ним.

     В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы – взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр  и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми и нагревательными приборами. 

Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарную помощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу правила пожарной безопасности.

     Преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов на противопожарную тему.

     В возрасте от четырех до семи лет дети часто в своих разнообразных играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их труд.

   Велика любознательность ребенка. Ему хочется, как можно скорее все узнать и испытать все самому. И, конечно, в первую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь, горят дрова в печке – огонь, зажигается в комнате свет – огонь.

    Нельзя быть уверенным в том, что ребенок, оставшись один в доме (или в квартире), не решиться поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, не заинтересуется примусом или керосинкой, не попытается по примеру родителей включить в электросеть плитку, чайник или другой электронагревательный прибор, не устроит костер, который он когда-то видел в лесу или в поле, и т.д.IMG_273

    Это подтверждается анализом пожаров от детской шалости. При анализе причин рассмотренных пожаров напрашивается вывод, что виноваты в них не дети, а взрослые люди, которые вместо того, чтобы спрятать спички, лишить ребенка возможности пользоваться ими, часто превращают их а предмет игр и развлечений. Кому не приходилось видеть, как отец или мать, стремясь развлечь ребенка, дают ему поиграть со спичечными коробками, вместе с ним выкладывают из отдельных спичек различные фигурки, привлекают его внимание к шуму, который создается при встряхивании коробки, учат считать при помощи спичек, и иногда заставляют потушить пламя зажженной спички. Во всем этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, ищут, когда взрослых нет дома, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.

    Пока ребенок не подрастет, спички, свечи, зажигалки, керосинки, электрические чайники, утюги, плитки и т.д. следует убирать в такие места, откуда он не сможет достать их. 

Причем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.

     Особенное внимание следует обратить на недопустимость оставления спичечных коробок в местах, доступных для детей. Можно смело утверждать, что если бы взрослые надежно прятали спички, то 75% пожаров от шалости детей с огнем вообще бы не было.

    Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо другого занятия, когда взрослые не интересуются их играми или когда малышам предоставлена полная свобода играть и заниматься чем угодно.

    Особенно опасно оставлять детей одних в закрытых помещениях, квартирах или комнатах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу, а оказать им помощь бывает затруднительно и порой даже невозможно из-за того, что поздно поступили сигналы о пожаре и не сразу были приняты меры по тушению огня.

   IMG_274 Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Не понимая  грозящей им опасности, они чаще всего остаются дома и не пытаются даже выбежать на улицу. Отыскать же детей в обстановке развившегося пожара при высокой температуре и сильном задымлении – задача нелегкая.

     У детей, начиная с 4-7 летнего возраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому, чтобы он осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии людей. К беседе следует хорошо подготовиться и провести ее в доступной для ребенка форме, так как иначе рассказ может не вызвать у ребенка желательной реакции, а, наоборот, возбудит интерес к огню. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослого сопровождаются показом.

     Немаловажное значение для воспитания навыков острожного обращения с огнем имеет воспитание у детей, начиная с раннего возраста, любви к порядку, бережливости и труду.

     Поступки и действия взрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка сильнее всего действуют не слова и нравоучения, а примеры отца и матери. Уже этот факт, что взрослые всегда сами осторожны с огнем и не дают детям играть с ним, оказывает известное влияние на ребенка. Наоборот, если взрослые в присутствии ребенка бросают где угодно непотушенные папиросы и спички, пользуются для освещения зажженной бумагой, разжигают дрова в печке с применением керосина или бензина, то дети неминуемо будут этому подражать.

     Дома родители, а в дошкольном учреждении руководитель и воспитатели должны  обеспечить безусловное соблюдение правил противопожарной безопасности всеми членами семьи и сотрудниками детского сада, строго поддерживать противопожарный режим и незамедлительно устранять любые причины, которые могут привести к возникновению пожара.IMG_275

    

Любые игры с огнем должны немедленно пресекаться. Вовремя остановить ребенка, удержать его от шалости с огнем – долг не только родителей, воспитателей, но и всех граждан.

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Наряду с другими нравственными качествами семья, детский сад, школа воспитывают у детей бережливое отношение к личному имуществу граждан.

Привитие детям навыков осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правил пожарной безопасности составляют одну из сторон решения этой задачи. При повседневном и  настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки со временем перейдут у детей в привычку, сохраняться на всю жизнь.

Анкета для родителей «Безопасность вашего ребёнка»

Цель: оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей;  целесообразность проведения  специально организованной деятельности  по данной теме.

1.Попадал  ли Ваш ребёнок, когда-нибудь,  в опасную ситуацию на улице, дома, природе?  Если да, то какой выход Вы нашли из этой ситуации?

         а) да;

         б) нет.

 2.Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами обращения с опасными предметами?

        а) да;

        б) нет.

 3.Говорите ли вы с ребёнком о правилах поведения при контакте с незнакомыми людьми?

         а) да;

         б) нет.

  4.Какие правила  ПДД знает  Ваш ребёнок? (перечислить)

______________________________________________________________________________________________________________________ 5.Как Вы действуете, формируя  безопасное поведение  у ребёнка?

        а) путём прямых запретов;

        б) подробно объясняю ситуацию;

        в) личный пример.

  6.Как Вы поощряете своего  ребёнка за соблюдение правил безопасного поведения?

        а) словесная похвала;

        б) не поощряю;

        в) другое _____________________________________________________

   7.Придерживаетесь ли Вы сами правилам дорожного движения?

        а) всегда;

        б) часто;

        в) иногда;

        г) нет.

 8. Разрешаете ли Вы своему ребенку зажигать газ, включать электоприборы, аппаратуру?

        а) да;

        б) нет;

        г) только в присутствии взрослых.

  9. Разрешаете ли Вы своему ребенку  подходить к телефону в Вашем отсутствии?

        а) да;

        б) нет.

  10. Оставляете ли своего ребенка одного дома?

        а) да;

        б) нет.

  11. Учите ли Вы своего ребенка тому, как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

        а) да;

        б) нет.

  12.Что на Ваш взгляд является наиболее опасным для Вашего ребенка?

___________________________________________________________13.Целесообразно ли проводить организованную деятельность по ОБЖ в детском саду?

       а) да;

       б) нет;

       г) не знаю.

  4.Готовы ли Вы принимать участие  в проведении мероприятий по ОБЖ и закреплять навыки безопасного поведения  в семье?

        а) да;

        б) нет;

        г) не знаю.

       15. Какую помощь по этим вопросам Вы хотели бы получить от работников детского сада?

___________________________________________________________

  16. Ваши пожелания работникам детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...