Коррекционные технологии для детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Мутина Мария Валентиновна

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh3.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные технологии

Психогимнастика.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.(этюды М Чистяковой)

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Аэрофитотерапия – метод профилактики респираторных заболеваний. Аромотерапевтическими свойствами обладают только природные масла. Можно использовать ароматизационные лампы. Нюхательные флаконы, ингаляторы, травяные подушечки (приложение: список рекомендуемых масел). Мы используем пульверизатор или смачиваем бумажную салфетку и кладём на батарею

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

Вывод: Итак, сделаем краткие выводы из всего выше сказанного. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.

Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период. Стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Это далеко не все инновационные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс «Жевательная гимнастика»:
1. «Согреем животик» - погладить живот по часовой стрелке 10 раз.
2. «Пощёлкаем зубами» - открывать и закрывать рот 24 раза.
3. «Потягушки» - сомкнуть руки в замок над головой, потянуться вверх 1 раз.
4. «Погладим язычком» - массаж нёба язычком по часовой стрелке 1 раз; против часовой стрелке 1 раз, глубоко проглотив слюну.
5. «Как вкусно пахнет!» - сесть за столы, понюхать еду.
! Упражнения № 1, 2, 3, 4 выполняем стоя, недалеко от накрытых столов.

Интеллектуальный массаж
(Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)
1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.
3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.
6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

Антистрессовый массаж
1. Массаж пальцев рук:
а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин, наушники.

Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
I. Организационный момент.
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
II. Основная часть.
И г р о в ы е у п р а ж н е н и я с н о с и к о м.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поет песенку».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.Таким образом делается как бы растирание.

III. Заключительный этап.
Носик возвращается домой».Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ____________ покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
I. Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.

II. Основная часть.
1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

III. Заключительный этап.
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрею,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день.

«Поиграем с ушками»
I. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

II. Основная часть. Упражнения с ушками.
«Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

«Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

«Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд.

«Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

III. Заключительный этап.
Дети расслабляются и слушают тишину.
П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

Аэрофитотерапия.
При заболеваниях дыхательных путей в острый период и при их хроническом течении рекомендованы эфирные масла:
- анис
- дудник
- душица
- иссоп
- камфара
- кедр европейский
- мята перечная
- розмарин
- ромашка
- чайное дерево
- фенхель
- шалфей
- эвкалипт
В период реабилитации после перенесённых заболеваний, в стрессовых ситуациях (адаптация к ДОУ) показаны эфирные масла, обладающие расслабляющим, успокаивающим действием:
- базилик
-валериана
- дудник
- душица
- лаванда
- майоран
- мелисса
- мимоза
- мята курчавая
- розмарин
- укроп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...

Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...

Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

   В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как:    - личностно-ориентированная технология обучения;    - технологии индивидуализ...

Игровая коррекционно-развивающая технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный коврограф"

А Вы применяете инновационные технологии в своей работе? Я иду в ногу со временем и активно использую как традиционные, так и инновационные методики и технологии в коррекционной работе с детьми в свое...