Культурно-гигиенические навыки: понятие, значение и задачи их формирования у дошкольников
учебно-методический материал

Кретинина Анна Александровна

 Культурно-гигиенические навыки:

понятие, значение и задачи их формирования

у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kgn.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Культурно-гигиенические навыки:

понятие, значение и задачи их формирования

у дошкольников

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.

Под культурно-гигиеническими навыками следует понимать совокупность здоровьесберегающих  навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.

Т. С. Богина, Л. К. Ионова, Н. Д. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков:

– навыки по соблюдению чистоты тела (умывание, чистка зубов, причесывание, содержание носа в чистоте и т. д.);

– навыки  культуры еды (прием пищи, питье);

– навыки поддержания порядка в окружающей обстановке (одевание,  содержание личных вещей в порядке, чистка и мытье обуви, уход за верхней одеждой, уборка постели и т. д.);

– навыки правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный, есть периоды  наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Впоследствии на их основе строится развитие многих других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, он станет складывать кубики без напоминания взрослых. Пока привычка не закрепилась, малыш нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Целенаправленное формирование культурно-гигиенических навыков способствует тому, что для ребенка становится важным качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. И в итоге уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его совершает, контролирует ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. У детей складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка, происходит постепенный переход к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков также связано с формированием нравственных чувств. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим дошкольника к выполнению действия. А впоследствии, когда ребенок поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой.

Таким образом, чтобы обеспечить процесс социализации ребенка в полном объеме, необходимо педагогически верно организовать образовательную деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе – всё это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Для развития вышеуказанных культурно-гигиенических навыков у детей, для их будущей жизни в практике дошкольного воспитания используют разнообразные методы, приемы  и формы их организации.


2. Педагогические аспекты формирования

культурно-гигиенических навыков

в дошкольном возрасте

2.1. Педагогические условия формирования

культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1. Соблюдение детьми и взрослыми режима дня. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

2. Обеспечение чистоты среды. Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых.

3. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.). Например, в умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Такая обстановка повышает интерес детей к умыванию.

4. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

5. Многократное упражнение детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения), при этом характер действий должен быть неизменным, а формы разные. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

6. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.

7. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований (личный пример работников детского сада, родителей; соблюдение правил этикета, психологическая культура взаимоотношений и др.). Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

2.2. Методы и приемы формирования

культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте

В ходе формирования у детей культурно-гигиенических навыков можно использовать такие методы, как:

– дидактическая игра;

– беседа;

– чтение художественной литературы, фольклора;

– подражательное упражнение;

– схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

– демонстрация (рассматривание) картин, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.

В процессе работы, особенно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста,  возможно применение  наглядных приемов обучения навыкам – показ, пример взрослых, пример самих детей. (Например, «Посмотрите, дети, – говорит воспитатель, –  Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает остальным детям. Все вместе вы быстро уберете игрушки».)

Показ сопровождается пояснениями. Показ любого действия дается таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции должны осуществляться в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5–10 секунд). Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием. («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик».) Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмысливать действие в целом.

Использование словесных приемов требует большой осторожности.  Не старайтесь злоупотреблять поощрением. Нужно делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. Порицание важно делать в косвенной форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих, является прием повторения действий («Посмотрите, насколько чисто и сухо вытерты руки»), создание игровых ситуаций («Научим Петрушку мыть руки»).

С детьми старшего дошкольного возраста проводят беседы («Как стать красивым», «Моя комната», «Моя одежда»), чтение художественных произведений (стихов, рассказов В. Осеевой («Три сына», «Волшебное слово»), рассматривание предметов, картин (серия «Воспитание культуры поведения»).

В процессе работы будут полезны вопросы к детям, указания, педагогическая оценка (например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Кате, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!»), элементы соревнования (при одевании на прогулку: «Кто быстрее оденется?»). 


2.3. Формы работы по формированию

культурно-гигиенических навыков

у детей дошкольного возраста

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста принадлежит игровым формам: дидактическим играм, играм-упражнениям, играм-занятиям.

В дидактических играх, используется кукла (в младшем дошкольном возрасте – крупная кукла), позволяющая детям легче усвоить приемы одевания, раздевания, кормления. («Оденем куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Накормим куклу обедом» и т. п.)

Широко применяются  настольно-печатные («Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и  словесные игры («Кто больше знает приветствий»). Проведение таких игр, как «Правила гигиены», «Вымоем куклу», позволяет сообщить детям сведения о значении культурно-гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.

Игры-упражнения помогают детям  воспроизводить одну и ту же операцию, входящую в состав того или иного культурно-гигиенического навыка, при сохранении устойчивого интереса к ее выполнению. Например, в игре-упражнении «Кукла Катя простудилась» детям показывают способы правильного пользования носовым платком.

Игры-упражнения направлены на многократное повторение в различных режимных процессах таких действий, как одевание, причесывание, умывание и т. д. Игры-упражнения базируются на основе принципа «от простого к сложному», т. е. постепенно задания в игровых упражнениях усложняются, дошкольникам демонстрируются действия в комплексе.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, которые помогают воспитателю закрепить культурно-гигиенические навыки каждого ребенка. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе»,  на основе которых разыгрываются сценки.

Игры-занятия направлены на развитие и совершенствование наиболее трудных гигиенических умений и навыков. Первая часть занятия включает отработку элементарных правил самоорганизации: опрятный внешний вид, культурное поведение за столом и др. Вторая часть предполагает активизацию мыслительных операций, самонаблюдение и самоанализ (например, «Чистые руки», «Здоровые зубы», «Внешний вид», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы»).


  1. Возрастные особенности формирования

культурно-гигиенических навыков у дошкольников

3.1. Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста

В младшей группе детей (3–4 года) приучают следить за своим внешним видом, учат правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Внимание детей 3–4  лет сосредотачивают на последовательности выполнения культурно-гигиенического действия. На данном возрастном этапе у детей начинают формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Также проводится работа по обучению детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

Педагог воспитывает у младших дошкольников опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Детям прививают культуру поведения, приучая к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения (не отнимать игрушки, не толкать друг друга, не мешать сверстнику, не ломать постройки).

3.2. Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей среднего дошкольного возраста 

В средней группе (4–5 лет) у дошкольников продолжают воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

На пятом году жизни ребенка взрослый должен всячески поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам. Педагог ведет работу по закреплению умения пользоваться расческой, носовым платком, приучает детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Продолжается работа по совершенствованию навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды.

В средней группе у дошкольников совершенствуют умение самостоятельно одеваться, раздеваться; продолжают приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать; воспитывают у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3.3. Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей старшего дошкольного возраста 

В возрасте 5–7 лет у детей воспитывают привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; продолжают учить самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

В старшем возрасте у дошкольников продолжают совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Учат детей быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель. Детей учат замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, формируют привычку бережно относиться к личным вещам. На данном возрастном этапе воспитатель закрепляет у старших дошкольников умение тактично говорить товарищу о непорядке в его одежде, обуви, желание помогать устранять его; формирует такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

4. Работа дошкольных образовательных учреждений

с родителями по формированию

культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Одним из направлений в работе ДОУ является взаимодействие с семьей. Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с родителями дошкольников: приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Если есть возможность посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома. Также можно проводить консультации, родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, развлечения, использовать  телефон доверия. Новой формой является взаимодействие воспитателей ДОУ с родителями в интерактивном режиме (использование интернет-технологий). Большое внимание в работе с родителями уделяют использованию наглядного материала (памятки, выставка литературы, папки-передвижки).

Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, важно только избегать формализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника

Значение игровой деятельности в формировании личности дошкольника Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством...

Консультация для родителей «Роль и значение физического развития на формирование личности дошкольника»

Консультация для родителей «Роль и значение физического развития на формирование личности дошкольника»...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Значение и задачи утренней гимнастики для дошкольников

Материал для родительского собрания...

Значение музыкального воспитания в формировании личности дошкольника

Значение музыкального воспитания в формировании личности дошкольника.Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в ег...

Статья "Значение колыбельных песен в формировании личности дошкольника"

В статье описывается роль колыбельных песен в формировании личности дошкольника...