Образовательный проект "Иркутянин-здоровячок"
проект (старшая группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

Образовательный проект по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования администрации города Иркутска

комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 109

664011 г. Иркутск, ул. Свердлова, 42

e-mail: detskiisad109@mail.ru тел. 8(3952)34-30-95

Паспорт

образовательного проекта

Тема проекта: «Иркутянин - здоровячок» (формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста).

Вид проекта: информационно-познавательный,  практико-ориентированный, творческий,  долгосрочный.

Авторы- разработчики проекта:

Мотоева Лариса Леонидовна, воспитатель;

Данилович Наталья Александровна, учитель-логопед;

Будаева Оюна Бадмацыреновна, воспитатель

Продолжительность проекта: сентябрь 2019 г.- май 2021 г.

Место проведения: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 109

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников ДОО, педагоги и специалисты ДОО.

Актуальность проекта: здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни. Вот почему в детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническим навыкам, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние здоровья и здоровья окружающих. Именно поэтому в дошкольном учреждении любая деятельность (игровая, двигательная т.д.) должна носить оздоровительно-воспитательную направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровьесбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи.

Проблема проекта:

Проблема охраны здоровья детей в детском саду, имеющих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи очень остро. На протяжении ряда лет, занимаясь оздоровительной работой в детском саду, мы обратили  внимание на увеличение заболеваемости  дошкольников.

Причин роста заболеваемости много, это и плохая экология, не сбалансированное питание, и снижение двигательной активности и т.д.

 

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста активной жизненной позиции направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи проекта: 

формировать представление о здоровом образе жизни; обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;  развивать физические качества; продолжать учить детей заботиться о своем здоровье; воспитывать интерес к спорту, физической культуре, здоровому образу жизни.

Формы и методы работы:

  • Познавательная деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • двигательная и игровая деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • выставки, конкурсы;
  • презентации.

 

Ожидаемые результаты:

- создание необходимых условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников; организация содержательной развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в группе;

- расширение представлений о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и факторах, разрушающих здоровье. - снижение уровня заболеваемости детей в ДОО;

- повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту;

- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

- формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка; - участие родителей в организации работы по проекту, желание поделиться своими умениями, навыками; активная помощь и заинтересованность  родителей в организации работы по оздоровлению детей с ТНР.

Продукты проектной деятельности:

- Выставка рисунков на тему «Мой любимый вид спорта»

- Изготовление нетрадиционного оборудования в физкультурном уголке «Массажные перчатки», «Дорожки Здоровья»; «Массажёры», «Ленивый тренажёр»

- Составление альбома «Малая олимпиада».

- Изготовление книжек-малышек «Лучики здоровья»

- Картотека консультаций для родителей;

- Выставка детских рисунков на тему: «Мы со спортом дружим».

- Оформление альбома «Хочу быть здоровым! » (рисунки детей)

-  Коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»
- Составление коллажа «Полезные продукты»

- Сочинение коллективной сказки для книги «Молоко, Кефир, Сметана»

- Сочинение авторских сказок с рисунками в книгу

- Выпуск газеты «Рассуждалки». Рассуждения детей о здоровье.

- Выставка плакатов «Что делать, чтобы быть здоровым»

- Театральная постановка «Теремок на новый лад».

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный – сбор информации, выявление проблемы, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
  • Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
  • Заключительный – оценка эффективности реализации проекта, обобщение материалов проекта (формирование продуктов проектной деятельности).

Пояснительная записка 

Образовательный проект «Иркутянин - здоровячок» является результатом творческой деятельности детей, родителей, педагогического коллектива детского сада. Особенностью проекта является создание единого воспитательно-образовательного пространства, основанного на доверительных партнерских отношений детского сада с родителями. Это залог успешной работы с детьми. Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих. В результате данного проекта создана эффективная система работы в детском саду по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. В проекте отображена работа с детьми, их родителями, в которой даются рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия, проводимые со всеми участниками проекта в детском саду. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Проект реализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми; взаимодействие с родителями. Совместная деятельность воспитателей и детей - образовательная деятельность; беседы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; досуги, развлечения; различные виды гимнастик; физминутки;  подвижные игры в помещении и на улице; закаливающие процедуры;  чтение художественной литературы. Работа с родителями по формированию у детей знаний о здоровом образе жизни включает следующие мероприятия:  оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций;  заочные и очные консультации, анкетирование; тематическое родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»; участие родителей в досугах, развлечениях.

Актуальность проекта

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Иркутянин - здоровячок», определение дает Всемирная организация здравоохранения. В стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющие им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность – 20%; воздействия окружающей среды (экологические и природно – климатические факторы) – 20%; влияние факторов организации медицинского обслуживания 10%; социально-экономические факторы и образ жизни – 50%. Эти данные заставляют нас обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют:

- отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

- недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).

- часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.

Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.

В связи с этим мы разработали проект «Иркутянин-здоровячок». Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Результатом данного проекта будут являться:

- создание необходимых условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников; организация содержательной развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в группе;

- расширение представлений о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и факторах, разрушающих здоровье. - снижение уровня заболеваемости детей в ДОО;

- повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту;

- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

- формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка; - участие родителей в организации работы по проекту, желание поделиться своими умениями, навыками; активная помощь и заинтересованность  родителей в организации работы по оздоровлению детей с ТНР.

Используемая литература

 1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. Издательство: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, - 72 с.

3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берсеневой. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».

4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

5. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М. : АСТ, 1998 6. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987. 7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Интернет - ресурсы 

1.http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/11/29/proekt-natemu-za-zdorovem-v-detskiy-sad 

2. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9269-zazdorovem-v-detskij-sad.html 

Российская Федерация

Департамент образования администрации города Иркутска

комитета по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 109

664011 г. Иркутск, ул. Свердлова, 42

e-mail: detskiisad109@mail.ru тел. 8(3952)34-30-95

Отчет

по реализации образовательного проекта

по теме: «Расти здоровым»

(формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста)

В рамках реализации образовательного проекта «Иркутянин-здоровячок», нами была выстроена последовательная (поэтапная) система работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе мы стимулировали интерес детей к ЗОЖ направленным на формирование представлений о здоровье совместно с педагогами и родителями.

Второй этап – основной. На этом этапе мы выстраивали комплексно-тематическое планирование по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Третий этап – заключительный. На этом этапе мы наблюдали, как дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности, проявляют интерес к ЗОЖ, выражают эмоциональное удовлетворение, делают выводы.

В ходе совместной деятельности с детьми, используя разнообразные формы работы, формировали у дошкольников здоровый образа жизни. Выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение. Дети приобрели реальный опыт самостоятельной, совместной со взрослой познавательной, продуктивной творческой деятельности.

В процессе реалиализации проекта была создана РППС, благоприятная здоровосберегающая среда, позволяющая   расширить знания   детей о способах укрепления своего здоровья.

По итогам проекта у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, повысилась выносливость, развились физические качества, дети стали более активными, подвижными, строгими в соблюдении правил гигиены.

Просветительская работа среди родителей в рамках проекта дала положительные результаты. Пропаганда знаний среди родителей способствовала тому, что они больше стали уделять внимания своему здоровью  и здоровью своих детей. В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.

Данный проект показал заинтересованность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада сблизили семьи воспитанников. Родители осведомлены о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о физических умениях и навыках детей; у родителей создана активная позиция в совместной двигательной деятельности с детьми; родители заинтересованы в укреплении здорового образа жизни в семье, они стали активными участниками образовательного процесса.

Подводя итоги всей проделанной работы, можно сказать, что поставленная цель была достигнута: у детей на достаточном уровне сформированы основные представления о здоровом образе жизни и потребность соблюдать правила здорового образа жизни.

Таким образом, если правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к сотрудничеству родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Продуктами проектной деятельности стали: выставка рисунков на тему «Мой любимый вид спорта»; изготовление нетрадиционного оборудования в физкультурном уголке «Массажные перчатки», «Дорожки Здоровья»; «Массажёры», «Ленивый тренажёр»; составление альбома «Малая олимпиада»; изготовление книжек-малышек «Лучики здоровья»; картотека консультаций для родителей; выставка детских рисунков на тему: «Мы со спортом дружи»; оформление альбома «Хочу быть здоровым! » (рисунки детей); коллективная аппликация «Полезная и вредная пища»; составление коллажа «Полезные продукты»; сочинение коллективной сказки для книги «Молоко, Кефир, Сметана»; сочинение авторских сказок с рисунками в книгу; выпуск газеты «Рассуждалки». Рассуждения детей о здоровье; выставка плакатов «Что делать, чтобы быть здоровым»; театральная постановка «Теремок на новый лад».

Результатом данного проекта является:

- создание необходимых условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников; организация содержательной развивающей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды в группе;

- расширение представлений о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и факторах, разрушающих здоровье. - снижение уровня заболеваемости детей в ДОО;

- повышение интереса к физкультурным занятиям и спорту;

- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

- формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально психологического климата для полноценного развития ребенка; - участие родителей в организации работы по проекту, желание поделиться своими умениями, навыками; активная помощь и заинтересованность  родителей в организации работы по оздоровлению детей с ТНР.

На основании полученных в процессе реализации проекта результатов, мы можем сделать вывод об эффективности проделанной нами работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Транслирование опыта работы

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №109 Мотоева Л.Л.

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."

В. С у х о м л и н с к и й

Здоровый образ жизни это: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим,  закаливание организма,  рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.

Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов"[4].

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом [3] определение здоровья как "степени приближения" к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности [4].

Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого [4].

Исходя из этого И. Ю. Жуковин [2] рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [5].

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева [3], это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

По словам Б. Н. Чумакова [5], купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

В своей работе мы используем такое понятие, как "культура здорового образа жизни". Под культурой ЗОЖ дошкольника понимается совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, оздоровительной компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Формирование культуры ЗОЖ дошкольника возможно только при условии использования в ДОУ здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

- культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог “взрослой жизни”, не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Основными принципами здоровьесберегающих технологий являются:

- «Не навреди!»

- Принцип сознательности и активности.

- Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

- Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

- Принцип доступности и индивидуальности.

- Принцип систематичности и последовательности.

- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

- Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:

- анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

-  организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

- установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

- освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

- внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

- работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- валеологического просвещения детей и родителей;

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Для полноценного развития физического здоровья детей нашей группы  я использовали различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика с элементами йоги, дыхательными упражнениями, гимнастика пробуждения, с элементами коррекционной гимнастики, физкультминутки, динамические и активные паузы.

Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. В нашей группе имеются пособия по развитию мелкой моторики, различные предметы для выполнения  таких упражнений.

Одним из важных условий формирования культуры ЗОЖ детей мы считаем обеспечение достаточного уровня их двигательной активности. В группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха.

С целью укрепления соматического здоровья воспитанников проводятся различные мероприятия. Ежедневно провожу закаливающие мероприятия, чем обеспечивается профилактика простудных и др. заболеваний. После дневного сна дети выполняют ряд упражнений: потягивание, повороты головы, массаж рук, ног, живота и т.д. Затем делают упражнения на массажных ковриках и проходят по массажным дорожкам. Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую "Гимнастику маленьких волшебников". Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребенок воздействует на весь организм в целом. В течение всего дня я выискиваю минутку для выполнения следующих упражнений: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребенка.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

В результате проведенной нами ранее диагностики выяснилось, что не у всех детей в дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях  и нарушениях в поведении. В связи с этим мы с педагогом – психологом ДОУ выделили следующие задачи по формированию психологического здоровья детей в нашей группе: обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.

Так, мной проводились игры и упражнения, направленные на знакомство с основными эмоциями человека; на овладение вербальными и невербальными средствами общения; на преодоление замкнутости, пассивности, скованности и двигательное раскрепощение ребенка во время общения; на осознание ребенком самого себя, собственной индивидуальности; помогающие ребенку увидеть и понять другого человека, партнера по игре и общению. Для сохранения психологического здоровья проводились игры и упражнения, направленные на коррекцию конфликтности и агрессивности, упражнения, способствующие преодолению застенчивости  и замкнутости у детей. Также детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.). Часто мною используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.

Валеологическое просвещение – это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровье детей, родителей, педагогов. Его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса.

В рамках формирования культуры ЗОЖ у воспитанников педагогами нашего ДОУ создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Кроме теоретических сведений, на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемами физиологического и психического расслабления, упражнениями по профилактике плоскостопия и т.п.

Также разработан план работы с родителями воспитанников по формированию у детей культуры ЗОЖ. Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Они предусматривают ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка, пропаганду общегигиенических требований, необходимости рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания. Эта работа ведется в тесном контакте с медицинским персоналом. Формирование у родителей культуры ЗОЖ осуществляется через знакомство содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, совместные занятия детей и родителей в спортивных праздниках и развлечениях, тематические семинары. На информационном стенде для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как "Растим детей здоровыми" и т.д. Члены семей воспитанников моей группы являются активными участниками образовательного процесса.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к ЗОЖ. Наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Они обладают всеми качествами гармонически развитой личности.

Список используемой литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозика - синтез, 2014. 354с.

2. Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. с. 54 – 59.

3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.

4. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука, 1999. 248с.

5. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...