Маленькими шагами к своему личному успеху (Обучение плаванию детей с ОВЗ)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений. индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений. Мотивирующие мероприятия для детей пробуждающие больший интерес к занятиям по плаванию и стремлению к успеху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькими шагами к своему личному успеху (Обучение плаванию детей с ОВЗ)
Новикова О.Ю. инструктор физкультуры МБДОУ ДС №181 г. Челябинска
Я работаю в детском саду № 181 инструктором физкультуры по плаванию. Дети, посещающие его, имеют особенности в психофизическом развитии: нарушение опорно–двигательного аппарата, органическое поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, задержку речевого и психического развития.
При обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений.
Одни дети активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие напротив, вялы, малоподвижны, они не используют даже имеющие двигательные возможности, требуют постоянной стимуляции к движению. Так как дети одного возраста имеют различный уровень моторного и психического развития, распределяю их на подгруппы с учетом индивидуальных особенностей. С некоторыми детьми занятия провожу индивидуально, они не могут заниматься в группе и находиться в воде без сопровождения. При обучении плаванию таким детям важна помощь в выполнении движений. Важным фактором успешности занятий является эмоциональная заинтересованность детей и преодоление страха перед водой. Эмоционально положительное отношение к занятию побуждает ребенка к преодолению трудностей.
Обучая детей плаванию, стараюсь развивать физические и волевые качества, двигательные возможности, организованность, активность, дисциплинированность и самостоятельность. В дальнейшем выявляю и реализовываю компенсаторные возможности ребенка с ограниченными возможностями путем организации и проведения занятий в условиях водной среды.
Обучение плаванию в детском саду осуществляю на основе Учебного пособия А. Д. Котлярова, Г. Л. Котляровой « Методика обучения плаванию в дошкольном учреждении». Это одна из базовых методик, которая представляет систему работы по обучению плаванию детей 3-7 лет, а так же раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики проведения занятий по плаванию с дошкольниками.
Дети посещают бассейн 2 раза в неделю, начиная с 2х лет. Для данного возраста разработан цикл занятий. Основным для раннего возраста является знакомство с водной средой. Занятия с детьми начинаю с адаптационного периода, прихожу к ним в группу, знакомлюсь, играю с ними. Приглашаю детей с воспитателем на экскурсию в бассейн. Знакомлю ребят с помещениями бассейна (раздевалкой, душевой комнатой, чашей бассейна, игрушками, со спортивным плавательным инвентарем), правилами поведения в бассейне и в воде. Дети приходят посмотреть занятия с детьми постарше. Постепенно занятия переходят в водную среду. Положительные эмоции детей - это первый и важный шаг для достижения цели. В группах раннего возраста основной частью занятия является игра. Ребенок играя, знакомится со свойствами воды. Учится передвигаться в воде, преодолевая плотность воды, учится держаться на воде в надувных кругах, нарукавниках, выполнять несложные дыхательные упражнения.
Дети 3х-4х лет учатся свободно передвигаться в водном пространстве, задерживать дыхание выполнять погружение и выдох в воду, лежать на поверхности воды, скользить в нарукавниках, с доской или без помощи плавучих средств, учатся работать ногами как при плавании способом кроль.
Дети 4х-5ти лет выполняют лежание на груди и на спине в течение 2-4 сек., обучаются выдохам в воду, опуская лицо. Умеют выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня, с подвижной опорой, а кто то и самостоятельно.
Дети 5ти-6ти лет выполняют многократные движения руками как при плавании облеченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды), проплывают облегченным способом на груди или на спине до 7 метров.
С детьми 6ти-7ми лет работа направлена на отработку сформированных ранее плавательных умений и навыков, совершенствование техники плавания на груди и на спине в полной координации. Согласование работы рук и ног при плавании кролем на груди и на спине. К концу года умеют проплывать облегченным способом на груди или на спине 7 метров. Умеют проныривать под водой 4-7 метров.
В старшей и подготовительной группах провожу соревнования по умению выполнять плавательные упражнения. На соревнованиях дети демонстрируют свои умения перед своими сверстниками, педагогами, родителями. Во время соревнования отмечаю и поддерживаю каждого ребенка, хвалю за удачное выполнение задания, за упорство и смелость. Все дети посещающие бассейн участвуют в соревнованиях. Программа соревнований адаптируется с учетом психофизических особенностей детей. Все результаты заносятся в протокол и по лучшим результатам определяются победители в личном и командном первенстве. Каждый ребенок получает поощрение и небольшой приз. Это важный момент, который демонстрирует важность участия, подчеркивает его значимость, укрепляет уверенность в собственных силах.
Коллективные соревнования учат детей взаимодействовать в группе, ставить коллективные цели выше личных, налаживать общение со сверстниками. Ребенок, прежде всего, соревнуется с самим собой вчерашним и ставит собственные цели. Не быть лучше других, а быть лучшим из того чем можешь быть. Такой подход в дальнейшей жизни обеспечивает психологическую стабильность. Моя задача и окружающих взрослых ребенка, дать возможность почувствовать себя самостоятельным, выражать уверенность в его способностях, настраивать малыша на успех.
В результате соревнований выявляются дети, которые показывают хорошие результаты. С этими детьми мы участвуем в районной и городской спартакиаде по плаванию наравне с детьми других садиков с 2015 года и занимаем призовые места, как в командном, так и в личном первенстве. Награждение детей обязательно проходит в детском саду. Это мотивирует всех детей. Победы детей стимулируют сверстников еще лучше стараться на занятиях, преодолевать себя, использовать свои возможностями, быть более внимательными и старательными. Это очень важно для наших детей, с незрелой эмоционально волевой сферой. Ребенок может хорошо плавать, но быть совершенно не заинтересованным в результате, для него важен только сам процесс плавания. Такие дети хорошо мотивируются через успехи других детей. У них пробуждается интерес к занятиям, формируется стремление к успеху. Соревнования в своем коллективе, поездки на соревнования в другой детский сад, участие в мероприятиях - все это помогает детям в позитивной социализации.
Спорт является важнейшим фактором социализации человека с ОВЗ, способствуя социальной мобильности, достижению социального успеха и качества в целом. С гордостью хочу отметить, некоторые наши выпускники связали свою жизнь с большим спортом:
Саша Переляев имеющий инвалидность (спастический гемипарез) соревнующийся со здоровыми детьми 13 летним школьником в 2018 году сумел стать Чемпионом страны, а затем завоевать бронзу на первенстве мира по грэпплингу (вид борьбы разработан на основе самбо, дзюдо, вольной борьбы и бразильского джиу-джитсу).
Алексей Хряпкин имеет первый разряд по пауэрлифтингу (силовой вид спорта) среди лиц с нарушением опорно – двигательного аппарата. Победитель чемпионата Челябинской области 2019 года. Призер Чемпионата Европа – Азия 2020 года.
Кокарев Александр в марте 2023 года стал бронзовым призером первенства России по настольному теннису (спорт глухих) в командном разряде, выступая за сборную команду юношей Челябинской области.
Новиков Никита – мастер спорта по настольному теннису среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Победитель Кубка России Мартяшевой 2019 года. Завоевал в 2022году на кубке России золотую медаль в командном разряде. На чемпионате России в марте 2023 года в Пензе завоевал золотую медаль в паре.
Буркова Василина – заняла 1 место 10 апреля 2023 года на чемпионате и первенстве России по фитнес-аэробике в возрасте 10 лет, в возрастной категории 9-11 лет. Я уверена, что этот список будет только расти.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) регулярные занятия физической культурой должны стать жизненно необходимым и обыденным делом для поддержания здоровья, благополучия, и повышения жизни в будущем. В этом состоит моя задача привить любовь и желание заниматься физической культурой и спортом, потому что активное движение для них - это сама жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-213595-1634534243.jpg)
Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»
По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-493897-1413749004.jpg)
Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"
В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-568887-1423425948.jpg)
Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова
Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-458202-1423121720.jpg)
Успех в обучении плаванию детей дошкольного возраста.
Чтобы добиться успеха в обучении плаванию малышей, у каждого педагога свой подход. Я предлагаю вашему вниманию свою точку зрения....
Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста
Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания
Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-308983-1383762763.jpg)
Методика успеха обучения плаванию детей в доу
Дети очень честны даже в самом маленьком возрасте, и плавание вместе с ними дает удивительно мощный заряд самых светлых эмоций. Для малыша, который открыл для себя плавание, бассейн станет одним из са...