Здоровьесберегающие технологии в подготовительной группе.
методическая разработка (старшая группа)

Буркина Татьяна Юрьевна

Актуальность темы.

   Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Однако существуют негативные факторы: это перегрузки дошкольников учебным материалом, недостаточное внимание к игровой деятельности, бессистемность закаливающих и оздоровительных процедур, отсутствие индивидуализации в двигательной активности. Поэтому актуально значимым и востребованным, сегодня становится поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Таким образом, необходимым стало изучение современных здоровьесберегающих технологий.

   Цель. Внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

  Задачи.

  • Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в дошкольном образовательном учреждении.
  • Создать условия для реализации здоровьесберегающих технологий.
  • Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик для старших дошкольников.

  Форма работы с детьми:

- физкультурные занятия в помещении;

- физкультминутки во время занятий;

- подвижные игры;

- физкультура на воздухе;

- прогулка на воздухе;

- пробуждающая гимнастика после сна;

- самомассаж;

- дыхательные упражнения;

- упражнения для глаз;

-упражнения для формирования осанки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здорровьесберегающие технологии в подготовительной группе.

Актуальность темы.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей дошкольного возраста имеются те или иные заболевания. Результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребёнка показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Однако существуют негативные факторы: это перегрузки дошкольников учебным материалом, недостаточное внимание к игровой деятельности, бессистемность закаливающих и оздоровительных процедур, отсутствие индивидуализации в двигательной активности. Поэтому актуально значимым и востребованным, сегодня становится поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, создания оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Таким образом, необходимым стало изучение современных здоровьесберегающих технологий.

Цель. Внедрить инновационные здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи.

  • Изучить современные здоровьесберегающие технологии, их основное содержание, принципы и направления использования в дошкольном образовательном учреждении.
  • Создать условия для реализации здоровьесберегающих технологий.
  • Разработать перспективное планирование по физическому воспитанию с применением оздоровительных методик для старших дошкольников.

Форма работы с детьми:

- физкультурные занятия в помещении;

- физкультминутки во время занятий;

- подвижные игры;

- физкультура на воздухе;

- прогулка на воздухе;

- пробуждающая гимнастика после сна;

- самомассаж;

- дыхательные упражнения;

- упражнения для глаз;

-упражнения для формирования осанки.

Картотека физкультминутки.

Сентябрь.

1 – 2 неделя. №1.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

3 – 4 неделя. №2.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Октябрь.

1 – 2 неделя. №3.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

3 – 4 неделя. №4.

Я иду, и ты идешь— раз, два, три.

(Шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

(Стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

(Хлопаем руками)

Ноябрь.

1 – 2 неделя. №5.

На балконе две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя. №6.

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Декабрь.

1 – 2 неделя. №7.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя. №8.

Раз, два, три четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

Картотека подвижных игр.

Хитрунья-лиса

Цель игры — тренировка стойкости, внимательности, навыка быстрого бега с резкой сменой направления, построения по заданному требованию.

Игроки формируют круг, дистанцировавшись друг от друга примерно на 40–50 см. За пределами круга любым способом обозначается лисье логово. Все ребята закрывают глаза. Педагог медленно проходит вдоль круга, приговаривает: «По лесу брожу, хитрунью-лису ищу». Затем дотрагивается ладонью до спины одного из игроков. Это сигнал для этого игрока, что он — лиса.

Затем ребята открывают глаза. Педагог спрашивает, могут ли они догадаться, кто среди них лиса, выдаст ли она себя внешними признаками. Игроки трижды хором говорят: «Где ты, лиса?». После чего игрок, выбранный лисой, признается: «Я — лиса!». В этот же момент игроки разбегаются. Лиса выбегает на охоту. Если ей удается схватить игрока, она уводит его в свое логово, откуда он не имеет права выйти до завершения игрового этапа. Убегающим ребятам нельзя выбегать за границы игровой площадки, иначе они автоматически будут считаться выбывшими.

Если ребята догадались, кто лиса, до того, как она себя назвала, или если она себя сама как-то выдала, то педагог повторно выбирает этого персонажа.

Ласточки

Эта подвижная игра оптимальна для весны, когда на родину возвращаются с юга птицы, в том числе ласточки. Ее можно организовать вслед за обучающим занятием, посвященным перелетным птицам. Снег должен быть растаявшим, поскольку в игре используются хулахупы, раскладываемые на земле. Цель игры — развитие ловкости и умения концентрировать внимание.

Педагог раскладывает на игровой площадке хулахупы, которые будут «ласточкиными гнездами». Их должно быть столько же, сколько игроков. Дети, играющие роль ласточек, бегают по площадке, размахивая руками-крыльями. Тем временем воспитатель убирает 1–2 хулахупа в зависимости от общего числа игроков. Когда зазвучит сигнал, игроки должны занять гнезда. Ребята, которым не досталось места, временно покидают игру до нового этапа.

Совушка-сова

Игра развивает физические способности и творческое мышление.

Один игрок выбирается совой. Остальные ребята будут играть мышек, жучков, ящерок и прочих созданий по своему желанию, которыми питается сова. Педагог произносит: «Настал день». Игроки начинают бегать, прыгать, танцевать, а сова сидит в своем предварительно очерченном гнезде. Затем воспитатель говорит: «Настала ночь». Ребята должны моментально замереть в тех позах, в которых оказались. Сова вылетает из гнезда, начинает охотиться. Игрок медленно движется между товарищами, внимательно их оглядывая. Если увидит, что кто-то пошевелился, забирает его в свое гнездо.

Лягушата и комарики

Игра тренирует скорость движений и мускульную силу.

Для этой подвижной игры нужно либо взять с собой гимнастическую палочку, либо найти во дворе большую обломанную ветку. Также нужно распечатать и вырезать изображение комара. Его нужно привязать на ниточке к палке.

Дошколята играют лягушат. Педагог берет в руку палку, поднимает ее так, чтобы привязанный комарик оказался выше вытянутых вверх рук самого высокого в группе ребенка. Ребята становятся под палкой и начинают подпрыгивать, стараясь ухватить комарика. Прыгать нужно на месте, а не с разбега. Ухватить комарика нужно обеими руками, а не одной.

Невнимательные мышата

Цели игры — тренировка стойкости, ловкости, внимательности, закрепление навыка действовать по сигналу, умения бегать, приседать, формировать круг.

Игроки образуют две группы с неодинаковым количеством человек. Первая группа с меньшим числом детей будет клеткой-мышеловкой. Для этого ребята становятся в круг, берутся за руки. Вторую группу формируют ребята, которые будут играть мышат.

Дети, которые представляют мышеловку, начинают водить хоровод, держа руки поднятыми. Мышата пробегают внутрь круга под руками, выбегают из него, когда вздумается. Внезапно педагог произносит: «Щелк!». Ребята, образующие клетку, сразу же опускают руки. Мышата, оказавшиеся в этот момент внутри круга, уже не могут выбраться. Подлезать под руки нельзя. Попавшиеся дети перестают быть мышами, переходят в группу игроков, составляющих мышеловку. То есть клетка увеличивается. Игра завершается, когда почти все мышата окажутся пойманными.

Чудесные фигуры

Игра тренирует навык бега, умение удерживать равновесное состояние, ориентироваться на сигналы при выполнении действий. Проводить эту подвижную игру можно зимой в присутствии Деда Мороза, который будет оценщиком результатов.

По сигналу ребята разбегаются по игровой площадке. Они бегают, веселятся, пока не прозвучит очередной сигнал. Тогда игроки должны подбежать к Деду Морозу, замереть в интересной и забавной позе. Дедушка Мороз внимательно осмотрит «замороженных» ребят, выберет игрока, придумавшего самую необычную или смешную позу.

Хвостатые зверята

Игра улучшает координацию движений, развивает ловкость.

Для игры нужно подготовить по числу участников шнурки или атласные ленточки длиной 20–30 см. Если проводить эту подвижную игру осенью, то можно взять кленовые листочки с длинными черешками. Эти ленточки или черешки нужно воткнуть в штаны игрокам или прицепить сзади каким-то другим удобным способом, чтобы получилось подобие хвостика. Каждый игрок воображает себя определенным зверьком по своему желанию. Один из участников не получает хвоста, а становится охотником.

По команде педагога зверята разбегаются по игровой площадке. Охотник их догоняет. Он должен ухватить и забрать как можно больше хвостов. Участник, потерявший хвостик, выбывает из игрового этапа. Охотник молодец, если ему удалось сорвать все хвостики. Зверята, спасаясь от охотника, не должны его толкать, нельзя удерживать хвост руками, заслонять его.

Пройдем через болото

Цели игры — тренировка ловкости и умения двигаться прыжками со сменой направления, совершенствование чувства равновесия.

На игровой площадке нужно обозначить контурами большое болото. Педагог раскладывает в разных местах болота хулахупы, которые будут кочками. Расстояние между ними должно быть неодинаковое, но преодолимое дошкольниками. Дети распределяются по парам, становятся с одного края болота. Им нужно перебраться на противоположный берег, прыгая по кочкам. Прыгать в пространство между хулахупами нельзя. Оступившиеся и не выполнившие задание игроки остаются стоять в болоте до тех пор, пока не поучаствуют все пары. Далее педагог просит справившихся с заданием ребят помочь увязнувшим товарищам, показать им прыжками путь из болотной топи.

Змейка

Это очень популярная и давно известная подвижная игра, оптимальная для лета. Ее цель — закрепление навыка согласования движений.

Дошколята формируют длинную цепочку, выстроившись друг за другом, и берут впереди стоящего товарища обеими руками за талию. Первый в цепочке ребенок — змеиная голова. Последний — кончик хвоста. По команде педагога ребята начинают двигаться по игровой площадке. Голова должна схватить хвост, а тот должен от нее уворачиваться. Двигаться можно в любом направлении, извиваться в разные стороны, но согласованно. Нельзя разрывать цепочку, толкать товарищей. При нарушении правил педагог выбирает других кандидатов на роль головы и хвоста.

И.Т.Д.

Месяца

Неделя

Виды оздоровительно- профилактической работы

Комплекс упражнений

Формы работы

Сентябрь

1

Дыхательные упражнения

1. Вырастим большими. На счёт раз, два подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, оттянуться- глубокий вдох через нос; на счет три, четыре- руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперёд- усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

2. Дровосек. И.П. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. Раз – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. Два – наклоняясь вперёд, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. Три – и.п. повторить 7- 8 раз в медленном темпе.

3. Гуси шипят. Встать ноги врозь на ширине плечь, руки на пояс. Раз, два три, четыре – наклониться вперёд, вытягивая шею, произнести на удлинённом выдохе: Ш-Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

4. Косарь. Встать ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперёд, в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: Ж-У-Х! Ж-У-Х! Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

Игра путешествие «Почему у Буратино испортился его прекрасный нос».

Валеология

Сизова,2008-с8

2

Упражнения для глаз

1. Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя). Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз). Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза). Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза). Быстро моргать (1 мин.). Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

2.Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя). Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза). Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

3. Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза). Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

4. Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза). И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза). И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Игра путешествие

«Глазки подсказки».

Валеология

Сизова 208 – с11

3

Самомассаж

1. Моем голову. И.П. Сидя «по-турецки» Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: -ото лба к макушке -ото лба до затылка -от ушей к шее. Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

2. Обезьянка расчёсывается. Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к левой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются.

3. Ушки. Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательными движениями растираются в другом направлении (по горизонтали). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трёх раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга.

4. Глазки отдыхают. Закрыть глаза. Подушечками пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить те же движения под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

Дидактическая игра

«Зачем человеку руки?» Живая экология.2010 г. №5 с59

4

Упражнения для формирования осанки

Упражнение с мешочками на голове 100 грамм

1. И.п. стоя у стены, касаясь её затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.

2. И.п. руки вверх, присесть, руки вперёд вернуться в и.п.

3. И.п быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.

4. И.п поднятуть ногу, согнуть в колене к животу, проделать тоже с другой нагой.

Дидактическая игра

«Что лучше: руки или ноги?» Живая экология 2010г. №5 с59

Месяца

Неделя

Виды оздоровительно- профилактической работы

Комплекс упражнений

Формы работы

Октябрь

1

Дыхательные упражнения

1. Послушаем свое дыхание.

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип

дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент).

Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и

определяют:

- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот,

грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с

определенным интервалом (автоматической паузой);

- тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после,

чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

2. Дышим тихо, спокойно и плавно.

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после

физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс

дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за

расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей

физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться,

прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох

через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже

подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание).

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое

внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть

ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание

грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в

нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными.

В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и

разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

4. Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути,

обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между

ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и

опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Игра путешествие

«Дружим с водой».

Валеология Сизова 208г. с14

2

Упражнения для глаз

1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

2. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

3. -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

4. Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Сюжетно - ролевая игра «Как правильно сделать перевязку»

Живая экология.

2010г. №12 с80

3

Самомассаж

1. Весёлые носики. Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

#1055;очешем губки. Покусывание и «почёсывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка.

#1056;асслабленное лицо. Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

4. Домик. Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

Игра путешествие

«У доктора Айболита хорошее настроение».

Валеология Сизова 2008г. с18

4

Упражнения для формирования осанки

1. Морская звезда. И.п.: лежа на животе, понять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

2. Паровозик. И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполнят круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2-3 мин., пауза, затем продолжить движение (2-й вариант: движение назад).

3. Лягушки (Лягушата). И.п. встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

4. Качалочка. И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

Дидактическая игра

«Как сохранить свою кожу здоровой?». Живая экология 2010г. №11 с77

Месяца

Неделя

Виды оздоровительно- профилактической работы

Комплекс упражнений

Формы работы

Ноябрь

1

Дыхательные упражнения

1. Ветер (очистительное, полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной

системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать

полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать

полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы

с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует)

легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость.

Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно

чаще.

2. Радуга, обними меня.

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной

системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать

полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Исходное положение - стоя или в движении.

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и

втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить

вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна

рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»

3. Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым

поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ѐжик), с напряжением мышц

всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея

напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

4. Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные

мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие

до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть

воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Дидактическая игра

«Какими способами можно очистить свою кожу?» Живая экология. 2010 №13 с 83

2

Упражнения для глаз

#1044;ождик. Дождик, дождик, пуще лей. Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей. Смотрят вниз. Только нас не замочи. Делают круговые движения глазами. Зря в окошко не стучи.

2. Ветер. Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо. Ветер тише, тише, тише... Медленно приседают, опуская глаза вниз. Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

3. Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

4. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Дидактическая игра

«Познакомимся с нашими зубами». Живая экология 2010 №14 с84

3

Самомассаж

1. Медведь. Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминать один палец.

#1064;УМ-М-НА-А. И.П. лёжа на спине. Руки вытянуты на полу над головой. Вдохнуть и вытягивать как можно дальше пятки обеих ног и обе руки, словно собираемся ими до чего-нибудь дотянуться. Как можно сильнее растягиваем руку и ногу. Задержать дыхание, раслабиться и на выдохе произнести: «ШУМ-М-НА-А» Дети до 3-х лет могут произнести «у-у-у-на…»

#1052;есим тесто. Цель: снятие напряжение с мышц живота; улучшение работы кишечника. И.П. лёжа на спине. По часовой стрелке поглаживаем животик, пощипываем его, похлопываем ребром ладони и кулачками.

4. Моемся. И.П. Сидя «по-турецки» -Представим, что мы сидим в тазике и моем грудку. Кладём обе ладони на грудь и начинаем её поглаживать. Необходимо выполнять продольные, вертикальные и круговые поглаживания, имитируя принятие водных процедур.

Дидактическая игра

«Пальцы рук». Программа я человек. 2010 №5 с 7

4

Упражнения для формирования осанки

#1057;тойкий оловянный солдатик. И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть.
2. Самолет. И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны «полетели самолеты». Удерживать позу 510 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

3. Потягивание. И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

4. Покачай малышку. И.п.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги.

Дидактическая игра

«Глаза и настроение»

Программа я человек. 2010 №10 с 16

Месяца

Неделя

Виды оздоровительно- профилактической работы

Комплекс упражнений

Формы работы

Декабрь

1

Дыхательные упражнения

1. Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи

остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как

можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не

поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.

Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

2. Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы

пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

3. Язык

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

4. Насос

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне

делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при

накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-б раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад

(большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед

свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При

каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Игра соревнование

«Как работает дыхательная система».

Живая экология. 2010г. №22 с 105

2

Упражнения для глаз

1. Снежинки. Мы снежинку увидали,

Со снежинкой играли. Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись. Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

2. Лучик солнца. Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

3. Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

4. Прикрепить на оконном стекле, на уровне глаз круговую метку диаметром 3-5мм.Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз

Дидактическая игра

«Правила хорошего зрения».

Программа я человек 2010г. №11 с 17

3

Самомассаж

1. Чебурашка. И.П. Сидя «по-турецки» Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами. Ласково оттянуть ушки 6 раз вверх и вниз, а затем в стороны.

2. Велосипед. И.П. Лёжа на спине. Ноги согнуты в коленях, руки – вдоль тела. Со звуком «Ж-ж-ж-ж-…» делать плавные движения ногами, словно крутим педали велосипеда.

3. Тёплые ножки. Сидя, энергично растирать (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же – левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг об друга, а также о пол.

4. Массаж стоп. Исходное положение: сидя на стуле, закинув одну ногу на другую. Ладошками при этом легко дотянуться до стоп и начать их потирание и разминание. Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. Будет ваш сынок ходить, новые валенки носить.

Дидактическая игра

«Слух человека»

Программа я человек.

2010г. №12 с 18

4

Упражнения для формирования осанки

1. Танец медвежат. Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать. И.п. о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний.
2. Птица. И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 23 раза.
Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки
3. Паровозик. И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 23 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)
4. Маленький мостик. И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Держите, держите спину, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 раза.

Дидактическая игра

«Как беречь ушки»

Программа я человек.

2010г. №14 с 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по городу» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Конспект  подгруппового логопедического занятия  «Путешествие по городу»  с использованием здоровьесберегающих технологий  в подготовительной группеЦель: познакомить детей со звуко...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

"Зимушка - Зима""Лекарственные травы""Во саду ли, в огороде... витамин С""Витамины и здоровый организм"...

Занятия с элементами здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе «Волшебная страна Здоровья»

Программное содержание: формировать общее представление о здоровье, как ценности, положительные эмоции от деятельности, понимании важности хорошего настроения для здоровья человека; умение рассуждать,...

Перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям в подготовительной группе «Колосок»

Перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям в подготовительной группе«Колосок»...

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы «В гостях у Царицы Целебной Музыки»

Конспект музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологийДля подготовительной группы «В гостях у Царицы Целебной Музыки»...