Фестиваль детской игры "«4Д: дети, движение, дружба, двор»
методическая разработка (подготовительная группа)

 Белоусова Валентина Александровна

Фестиваль детской игры проводиля с воспитанниками 6-7 лет на 4 игровых площадках: "Дети любят играть", Движение помогает развитию", "Дружба зарождается в игре", "Двор- лучшее метсо для игр". На каждой игровой площадке дети играли в подвижные, словесные, сюжетные игры, проводили опыты и эксперименты, выполняли творческие задания по рисованию, аппликации, конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий проведения

Фестиваля детской игры

«4Д: дети, движение, дружба, двор»

Место проведения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа» Белгородской области

Целевая аудитория

Дети старшего дошкольного возраста – 5-7 лет

Время проведения

Деятельность

Необходимое оборудование

Содержание

Ответствен

ный

10.00-10.15

Открытие Фестиваля детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор»

-Хорошо, когда с утра

начинается игра!

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

Позавидуешь детишкам:

И девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

Начинается игра!

Игровые абонементы – удостоверения участников, логотипы и др.

Здравствуйте ребята, родители и педагоги! Нам очень приятно видеть вас сегодня на нашем фестивале игры 4D: дети, движение, дружба, двор.

- А вы любите играть? (Ответы детей)

- Молодцы, здорово!  Игра дает каждому возможность искать, пробовать себя, проявлять инициативу, дружить.

- Мы вас приветствуем, друзья,

Нам жить без игр никак нельзя

Они нас с вами развивают,

Участников объединяют.

А чтобы ещё больше объединиться и подружиться, давайте улыбнёмся друг другу и споём весёлую песню «Улыбка»

- Сегодня на нашем празднике присутствуют герои любимых сказок. Узнали их? Ну, конечно, же, это веселый шалун Карлсон

красавица Куколка.

Поприветствуем наших гостей.

Выполняем зарядку «Физкульт-привет». Проводит инструктор по физкультуре с участием сказочных персонажей.

Перед началом игр, предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:

* Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;

* Помнить о законе всех игр: “один – за всех, и все – за одного”.

* Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;

* Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;

* Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;

* Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;

* Научившись – научи друга.

-Готовы принять кодекс подвижных игр? Тогда хором произносим: «Готовы!». Не забывайте, выполнять правила кодекса.

-Сейчас каждая группа получит свой маршрутный лист и по которому вы будете путешествовать по веселым, разнообразным играм.

Раздача маршрутных листов группам.

 Миронова И.А., старший воспитатель

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре

10.15-11.45

Фестивальные мероприятия на игровых площадках

«4Д: дети, движение, дружба, двор»

1 игровая площадка

«ДЕТИ ЛЮБЯТ ИГРАТЬ»

Название игры

Оборудование

Ход игры

Игровые мастера

Сюжетно-ролевая игра «Морской круиз»

Макет корабля, скамейка, стулья, трап, штурвал, спасательный круг, комплект для водолаза (маска, трубка, баллон с воздухом).; матроски, костюмы повара, врача, парикмахера, официантов. Компьютерный монитор, билеты,  путёвки, надписи и вывеска

Цель: Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

- Спешите! Только сегодня в туристической фирме «Саквояж» горящие туры в морской круиз. Вас ждут незабываемые приключения и сюрпризы.

-Ребята! Хотите отправиться в морской круиз?

Как вы думаете, какой нам для этого понадобится транспорт?  (Теплоход).

Как называется место, где собираются все теплоходы? (Порт, речной вокзал).

Распределение ролей. Педагог берёт на себя роль руководителя группы.

Определение игровых целей: Кто главный на теплоходе? (Капитан).

Чем занимается капитан? (Следит за курсом корабля, отдает команды, отвечает за безопасность корабля, команды и пассажиров).

Кто управляет кораблем? (Штурман. Он стоит за штурвалом, внимательно следит за курсом корабля, проверяет его по карте).

Кто еще работает на теплоходе? (Боцман, механики, матросы, кок, врач, официанты, парикмахеры, и т.п.).

Чем они занимаются? (Механик следит за работой оборудования и устраняет неполадки. Матросы следят за работой приборов, следят за тем, чтобы никто не упал за борт, убираются на корабле, выполняют команды капитана.

 Врач осматривает команду, ставит допуск к плаванию, лечит команду и пассажиров.

 Кок готовит обед, официант подает на стол, разносит напитки).

Кого перевозит теплоход? (пассажиров).

Чем занимаются пассажиры во время путешествия? (Расселяются в каюты, общаются, отдыхают, посещают врача, парикмахера, кушают, играют, купаются в бассейне).

Что пассажирам понадобится для путешествия? (Документы, путевка, билет, одежда, видеокамера, фотоаппарат, бинокль и т.п.).

Где мы можем взять путевку и билеты? (В туристическом агентстве).

Из чего мы можем построить наш корабль? (Из стульчиков, конструктора, модулей).

Что будет на нашем корабле? (Капитанский мостик, 2 борта, нос, трап для пассажиров, якорь, штурвал, каюты, столовая, медицинский кабинет, салон красоты).

Ну что же, мы почти все обсудили и теперь самый главный и ответственный этап, нам нужно решить, кто кем будет.

Какими качествами должен обладать капитан? (Он должен быть смелым, сильным, справедливым, ответственным, умным). Кто из детей обладает этими качествами? Кого мы выберем капитаном?

Какой должен быть штурман? (Он должен быть очень внимателен, не должен покидать свой пост). Кого мы выберем штурманом?

Какими качествами должен обладать менеджер? (Он должен быть спокойным, вежливым, приветливым, умным ).

(Выбираем менеджера, кока, матросов, механика, врача, парикмахера, официантов, контролёра. Все остальные - пассажиры).

Создание игровой обстановки. Пока все пассажиры готовятся к отплытию (получают документы в тур. фирме, собирают вещи, готовят детей), мы с матросами и капитаном займемся постройкой теплохода.

Игра. Уважаемые пассажиры!

Теплоход готов отправиться в путь. Просьба всем подойти с билетами к трапу!

-Здравствуйте! Здравствуйте! Покажите, пожалуйста, ваш билет и документы.

-Все в порядке, проходите, пожалуйста, на палубу, ваша каюта слева от входа, и т.п.

Все пассажиры заняли свои места? Убрать трап! Поднять якорь! Полный вперед!

Уважаемые пассажиры!

Для вашего удобства на нашем теплоходе имеется комната отдыха, замечательное кафе, бассейн. Если вы почувствуете недомогание, можете обратиться к врачу, он осмотрит вас и ваших детей. К вашим услугам салон красоты, где вам сделают отличную стрижку и модную прическу.

Просьба соблюдать меры безопасности и не подходить близко к бортам теплохода. Счастливого плавания!

Самостоятельная игра детей.

Команда корабля занимается его отплытием и дальнейшим плаванием. Пассажиры идут в комнату отдыха, кафе, бассейн, салон красоты, врачу.

Окончание и оценка игры: Уважаемые пассажиры!

Наш морской круиз подошел к концу, мы просим вас ответить на вопрос: " Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего? Что бы вы хотели изменить?

Мы благодарим вас за приятное путешествие!

Белоусова В.А., воспитатель

2 игровая площадка

«ДВИЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗВИТИЮ»

Название игры

Оборудование

Ход игры

Игровые мастера

 Спортивная игра «Встречная эстафета»

2 кегли

Команда делится пополам и строится в 2 колонны на расстоянии 6 метров перед ориентиром. По сигналу первый в колонне бежит на противоположную сторону и передаёт кеглю ребенку, стоящему первым в колонне,  бежит в конец этой же колонны. Эстафета заканчивается, когда все игроки поменяются местами.

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре

спортивная игра «Мяч сверху»

4 мяча

Играющие делятся на четыре команды, и каждая из них выстраивается в колонну по одному, одна параллельно другой. Игроки в колоннах стоят на расстоянии вытянутых рук. У капитанов в колоннах— по мячу. По сигналу стоящие впереди игроки передают мяч над головой стоящим сзади них. Те таким же способом передают мяч сзади стоящим. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит вперед, а затем становится первым в своей колонне и предает мяч сверху сзади стоящему. Та команда, которая быстрее всех пересечет финишную прямую считается победителем.

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре

Подвижная игра «Совушка»

Не требуется

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается всвоё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре

Подвижная игра «Руки, плечи и спина»

Не требуется

С помощью считалки выбирается водящий («Салка»).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в игру играть.

Будем бегать, будем прыгать,

Будем мы ногами дрыгать.

Пять, четыре, три, два, раз,

Салкой будешь ты сейчас.

Игроки распределяются по игровой площадке.

Все хором произносят слова:

-Раз -плечо, два - рука, три – конечно же спина.

Ты не спи, не зевай, а скорее догоняй!

Раз, два, три, беги!

Водящему нужно осалить кого-то из детей, но осалить он может только руки, плечи или спину. Чтобы спастись от осаливания, убегающий ребенок может забраться повыше, чтобы водящий не достал до его рук, плеч и спины. А когда водящий отойдёт на безопасное расстояние – слезть и снова принимать активное участие в игре. Как только водящий осалил игрока (за руки, плечи или спину), осаленный игрок становится водящим.

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре

3 игровая площадка

«ДРУЖБА ЗАРОЖДАЕТСЯ В ИГРЕ»

Название игры

Оборудование

Ход игры

Игровые мастера

Игры-экспериментирования

 «Радуга»

таз с водой, зеркало

- Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»?  Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Похвальнова Л.Д., воспитатель

«Где живет эхо?»

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Педагог просит детей рассказать, что такое эхо (когда сказанное слово, песенка слышатся еще раз, как будто кто-то повторяет их). Дети говорят, где можно услышать эхо (в лесу, в арке дома, в пустой комнате).

Педагог предлагает детям проверить с помощью опытов, где бывает эхо, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее наполнения. Сначала дети произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую  банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и произносят звуки. Выясняют, есть ли эхо в этом случае. Затем дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от лестницы. Замечают, как скачет мячик, — так же происходит и со звуками. Выясняют, почему в пустой комнате эхо есть, а в заполненной мягкой мебелью — нет.

Результат. В пустом аквариуме, банке или ведре звук повторяется. В заполненных емкостях эхо исчезло, звуки не повторяются. Мячик хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется  о твердые предметы. Мячик не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы.

Вывод. Звуки — как мячик: если ударяются о твердые предметы, возвращаются к нам в виде эха. В пустой комнате эхо живет, а в заполненной — нет. Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.

Творческая мастерская

Творческая игровая мастерская «Любимые игры»

Без оборудования

Магнит

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие

умения чувствовать других.

Ход игры: дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по

кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля).

Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так

как Юля – магнит. Затем игра возобновляется.

Магнитом должен побывать каждый ребенок.

Броуновское движение

Цель: способствовать сплоченности коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Ход игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

Сороконожка

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Ход игры: несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

Липучка

Цель: игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Ход игры: все дети двигаются, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я, липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети становятся «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.                                  

Альтергот О.П., воспитатель

Творческая игровая мастерская «Цветы для друзей» (коллаж)

Для каждого участника:  альбомные листы, фломастеры и  восковые мелки, цветные карандаши, ножницы, клей – карандаш.  Цветной ватман А2 для коллажа.

Цель: объединение индивидуальных замыслов детей в одну общую картину; совместное общение участников, предоставить детям возможность самовыражения в игровой деятельности, воплощение индивидуальных предпочтений каждого ребенка.

     

Дети (особенно девочки) очень любят рисовать цветы. Цветы для нас символ красоты и праздника. Каждому желающему ребёнку предлагается нарисовать с помощью предложенных материалов свой цветок. Когда рисунок закончен, его нужно вырезать (самому или с помощью взросло) и прикрепить на панно.

По окончании игры проводится краткая беседа, в ходе которой дети обсуждают получившийся коллаж.

Альтергот О.П., воспитатель

4 игровая площадка

«ДВОР – ЛУЧШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР»

Название игры

Оборудование

Ход игры

Игровые мастера

Подвижная игра «Паучок-старичок»

Не требуется

Цель: развивать ловкость, координацию движений, смелость и быстроту реакции, умение действовать сообща.

Выбираются двое водящих, это «паучки - старички», которые становятся друг к другу лицом, соединяют обе руки и поднимают их вверх «воротиками». Остальные играющие произносят слова и проходят между двумя водящими друг за другом: «Жил на свете паучок, быстроногий старичок. Паучку нужна сноровка, сети он раскинет ловко. И висит ловушка, берегитесь, мушки!». По окончанию слов, водящие резко опускают руки. Игрок, который попался в «сеть» (между руками водящих), присоединяется к водящим. Таким образом, получается «сеть», где уже три «паучка – старичка». Игра продолжается, все новые пойманные игроки становятся «сетью», пока не останется последний игрок, он и победитель!
Правила
Играющим нужно идти равномерно, не задерживаясь перед «воротиками». Водящие опускают руки, только после слов: «…берегитесь, мушки!». Победитель выбирает себе второго водящего в пару на следующий кон игры.

Ряполова В.А., воспитатель

Словесная игра  «Я садовником родился»

Не требуется

 Цель: развивать скорость реакции, слуховое внимание, активизировать словарь по лексической теме «Цветы».

Водящий-садовник шепотом и на ушко присваивает каждому игроку имя - название цветка, а потом произносит слова:
«Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме…» — и называет один из цветков.Названный цветок должен откликнуться:
-Ой!
- Что с тобой?
- Влюблен(а)!
- В кого?
- В…
 (далее звучит название любого пришедшего в голову цветка).
Если такой игрок-цветок существует, то он должен откликнуться. Далее они с этим игроком ведут такой же диалог, и он должен вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок.
Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того, как он назвал цветок.
Правила.
Проигравшим считается тот «цветок», который забудет откликнуться или ошибочно среагирует на чужое имя. Такой игрок должен будет выполнить какое-либо задание: спеть песню, прокукарекать и др.Задание-наказание придумывает водящий или вся компания «цветов» совместно. Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен», он становится садовником, и игра начинается сначала.

Ряполова В.А., воспитатель

Подвижная сюжетная игра «Лиса в саду»

Маска лисы, шляпа для садовника

Цель: развивать скорость, память и внимательность.

Выбирают двух водящих - «лису» и «садовника». Остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. «Лиса» становится в середину круга, «садовник» - вне его. «Лиса» подходит к любому игроку и делает движения рукой, как бы срывая что-то и кладя в рот. «Садовник», видя это, спрашивает:

- Что ты там в моем саду делаешь?

- Яблоки кушаю.

- Кто тебе разрешил?

- Никто не разрешил.

После последнего слова «не разрешил» «садовник» заходит в «сад» (круг), пролезая под руками стоящих в кругу игроков, а «лиса» выбегает из «сада». «Садовник» гонится за ней, но только по ее «следу» (пути), то вбегая в круг, то выбегая из него, пока не поймает «лису». Если «садовник» сбивается с пути, то считается, что «лисе» удалось убежать. Тогда выбирают новую «лису» («садовник» остается тот-же) и игра продолжается. Если же «садовник поймает «лису», то выбирают и новую «лису», и нового «садовника».

Правила.

1.«Лисе» разрешается бегать только вблизи круга, не удаляясь далеко в сторону.

2. Игрокам запрещается поднимать или, приседая, опускать руки, задерживая «лису» или «садовника».

Подвижная игра «Веселые ребята»

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, на противоположной стороне проводится вторая черта. В центре площадки находится «ловишка». Игроки хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» их ловит.

Правила: тот, кого «ловишка» успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

(Вариант 2.Дети идут по кругу и проговаривают текст, ловишка находится в центре круга. После произнесённых слов, игроки разбегаются в разные стороны разными видами бега).

Подвижная сюжетная игра «Рыбаки и рыбки»

Веревка      (скакалка)

Цель: развивать внимание, быстроту движения, ловкость.

Двое детей выбираются «рыбаками», у них в руках скакалка (веревка), а остальные «рыбки». Дети начинают водить хоровод вокруг «рыбаков» и напевают песенку:
«В воде рыбы живут,
Нет клюва, но клюют.
Есть крылья - не летают,
Нет ног, а гуляют.
Гнезд не заводят, а детишек выводят».
По окончании слов дети разбегаются. «Рыбаки» берутся за длинную веревку, быстро ловят всех разбегающихся «рыб». Попавшиеся «рыбки» становятся «рыбаками». Игра повторяется 3-4 раза.
Правила.
Рыбаки выбираются считалкой. Разбегаться в стороны только по окончании текста, рыбаки должны поймать как можно больше рыб.

11.45-12.00

Закрытие Фестиваля детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор»

- Фестиваль прошёл на славу!

Похвал достойны и награды,

Всем медали мы вручаем

И здоровья вам желаем!

Призы, медали, смайлики и др.

 Звучат фанфары.

Речёвка:

Раз, два – на планете,

Три, четыре – дружат дети,

Дружба – это счастье жизни,

Дружба  - это мир навеки.

Пусть о чистом, мирном небе

Помнят дети все на свете!

Всем участникам вручаются памятные медали и  призы.

- Всем спасибо за внимание, за задор, за звонкий смех

Говорю вам: «До свидания, до счастливых и новых встреч!»

Все участники фестиваля поют песню:

Фестивальная звонкая песня

Ты звучи каждый год не смолкай.

Дай нам радости всем от общенья

Под крылом нас своим собирай.

Мы поделимся всем сокровенным,

Руку дружбы друг другу пожмём.

Этот праздник для всех непременно,

Будет добрым и радостным днём.

Припев: Улыбнёмся друзьям,

Пожелаем всем успеха,

Будем дружбу беречь,

Сохраним теплоту наших встреч!

Миронова И.А., старший воспитатель

Мурашова Л.В., инструктор по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план проведения Фестиваля детской игры «4Д: дети, движение,дружба, двор»

Фестиваль проводился в соответствии со структурой сценарного плана в форме тематических игровых площадок и творческих мастерских.На спортивной площадке ДОУ прошло открытие Фестиваля,  дошкольники...

Фестиваль детской игры «4D: дети, движение, дружба, двор» (сценарий).

Фестиваль детской игры «4D: дети, движение, дружба, двор»  Цель: популяризация детской игры среди детей и взрослых.         В последнее время в наше...

«ИГРЫ 4D: ДЕТИ, ДВИЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ДВОР»

СЦЕНАРИЙ ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ «ИГРЫ 4D: ДЕТИ, ДВИЖЕНИЕ, ДРУЖБА, ДВОР»...

План проведения фестиваля детской игры «4д: дети, движение, дружба, двор»

Фестиваль проводился в соответствии со структурой сценарного плана в форме тематических игровых площадок и творческих мастерских.На спортивной площадке ДОУ прошло открытие Фестиваля,  дошкольники...

Сценарий фестиваля детской игры 4D: дети, движение, дружба, двор.

Цель: популяризация и развитие культуры детской игры среди детей дошкольного возраста. Задачи: - создание игровых условий, способствующих активному и полноценному проживанию счастливого п...

«Игра 4D дети, движение, дружба, двор»

                  В течении двух лет, я с детьми своей группы участвовала в проекте                 ...