Диагностика культуры здоровья детей
учебно-методический материал (старшая группа)

Колегова Дарина Васильевна

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_kul_tury_zdorov_ya_detej_starshego_d_v-ta.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель — изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения».

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

  1. Здоровый человек — это...
  2. Мое здоровье...
  3. Иногда я болею, потому что...
  4. Когда я болею, мне помогают...
  5. Когда у человека что-то болит, то он...
  6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что...
  7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
  8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
  9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
  1. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
  2. Когда мои друзья болеют, то я...
  3. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты оформляются в таблицу.

Направленность отношения

Детские суждения (комментарии)

Отношение к здоровью

1,7

Отношение к своему здоровью

2, 3, 6, 12

Отношение к болезни

4, 5, 11

Отношение к опасным для здоровья ситуациям

10

Направленность желаний о здоровье

8, 9

Обработка результатов.

В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обратите внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

В изучении отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников можно использовать методику «Сочини историю». Варианты тем следующие:

-   «Картина моего здоровья» (с использованием рисования);

- «Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;

- «Мой друг заболел, или Письмо больному другу (подруге)»;

-  «История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил

зубы»;

-  «Путешествие в страну Здоровье».

Контент-анализ детских высказываний направлен на понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни, отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств, свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.

Так же как и с детьми младшего—среднего дошкольного возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от нескольких дней до 1—2 недель). В ходе наблюдения фиксируются: ^   устойчивость и направленность любых действий и деятельности

дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;

- бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру;

   -мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом;

   -свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы в решении здоровьесберегающих задач;

    -осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости, трудолюбия и др.);

   -осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни.

Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в таблицу,

составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Отношение ребенка                                                    (лет, мес) к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Устойчивость и направленность любых  действий   и   деятельности   дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни

Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру

Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом

Свободное оперирование своими возможностями и верой в собственные силы   в   решении   здоровьесберегающих задач

Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения,   честности,   справедливости, трудолюбия и др.)

Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни

ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника — изучить особенности мотивации здорового образа жизни старших дошкольников, особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его по направлениям (разделам): «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

Обратите внимание, что ведущий диагностический метод — индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведения дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводится по разделам! Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, — в вечерние. Беседа может проводиться в течение нескольких дней.

Раздел 1. «Здоровый человек»

Цель изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.

Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?

А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь.

Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?

Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?

Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?

Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?

Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?

Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит, как ты думаешь?

Раздел 2. «Знания о человеческом организме»

 Цель изучить особенности знаний детей о человеческом организме.

Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?

Ребенку предлагается из отдельных составляющих частей тела человека собрать целостную фигуру (дидактическая игра «Собери человека»). По ходу игры воспитатель задает ребенку дополнительные вопросы: «Что ты сейчас делаешь? Как называется эта часть человеческого тела? Для чего она нужна человеку?» и др.

Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?

Как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?

Зачем человеку мышцы?

Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?

Зачем организму человека нужна кровь?

Если бы ты перестал дышать, то что бы с тобой произошло?

Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда она попадает в рот? (Можно использовать наглядное средство — схему-таблицу «Внутреннее строение человека».)

Где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?

Как ты думаешь, чем человек отличается от животного?

А что есть общего у человека, животного, растения? (Можно использовать наглядное средство — три картинки с изображениями человека, животного и растения, например дерева.)

Как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-разному?

Раздел 3. «Ребенок в безопасном мире»

Цель изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего дошкольника, особенности знаний о безопасности поведения в окружающей среде.

Вопросы для собеседования:

Безопасность в доме

Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему? Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?

Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасным?

Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04), то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.

Безопасность на улице

Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как ты будешь себя вести? А если тебя укусит собака или поцарапает кошка, какими будут твои действия?

Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?

Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Почему, объясни.

Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал тебя пойти с ним, как ты будешь себя вести?

Умеешь ли ты плавать? Какие правила поведения на воде ты знаешь?

Знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.

Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям спастись от лесного пожара.

Безопасность в детском саду

Представь: мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?

Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?

Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?

Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?

У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик (или Незнайка), а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим спортивным уголком. Как ты будешь это делать?

Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.

Как ты думаешь, почему в группе нельзя играть в подвижные игры рядом с аквариумом?

Раздел 4. «Я и другие люди»

Цель — изучить особенности знаний детей о социально благоприятных (здоровых) взаимоотношениях людей. Вопросы для собеседования:

Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом, разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?

Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты скажешь «здравствуй», а кому — «здравствуйте»? Почему? А когда мы еще говорим эти слова?

Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к взрослому? А к незнакомому взрослому?

Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих привычек? Объясни, пожалуйста, почему.

Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое упражнение «Хорошее — плохое настроение»: ребенку предлагается разложить карточки с различными эмоциональными состояниями человека на две группы и объяснить свои действия.

У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь, назови?

Игровая ситуация «Два сердитых мальчика»: ребенку предлагаются картинки с изображениями мальчиков, готовых к драке. Задается серия вопросов: «Как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что делать, чтобы злость проходила?»

Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.

Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке, братику и т. д.), расскажи, как будешь ухаживать за больным?

Критерии оценки:

-наличие ответов на вопросы и решений предлагаемых ребенку диагностических игровых и проблемных ситуаций;

-адекватность детских ответов и решений;

-полнота и глубина ответов, здоровьесберегающая эрудированность ребенка;

-перенос имеющихся здоровьесберегающих знаний в решение проблемных и имитационных ситуаций;

-активность дошкольника в ходе беседы, интерес к ее содержанию.

Уровни знаний детей

Превосходный: ребенок уверенно владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. На все вопросы по четырем разделам диагностики ребенок дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом здоровьесберегаю-щую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование знаний, умений и навыков в реальной практике в решении конкретных здо-ровьесберегающих задач. Ребенок владеет устойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Представления ребенка носят целостный характер.

Высокий: ребенок владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации. Практически на все вопросы по четырем направлениям диагностики дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесбе-регающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят целостный характер.

Средний: ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы по четырем направлениям диагностики ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.

Низкий: ребенок слабо владеет здоровьесберегающим содержанием, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций, но чаще активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов по четырем направлениям диагностики ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность здоровьесберегаюших представлений. У ребенка не оформлена здоровьесберегающая компетентность, он не подготовлен к решению конкретных здоровьесберегаюших задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни, не задумывается об этом.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком здоровьесберегаюших знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях пребывания в детском саду и в специально организованных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитанников.

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с критериями:

-применение ребенком здоровьесберегаюших знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых здоровьесберегающих (валеологических) задач;  

- актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

нужной ситуации

-  решение реальных и игровых задач, содействующих сохранению

здоровья;

-автономность, самостоятельность решения.

Результаты наблюдения фиксируются воспитателем в протоколе, образец которого был представлен ранее.

Для изучения здоровьесберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста также целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком задач:

  -здорового образа жизни и безопасного поведения;

-  разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Описание игр представлено в приложении 2. (приложение смотреть в пособии)

Критерии оценки здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника

-применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

- быстрота актуализации здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой дидактической задачи;

-решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья,

-автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них компетентному ребенку присуще самостоятельное применение здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении здоровьесберегающих задач. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности старшего дошкольника.

Педагогу необходимо организовать опрос родителей своих воспитанников, чтобы определить причины, например, недостаточно глубоких знаний ребенка, его некомпетентности.

Рекомендуемые вопросы для опросника, позволяющего изучить особенности культуры здоровья семьи, приведены в анкете для родителей.

Приложение 1

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы по разделу

«Строение человеческого тела»

Уровни представлений

1

2

Кто это?

Высокий (квадрат): ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний (треугольник): Ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий (круг): ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы

Покажи, какие части тела есть у человека. Назови их.

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек Делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Предлагаем вашему вниманию презентацию "Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста". В презентации раскрыты понятия: "здоровье", "культура здоровья"; обозначены задачи , пробле...

"Формирование культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста, как важное условие социально - личностного развития дошкольника".

Смысл культуры здоровья, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности ...

Проект на тему:"Формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни - как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элемента...

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

Реферат "Диагностика культуры здоровья дошкольников"

В работе расскрывается проблема охраны и укрепления здоровья ребенка дошколного возраста"...

Проект "Формирование гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста"

Проект "Формирование гигиенической культуры и культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста"...