Эстафета как средство развития двигательной активности
методическая разработка (старшая группа)

Серина Ольга Вячеславовна

Цель: подобрать серию эстафет и проверить их результативность  применения для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estafeta_kak_sredstvo_razvitiya_dvigatelnoy_aktivnosti.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Эстафета как средство развития двигательной активности

детей старшего дошкольного возраста ».

Актуальность проблемы развития двигательной активности детей дошкольного возраста подтверждается тем, что двигательная активность имеет большое значение для их здоровья и физического воспитания. Развитый уровень двигательной активности не проявляется спонтанно, а требуют систематического формирования.

Следует отметить, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ четко определяет роль дошкольного образования, которое направлено на развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Вместе с тем ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) выделяет образовательную область «Физическое развитие» ребенка, предусматривающую приобретение двигательного опыта.

Исследованием двигательной активности детей занимались многие отечественные ученые ( И.А.Аршавский, Н.А.Бернштейн, Н.И. Бочарова, М.Я. Виленский, В.И. Лях, М.А.Рунова и другие).

Однако Л.С. Выготский отмечал, что игра и как ее частное проявление - эстафета, является одним из важнейших источников развития когнитивных способностей и формирования произвольного поведения детей дошкольного возраста.

Наш практический опыт работы с детьми позволил выйти на проблему исследования: как использовать эстафету, чтобы она являлась эффективным средством развития двигательной активности старших дошкольников на занятиях физической культуры?

Объект исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.

Предмет исследования: эстафета как средство развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.

Цель исследования: подобрать серию эстафет и проверить их результативность применения для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

При проведении исследовании мы исходили из гипотезы, что развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры будет осуществляться более успешно, если использовать эстафету, игровые моменты которой направлены на развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества.

В процессе выполнения работы нами решались следующие задачи.

Первая задача была направлена на выявление сущности понятия «двигательная активность» и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития двигательной активности детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.

Двигательная активность ассоциируется с такими понятиями как «деятельность », «физическая подготовленность», «действия», «движения».

Двигательная деятельность – совокупность двигательных действий.

Двигательное действие – это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт), сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи, состоящий из движений (бессознательных и нецелесообразных механических перемещений тела, его частей или поз).

В содержание двигательной активности детей старшего дошкольного дошкольников входит много составляющих, но нами выделены ловкость, быстрота и скоростно-силовые качества.

(Ловкость позволяет рационально и целесообразно ситуации использовать двигательный опыт для реализации в изменяющихся условиях. В характеристике ловкости указывается быстрая способность к овладению новыми движениями и двигательных действий в соответствии с внезапно изменяющимися условиями и требованиями.

Быстрота определяется, как способность выполнять необходимые двигательные действия за наименьший возможный период времени.

Скоростно-силовые качества представляют собой способность к осуществлению максимальной мощности усилий в минимальный промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения.)

Их же мы выделяем и как критерии развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста ( ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества.)

Вторая задача была направлена на выявление возможностей эстафеты как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В этой связи весьма актуальны теоретические и практические разработки, связанные с использование эстафет на занятиях физической культурой для детей старшего дошкольного возраста Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Н.А Коротковой и других.

Рассматривая эстафету как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к следующему выводу, что:

- эстафета обеспечивает структурность организации процесса;

- последовательность, повторяемость и репродуктивность действий с незначительными изменениями;

- регламентирует выполнение команды и наглядное восприятие совокупности двигательных действий.

Выявлено, что эстафеты обладают особыми возможностями и являются важнейшим средством развития физических качеств подрастающего поколения таких, как силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

Эстафета с элементами игры обладает большими возможностями и является педагогическим средством развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, включая такие качества, как быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и другие.

При этом специфика игр-эстафет заключается в том, что кратковременные периоды повышенной двигательной активности сменяются отдыхом. Это весьма важно учитывать при использовании их для детей дошкольного возраста.

Третья задача была связана с диагностированием уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести серию эстафет, направленных на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить их результативность.

С учетом выделенных критериев, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста определены три уровня развитию двигательной активности: высокий, средний и низкий Подробная их характеристика дана в работе на стр …?

Экспериментальной базой исследования являлось МКДОУ « Детский сад №1 г. Камызяк» Астраханской области. В эксперименте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 39 человек. Все участники экспериментальной работы входили в основную группу здоровья, не отличались завышенной массой тела или ее дефицитом.

Контрольную группу (КГ) составили 20 детей, а экспериментальную группу (ЭГ) – 19 детей.

Диагностика развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в ходе констатирующего и формирующего экспериментов с помощью специальных контрольных упражнений по контрольным показателям уровня физической подготовленности, разработанной на основе общероссийской системы мониторинга физического развития детей ( контрольные показатели представлены а приложении 1,2).

Сравнительный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что дети старшего дошкольного возраста в основном имеют средний и низкий уровни развития двигательной активности. Показатели ЭК и КГ почти одинаковые.

На высоком уровне развития двигательной активности в ЭГ – 3чел. (16%) и КГ – 4 чел.(20%). Средний уровень развития двигательной активности соответственно: в ЭГ – 10 чел.(53%) и КГ-11 чел (55%). А на низком уровне развития двигательной активности: в ЭГ – 6 чел. (31%) и КГ – 5 чел. (25%).

В ходе формирующего эксперимента использовались эстафеты-игры и эстафеты-соревнования, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты детей старшего дошкольного возраста. Использование эстафетных упражнений осуществлялось на основе адаптированной методики С.Ю. Максимовой.

На занятиях использовались эстафеты: «Между двух огней» , «Загрузка арбузов», « Загони быков на ранчо», «Всадники, играющие в чехарду», «Вооружи команду». При этом эстафеты сопровождались различными дидактическими материалами (карточками, воздушными шарами, кубиками, игрушками, обручами, мячами и т.д.).

Использовалась беспредметная передача эстафетного предмета посредством касанием партнеров, хлопка ладонями.

Для развития ловкости дошкольников активно использовались эстафеты с полосой препятствия. Полосы препятствий – это наиболее распространенный элемент эстафеты для развития двигательной активности детей дошкольного возраста. При этом осуществлялось построение полосы с сочетанием различных упражнений. Для этого использовались обручи, конусы, гимнастический мат, змейка из конусов и т.п. Описание формирующего эксперимента подробно представлено в п. стр…?

( Например, дети выполняли прыжки в обручи двумя ногами (обручи лежат по одному). Проползали по гимнастическому мату на животе. Бег через обручи – каждой ногой в каждый обруч, проползали через тоннель, прыжки в обручи двумя ногами, змейка из конусов, кувырок на гимнастическом мате, прыжки через препятствия, в виде двух конусов и палки посередине, проползали через тоннель. Проходили по мостику (равновесие), перепрыгивали через препятствие (прыжки в высоту), обегали конус (бег, равновесие). ИМЕТЬ ЗАГОТОВКУ ОТВЕТА ЛЮБОГО ПРИМЕРА ЭСТАФЕТЫ

Таким образом, сочетание различных упражнений и чередование оборудования в зависимости от физических возможностей детей и уровня развития двигательной активности позволяли использовать данные упражнения на развитие быстроты, ловкости и скоростно-силовых качеств детей старшего дошкольного возраста.

После окончания формирующего эксперимента был проведен контрольный срез.

В результате сравнительного анализа полученных данных констатирующего и формирующего эксперимента был сделан вывод о том, что в ЭГ были замечены изменения по показателям, а в КГ – нет.

При этом в ЭГ наблюдаются снижение количества детей с низким уровнем развития двигательной активности с 6% на 3%. Фиксируется улучшение на 3%.

Характерно увеличение количества детей среднего уровня развития двигательной активности на 15%, то есть с 53% увеличились до 68%.

Также на высоком уровне развития двигательной активности после формирующего эксперимента замечено увеличение на 3%, то есть с 3% до 6% от общего количества детей.

В тексте работы количественные результаты после математической обработки представлены в таблицах 2-8 и в диаграммах на рисунках 1-4.

На основе анализа полученных результатов педагогического эксперимента можно сделать вывод о том, что констатируется эффективность развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при применении эстафет в качестве педагогического средства.

В процессе выполненного исследования цель достигнута, поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».

Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

«Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»

Консультация предназначена для воспитателей. Раскрыты вопросы методики организации и проведения подвижной игры с дошкольниками, а так же рекомендации по оснащению развивающей предметно -пространственн...

Опыт работы по теме "Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии"

Нестандартное оборудование как средство развития двигательной активности дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии...