Проект по сохранению и укреплению здоровья в старшей группе «Ручеёк»» на 2022 - 2023 уч. год «Если хочешь быть здоров!»
проект

Коростелева Евгения Александровна

Тип проекта: информационно-исследовательский; познавательно - игровой по содержанию: «Ребенок и ЗОЖ»; детско-взрослый, где ребенок, исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (дети 5-6 лет); коллективный, долгосрочный.

Актуальность

Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья:

- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

- оборудование физкультурного уголка;

- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Цель: создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:

- Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

-  Осуществить выбор и внедрение новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с учетом особенностей ДОУ.

- Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.

- Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по вопросам здоровьесбережения.

- Разработать план работы, включающий наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй. Реализация задач проекта осуществляется по направлениям: физическое развитие познавательно-речевое развитие; социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие ребенка. 

Срок проекта: 2022 - 2023 уч. год

Введение

    Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Очевидно, что без формирования у детей и взрослых потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, сегодня задачу не решить.

В проекте собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации. Проект является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.

    В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Так, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг здоровья) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

Условия реализации проекта

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха

Наличие теоретических и практических знаний у педагогов. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту

Создание условий для эмоционального благополучия (уголки уединения…)

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении…

Реализация наиболее эффективных форм систематической работы с родителями.

Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Пропаганда ЗОЖ через «Консультационный пункт» и сайт детского сада

Ожидаемые результаты

1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

2. Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону);

3. Сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса;

4. Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;

5.Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки, игр, упражнений, медиатеки, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации.

7. Создание системы мониторинга.

Этапы проекта

Этап проекта

Действия педагога

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с семьей

Организационный (подготовительный)

Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов продукта проекта

Разработать план реализации проекта;

Подобрать метод. литературу для реализации проекта

- наглядно дид. материал, художественную литературу, репродукции картин, организация развивающей среды.

Обновление и покраска оборудования на участке д/сада.

Оформление игрового участка к летнему сезону, озеленение клумб.

Подбор материала для изготовления дид. игр.

Создание картотеки по сезонам подвижных игр.

Оформление информационного стенда для родителей  

Беседы с детьми о пользе природных факторов для укрепления здоровья;

 

 

Чтение художественной литературы детям;

 

 

Совместно с детьми

придумать эмблему, девиз и элемент одежды на   оздоровительный период.

Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);

 Помощь педагогу в обновлении и покраске оборудования на участке д/сада.

Оформление игрового участка к летнему сезону, озеленение клумб.

 

Основной (деятельностный)

                                       Непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка.

 

 Подбор материалов для информационного стенда, консультаций, для родителей по теме проекта;

 Инструктаж детей по предупреждению травматизма в играх со спортивным оборудованием;

 Подбор упражнений, игр, эстафет с мячом;

 Изготовление дидактической игры «Назови «лишний» вид спорта».

 Ознакомление родителей с формами работы по проекту.

гимнастика для глаз;

• динамические паузы

• экскурсии по территории детского сада;

• спортивные соревнования, игры, эстафеты;

• беседы

• чтение рассказов, стихов;

• дыхательная гимнастика;

• Сюжетно ролевые игры;

• дидактические игры;

• пальчиковая гимнастика:

• подвижные игры;

• организация детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;

• Гимнастика пробуждения;

• ходьба по массажным коврикам;

• совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт» (педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;

Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.

 просмотр с детьми программ по ТВ, освещающих вопросы закаливания и ЗОЖ;

рассматривание иллюстраций;

выполнение домашних заданий совместно с детьми.

 

создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки);

участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;

участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;

Заключительный

Презентация продуктов проекта

Открытие фотовыставки.

Подготовка к проведению интегрированного НОД (

мероприятия)

Участие детей в открытых мероприятиях для педагогов совместно с родителями.

Фотопрезентация для родителей «Если хочешь быть здоров!»

Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей по итогам проекта).

 

 

Образовательные области

Ведущая деятельность

Формы работы

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

         Игра «Назови «лишний вид спорта;

         Демонстрация мячей, изготовленных из разного материала: тряпичные, кожаные, пластмассовые, резиновые и т.д.

 Экспериментирование с водой, песком. Опыт «Солнечный зайчик»

 Наблюдение за явлениями живой и неживой природой.

  Сбор гербарий и природного материала;

 Дидактические игры по теме проекта.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная, игровая деятельность,

 

         Пешие прогулки (3 раза в неделю);

         Беседа с детьми об истории рождения мяча;

         Беседа: «Такие разные виды спорта»;

         Беседа: «Как вести себя в жару на участке»;    

         Беседа: «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода»; 

         Развлечение «Поиск сокровищ»;   

         Рассказы на темы: «Футбол», «Из истории возникновения велосипеда»;

         Беседа «Игры на асфальте»;

 самообслуживание и элементарная трудовая деятельность.

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора

 Разучивание девиза: «У нас закон простой»;

 Речевок: «Ладушки», «Я обед съедаю сам», «А у нас есть ложки», «Ставни закрываются», «Чтоб от болезней защищаться».

 Разучивание стихотворений;

 Чтение художественной литературы.

 Дыхательные упражнения, пальчиковые игры.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование из различных материалов.

 Конкурс рисунков «Мой веселый, ловкий мяч…»;

 Прослушивание и разучивание песен;

 Музыкально – физкультурный досуг «Фестиваль народных игр»

 Изготовление атрибутов для игр.

 Лепка из соленого теста «Угощения для гостей».

 Театрализованная игра «Мишка болен».

 Лепка «Полезные продукты питания».

 Конкурс рисунков «Водное царство»

  Рисунки на мокром песке.

 Изготовление поделок из бросового материала

Физическое развитие

Двигательная деятельность

 Спортивное детско-родительское развлечение «Здравствуй лето, лето-красное»;

 Игры, упражнения, эстафеты с мячом;

 Спортивный досуг  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;         

 Досуг «Мой веселый звонкий мяч» (закрепление пройденных упражнений, эстафет, бесед);

 Спортивный досуг «Веселые снеговики»

 Досуг «Весна-красна!»

 тематические, динамические паузы.

Работа с родителями.

  • Консультация «Как одеть ребенка в жару»;
  • Консультация «Закаливающие процедуры в домашних условиях летом»;
  • Консультация «Что должны знать мама и папа о ПДД»    
  • Буклеты для родителей: «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать».       
  • Консультация «Прогулки в зимний период»
  • Беседа «Витамины круглый год»
  • Картотека упражнений «Упражнения для профилактики плоскостопия»

В результате реализации проекта у детей повысилась сопротивляемость организма к вирусным и простудным   заболеваниям. Сформировались элементарные знания о летних, зимних видах спорта, о разновидностях мяча, закаливании, массаже.  Отличается повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, у них формируется здоровый образ жизни, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности, таким образом проектный метод в организации деятельности ДОУ показывает своё преимущество и эффективность

Литература

Е. А. Алябьева. Сказки о предметах и их свойствах.  М.: ТЦ Сфера, 2014г.-с.5

А. И. Шапиро. Первая научная лаборатория. М.: ТЦ Сфера, 2017г.с.9,18,45,54,88

Г. В. Волкова. Занятия в разновозрастной группе. М.: ТЦ Сфера, 2015г. с. 98

Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. Безопасность. М.: ТЦ Сфера, 2016г. с.102

Ю. М. Хохрякова. Сенсорное восприятие детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2017г.

М. В. Анисимова. Музыка здоровья М.: ТЦ Сфера, 2023г.

Микляева Н.В.. Детский сад будущего. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с.

Иванова Н.В.. Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.61.

Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 208 с.

Возная В.И.. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

Доронова Т.Н.. Играют взрослые и дети. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.

Михайленко Н.Я.. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2019. – 96 с.

 Белая К.Ю.. Разноцветные игры. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.

 Бондаренко А.К.. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

Алябьева Е.А.. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Дыбина О.В.. Что было до…. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 160 с.

Дыбина О.В.. Рукотворный мир. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

Синицина Е.И.. Умные слова. - М.:Лист,2000. – 176 с.

Анищенкова Е.С.. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2007. – 61 с.

 Михайлова М.А..Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 2020. – 240 с.

 Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

Богоусловская З.М.. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 2021. – 207 с.

Шарыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!» «Мы здоровью скажем - Да!»

Сценарий спортивного досуга с родителями в рамках проекта «Если хочешь быть здоров!»«Мы здоровью скажем - Да!» Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех и взрослых и ...

Спортивный досуг в День Здоровья «Если хочешь быть здоров» \в старшей и подготовительной группе детского сада \

Спортивный досуг в День Здоровья «Если хочешь быть здоров»\в старшей и подготовительной группе детского сада \...

Педагогический физкультурно-оздоровительный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников младшей группы

Одной из основных задач дошкольного образования стоит охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.  Особенно остро эта задача стоит в первый год, во время адаптации, когда...

План - программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников старшей группы

План - программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников...

Анализ работы временно-проблемной группы по теме «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» дошкольной ступени №2 за 2022/2023 учебный год

Физкультурно-оздоровительная работа в ДО - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения....

Сохранение и укрепление здоровья детей старшей группы общеразвивающей направленности с помощью Тренажерно - информационной системы "ТИСА" "На приеме у доктора Пяточкиной!"

Конспект к занятию для детей старшей группы общеразвивающей направленности/ При создании конспекта, учитывалась недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей. Это...

Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)

    Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...