Консультация для педагогов: "Создание физкультурно - игровой среды в образовательном пространстве ДОУ."
учебно-методический материал

Парубец Ирина Михайловна

Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья. Как можно использовать пространство, что можно сделать своими руками и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizk.-igr._sreda.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Создание физкультурно - игровой среды в образовательном пространстве ДОУ. Использование нестандартного оборудования для двигательной активности детей.

Подготовила:

Инструктор по ФИЗО

МАДОУ ЦРР д/с №40

Парубец И.М.

г.Калининград

Развивающая среда – это окружение, с которым ребенок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребенка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций и, безусловно, здоровья.

Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.

Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой их саморазвития. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность среды для ребенка и направить его активность на взаимодействие с ней, использовать элементы среды для развития всех специфических дошкольных видов деятельности. Эффективность использования физкультурной среды повышается за счет активного вовлечения детей в ее преобразование..

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию, следует исходить из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание следует обратить на условия для самостоятельной двигательно-игровой деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей, среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие.

Одной из главных причин недостаточной двигательной активности детей в дошкольных учреждениях является нерациональная организация площадей групповых помещений. Создавая многочисленные так называемые «зоны развития», педагоги почему-то забывают об условиях для движений и ограничиваются лишь организацией «физкультурного уголка». Будем помнить, что «физкультурный уголок» - это не место для хранения нескольких физкультурных пособий, а прежде всего пространство, где каждый из детей может двигаться, не мешая другим, в полной мере удовлетворяя потребность в движении. Лучшим вариантом решения проблемы является обеспечение физкультурного пространства в спальной комнате при замене стационарных кроватей трансформирующимися. Условия для движений создаются и в рекреациях, раздевальных комнатах. Особое внимание уделяется развивающей пространственной среде на воздухе, где выделяются групповой участок, общая физкультурная площадка, места для спортивных упражнений и игр. Следует также широко использовать и ближайшее природное окружение для экскурсий, пеших и лыжных прогулок-походов.

Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов.

 При проектировании оздоровительной физкультурно-игровой среды следует обеспечить:

эколого-гигиенические условия;

достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;

условия для занятий физическими упражнениями;

необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.

Развивающая физкультурно-оздоровительная среда включает:

достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;

в физкультурную зону в групповой комнате необходимо купить тренажёры, гимнастическую лестницу, переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);

физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;

общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;

места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;

оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;

велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;

ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;

маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;

спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);

специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;

оборудованный центр «Осанка»;

атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);

инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;

инструментарий для обследования двигательных умений детей;

книги и репродукции о физкультуре и спорте;

дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);

игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).

К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.

Для осуществления задач физического воспитания используется физкультурное оборудование: стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных упражнений и игр, физкультурные пособия, атрибуты, игрушки-двигатели.

Требования к физкультурному оборудованию:

отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики;

соответствовать по размерам и конструкциям анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, их возрасту;

обеспечивать всестороннее физическое и двигательное развитие детей;

активизировать игровую деятельность.

Оборудование спортивного зала составляют: гимнастическая стенка (высота 2,5 м, 3-4 пролета), гимнастические скамейки, доски, мишени для метания разных типов; стойки для прыжков; пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.), маты, зрительные ориентиры.

Общая физкультурная площадка на воздухе (мини-стадион) должна иметь: беговую дорожку, яму с песком для прыжков (размеры 4x4 м, глубина - 40 см); шведскую стенку (высота 2-2,5 м), различные полосы препятствий, бревно для равновесия (длина — 5 м, высота - 40 см); канат для лазанья, стойки для натягивания сетки (для игры в мяч, бадминтон); разные типы пирамид для лазанья; мишени для метания разных типов.

Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, необходимо подобрать и объединить его различные виды в комплекты с учетом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе: в отдельном физкультурном зале дошкольного учреждения, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате без спален и со спальнями, раздевальной комнате, на физкультурной площадке, групповом участке и т. д.

В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1-5 единиц), набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное (лестница-стремянка, горка-скат, мос- тик-качалка); сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформаций деталей комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием (специальные крючки, защелки, контактные ленты); дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т. д.); игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).

Эффективно использовав физкультурное оборудование, педагог обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность.

Размещение оборудования должно быть удобным: дети могут подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования - создание новизны. Детям надоедает однообразие; они порой даже перестают замечать самые любимые игрушки. Новизна создается за счет смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики, домики); перестановка пособий в различном пространственном расположении.

Летом на участке интересные варианты можно получить с помощью обыкновенных тентов. Для их изготовления применяется любая ткань (например, палаточная), желательно ярких расцветок. Чтобы быстро и удобно закрепить тент, к нему пришиваются пуговицы, завязки, ленточная тесьма, застежки-молнии.

Использование физкультурного оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраста детей. В младших группах оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребенку свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и наоборот. Иными словами, должны создаваться условия для его наиболее полного самовыражения в деятельности. Можно влиять на разнообразие движений, используя совсем незначительное количество простых пособий: во- первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом; в-третьих, развивая у детей умение выполнять на каждом оборудовании все знакомые движения; в-четвертых, объединяя детей в совместных движениях с одним пособием (скакалка, мяч, обруч на двоих).

Внося пособия в группу, будем расставлять их каждый раз несколько по-иному: в другой части комнаты, в различном пространственном расположении (например, переносную лестницу можно положить на пол, концами на два стула, наклонно, боком), дополнять основные пособия небольшими деталями (на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку - мяч, который «подскажет» ребятам новое движение); объединять физкультурные пособия в комплексы, полосы препятствий.

Физкультурное оборудование вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.

Так, во время утреннего приема пособия рассчитываются на умеренную «среднюю» подвижность детей. Учитывается и еще одно обстоятельство: педагог занят приемом детей, он не может уделить должного внимания руководству двигательной деятельностью, поэтому преимущество отдается пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: это шнур, скакалка, веревка; доска обычная, ребристая, наклонная; кубы, кегли, дуги и т. п.

После завтрака дети должны активно отдохнуть перед «сидячими» занятиями (в этом случае их умственная активность будет выше), а на прогулке в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У педагога есть возможность несколько больше, чем в утренний прием, уделить внимание каждому из детей. В это время предусматриваются более сложные пособия, требующие специального наблюдения или руководства педагога.

Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна, а также после полдника, на прогулке. Здесь она может быть высокоэмоциональной, творческой. Целесообразно дать до-школьникам простые предметы, с которыми можно много и по-разному двигаться (мячи, обручи, разные по размерам, из разных материалов).

Потребность фантазировать - одна из самых ярких черт детей 5-6 лет. Воспользуемся этим и создадим для детей в группе и на участке дошкольного учреждения своеобразную «физкультурную лабораторию», где они смогут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движениями: повторять, сравнивать, изобретать. Предпочтение следует отдавать сборно-разборным конструкциям, чтобы можно было по своему усмотрению превратить физкультурный комплекс в «пожарную» лестницу, смотровую вышку, мачту корабля. Тогда движение лазанья, например, органически войдет в сюжетно-ролевую игру, обогатив ее содержание и одновременно дав возможность многократно и по-разному двигаться, сочетая различные движения, регулируя их темп, амплитуду и т. д. Здесь можно поупражняться в ловкости, выносливости, силе, научиться легко взбираться по веревочной лестнице, канату, шесту, придумывать разные способы перемещения с одного вида оборудования на другое. Важно каждый день по-разному расставить оборудование, по- разному его использовать - никакой однотипности, никакого штампа! Педагог предоставляет детям полную свободу, наблюдая за ними со стороны и при необходимости обеспечивая страховку.

Можно устроить настоящую «физкультурную» сказку о докторе Айболите, пробирающемся в Африку, сочинить невероятную историю о ловких обезьянках.

Исходя из предложенных рекомендаций, педагоги планируют обогащение физкультурно-игровой среды на каждый предстоящий учебный год. В план включаются новые приобретения физкультурного оборудования и пособий, создание физкультурных зон, оборудование площадок, изготовление самодельных пособий для движений. 

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого я использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

«Поймай бабочку»

Связаны из ниток внутри поролон, крепятся на середину палочки с веревочкой.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость.

Ребенок держит палочку с двух сторон, к которой привязана «бабочка» на веревочке, начинает крутить палочку, наматывая веревочку.

«Поймай жучка»

Сделаны из меховой ткани, крепятся к палочке на веревочке.

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять в прыжках вверх.

Воспитатель держит палочку с «жучком» на уровне 10-15 см. выше поднятой руки ребенка.

Дети подпрыгивают вверх и касаются рукой «жучка»

«Прокати мяч под мостик»

Сделан из киндер-сюрпризов, проволоки, крепятся на баночки, залитые гипсом.

Цель: развивать ловкость, глазомер, меткость.

Взять мяч, прокатить под «мостик».

«Перешагни через мостик»

Цель: развивать координацию движений, упражнять в равновесии.

Дети перешагивают через «мостик», идут по «камушкам», мешочкам.

«Попади в цель»

Сделаны мешочки с песком из разноцветной моющейся ткани с наклеенными эмблемами.

Цель: развивать точность движений, глазомер.

«Разноцветные звездочки»

Материал: прозрачная бутылочка, нарезанный дождь, трубочка.

Цель: учить вдоху через нос к длительному выдоху через рот (повторить 3-4 раза).

Ребенок берет одной рукой бутылочку, другой трубочку, делает вдох носом, выдох ртом,

поднимая «звездочки» воздухом.

«Тропа здоровья»

Материал: дорожки представляют собой клеенчатую поверхность со «следами» (длина 4м., ширина 0,35м.), с нашитыми пуговицами в определенном порядке, из прутьев, из пластмассовых кружков, мешочков с песком, камушками.

Упражнение: ходьба по дорожкам.

Цель: развивать чувство равновесия; способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; упражнять в ходьбе с правильным разворотом стопы

«Веселый колпачок»

Цель: развитие у детей глазомера, координации движений рук, ловкости, воспитание волевых качеств.

Для игры можно использовать обрезанную пополам полтора литровую пластиковую бутылку. Получится колпачок, а к нему привязать веревочку с теннисным мячом. Ребенок держит в руках колпачок и старается поймать в него мяч.

«Воздушный футбол»

Цель: развитие у детей глазомера, координации движений рук, ловкости, воспитание волевых качеств.

Для игры можно использовать игровое поле от настольной игры «Футбол», маленький футбольный мяч и две трубочки. Дети садятся напротив друг друга, дуют в трубочки и стараются забить как можно больше голов в ворота соперника.

«Попади в кружок»

Для изготовления игры использован кусок линолеума прямоугольной формы, в котором необходимо вырезать два круглых отверстия. К одной из сторон привязать на веревочке теннисный мяч. Ребенок резко двигает пластину вверх, вниз, стараясь, чтобы мяч попал в одно из двух отверстий.

«Купол»

Задачи: учить действовать по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Воспитывать выносливость умение концентрировать всю силу и энергию.

Для этой игры нужен купол от зонта, к которому пришиты петельки и маленький мяч. Дети встают в круг, держат купол за петельки и удерживают в нем мяч. Они произносят текст, одновременно двигая купол, а мяч перекатывается от одного игрока к другому.

«Шар по куполу катаем,

И к (имя) отправляем…»

«Кто быстрее»

Для игры нужны две трубы из плотного картона и мячи небольшого диаметра. В эту игру можно играть командами. Задача игроков: быстрее наполнить трубы мячами.

2. Игры на развитие мелкой моторики: Упражнения с массажными мячами

3. Игры на развития речевого дыхания:

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

Развивает органы дыхания.

Развивает целенаправленное длительное дыхание.

Развивает силу воздушной струи, формирует ритмичный выдох.

«Попади в ворота»

Для изготовления игры потребуется обрезанная пополам пятилитровая бутыль, в которой нужно сделать два отверстия в виде ворот. Еще для игры потребуется теннисный мяч и две трубочки. Дети садятся вдвоем напротив друг друга и начинают активно дуть в трубочки, направленные на мячик. Таким образом, мяч под воздействием воздуха передвигается из одних ворот в другие.

«Воздушные гонки»

Для игры нужна картонная коробка, которую необходимо разделить на две дорожки картонной перегородкой, два теннисных мяча и две трубочки. Дети садятся рядом друг с другом и с помощью трубочек дуют на мячи. Каждый ребенок старается, чтобы мяч быстрее докатился до конца дорожки.

4. Игры на развитие речи:

Игра «Назови, какую знаешь посуду, (фрукты, домашних животных и диких животных т.д.)»

- Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т.д.)

- Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды. И т. д.

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Мяч бросай, транспорт называй»

«Маме мяч бросай и животных называй»

«Папе мяч давай, чётко фрукты называй»

Игра «Кто как голос подает?»

Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит), змея (шипит), волк (воет), лошадь (ржет) и т.д.

Игра «Что умеет делать животное?»

Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, мяукает, играет.

Игра «Красная шапочка и волк»

Участники встают в круг «Большой мяч – это волк, а маленький – Красная Шапочка, задача передать мяч по кругу так, чтобы Серый волк не смог догнать Красную Шапочку.

Вот и закончилась наша встреча. Надеюсь, что вам понравилось, и вы взяли для себя, что – то на замет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Физическое развитие – это активные движения, это здоровый образ жизни, это совершенствование двигательных навыков и умений. Оно должно приносить мышечную радость и желание заниматься. Задача взрослых ...

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и дет...

Консультация для родителей «Организация физкультурно-игровой среды в домашних условиях»

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности. Поэтому родителям следует позаботиться о разнообразии двигательной деятельности ребенка, а также...

Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...

Консультация для педагогов «Создание развивающей предметно- пространственной среды в группе»

Организация развивающей ППС в группе с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом...