КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».
консультация

Дьяченко Марина Яновна

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov._poznavat_razv.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Создание         единого образовательного        пространства ДОУ, как         средство развития познавательной

 активности дошкольников».

      Подготовила и провела:                                                                                                                                              

Воспитатель 1 категории

 Дьяченко Марина Яновна

                                               г.Бабушкин 2021г.

Единое образовательное пространство  ДОУ  – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства...

Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. 

Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Формирования познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.

С ведением ФГОС дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по - новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным об окружающем мире, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать. Принимать участие в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Но чтобы успешно перейти на новый этап в дошкольном образовании очень важно перестроить и педагогический коллектив. Ведь сейчас в ДОУ  воспитатель не должен  просто давать знания «на блюдечке».  Надо вместе с детьми поискать знания,  порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу . Такая совместная деятельность – это

дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности.  А с введением Стандарта педагога повысились  требования к его профессиональным качествам. Поэтому повышения квалификации, обучение, саморазвитие является неотъемлемой частью современного педагога.

Достичь отличного качества образования наших воспитанников, полностью угодить запросам родителей и интересам детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Эта формулировка в полной мере справедлива для познавательного развития детей дошкольного возраста.  Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не

доросли, чтобы спорить, «ты еще маленький». Пора забыть об этой тенденции. Учите родителей общаться с детьми на уровне личности, пусть дети  высказывают свое мнение, сомневаются и ищут ответ.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остаются на низком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно - ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.                                                                  Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольной образовательной организации. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь различный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи.                                                Также выражены и требования по взаимодействию организации работы с родителями.   Родители (законные представители) должны осуществлять содействие в разработке части образовательной Программы Организации, образовываемый участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, увлечений и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Организация взаимодействия  ДОО и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих педагогических условий:

1.Повышение  педагогической культуры родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;

2.Использование  методов и форм организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;

3. Организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.

 Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать:

- единство задач и содержания воспитательной работы в детском  саду и дома;                                                                                                                                           - обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к  работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;  

- планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;  

- преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста,  формирование  у родителей практических умений;

-  наличие в ДОО нормативно-правовых документов по работе с  семьей,  

подбор материалов в методическом кабинете ДОО в помощь педагогам;

-  участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.  

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов  преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"

Педагогический совет "Создание условий для единого образовательного пространства ДОУ по речевому развитию дошкольников"...

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды дошкольной образовательной организации как средство развития математических представлений детей с учётом требований ФГОС ДО.»

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но такж...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....

Статья "Применение ИКТ в образовательном пространстве, как одно из средств развития связной речи у дошкольников"

В статье говорится о роли ИКТ в образовательном пространстве. Применение ИКТ позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятель...

«Создание единого образовательного пространства ДОУ в области физического развития»

Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.Цель моей педагогической деятельности с дет...