Проект по сенсорному развитию «Познаем играя» для первой младшей группы.
проект (младшая группа)

Цель проекта:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_poznaem_sebya.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

                  Проект

   по сенсорному развитию

        «Познаем играя»

для первой младшей группы.

                          Актуальность проекта.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во

все моменты жизни малыша. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее запоминают материал, более уверены в

своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции,

обобщение и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой

деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и

символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Именно поэтому большинство дидактических игр в данном направлении рассчитаны именно на детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Следует также сказать, что дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей этого возраста. Потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Этим же и обосновывается то, что в ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием его определенных качеств и умений. Но также и корректировать их и направлять в более правильное русло. Иногда в большей, иногда в меньшей степени.

Итак, актуальна эта тема потому что:

Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;

Дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей раннего дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей раннего дошкольного возраста.

Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня. Из таких технологий является технология интенсивного развития

интеллектуальных способностей детей раннего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:

-Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления

сенсорного опыта детей.

-Использование дидактических игр в непосредственной образовательной

деятельности.

-Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей

-Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Принципы построения проекта.

- Системность

- Учёт возрастных особенностей детей

- Дифференцированный подход

- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала

- Поэтапное использование игр

- Гуманное сотрудничество педагога и детей

- Высокий уровень трудности

Формы организации детской деятельности.

1.Логико-математические игры.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность

Сроки проекта: Сентяьрь2023 г. – апрель 2024 г.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта:

1. воспитатели;

2. дети I младшей группы;

3. родители.

Ожидаемый результат:

-повышение уровня сенсорного развития детей;

-пополнение уголка дидактическими играми и играми В. Воскобовича;

-консультации на тему «Что такое сенсорное развитие»

-совместные игры;

-беседы;

-Этапы реализации проекта

I этап подготовительный

Задачи:

-Пробудить интерес к дидактическим играм.

Содержание работы: Изучение литературы;

II этап практический

Задачи:

-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорике;

-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Содержание работы:

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;

-Подбор и изготовление дидактических игр;

-Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорике и почему ее так важно развивать?»;

Консультации для родителей: «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей»;

Дидактические игры:

«Геометрические фигуры», «Найди пару», «Что катится», «Подбери по цвету»,

«Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно»,

«Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку».

Проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел»;

«Художественно - эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»

«Художественно - эстетическое развитие. Рисование»: «Лучики для солнышка»

«Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…»,

стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»

III этап итоговый.

Задачи:

- закрепить знания к дидактическим играм по сенсорике.

Содержание работы: Презентация проекта.

Реализация:

Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его

необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр и игр-занятий;

Исследовательская деятельность детей.

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2023-2024 учебный год в группе             «Колобок»

    Месяц:                        Дидактические игры

Сентябрь   1. «Найди окошко» определение формы, размера предмета.

2. «Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины

Октябрь   1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета.

4. «Составь цепочку» Чередование.
Ноябрь. 1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.

3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» Определение формы предметов.

Декабрь 1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной

инструкции и цветовому сигналу.

3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия

цвета.

Январь 1. «Ёлочки большие и маленькие» Зрительное определение величины.

2. «Лото» Нахождение формы.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Чудо – соты»

Февраль 1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.

4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных

свойств.

Март 1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм по

образцу.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.

Апрель 1. «Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с

плоскостного на объемное.

3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

Май 1. «Строим по образцу» Умение соотносить объекты по величине.

2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.

3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из

счетных палочек.

4. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
Результаты проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное

использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения

дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

Практическая значимость проекта;

Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование

дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;

Разработка дидактического материала и дидактических игр;

Разработка методических рекомендаций для родителей;

Перспективы развития проекта:

Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных

эталонов;

Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному

развитию;

Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег (выступление на Совещании

педагогов на тему: «Развивающая среда по сенсорному воспитанию»).

Создание Лэпбука «Изучаем цвета», «Цвет,форма,величина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие по сенсорному развитию «Чудесная коробочка» в первой младшей группе

Цели игры: обучение детей одинаковых предметов по цвету, форме, ознакомление детей с круглой формой; развитие артикулярного аппарата.Материалы игры: Логические блоки Дьенеша, фланелеграф, коты, которы...

НОД по математическому сенсорному развитию для детей в первой младшей группе «Разноцветные шарики»

Цель: Учить детей различать четыре основных цвета путем сравнения их друг с другом и разъяснение понятия разноцветый.ЗадачиПродолжать учить различать один и много предметов.Формировать представления о...

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир".

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "разноцветный мир"...

Картотека дидактических игр на сенсорное развитие у детей в первой младшей группе

Развивать у детей мелкую моторику рук с помощью игр на сенсорику, пространственную ориентаию, аккуратноть, внимательность.Способствать развиию речи, обогащать словарный запас у детей. Воспитывать добр...

Проект по сенсорному развитие «Познаем, играя»

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Дошкольники быстрее за...