Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Азбука здоровья»
рабочая программа (старшая группа)

Войтович Марина Викторовна

Данная программа составлена с учетом современных методологических

подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в

дошкольном учреждении  и отвечает объективным потребностям практики.

Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Pictures\Сканы\азбука здоровья.jpg

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации Программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4. Планируемые результаты

4

2. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

5

2.2. Критерии диагностики

5

2.3. Работа с родителями

6

2.4. Перспективное планирование.

7

3. Организационный раздел

3.1. Организационно – методическое обеспечение программы.

10

3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды

11

4. Перечень литературы

12

1.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют

ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно

исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.

По статистике, в последние годы численность практически здоровых

дошкольников резко падает.

Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и

развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –

следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных

привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,

малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего

того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого

детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной

социально-экономической и экологической ситуации в стране может

достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности,

физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей

здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного

поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно

заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников

воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.

Актуальность проблемы валеологизации образования требует от

педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному

процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к

физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и

создание условий для становления физкультурной, валеологической,

гигиенической образованности дошкольников, обусловленной

формированием у них мотивации здоровья.

Эффективным средством расширения образовательного поля ребенка

за счет решения проблемы валеологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении служит кружок

«Азбука здоровья», для которого и была разработана Программа формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа составлена с учетом современных методологических

подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в

дошкольном учреждении  и отвечает объективным потребностям практики.

Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

В связи с этим в нашем детском саду уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

 Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования,  сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

1. Воспитывать валеологическое сознание детей.

2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.

3. Сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания.

4.  Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.

5. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.

6.  Повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения. 

Основные направления:

- Строение человека.

- Значение здоровой пищи.

- Как поддержать свое здоровье.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)

2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)

3. Развивающая и воспитательная направленность содержания

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми

5. Учет психологических особенностей детей

6. Сознательность обучения

7. Организация предметно-развивающей среды

1.4. Планируемые результаты.

 -знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;

- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.

- знают и называют основные системы организма человека.

 - имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.

 - осознанно относятся к своему здоровью.

 - делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.

 - используют полученные знания в повседневной жизни.

2.Содержательный раздел

2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (беседа, рассказ, сказка)
• наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование )
 игровой

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная,   театрализованная режиссерская игра).
  2. Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)
  3. Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

2.2. Критерии диагностики.

 Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Диагностическое обследование детей.

Высокий уровень

Средний уровень 

Ниже среднего уровня 

  • Знает основные части тела, органы и их функции.  
  • Понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека.
  •  Может назвать основные виды закаливания.
  • Знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека.  
  • Затрудняется в определении способов укрепления здоровья.
  • Называет основные органы человека после наводящих вопросов.
  •  Затрудняется назвать способы закаливания.
  •   Не понимает значения физкультуры и закаливания для здоровья.

2.3. Работа с родителями.

Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это?» (автор В.Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни.

79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни. 

40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни. 

32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился. 

Ниже 19 баллов – анкету игнорируют. 

Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители по реализации системы работы – главное условие. Работа строилась на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. «Детско-родительское сообщество» является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье.

 Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни. 

В работе с родителями использовались как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед родителей с детьми, разбором проблемных ситуаций, буклеты, памятки, мамины пятиминутки, сундучок «Бабушкины рецепты», совместные проекты родителей и детей, шпаргалки для родителей, оформление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», «Мы и наше здоровье», дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, мини-библиотека, материалы родительского уголка «советы Здоровей-ки» и др.)

2.4. Перспективный план старшая группа.

Сентябрь

  1. Тема: «Здоровый образ жизни»

Цели: Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях.

  1. Тема: «Знакомимся со своим телом»

Цели: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища.

  1. Тема: «Что такое болезнь»

Цели: Дать детям представление «что такое болезнь» и почему человек болеет. Формировать представление о правилах ухода за больным. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

  1. Тема: «Что помогает мне быть здоровым»

Цели: Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и помощников» здоровья.

Октябрь

  1. Тема: «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей»

          Цели: Закрепить знания детей о витаминах.

          Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.

  1. Тема: « Закаливание»

Цели: Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.

  1. Тема: « Ухаживай за своими руками»

Цели: Формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей.

  1. Тема: «Врачи- наши помощники»

        Цели: Расширять представления детей о профессии врача; учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.

Ноябрь

  1. Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

           Цели: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы       являются защитниками организма человека.

  1. Тема: «Кожа, её строение и значение»

Цели: Познакомить со строением кожи, её значением.

Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

  1. Тема: «Гигиена кожи»

Цели: Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.

  1. Тема: «Как возникают болезни»

     Цели: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими  заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

Декабрь

  1. Тема: «Опора и двигатели нашего организма»

Цели: Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели).  Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.

  1. Тема: «Мышцы»

Цели: Познакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления.

  1. Тема: «Полезная и вкусная еда»

Цели: Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

  1. Тема: « Очень нужен людям сон»

Цели: Закреплять знания детей о том, что сон необходим человеку. Запомнить правила поведения перед сном.

Январь

  1. Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

Цели: Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

  1. Тема: «Наши глаза»

Цели: Дать детям знания, какие бывают глаза, зачем они нужны; о чём могут они рассказать; рассказать о мерах охраны зрения.

  1. «Органы слуха»

Цели: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.

Февраль

  1. Тема: «Функции позвоночника, скелета»

                     Цели: Дать элементарные представления о скелете и мышцах.

Развивать у детей понимание о функции позвоночника, скелета.

  1. Тема: «Красивая осанка»

 Цели: Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью    для сохранения здоровья. Убедить в необходимости следить за своей осанкой.

  1. Тема: « Здоровые зубы»

Цели: Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.

  1. Тема: «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» Цели: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Закрепить практические умения мытья рук.

Март

  1. Тема: «Головной мозг»

Цели: Сформировать элементарное представление о головном мозге.

Прививать навыки здорового образа жизни.

  1. Тема: «Опасно ли быть неряхой?»

Цели: Продолжать учить детей соблюдать правила личной гигиены; учить детей содержать в чистоте и порядке свою одежду; убирать и мыть после еды посуду; помогать родителям содержать в чистоте дом.

  1. Тема: «Органы пищеварения»

Цели: Дать представление о строении органов пищеварения. Научить детей определять полезные для здоровья продукты.

  1. Тема: «Физкультура от всех болезней»

Цели: Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз.

Апрель

  1. Тема: «Наши внутренние органы»

Цели: Дать детям общие представления о внутренних органах человека.

  1. Тема: «Сердце – наш мотор»

Цели: Познакомить детей с сердцем и его функцией в организме человека. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

  1. Тема: «Для чего нужна кровь?»

Цели: Сформировать понятие о кровеносной системе.

Закрепить правила гигиены сердца.

  1. Тема: «Зачем мы дышим: органы дыхания»

Цели: Познакомить детей с дыхательной системой.

Убедить в необходимости соблюдения правил гигиены лёгких.

Май

  1. Тема: «О правильном приеме пищи»

Цели: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Дать представление о вредных и полезных продуктах.

  1. Тема: « Что нужно делать, чтобы быть здоровым»

Цели: Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня.

  1. Тема: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»

Цели: Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами. 

  1. Тема: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»

Цели: Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года. Развивать умения применять полученные знания на практике. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью.

3. Организационный раздел

3.1. Организационно – методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год.

Перспективное планирование описывает курс овладения детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью с детьми старшего дошкольного возраста. (5-6 лет)

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 35.

Время проведения занятий 25 минут

  

Программа  «Азбука здоровья» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р.Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа  рассчитана для детей 5-6 лет.

В результате реализации программы   «Азбука здоровья» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.

 3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.

Для реализации намеченных задач программа предполагает создание

развивающей предметно-пространственной среды:

• уголки «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения», «Карта здоровья»;

• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;

• карточки-схемы к подвижным играм;

• настольные игры «Виды спорта», «Азбука движений», «Спортивное лото»;

• детская художественная и научная литература.

• лаборатория Айболита.

• стенгазета «Будьте здоровы!»

• использование нестандартного оборудования и пособий.

Формы реализации итогов программы:

  • КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»


  1. Перечень литературы.

1.Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.

2.  «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.  

3.Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.   4.Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.  5.Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.  

6.«Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век».2001. – 31с.  Шишкина С.Е.

7. «Я и мое тело». Пособие. – М.: «Школьная пресса». 2004. – 48с.

8.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и  доп. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

9. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.

10.Сигимова М.Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995.

11. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»

Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Пилотный проект модифицированной программы социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста "Мультлекторий для малышей "Азбука общения"

Цель проекта: формирование начал нравственного сознания детей 5-7 летЗадачи проекта:Расширить и обогатить нравственные представления у детей.Уточнить и скорректировать представления о нормах и пр...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»

Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...