Здоровый педагог-здоровые дети
план-конспект занятия

Абдукадырова Елена Владимировна

Конспект мастер-класса по профилактие эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Здоровый педагог-здоровый ребёнок»

         Добрый день, уважаемые коллеги! Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем.

Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое и социальное благополучие.

 «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью). Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.

Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Большинство не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Всем известно, что профессия педагога– одна из наиболее энергоемких.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Компоненты эмоционального выгорания:

В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

В области Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас. Я приглашаю всех встать в круг.

Приветствие представителей разных стран

«Ассоциации»

 Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

 Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.

«Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на работе. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришёл вам в голову, и изобразите его на листе бумаги».

 После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Упражнения под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряжённость, быстро восстановить силы.

  1. Дыхание

Брюшное,

Квадратное,

Сова

         Гора с плеч

        Муха

        Активизация рук

        Крюки Деннисона (или крюки Кука)

        Позитивные точки

  1. «Мудрые мысли» или «Калоши счастья»

        Три человека возили в тележках камни. На вопрос: «Что ты делаешь», первый ответил: «Таскаю камни». Второй бодрее: «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья и я должен ее прокормить». Третий гордо произнес: «Я строю храм».

        Мы нередко мыслим стереотипами, из-за чего некоторые ситуации рассматриваем однобоко, не замечая другие грани. Застреваем в негативной оценке какого-то события и не видим в нем скрытых бонусов. Это мешает дальнейшему развитию и общению.

        Следующее упражнение поможет нам иначе выражать свои мысли, по-новому реагировать на чужие слова и поступки.

- Меня раздражают непослушные дети, непонимающие родители и коллеги. Я не могу справиться с этим чувством.

- Бесконечные стрессы – это ужасно!

- Моя работа отнимает у меня слишком много сил.

- Заведующий делает мне много замечаний.

- По дороге на работу Вы сломали каблук.

-У меня никогда не получится справится с этим заданием.

- Я все делаю не так.

- Меня никто не любит.

- Я волнуюсь в ответственной ситуации.

- Переживаю, что не хватит денег на мои потребности.

- Я испортила новое дорогое платье.

Упражнение «Ведро мусора»

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», “я сержусь на…», и тому подобное».

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Массаж «Черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь, кусь, кусь

Никого я не боюсь.

Рисование «Весеннее настроение»

(совместное рисование пальчиковыми красками)

И напоследок… Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же! Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.

5. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».

6. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.

7. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.

8. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.

9. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.

10. Кроме того, каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.

        Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Меня раздражают непослушные дети, непонимающие родители и коллеги. Я не могу справиться с этим чувством.

Бесконечные стрессы – это ужасно!

Моя работа отнимает у меня слишком много сил.

Заведующий делает мне много замечаний.

Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

Вы внезапно заболели.

У меня никогда не получится справится с этим заданием.

Я все делаю не так.

Меня никто не любит.

Я волнуюсь в ответственной ситуации.

Переживаю, что не хватит денег на мои потребности.

Я испортила новое дорогое платье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ.   В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...

Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"

У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...

Тренинг для педагогов Здоровый педагог-здоровые дети (предновогодний)

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов через создание условий положительного эмоционального фона настроения. ...

Психологический тренинг для педагогов в ДОУ «Здоровый педагог – здоровые дети»

Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить ...

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровые дети»

Тренинг составлен так, что в него включены упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения....

Тренинг №2 для педагогов в ДОУ "Здоровый педагог - здоровые дети"

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив...

Семинар для педагогов "Здоровый педагог - здоровые дети".

Ученые видят  две основные причины серьёзных  физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспита...