Консультация для педагогов "Формирование у детей привычек к здоровому образу жизни в процессе образовательной деятельности"
консультация

Попова Елена Дмитриевна

Данная статья рассказывает о том, какие методы и приёмы используются во время образовательной деятельности для того,чтобы привить детям дошкольного возраста привычек к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx9.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Формирование у детей привычек ЗОЖ во время образовательной деятельности».

Дошкольный возраст является благоприятным периодом в жизни ребёнка для формирования фундамента физического и психического здоровья. Поэтому важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, привить ребёнку с малых лет привычку правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него.

   Работа по формированию у дошкольников ЗОЖ должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОУ, специалистами. Системная, планомерная работа по формированию у дошкольников навыков ЗОЖ нацелена на решение задач, которые ставит перед педагогом образовательная область «Здоровье», а именно: дети должны усвоить основные культурно — гигиенические навыки, иметь сформированные представления о ЗОЖ. Для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности на занятиях по физической культуре педагогом должны использоваться различные виды основных движений, общеразвивающие физические упражнения, подвижные и спортивные игры, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, элементы психогимнастики, элементы самомассажа, упражнения с массажными мячами, хождение по ребристой доске, массажным коврикам, игровые и сюрпризные моменты. Для формировния привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребёнок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе ОД проводятся физкультминутки и  динамические паузы, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них необходимо обновлять 1 – 2 раза в месяц. Первые реакции детей на физкультминутки – улыбки и радость от того, что во время серьёзной работы вдруг начинается какая – то словесная игра с движениями. Педагог рассказывает детям о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, они прводятся для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

    Решая задачи по формированию ЗОЖ у детей, в ходе работы необходимо заботиться и о здоровье самих детей, применять здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, музыкальную терапию с целью снятия мышечного, нервного, психоэмоционального напряжения. Следует объяснять детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный.

    Работа по формированию ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности: через занятия, в совместной деятельности педагога и детей, через режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Более подробно остановимся на методах и приёмах, используемых для формирования привычек ЗОЖ  в процессе образовательной деятельности. В работу педагога должен быть включён цикл занятий из серии «Здоровье» -  «Советы Айболита», Полезно — вредно», «О здоровье и его друзьях», «В королевстве зубной щётки», «Красивая осанка», «Чистота рук — залог здоровья» и др. Рассказы и беседы воспитателя по закреплению культурно — гигиенических навыков, , беседа после прочитанной книги углубляет её воспитательное воздействие. Путём бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения. Благодаря беседе знания детей становятся чётче и осмысленнее. К методам и приёмам относится — заучивание стихотворений. Моделирование различных ситуаций, рассматривание иллюстраций на тему: «Витамины — наши друзья», «Я болезни не боюсь, закаливанием я лечусь» и др., сюжетных, предметных картинок, плакатов. Следует использовать разнообразные сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, познавательные игры — лото, игры — тренинги, игры — забавы, эстафеты, подвижные и спортивные игры (ежедневно), психогимнастику, пальчиковую, дыхательную, зрительную, артикуляционную гимнастики.

 Пальчиковая гимнастика проводится в любое удобное время в игровой форме. Она стимулирует процессы мышления, развития речи, развивает мелкую моторику рук, координацию движений, подготавливает руку к письму.      

 Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3 – 5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Упражнения способствуют оздоровлению зрительного аппарата, профилактике различных нарушений в работе органов зрения, укреплению глазных мышц, снятию напряжения, предупреждению утомления, улучшению кровобращения в глазах. Формируют представления у детей о важности заботы об органах зрения, дети узнают о ценности зрения.

  Дыхательную гимнастику следует проводить после интенсивных физических нагрузках. Несложные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи, позволяют исправить нарушения речи.

 Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно. Она способствует выработке правильных скоординированных движений и поз органов речи — губ, языка, нёба, нижней челюсти, пополняет словарный запас, осваивается грамматический строй речи, умение грамотно выстраивать свои высказывания. Следует использовать приёмы наглядности, демонстрации, картинки, дети учатся работать  по иллюстрациям — схемам выполнения заданий, проговаривать порядок выполнения упражнения, ориентируясь на изображение.

 Самомассаж является одним из действенных методов, это массаж, выполняемый самим ребёнком, он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Его слдует проводить в игровой форме пятиминутного занятия. При этом использовать весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения.

   Книга — важное средство воздействия на детей, поэтому кроме бесед  и рассматривания иллюстраций и картинок используем художественную литературу. Видное место занимают прослушивание аудиокассет, просмотр видеофильмов, презентаций, видеороликов. Следует также отметить, что для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

   Ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если не создано детско — взрослое сообщество (дети – родители – педагоги) для которого характерно содействие друг другу. Формирование потребности в ЗОЖ должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка. При проведении работы следует использовать положительную оценку, похвалу, поощрение.

   Полученные ребёнком знания и представления о себе и своём здоровье, физической культуре, позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья, а приобретённые навыки и привычки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"

Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...

Консультация для родителей "Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни"

Рекомендации для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни...

Консультация для родителей Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Консультация для родителейФормирование у детей привычки к здоровому образу жизни....

Проект на тему: «Формирование здорового образа жизни в процессе образовательной деятельности » для детей ОНР от 6 до 7 лет

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигат...