Проект на тему: «Формирование здорового образа жизни в процессе образовательной деятельности » для детей ОНР от 6 до 7 лет
проект (подготовительная группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребёнка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».  "Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Сказка»

Проект  на тему:

«Формирование здорового  образа жизни в процессе образовательной деятельности »

для детей  ОНР от 6 до 7 лет

Продолжительность проекта: Долгосрочный с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.

Тип  проекта:  познавательно-творческий

Разработала  проект

воспитатель:

Л.Н. Шемякова (1  кв. кат.)

Мегион 2018 г.

Краткая аннотация проекта

   Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Участники  проекта:  дети подготовительной группы,  родители,  воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

1.        Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни

2.         Прививать любовь к физическим упражнениям.

3.         Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Продолжительность проекта: Долгосрочный с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.

Тип  проекта:  познавательно-творческий.

Психолого-педагогические ресурсы:

воспитатели, дети 6 -7 лет, музыкальный руководитель; родители, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра.

Материально-технические ресурсы:

-рассказы, сказки, былины, картинки;

- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;

- мультимедийная техника;        

- костюмы для праздника, развлечения;

- пособия для разных видов спортивной деятельности («Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с).

Ожидаемые результаты:

  • организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
  • снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
  • формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т.д, и т.п.)
  • активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.

Актуальность проекта:

На стадии дошкольного детства дети имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья,   а также   хронические заболевания, что снижает потенциал ребёнка к социализации на последующих этапах развития. Дошкольный возраст является решающим этапом в формированиифундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы  здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

Поэтому, реализация проекта позволяет вооружить детей знаниями, умениями, необходимыми для ведения здорового образа жизни, наполнить их жизньновыми впечатлениями и эмоциями.

Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Основные задачи здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОНР:

  • способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
  • создать  предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
  • содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
  • повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
  • воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников воспитательного образовательного  процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе.   С использованием здоровьесберегающих технологий снижается утомляемость детей, возрастает интерес к обучению, дети  легко ориентируются в содержании и выполнении задания, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. Занятия становятся более динамичными.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи:

1.        Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни

2.         Прививать любовь к физическим упражнениям.

3.         Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи, направленные на педагогический  коллектив:

  • Овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Задачи, направленные на воспитанников:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
  • Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
  • Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики,, закаливания.
  • Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

  1. Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

  • адаптированность материала к возрасту и возрастным особенностям детей.

2. Систематичность и последовательность

  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация

  • создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.

4.Динамичность

  • интеграция образовательных областей.

Проект долгосрочный продолжительностью с 0109.2019 по 31.05.2020.

Обеспечение реализации проекта:

Психолого-педагогические ресурсы:

воспитатели, дети 6 -7 лет, музыкальный руководитель,  родители, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.

Материально-технические ресурсы:

-рассказы, сказки, былины, картинки;

- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;

- мультимедийная техника;        

- костюмы для праздника, развлечения;

- пособия для разных видов спортивной деятельности( «Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с).

Участники  проекта:  дети подготовительной группы,  родители,  воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.

Ожидаемые результаты:

Проведённая  работа позволит снизить заболеваемость и повысить рост физической подготовки детей,  значительно повысит речевую активность и коммуникативную направленность речи. Обеспечит психолого-педагогическую поддержку семьи и   компетентность родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в соответствии ФГОС. Сформирует  гигиеническую  культуру  у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня, стремление к духовному и физическому совершенствованию.Активизировать партнерские отношения родителей и детского сада в воспитании и оздоровлении ребенка в условиях детского сада  и дома.

Этапы реализации проекта:

Iэтап - Предварительный

Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровьесберегающего поведения;

Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?» 

Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье». 

Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап – Подготовительный

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

В течение всего периода с сентября по май

  • Организация дневного сна детей без маек, при температуре в спальне не ниже 18 градусов;
  • Проведение проветривания спальни перед сном детей не менее получаса.
  • Соблюдение тишины со стороны взрослых во время сна детей
  • Организация подъёма дошкольников с помощью пробуждающей зарядки под музыку
  • Закаливающие процедуры
  • Родительское собрание «Здоровье ребёнка в наших руках»

Пополнение настольных дидактических игр на спортивную тематику, по валеологии.

  • Папка-передвижка «Закаливать организм можно и продуктами питания»;

Пополнение книжного уголка художественной литературой по теме: «Что такое – хорошо, и что такое – плохо?»

Сентябрь-февраль

Игры - занятия по ознакомлению со своим организмом: «Кто мы такие?», «Девочки и мальчики», «В гостях у Мойдодыра», «Как сделать руки сильными?», «Переписка с докторами Айболитом и Пилюлькиным», «Чудо овощи»

  • Консультация «Что могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?»;

Съёмные зрительные тренажёры;

Сентябрь -май

  • Дыхательные упражнения и упражнения для глаз;
  • Артикуляционные упражнения
  • Речевые подвижные игры с импровизацией движений;
  • Физкультминутки и динамические паузы;
  • Пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • Элементы психогимнастики;
  • Логоритмические упражнения;
  • Утренняя гимнастика; гимнастика пробуждения;
  • Релаксация.
  • Подвижные и спортивные игры
  • Песочная терапия
  • Анкетирование родителей «О здоровье вашего ребёнка»;
  • Фото-стенд «Как мы приобщаем детей в детском саду к здоровому образу жизни»

Подбор дома с детьми пословиц и поговорок о здоровье.

Весёлая мимическая гимнастика» Н.В.Нищевой, «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищевой,

Сентябрь -май

  • Арттерапия
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия,
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии коррекции поведения
  • Психогимнастика
  • Фонетическая и логопедическая ритмика.
  • Театрализованная деятельность
  • Ручной труд

Консультация для родителей «Родителям о гимнастике-побудке»

«Профилактика зрения»; «Следим за осанкой»;

Зрительные лабиринты: «Цветные дорожки», «Цветные фигурки». «Часы»

Сентябрь -май

Беседы: «Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вод а! »,
 «Я и моё здоровье», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы-здоровью любы», «Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды».Правила поведения на прогулке»; «Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой». «Что такое гигиена», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Зимние виды спорта вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся»;

Рассказ  о пользе купания в открытых водоёмах.

  • Инсценировка «Зачем пьют воду?».
  • Заучивание считалки.

Оформление папки – передвижки в уголок для родителей «Овощи и фрукты-витаминные продукты»;  «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка».

Соблюдение дома норм личной гигиены (контроль со стороны родителей).

Сентябрь -май

Д/игры:  «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно», «Что сначала- что потом?», «На что это похоже?», «Соберём быстрей корзинку», «Агрономы», «Найди ошибку Незнайки», «Отгадай загадку».«Разложи картинки по порядку», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Если кто-то заболел»Что у нас внутри?»; «Я принимаю душ»;«Я умываюсь»; «Мое тело»;

«Чтобы зубы были крепкими».

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста»

Подбор материала «Режимные моменты. Необходимость их соблюдения»

Сентябрь -май

Чтение художественной литературы : сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»,  Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Ярасту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»;С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп».

Оформление информации-копилки для родителей «Народная мудрость гласит»

Подбор материалов по теме «Дыхание»

Сентябрь -май

Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца», развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу»

Привлечение родителей: рисунки с детьми на тему «Спортивная семья», участие в праздничных развлечениях

Подбор материала по теме «Как сохранить хорошее зрение»

Сентябрь -май

П/и «Хромая лиса», «Выше всех», Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя в бору», «Волк во рву», «Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Попади в цель», «Ручеек», «Водяной», «Кто позвал?», Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши",  "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса", Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" 

Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»

Оформление папки - передвижки«Азбука Здоровья».

Консультация на тему: «Как обучить культурно - гигиеническим навыкам»

Буклет «Игры для здоровья детей» 

Сентябрь -май

Сюжетно-ролевые  игры  «Аптека», «В гости к Доктору Айболиту», «Скорая помощь»,   «Игрушки у врача», «Семья», «Мы спортсмены»,  «Здоровое питание»,  «Больница»,  «Магазин».

Стенгазета для родителей «Советы Доктора»

Формы и методы работы

Сроки

Ожидаемый результат

Информационно аналитический этап

(Вводно-ознакомительный)

Изучение литературы по данной теме;

Накопление методического материала;

Определение задач реализации проекта на учебный год;

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения на  занятиях;

Сентябрь

-Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr- Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - с. 3

- Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

- О. Новиковская «Весёлая зарядка для язычка»;

- Л.Л.Савина Пальчиковая гимнастика»;

- С. Е. Гаврина «Тренажёр логопедический»;

- Организация здоровьесберегающего процесса

Внедрение в практику

Сентябрь-май

  • снизить заболеваемость и повысить рост физической подготовки детей;
  • повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и   компетентность родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в соответствии ФГОС

Предоставление опыта работы

Май

Фотоколлаж «Мы дружим со спортом».

Выставка детских рисунков.

Фотоколлаж совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «В страну здоровья всей семьей!»

Семейный клуб по теме «Как хорошо здоровым быть!»

Совместный праздник «Путешествие в страну здоровья».

Диагностика заболеваний на конец года

Практическая значимость проекта

           Применение  здоровьесберегающих технологий, сотрудничества специалистов позволит обеспечить полноценное развитие ребёнка, реализовать поставленные задачи.Правильно организованная предметно - развивающая среда будет способствовать личностному, интеллектуальному, физическому  и речевому развитию ребёнка.Использованные технологии работы можно отнести к числу эффективных средств, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении общего оздоровления детей.Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий  создают условия для общего развития  детей. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии может быть  достигнуто благодаря системному и последовательному использованию этих  технологий в коррекционно- образовательном процессе, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.

Список  литературы

 1.Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr

2.Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;

Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».

3.  Комарова  О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

4.   Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.

5. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

6.Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

7. «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.

8. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.

9.Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

10.Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И ...

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...

Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....

консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».

Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...