Проект на тему: «Формирование здорового образа жизни в процессе образовательной деятельности » для детей ОНР от 6 до 7 лет
проект (подготовительная группа)
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребёнка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации». "Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 1 «Сказка»
Проект на тему:
«Формирование здорового образа жизни в процессе образовательной деятельности »
для детей ОНР от 6 до 7 лет
Продолжительность проекта: Долгосрочный с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.
Тип проекта: познавательно-творческий
Разработала проект
воспитатель:
Л.Н. Шемякова (1 кв. кат.)
Мегион 2018 г.
Краткая аннотация проекта
Данный проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям.
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Продолжительность проекта: Долгосрочный с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Психолого-педагогические ресурсы:
воспитатели, дети 6 -7 лет, музыкальный руководитель; родители, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра.
Материально-технические ресурсы:
-рассказы, сказки, былины, картинки;
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;
- мультимедийная техника;
- костюмы для праздника, развлечения;
- пособия для разных видов спортивной деятельности («Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с).
Ожидаемые результаты:
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- формирование гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня и т.д, и т.п.)
- активная помощь, заинтересованность родителей в организации работы по укреплению и сохранению здоровья детей.
Актуальность проекта:
На стадии дошкольного детства дети имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также хронические заболевания, что снижает потенциал ребёнка к социализации на последующих этапах развития. Дошкольный возраст является решающим этапом в формированиифундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Поэтому, реализация проекта позволяет вооружить детей знаниями, умениями, необходимыми для ведения здорового образа жизни, наполнить их жизньновыми впечатлениями и эмоциями.
Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Основные задачи здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОНР:
- способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
- создать предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
- содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
- повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
- воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.
В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников воспитательного образовательного процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе. С использованием здоровьесберегающих технологий снижается утомляемость детей, возрастает интерес к обучению, дети легко ориентируются в содержании и выполнении задания, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. Занятия становятся более динамичными.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни
2. Прививать любовь к физическим упражнениям.
3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи, направленные на педагогический коллектив:
- Овладение здоровьесберегающими технологиями;
- Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Задачи, направленные на воспитанников:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики,, закаливания.
- Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Принципы реализации проекта:
1. Доступность:
- адаптированность материала к возрасту и возрастным особенностям детей.
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
4.Динамичность
- интеграция образовательных областей.
Проект долгосрочный продолжительностью с 0109.2019 по 31.05.2020.
Обеспечение реализации проекта:
Психолого-педагогические ресурсы:
воспитатели, дети 6 -7 лет, музыкальный руководитель, родители, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.
Материально-технические ресурсы:
-рассказы, сказки, былины, картинки;
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;
- мультимедийная техника;
- костюмы для праздника, развлечения;
- пособия для разных видов спортивной деятельности( «Дорожка Здоровья». «Ручной футбол», «Бильбоке», «Лыжи скороходы» , спортивный инвентарь д/с).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, медицинская сестра, педагог по ИЗО.
Ожидаемые результаты:
Проведённая работа позволит снизить заболеваемость и повысить рост физической подготовки детей, значительно повысит речевую активность и коммуникативную направленность речи. Обеспечит психолого-педагогическую поддержку семьи и компетентность родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в соответствии ФГОС. Сформирует гигиеническую культуру у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (знания о витаминах, о правильном питании, о режиме дня, стремление к духовному и физическому совершенствованию.Активизировать партнерские отношения родителей и детского сада в воспитании и оздоровлении ребенка в условиях детского сада и дома.
Этапы реализации проекта:
Iэтап - Предварительный
Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровьесберегающего поведения;
Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?»
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье».
Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II этап – Подготовительный
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
В течение всего периода с сентября по май |
|
| Пополнение настольных дидактических игр на спортивную тематику, по валеологии. |
| Пополнение книжного уголка художественной литературой по теме: «Что такое – хорошо, и что такое – плохо?» | ||
Сентябрь-февраль | Игры - занятия по ознакомлению со своим организмом: «Кто мы такие?», «Девочки и мальчики», «В гостях у Мойдодыра», «Как сделать руки сильными?», «Переписка с докторами Айболитом и Пилюлькиным», «Чудо овощи» |
| Съёмные зрительные тренажёры; |
Сентябрь -май |
|
Подбор дома с детьми пословиц и поговорок о здоровье. | Весёлая мимическая гимнастика» Н.В.Нищевой, «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищевой, |
Сентябрь -май |
| Консультация для родителей «Родителям о гимнастике-побудке» «Профилактика зрения»; «Следим за осанкой»; | Зрительные лабиринты: «Цветные дорожки», «Цветные фигурки». «Часы» |
Сентябрь -май | Беседы: «Знаем, знаем, да-да-да, Рассказ о пользе купания в открытых водоёмах.
| Оформление папки – передвижки в уголок для родителей «Овощи и фрукты-витаминные продукты»; «Правильное питание дошкольников», «Режим дня», «Как сохранить здоровье ребёнка». Соблюдение дома норм личной гигиены (контроль со стороны родителей). | |
Сентябрь -май | Д/игры: «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно», «Что сначала- что потом?», «На что это похоже?», «Соберём быстрей корзинку», «Агрономы», «Найди ошибку Незнайки», «Отгадай загадку».«Разложи картинки по порядку», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Если кто-то заболел»Что у нас внутри?»; «Я принимаю душ»;«Я умываюсь»; «Мое тело»; «Чтобы зубы были крепкими». | Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в домашних условиях, в повседневной жизни для детей старшего дошкольного возраста» | Подбор материала «Режимные моменты. Необходимость их соблюдения» |
Сентябрь -май | Чтение художественной литературы : сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», «Ярасту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»;С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп». | Оформление информации-копилки для родителей «Народная мудрость гласит» | Подбор материалов по теме «Дыхание» |
Сентябрь -май | Праздники: «Праздник забытых игр», «Школа молодого бойца», развлечение «Я здоровье берегу, с физкультурой я дружу» | Привлечение родителей: рисунки с детьми на тему «Спортивная семья», участие в праздничных развлечениях | Подбор материала по теме «Как сохранить хорошее зрение» |
Сентябрь -май | П/и «Хромая лиса», «Выше всех», Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя в бору», «Волк во рву», «Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Попади в цель», «Ручеек», «Водяной», «Кто позвал?», Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса", Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" | Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить» Оформление папки - передвижки«Азбука Здоровья». Консультация на тему: «Как обучить культурно - гигиеническим навыкам» Буклет «Игры для здоровья детей» | |
Сентябрь -май | Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «В гости к Доктору Айболиту», «Скорая помощь», «Игрушки у врача», «Семья», «Мы спортсмены», «Здоровое питание», «Больница», «Магазин». | Стенгазета для родителей «Советы Доктора» |
Формы и методы работы | Сроки | Ожидаемый результат |
Информационно аналитический этап (Вводно-ознакомительный) Изучение литературы по данной теме; Накопление методического материала; Определение задач реализации проекта на учебный год; Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения на занятиях; | Сентябрь | -Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr- Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - с. 3 - Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - О. Новиковская «Весёлая зарядка для язычка»; - Л.Л.Савина Пальчиковая гимнастика»; - С. Е. Гаврина «Тренажёр логопедический»; - Организация здоровьесберегающего процесса |
Внедрение в практику | Сентябрь-май |
|
Предоставление опыта работы | Май | Фотоколлаж «Мы дружим со спортом». Выставка детских рисунков. Фотоколлаж совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «В страну здоровья всей семьей!» Семейный клуб по теме «Как хорошо здоровым быть!» Совместный праздник «Путешествие в страну здоровья». Диагностика заболеваний на конец года |
Практическая значимость проекта
Применение здоровьесберегающих технологий, сотрудничества специалистов позволит обеспечить полноценное развитие ребёнка, реализовать поставленные задачи.Правильно организованная предметно - развивающая среда будет способствовать личностному, интеллектуальному, физическому и речевому развитию ребёнка.Использованные технологии работы можно отнести к числу эффективных средств, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении общего оздоровления детей.Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Таким образом, возможности здоровьесберегающих технологий создают условия для общего развития детей. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии может быть достигнуто благодаря системному и последовательному использованию этих технологий в коррекционно- образовательном процессе, преемственности в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения.
Список литературы
1.Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
2.Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».
3. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
4. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
5. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
6.Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
7. «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.
8. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.
9.Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
10.Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности»
Информационно- творческий проект...
«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы
Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...
Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...
Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....
Проект по формированию здорового образа жизни воспитанников в процессе образовательной деятельности.
laquo; Здоровье впорядке спасибо зарядке»!...
консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию детей в рамках ФГОС ДО».
Перед воспитателями кроме образовательных и воспитательных задач еще стоят задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями раз...
Консультация для педагогов "Формирование у детей привычек к здоровому образу жизни в процессе образовательной деятельности"
Данная статья рассказывает о том, какие методы и приёмы используются во время образовательной деятельности для того,чтобы привить детям дошкольного возраста привычек к здоровому образу жизни....