Палаточный лагерь как эффективная здоровьесберегающая форма воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Маркова Светлана Николаевна

Аннотация: в настоящей статье представлен опыт реализации проекта «Азбука для детей: безопасно, интересно, весело!», в рамках которого на территории дошкольного учреждения организован палаточный лагерь для детей, их родителей и педагогов организации. Описывается организованная туристическая деятельность целевой группы проекта, в ходе которой его участники приобретали навыки укрепления здоровья, обогащения двигательного опыта, накопления знаний, умений здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, быту, а также развивали любовь к природе и окружающему миру как личностно значимую ценность. В заключении статьи автором приводятся результаты положительного воспитательного эффекта проекта.

Ключевые слова: здоровьесбережение, дошкольный туризм, здоровый образ жизни, безопасное поведение, палаточный лагерь.

Здоровье является одной из важных особенностей человека наравне с духовностью, интеллектом, нравственностью и всем тем, что обеспечивает его жизнеспособность, способность реализовывать свои функции для благополучного развития общества.

Вопрос сохранения и развития здоровья приобрел статус приоритетного направления в современной системе образования, о чем свидетельствуют идеи здровьесбережения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования. Процесс укрепления здоровья является непрерывным, в котором усилия дошкольного образовательного учреждения имеют важную системообразующую роль, в связи с тем, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья детей и их безопасного поведения. Поэтому особую актуальность приобретает педагогическая работа по формированию у детей и их родителей базы знаний и практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения.

Работы Давыдовой М.В. [1], Луневой Т.А. [2], Майбурова Л.А. [3], Петровой О.А. [4], Рыбак Е.В. [5] и др. посвящены теоретическому обоснованию и проблеме включения в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих практик, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья дошкольников

Жизнь человека неотъемлемо связана с природой, без взаимодействия с которой она становиться не полноценной. Благодаря природной среде развивающийся организм естественным, природосообразным способом укрепляет здоровье, усиливает жизненные возможности. Летний период является благотворным временем для укрепления детского здоровья, обогащения двигательного опыта, накопления знаний, умений, навыков здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, быту, а также развитие личностно значимой ценности природы и окружающего мира в целом.

Особое значение внедрения здоровьесберегающих практик в профессиональную деятельность МБОУ ДО «Белоярский ДС» подтверждается ростом заболеваемости дошкольников. Так по результатам статистических наблюдений по результатам 2022 года выявлено 102 случая заболевания воспитанников; количество дней, приходящихся на одного ребенка, составляет 21день; количество пропущенных дней по болезни – 672. Количество заболеваний у детей в среднем увеличился на 21 случай в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года.

Эффективной формой воспитательной работы, позволяющей укреплять здоровье детей, является дошкольный туризм, который является наиболее демократичным видом отдыха, в ходе чего самоактуализируются потребность в развитии физических способностей, трудовых и волевых навыков, приобретении знаний о природе, способах взаимодействия с ней, формировании духовно-нравственных качеств – взаимовыручка, ответственность, жизнестойкость, доброжелательность, коммуникабельность и др.

Дошкольный туризм позволяет объединить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности. Такая форма работы позволит приобщить старших дошкольников, их родителей и педагогов к здоровому образу жизни, безопасному поведению с помощью ознакомления с основами туризма, создания организационно-педагогических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников дошкольной туристической деятельности.

Идеи дошкольного туризмы были положены в основу разработанного проекта «Азбука для детей: безопасно, интересно, весело!», целью которого явилось создание палаточного лагеря на территории дошкольного учреждения для развития основ здорового образа жизни и безопасного поведения воспитанников, их родителей.

В рамках функционирования палаточного лагеря педагогами организовывалась совместная здоровьеформирующая деятельность, детей и взрослых в летний период. Организация жизнедеятельности на природе, созданные условия «палаточного лагеря», совместные походы с родителями, детьми и сотрудниками детского сада, игры, эстафеты, зарядка и т.д., все это способствовало рациональной двигательной активности детей, закаливанию и приобретению знаний правил безопасного поведения на природе.

В воспитательном проекте применялись следующие формы и методы педагогической деятельности: технология макетирования позволила создать игровую среду, в которой создавались разнообразные игровые замыслы туристической направленности. Применение данной технологии обеспечило развитие впечатлений, фантазии, сенсорных способностей детей, а работа с различными материалами способствовала развитию моторики рук, творческого познавательного мышления, поисковой деятельности, познавательной активности; тактильные игры (игры с песком, крупой, водой и др.), которые способствовали стабилизации эмоционального фона целевой группы, раскрывали простор для экспериментирования, творческих открытий; арт-терапевтические методы (нетрадиционное рисование, песочная терапия, драматизации и др.) помогли воспитанникам и их родителям получить разнообразный опыт творческой деятельности, способствующей формированию положительного эмоционального фона, сохранению и укреплению психологического здоровья.

В ходе реализации проекта воспитанники отрабатывали навыки правильного и безопасного поведения в природе, быту, через цикл запланированных мероприятий; участвовали в мероприятиях, ориентированных на идеи здоровьесбережения; расширяли знания по туристическому направлению с помощью организованных совместных походов, экскурсий, мероприятий; развивали познавательно-туристический интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность, а также  координационные способности и выносливость, как основу физической подготовленности дошкольников (учились простейшим упражнениям туристического многоборья, выполняли задания по ориентировке в пространстве и др.); развивали нравственно-коммуникативные навыки, чувство коллективизма; формировали заботливое отношение к природе, людям, своей малой Родине.

Родители, принявшие участие в реализации проекта формировали межличностные, дружеские отношения с другими участниками, в том числе с воспитателями дошкольного учреждения в процессе игровой туристической деятельности; повышали свою мотивацию ведения здорового образа жизни, безопасного поведения, передавая личный уникальный опыт дошкольникам; пополняли предметно-пространственную развивающую среду продуктами совместной деятельности с детьми; повышали родительскую компетентность по правилам безопасного поведения детей.

Педагогические работники в проектной деятельности  позиционировали среди целевой группы здоровый образ жизни, основы безопасного поведения; обогащали знания детей и их родителей о различных видах туризма; воспитывали взаимоуважение, соучастность в совместном решении задач в процессе функционирования палаточного лагеря.

Результатами проекта явились легкая степень адаптации при поступлении в детский сад у 80% детей, родители которых приняли участие в проекте, отсутствие тяжелой степени адаптации (дезадаптации); повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей воспитанников в вопросах проведения развивающих игр и организации продуктивной прогулки ребенка; результаты мониторинга индивидуального развития ребенка показали наличие у воспитанников познавательного интереса, инициативности, элементов субъектности, свободной игровой деятельности, творческих способностей, психологического здоровья и позитивного мышления, мелкой и крупной моторики, координации движений.

Реализация проекта «Азбука для детей: безопасно, интересно, весело!» открыла «лакуны», требующие педагогического внимания. Так, например, некоторые родители не разрешают детям свободно играть с водой, песком и землей, рисовать ладошками, боясь, что ребенок испачкается сам или помещение, в котором занят творчеством; организация семейного похода на природу осуществляется в соответствии с интересами взрослых, которые не всегда согласуются с основными идеями здорового образа жизни. Приведенные риски, способные нивелировать результаты проекта, будут преодолены с помощью организованного психолого-педагогического сопровождения родителей.

Список литературы:

  1. Давыдова М.В. Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды ДОУ / М.В. Давыдова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 5. – С. 82-88.
  2. Лунева Т.А. Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Т.А. Лунева, Т.М. Родионова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 9. – С. 31-37.
  3. Майбуров Л.А. Особенности представлений дошкольников о здоровье и способах его укрепления / Л.А. Майбуров // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 8. – С. 32-39.
  4. Петрова О.А. Функциональные системы здорового образа жизни дошкольника / О.А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 24-29.
  5. Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 10. – С. 24-28. 18. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко // Методист. – 2014. – № 10. – С. 63-68.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы фор...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях большого города, которым является Санкт-Петербург очень важно способствовать становлению и развитию у детей основ здорового образа жизни. Выделенное направление работы современного детского...

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

«Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»

  Патриотическое  воспитание  подрастающего поколения всегда являлось   одной из важнейших задач современного образования. Понятие патриотизма  многогранно по свое...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...