Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста (до прекращения образовательных отношений)
картотека (подготовительная группа)

Пелевина Наталия Витальевна

Речевая гимнастика для детей старшей группы направлена на:

  • выработку правильных, скоординированных движений и поз органов речи (губ, языка, нёба, нижней челюсти);

  • разработку умения объединять элементарные движения органов артикуляции в сложные, то есть правильно проговаривать звуки;

  • воспитание культуры речи (в работе над упражнениями дети пополняют словарный запас, осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания).

В артикуляционную гимнастику можно включать элементы пальчиковых игр, например, самомассаж массажными мячиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

CТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

г. Нижневартовск

Название

Комплекс

Цель, описание:

1

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

2

«Обезьянка»

За нижнюю губку

заложен язык –

Из зеркала смотрит

мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений.

Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам.

Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

3

«Бульдог»

За верхнюю губку

заложен язык –

Бульдог уступать

никому не привык.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

4

«Кружок»

Мой язык совсем не глуп

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.

Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

5

Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

6

Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить:

«па-па-па».

Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

пошлёпать губами кончик языка;

пошлёпать губами середину языка;

пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

7

«Вкусное варенье»

Как будто варенье

лежит на губе –

Слижу его «чашечкой»

в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.

Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

8

«Фокус»

 («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

9

«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

10

«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится)

и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз.

11

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

12

Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык
10-15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс артикуляционных упражненийУпражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, ЩПравильная артикуляция шипящих:Губы вытянуты вперед;Зубы разомкнуты, сближены;Язык: кончик широкий...

Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...

Комплексы артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

В данном разделе представлены различные комплексы артикуляционной гимнастики как общие, так и направленные на различные группы звуков. Прежде чем начать выполнение артикуляционной гимнастики, ознакомь...

Весёлая артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста

Выполнение артикуляционой гимнастики в домашних условиях для родителей всегда непонятно, сложно и скучно. Артикуляционная гимнастика с забавными зверюшками, превратит скучное занятие в полезное и весё...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста...

Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста (до прекращения образовательных отношений)

laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо...