Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста (до прекращения образовательных отношений)
картотека (подготовительная группа)
Речевая гимнастика для детей старшей группы направлена на:
выработку правильных, скоординированных движений и поз органов речи (губ, языка, нёба, нижней челюсти);
разработку умения объединять элементарные движения органов артикуляции в сложные, то есть правильно проговаривать звуки;
воспитание культуры речи (в работе над упражнениями дети пополняют словарный запас, осваивают грамматический строй языка, что формирует умение грамотно выстраивать свои высказывания).
В артикуляционную гимнастику можно включать элементы пальчиковых игр, например, самомассаж массажными мячиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_starshego_doshkolgo_vozrasta.docx | 54.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
CТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ)
г. Нижневартовск
Название | Комплекс | Цель, описание: | |
1 | «Язык здоровается с подбородком» | Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: Эй, какая там погодка? | Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. |
2 | «Обезьянка» | За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. | Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. |
3 | «Бульдог» | За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. | Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». |
4 | «Кружок» | Мой язык совсем не глуп Ходит кругом возле губ. | Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
5 | Чередование «Толстячки - худышки» | Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. | Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. |
6 | Шлёпаем губами по языку» | А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». | Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. |
7 | «Вкусное варенье» | Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. | Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
8 | «Фокус» («Дуем с чашечки») | Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. | Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. |
9 | «Не разбей чашечку» | Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. | Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». |
10 | «Кусаем боковые края языка» | «Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. | Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз. |
11 | «Ветерок дует с горки» | С горки дует ветерок, И несет он холодок. | Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. |
12 | Жуём блинчик» | Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. | Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционных упражненийУпражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, ЩПравильная артикуляция шипящих:Губы вытянуты вперед;Зубы разомкнуты, сближены;Язык: кончик широкий...
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста...
Комплексы артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
В данном разделе представлены различные комплексы артикуляционной гимнастики как общие, так и направленные на различные группы звуков. Прежде чем начать выполнение артикуляционной гимнастики, ознакомь...
Весёлая артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
Выполнение артикуляционой гимнастики в домашних условиях для родителей всегда непонятно, сложно и скучно. Артикуляционная гимнастика с забавными зверюшками, превратит скучное занятие в полезное и весё...
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей Старшего дошкольного возраста...
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста (до прекращения образовательных отношений)
laquo;Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо...