Игры на определение характера музыки
консультация (подготовительная группа)

Сидорчук Елена Григорьевна

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_opredelenie_haraktera_muzyki.docx64.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры на определение характера музыки

Три цветка

Игровой материал.

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

•     добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

•     грустная, жалобная;

•     веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д. Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

            День рождения

Игровой материал.

Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, яркие коробочки-подарки для Зайчика.

Ход игры.

Музыкальный руководитель. 

Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.


                Удивительный светофор

Игровой материал.

Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

Раздаточный: карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

Ход игры. Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).

Вот горит светофор. С ним, дружок мой, ты не спорь!

Что покажет он — узнай, А захочешь — выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки.http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTxwWqZRIbyGQ1pKK2wTi93dnXrc_TjiAb-WBv0cj8nbOOb0HpO

Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зеленому сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, проявляя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музыкальном занятии или в свободно  е время.


Вот так зайцы!

Игровой материал.

Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поляну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Дерево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу прикреплено изображение зайца. Аналогично изготавливается береза и куст.

Ход игры.

Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за дере 

 вьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!

Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.http://allforchildren.ru/pictures/hare_s/hare013.gif

Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Подобрана. Педагог может «ошибаться».

          Солнышко и тучка

Описание:

Карточка  разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. На отдельных карточках изображено сияющее солнышко, солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее») и тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Ход игры:

Число участников определяется количеством комплектов пособия. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный репертуар: «Рондо-Марш»

Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами»

С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.         

солышко в тучах

                      Море

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.

Описание: Три карточки условно передают различное состояние моря: на первой   «море взволнованное»; на второй  «море бушующее»; на третьей  «море успокаивающееся, буря затихает».

Ход игры: Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Музыкальный руководитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Определи характер музыки"

Игра в лёгкой, увлекательной форме расширяет высказывания детей о музыке, учит сопоставлять образы с музыкой, пробуждает интерес к восприятию музыки. Так же игра способствует развитию внимания, вообра...

Музыкально-ритмические, танцевальные композиции (импровизация движений в соответствие с характером музыки)

Данный занятие предназначено для детей 6-7 лет, может использоваться для дошкольных работников и хореографов....

Тест для определения характера взаимодействия воспитателя с детьми.

Посредством предлагаемого теста легко определить характер взаимодействия воспитателя с детьми....

«Определи темп музыки» Музыкально – дидактическая игра на определение темпа в музыке

Музыкально - дидактическая игра очень любима детьми разного возраста. Она привлекает детей яркими иллюстрациями, красивой музыкой. Дети, играя незаметно для себя соприкасаются с удивительным миром муз...

Дидактическая игра „Узнай характер музыки”

Музыкально - дидактические  игры на музыкальных занятиях в ДОУ №7...

Дидактическая игра на усвоение характера музыки. «Удивительный светофор».

Программное содержание: Внимательно слушать музыку, определять её характер.Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих детей) с изображением светофора, фишки. Внутри кружочков-фонарей на св...