Проект «Быть здоровым – здорово!»
проект (средняя группа)

 Гордеева Ольга Геннадьевна

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения.  Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию здорового образа жизни

«Быть здоровым – здорово!»

Средняя группа

Вид проекта: познавательно-игровой

Длительность: краткосрочный – 3 недели

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Актуальность:

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

- дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления;

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;

- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;

- создавать условия для благотворного физического и психического развития детей;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Ожидаемые результаты:

• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Этапы реализации проекта

Подготовительный.

Подборка методического и дидактического материала.
Подборка художественной литературы.
Привлечение родителей к реализации проекта.

Основной.

Работа с детьми.

#1045;жедневная профилактическая работа.

  • Утренняя гимнастика
  • Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, точечный массаж
  • Витаминизация (соки, фрукты, напитки)
  • Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей

#1041;еседы

  • «Где растут витамины».

Цель: уточнять название фруктов, овощей; закреплять знания детей о природных витаминах.

  • «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».

Цель: Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность

  • «Солнце –друг, солнце - враг»

Цель: сформировать навыки поведения детей в жаркий летний день.

#1057;южетно-ролевые игры

• «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представления о полезных продуктах, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. «Поликлиника»

• «Больница»

Цель: расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
• «Котенок Пушок заболел».
Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их. «Аптека».

#1044;идактические игры

«Полезная и вредная еда»

«Правила гигиены»

«Подбери картинки»

«Носики-курносики»


#1055;одвижные игры

Цель: закрепление правил ранее изученных игр; обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение; воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным играм

«Солнечные зайчики»

«Птички в гнездышках»

«У медведя во бору»

«Догони мяч»

#1056;абота в книжном уголке

Рассматривание фотографий о здоровье, спорте, иллюстраций, картин,

заучивание пословиц, поговорок о здоровье

Отгадывание загадок о здоровье

Чтение художественной литературы

#1042;ыставки

Рисунки детей с родителями на тему ЗОЖ

Фотовыставка «Мы хотим расти здоровыми»

Работа с родителями

Задачи:

- расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;

- дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми;

- заинтересовать родителей в поддержании здорового образа жизни в семье.

Консультация «Здоровый образ жизни ваших детей»

Консультация «Как закалить ребенка дома»

Памятка для родителей «Закаляйся правильно»

Организация выставок совместного творчества

Заключительный

Итоговое мероприятие - спортивно-игровой досуг «У бабушки в деревне»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту, создание благоприятного эмоционального состояния, активизация двигательной деятельности и внимания через игровую ситуацию.

Результаты реализации проекта

  • В ходе проекта все участники образовательного процесса пришли к выводу, что здоровье – это первый фактор, необходимый для полноценного роста, развития и обучения любого ребёнка.
  • У детей появились представления о закаливании и о ЗОЖ, значительно расширился интерес и появилась потребность в личной гигиене.
  • Появилось желание к занятиям физкультурой, спортом, утренней гимнастикой.
  • Активизировалась речь.
  • У родителей и детей изменилось отношение к закаливанию как к оздоровлению организма.
  • Родители воспитанников группы приняли активное участие в реализации проекта.
  • У детей осталось позитивное отношение к закаливанию, укреплению организма, к занятиям физкультурой, играм, появилось желание вести здоровый образ жизни.

Приложение 1

Конспект итогового мероприятия - спортивно-игровой досуг

«У бабушки в деревне»

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния, активизация двигательной деятельности и внимания через игровую ситуацию.
Задачи:
- закрепить и совершенствовать спортивные умения и навыки,

- расширять кругозор детей по теме домашние животные
- воспитывать умение соблюдать правила подвижных игр.
Оборудование:
- конусы 6-8 штук
- палки гимнастические 5-6 штук
- веревка 5-6 метров
- обручи на веревку 5-6 штук
- шапочки: волк, кот
- обручи по количеству детей
- угощение для детей.
Музыкальное сопровождение:
- фонограмма поезд, фонограммы веселых фоновых музыкальных сопровождений для игр.

Ход спортивно-игрового досуга:

Ведущий: Ребята. я предлагаю вам отправиться в веселое путешествие в гости к бабушке в деревню. Хотите? (Да)

А поедем мы туда на поезде.
Садимся в вагоны, гудит паровоз,
К бабушке в деревню ребят он повез.

Слайд № 1 Поезд.

Подвижная игра «Поезд»
Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи друг и мы отправляемся.

(Под веселую музыку со звуком движущегося поезда дети идут по залу).

Вот, ребята, остановка, тут попрыгаем мы ловко.
Игровое упражнение: прыжки на двух ногах по всей площади зала, руки на поясе.
Ведущий: К поезду идем опять, долго нам нельзя скакать. (Повторяется игра «Поезд»).
Во время движения «поезда» в центре зала выставить друг за другом 6-8 конусов расстояние 60-70см и выложить на пол 5-6 гимнастических палок расстояние 40-50см.
Ведущий: Вот и остановка, выходим все ловко.
Кусты ребята на пути их нам нужно обойти
За руки скорей беритесь, друг за другом становитесь.

Дети берутся за руки и змейкой обходят 6-8 конусов поставленных в ряд.
Ведущий: Кто-то ветки разбросал, разбросал и не поднял.
Выше ноги поднимайте, через ветки все шагайте.

Игровое упражнение: перешагивание нескольких предметов лежащих друг за другом на полу.
Ведущий: Долго, шли, шли, шли, к дому бабушки пришли.
А давайте-ка ребятки, позовем бабушку Марусю


Слайд № 2 Домик
Дети вместе с ведущим зовут бабушку Марусю.

Бабушка Маруся: Слышу, слышу, иду, иду. Здравствуйте, мои хорошие. Приехали в гости ко мне, посмотреть, кто у меня живет. А я вам загадки загадаю. Если отгадаете, то и поиграете.

#1069;то кто? Бородка, рожки.

У неё в копытцах ножки.

Даёт великолепное

Молочко целебное.

Хитрые блестят глаза,

И зовут её… (Коза)


Слайд № 3 Коза
Подвижная игра «Идет коза рогатая»
Дети встают в круг. И вместе с бабушкой Марусей проговаривают слова и выполняют движения по тексту:
Идет коза рогатая, за малыми ребятами.
Ножками топ, топ, глазками хлоп, хлоп.
Кто кашки не ест, молочко не пьет, того забодаю.
Взрослый бегает за детьми, имитируя бодание козы.


2. Он всего всегда боится,
Волк от страха ему снится,
И лисица, и медведь...
Все хотят беднягу съесть.
Он прыгучий, словно мячик.
Кто же это? Это... (Зайчик)

Слайд № 4 Заяц
Подвижная игра «Зайчата»
Вдоль зала натянута веревка с привязанными на ней обручами – это вход в клетку. Бабушка Маруся исполняет роль сторожа.
День наступает, все оживает.
Вы мои зайчатки, веселые ребятки
Идите гулять травку щипать

Дети пролезают в обручи и движутся по всей площади зала подскоками.
Ночь наступает, все замирает
Зайчатки, бегите домой.

Дети пролезаю в обручи, и прячутся в обусловленное место.

3. Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки!
(Гусь)

Слайд № 5 Гусь
Подвижная игра «Гуси – лебеди»
Из числа играющих выбирается волк. Остальные дети – гуси. Они располагаются на одной стороне зала – это их дом. Волк занимает место посередине зала. Бабушка Настасья исполняет роль пастуха.
Пастух – Гуси, гуси
Гуси - Га, га, га.
Пастух – Есть хотите?
Гуси - Да, да, да.
Пастух – Так летите же домой.
Гуси - Нам нельзя лететь домой, серый волк под горой.
Зубы точит, съесть нас хочет, не пускает нас домой.

Пастух – Ну летите, как хотите, только крылья берегите.
Дети перебегают с одной стороны зала на другую, а волк ловит гусей. Пойманных детей волк забирает к себе в логово.

4. Есть копыта, грива есть,
И лоснится ее шерсть,
Скачет — ветер обгоняет,
Ее каждый точно знает.
Слайд № 6 Конь.


Подвижная игра «Кони»
Гоп, гоп, гоп, ты скачи во весь галоп.
Ты лети конь скоро, через реки, через горы.
После слов конюха дети встают с места и движутся по всей площади зала прямым галопом. Имитируя скачки на лошади.
Раз, два, три – домой скорей скачи.
После этих слов дети возвращаются на места.

5 Кто в кладовке лучше всех мышку догоняет?
Кто на кухне громче всех молоко лакает?
(Кошка)

Слайд № 7 Кошка.


Подвижная игра «Воробьи и кот»
Из числа играющих выбирают кота. Остальные – воробьи. Воробьи располагаются в обручах – домиках лежащих на полу по периметру зала.

Рано утром воробышки проснулись – дети встают в полный рост
Дружно, вместе потянулись – потягивание
Перышки почистили, чтобы быть всем чище – гладим бока руками
И полетели гулять, перышки клевать – выбегают из обруча и движутся по всему залу.
По сигналу «Кот идет» воробьи прячутся в свои гнезда - домики, а кот старается поймать их.
Бабушка Маруся: Вот, ребята, вы и узнали, кто у меня живет, но им пора отдыхать, а вам я вкусненькое припасла – угощает детей пирогами.
Слайд № 8 Бабушка с пирогами.

Бабушка Маруся До свидания, ребята, приезжайте еще в гости.
Дети встают в паровозик, который увозит детей в детский сад.

Приложение 2

Беседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Цели
: Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность.
Материал: мыло, картинки животных и птиц.
Ход беседы.
Дети с воспитателем садятся в кружок на ковер, к ним в гости приходит Айболит (перчаточная кукла).
Айболит: Ребята, пока я к вам шел, я встретил Мойдодыра. Он мне рассказал историю про одного мальчика, который не купался, не умывался, был грязнулей.
Воспитатель: Доктор, мы знаем про кого вы говорите, мы с ребятами читали про этого мальчика.
Воспитатель с детьми вспоминают и читают отрывки из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Айболит: А в вашей группе есть грязнули? Все ли вы любите воду? А что вы делаете, когда просыпаетесь? (Дети отвечают на вопросы
).
Айболит: Молодцы! Вы меня порадовали! У меня есть для вас подарок!
Доктор Айболит дарит детям мыло. Уходит.
Воспитатель продолжает беседу с детьми о животных, как они умываются.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И утята и котята,
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки
Воспитатель: -Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети:- Лапками и язычком.
Воспитатель:- Правильно, а как умывается собака?
Дети: -Тоже лапками и язычком.
Воспитатель:- Кто знает, как купается слон?
Дети:-Хоботом.
Воспитатель:- Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются» -картинки животных и птиц.
Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети:- Да.
-Воспитатель: А зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Мы с вами молодцы и будем обязательно здоровыми!
Итог:
-О чем мы сегодня разговаривали?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть ?

Беседа «Солнце наш друг или враг»

Цель: познакомить детей с солнцем как источником тепла и света, определить влияние солнца на человека, сформулировать правила приема солнечных ванн.

Ход беседы:

Ребята, отгадайте загадку.

Что на свете расцветает и теплом всех согревает?

(солнце)

Правильно. Солнце-главный источник тепла и света.

Свечка, фонарик, электрическая лампочка. Ребята, объясните, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце, источники света.)

Давайте порассуждаем о том, что было бы, если б солнца не стало.

Мы сказали, что от солнца светло, значит, если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет.

Солнце еще и греет.

И мы свами знаем, что солнце нагревает предметы.

Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а от них уже нагревается воздух.

Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца.

Сделаем глубокий вдох. Воздух чистый, свежий – дышится легко. Откуда такой «вкусный воздух»?

Спасибо за свежий воздух мы должны сказать растениям и солнцу.

Зеленые растения без солнечных лучей не смогли бы очищать воздух.

Физкультминутка

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

Удивительная птица подает нам голосок

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

Бывают солнечные батареи которые можно использовать для электроснабжения (вырабатывают электрический ток) солнце служит людям не только на Земле, но ив космосе. Космические корабли работают за счет солнца. Там солнечный свет превращается в электрический ток, от которого работают все приборы.

Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту. Когда мы находимся на солнце, наш организм получает витамин Д.

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.

Но солнце бывает и жестоким. От его жгучих лучей высыхают реки и озера, гибнет рыба, жухнет трава.

Солнце может не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней! Если с утра до вечера бегать раздетым по пляжу, кожа начнет краснеть, что приведет к ожогам.

Признаки солнечных ожогов: покраснение кожи, воспаление, головная боль.

Первая помощь: смазывание ожога специальным кремом.

Находясь, долгое время на солнце без головного убора можно получить солнечный удар или потерять сознание.

Поэтому всегда нужно носить панамку, косынку или лучше шляпку. Что может случиться при солнечном ударе, это: повышение температуры , тошнота, головокружение.

При солнечном ударе нужно: отвести человека в тень, положить на голову холодное полотенце, дать выпить побольше воды.

Чтобы солнце не нанесло вред нашему организму, мы должны, внимательно относится к солнечным ваннам.

Лучше загорать утром и обязательно в головном уборе.

ТАК как же вы думаете солнце - друг или враг?

(ответы детей)

Беседа «Где растут витамины»

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
-Продолжать знакомить детей с понятием витамины.
-Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.
-Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.
-Развивать логическое мышление, внимание.

Материалы: ширма, игрушка Хрюша, муляжи овощей и фруктов, декорации сада и огорода, дуршлаг, угощения для детей (фрукты).

Ход беседы.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Воспитатель обращает внимание детей на стоны и оханье. Из-за ширмы появляется Хрюша).
Воспитатель: Здравствуй, Хрюша!
Хрюша: Здравствуйте!
Воспитатель: Хрюша, а почему ты такой невеселый, вялый?
Хрюша: Ох, ох, ох, я болею!
Воспитатель: И что же у тебя болит, Хрюшенька?
Хрюша: Всё болит от ушей до самого хвоста.
Воспитатель: Надо тебе подлечиться.
Хрюша: Надо, очень надо! Сбегайте в аптеку и купите мне много таблеток.
Воспитатель: Я, знаю, Хрюша, чем ты заболел! Когда все болит от пяточек до хвостика, значит, ты слаб и для поправки тебе нужны витамины, которые растут на ветках и на грядках.
Хрюша: А я таких не знаю.
Воспитатель: Хрюшечка, а наши дети знают, что витамины живут в чем? .... (во фруктах и овощах).
Воспитатель: Ребята, а какие фрукты и овощи вы знаете? ( ответы детей)
Воспитатель: Давайте все вместе поможем Хрюше выздороветь. Тогда мы отправимся с вами в сад- огород, туда где растёт много витаминов.
Хрюша: Ух, ты несите мне скорее такие витамины. Я сейчас лечиться буду!
Физкультминутка "Есть у нас огород"

Дети и воспитатель имитируют поездку на автомобиле.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы попали? ( В сад). Что растёт в саду? Дети: Фрукты!

Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы догадайтесь: о каком фрукте я говорю.

- Много долек, он один круглый, желтый (а-пель-син)
- Лучший корм у обезьян желтый, длинненький (ба-нан)
Воспитатель: - А вот здесь огород. – Что же там растет?
- Очень любит наш Егор круглый, красный … (по-ми-дор)
- За обедом ел Алешка очень вкусную … (кар-тош-ку)
Воспитатель: А чтобы нам не перепутать овощи и фрукты, девочки для Хрюши соберут фрукты и положат их в красную корзинку. А мальчики соберут овощи в зелёную корзинку.
(Дети собирают овощи и фрукты)
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько овощей и фруктов собрали! Сколько много витаминов мы привезём нашему Хрюше! ( едут обратно к Хрюше)

Воспитатель: Вот, Хрюшенька, сколько витаминов для тебя собрали дети.
Хрюша: Спасибо! Давайте мне сюда все скорее, я сейчас сразу все, все съем!!!
Воспитатель: Ты, Хрюшенька, всегда спешишь, не думаешь, что делаешь. Ребята, что забыл сделать Хрюша?

Дети: (помыть фрукты). Дети моют фрукты и овощи.

Воспитатель: А еще что нужно помыть перед едой? Чтоб не встретиться с бедой, руки мой перед едой.
Воспитатель: Ребята, скажите Хрюше, что с ним может случиться, если он будет есть немытые фрукты и овощи грязными руками? (Ответ детей).
- Пойдемте, поучим Хрюшу правильно мыть руки. (Дети моют руки).
Хрюша: Спасибо, вам, ребята, что научили меня мыть руки, а теперь я пойду и съем все, все витамины!!
Воспитатель: Ребята, а разве можно кушать сразу столько много фруктов и овощей? (Ответы детей).
Воспитатель: Есть нужно не столько, сколько видишь, а столько сколько хочешь.
Хрюша: Спасибо вам за все чему вы меня научили. И хочу вам подарить тоже живые витамины (Угощает детей грушами).

Воспитатель: Хрюша, мы рады, что тебя вылечили и на память дарим тебе вот эти картинки, чтобы ты не забыл где живут витамины.

Занятие «Будем здоровы!»

Задачи:

- учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, выполнять несложные приемы самооздоровления, понимать смысл пословиц

- развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы.

- воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Материал: мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, магнитная доска, картинки с изображением продуктов.

Ход ООД.

Дети стоят полукругом.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье.

- Кто хочет быть здоровым?

- А почему вы хотите быть здоровыми?

В наших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его.

Об этом люди придумали пословицы, послушайте их:

«Есть ли большая беда, чем болезни и нужда»

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Давайте выучим эту пословицу. (заучивание)

- Ребята, а что значит быть здоровым? (ответы детей)

Здоровье – это сила, это когда у вас хорошее настроение и все

получается.

-А как мы можем помочь себе укрепить здоровье? (Ответы детей)

- Что мы делаем по утрам? (Зарядку)

- Ещё надо правильно питаться, следить в за чистотой, есть витамины.

- В каких продуктах содержатся витамины? (Ответы детей).

А еще мы занимаемся в спортивном зале физкультурой.

Давайте проверим, какие наши пальчики стали крепкие и послушные.

Пальчиковая игра «Кулачок».

Ладошки вверх, ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок.

Чок – чок – чок,

Покажи свой кулачок!

(движения в соответствии с текстом)

- Ребята, вы знаете, по дороге в детский сад я встретила Мойдодыра. Он передал для вас вот этот мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, развитие связной речи, использование в речи антонимов, развитие сообразительности.

Дети на ощупь определяют предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная щетка, зубная паста) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.

- Молодцы, ребята, все узнали предметы в волшебном мешочке.

- А теперь я хочу проверить вашу смекалку.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Цель: развивать смекалку, сообразительность, закрепить знания о предметах личной гигиены.

- Я буду загадывать загадки, а вы мне находить ответ среди предметов, которые вы достали из чудесного мешочка.

1. Пузырится, пенится,
Оно в народе ценится.
Душистое, пахучее,
Для глаз довольно жгучее.
Им руки отмывают
И деток, им, купают..

(мыло)

2. Зубки наши бережёт,
Пастой их всё время трёт.

(зубная щетка)

3. Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой..

(полотенце)

4. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, и медведей.

(расческа)

5. Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

(зеркало)

- Молодцы ребята, ловко вы отгадали мои загадки.

- Ребята, Мойдодыр мне оставил мультфильм. Он попросил посмотреть сказку о нем после занятия.

- А сейчас мы немножко отдохнем и выполним разминку.

Физкультминутка «Разминка»

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе

Э-хе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Э - ге - ге! Нагнулись ниже,

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка.

- Ребята, посмотрите, Мойдодыр положил в мешочек рисунок. Что на нем нарисовано? (Зубы)

- Посмотрите, на одной картинке зубик белый, веселый.

А на другой – зубик темный, грустный. Как вы думаете, почему зубик грустный?

-Правильно, белый зубик радуется, потому что его чистят, кормят здоровой пищей.

-А темный зубик грустит от того, что о нем забыли. Его перестали чистить, едят много сладкого. От этого зубки и болеют.

Дидактическая игра «Полезно - вредно»

Цель: Учить отличать полезные продукты от вредных, учить объяснять свои действия.

- Ребята, мы хотим, чтобы у нас не только зуды были здоровыми, но и весь организм. Что для этого мы делаем? (Зарядку, моем руки, едим фрукты…)

- Ребята, а мы с вами закаливаемся после дневного сна?

- Ходим босиком по коврикам здоровья?

- Делаем массаж рук, ног и лица?

- Давайте сделаем массаж нашему лицу.

Самомассаж «Лицо».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживают шею ладонями сверху в низ)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны)
«Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело
(раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна.
(потираем ладошки друг о друга)

-Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы улыбаетесь и это очень хорошо, потому что хорошее настроение помогает нам быть здоровыми.

Давайте же чаще друг другу улыбаться и будем здоровы!

Дидактические игры.

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление ребенка о том, какая еда полезна, а какая вредна для организма.

Атрибуты: карточки зелёного и красного цвета (две тарелочки). Картинки с

изображением продуктов питания: торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные,

конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты (можно

вырезать из рекламных брошюр, журналов). Поощрительные значки (вырезанные

или нарисованные яблоко, морковка, груша).

Ход игры:

Ребенку дают картинки с изображением различных продуктов питания. Под

зелёную карточку нужно положить картинки с полезной едой, а под красную с вредной. Ребенок должен быть внимателен, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Усложнение: Можно сделать два комплекта картинок и устроить соревнование (кто быстрее и правильнее разложит картинки) между детьми или между взрослым и ребенком.

«Правила гигиены»

Цели: закреплять знания о правилах гигиены

Атрибуты: поощрительные призы.

Ход игры:

Игроки по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов, мимики

(умывание, чистка зубов, причёсывание, вытирание полотенцем).

Соперник должен отгадать, что показывают.

За правильные ответы можно выдавать поощрительные призы. В конце игры подсчитать количество призов у каждого игрока.

«Подбери картинки»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

«Носики-курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Подвижные игры

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения А. Бродского:

Скачут побегайчики — Прыг, прыг по углам,

Солнечные зайчики, Были там — и нет их там.

Мы зовем их — не идут. Где же зайчики? Ушли.

Были тут — и нет их тут. Мы нигде их не нашли.

В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет зайчиков в разные стороны комнаты.

«Птички в гнездышках»

Задачи: учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную; развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см, расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои гнездышки.

Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!- рас-крывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся и гнездышки.

«У медведя во бору»

Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных напряжениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действий детой.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведи вначале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

У медведя во бору А медведь сидит

Грибы, ягоды беру, И на нас рычит.

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

«Догони мяч»

Задачи: совершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

Содержание игры. Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги!» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.

Приложение 3

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни ваших детей»

Безусловно, все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми, веселыми, успешными, здоровыми. Родители ежедневно заботятся о своем ребенке, следят за чистотой одежды, чтобы ребенок был сыт и не болел. Наряду с этим, перед родителями стоит задача формирования нравственного отношения к своему здоровью, ведь дошкольный возраст является благоприятным периодом для положительного воздействия на ребенка, с целью формирования здоровьесберегающего поведения, адаптированного к социальным условиям окружающей среды.

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов Как объяснить, ребенку, что такое здоровье? Здоровье – это когда ты весел. Здоровье – это когда ты бодр. Здоровье – это когда ты счастлив. Здоровье – это когда ты можешь играть. Здоровье – это когда у тебя хорошее настроение. Здоровье – это когда у тебя ничего не болит. Но для того, чтобы чувствовать себя здоровым, необходимо следить за своим здоровьем. Важно, научить ребенка заботиться о здоровье.

Сбалансированное правильное питание. В рационе питания ребенка должны быть продукты с натуральным составом, без химических добавок. Овощи, зелень, фрукты и ягоды богаты витаминами и пищевыми волокнами, которые благоприятно влияют на работу кишечника и помогают выводить вредные вещества из организма. Злаки – источник углеводов, растительного белка, витаминов разных групп, минералов. Также рекомендуется регулярно употреблять в пищу кисломолочные продукты, мясные и рыбные блюда, яйца. Сбалансированная и полезная еда положительно влияет на здоровье детей, позволяя им, гармонично расти и полноценно развиваться. Из всех напитков лучше отдавать предпочтение именно воде. Необходимо стараться питаться сезонными продуктами: они отличаются высокой пищевой ценностью и минимальным содержанием вредных веществ.

Соблюдение режима дня. Именно соблюдение постоянного распорядка дня способствует правильному функционированию всех систем организма, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития детей и способствует хорошему самочувствию. Согласно СанПиН длительность ночного сна детей раннего возраста (1-3 года) не менее 12 ч, детей дошкольного возраста (3-7 лет) не менее 11 ч. Очень важно ложиться и вставать в одно и то же время, это обеспечит легкое засыпание и быстрое пробуждение.

Двигательная активность. Для растущего детского организма физическая активность оказывает благотворное воздействие на жизнедеятельность ребенка. Под воздействием движений укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшаются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, регулируется деятельность нервной системы. Движения способствуют профилактике неинфекционных заболеваний. Рекомендуемый суммарный объем двигательной активности не менее 60 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности средней и высокой интенсивности.

Личная гигиена. Соблюдением ребенком правил личной гигиены является залогом предупреждения многих заболеваний. От того, как ребенок ухаживает за своим телом, зависит осознанность отношения к своему здоровью. Умывать лицо и шею следует утром и вечером, использовать полотенце, чистить зубы дважды в день, пользоваться носовым платком. Все эти несложные правила помогают ребенку формировать хорошие привычки, предотвращают многие заболевания. Утренние и вечерние водные процедуры перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, укрепляют нервную систему, способствуют быстрому засыпанию. Немаловажное значение имеет позитивный пример взрослых, если взрослые следят за своей гигиеной, то и детям легче усваивать и перенимать правила гигиены.

Свежий воздух. Нахождение детей на свежем воздухе - лучший способ укрепления здоровья. Кислород улучшает дыхательные функции детского организма. Прогулка - наиболее доступный способ закаливания, эффективный вид отдыха с повышенной физической активностью.

Организовывайте досуг детей с пользой для детского организма: спортивный уголок дома, регулярная утренняя совместная зарядка, ежедневные прогулки с подвижными играми, личный положительный пример – это все не требует больших затрат, но является большим вкладом в формировании заботливого отношения ребенка не только к своему организму, но и всех окружающих.

Учите детей с молодости заботиться о своем здоровье!

Консультация для родителей «Как закаливать ребёнка дома»

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости) ультрафиолетовым лучам. Дети, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Основными правилами закаливания являются следующие:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

4. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле – необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук – от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день ( лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Добиться положительных результатов можно только при условии настойчивости и терпения требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером здорового образа жизни.

Памятка для родителей «Закаляйся правильно»

Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:

  • регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
  • постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
  • чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
  • использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
  • комплексность процедур ( это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
  • процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции

Общие правила закаливания

  • одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
  • укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
  • ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
  • после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
  • ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
  • в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.

Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.

C:\Users\Ник\Desktop\про\C:\Users\Ник\Desktop\про\Изображение C:\Users\Ник\Desktop\про\C:\Users\Ник\Desktop\про\C:\Users\Ник\Desktop\про\

Список используемых источников

Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного

Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.

Карпушина М. «Веселые игры» «Давайте поиграем»

Бабина К. С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду»

Безруких М. М. «Тренируем пальчики»

Веракса Н. Е., Т. С Комарова, М. И. Васильева «От рождения до школы»

Волчкова В. Н. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

Глебова С. В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия»

Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008.

Шмаков С. А. "Игры-шутки, игры-минутки"

Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников"

Колунова Л. А., Копытина М. Т. «Как научить детей играть»

Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа Комплексное планирование возраста»

Чистякова М. И. «Психогимнастика»

Полынова В. К. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Стеркина Р. Б. Авдеева Н. Н. Князева О. Л. «Безопасность»

Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по физическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Быть здоровым – здорово!» в рамках недели здоровья.

Как узнать насколько плодотворна работа по обучению здоровому образу жизни? Как организовать и привлечь  родителей в процесс эффективных путей укрепления здоровья детей и семьи?...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

Проект "Жить так здорово - здорово..."

Целью проекта является формирование у дошкольников здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровесбережения и ответственного выполнения, как  к собственному здоровью, та...

Проект "Я вырасту здоровым, здоровье с Су- Джок"

Формирование здоровья детей- одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст наиболее ответственный этап в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются ос...