Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
план-конспект занятия

Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perveeva_yu.v._puteshestvie_v_stranu_zdorovya.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска

Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

Почеревина Н.Н.,

Смоленск

2023г.

Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • обогащать словарный запас (предметный, глагольный и качественный) по теме «Здоровый образ жизни»;
  • активизировать в экспрессивном словаре обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Части суток»;
  • стимулировать речевую активность;
  • совершенствовать умение классифицировать предметы;
  • совершенствовать навык согласования местоимений с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
  • развивать умение делить слова на слоги;
  • развивать умение составлять предложения и рассказы по картинке;
  • развивать умение образовывать множественное числи имен существительных;
  • развивать умение образовывать родительный падеж имен существительных;
  • развивать навык понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым;
  • воспитывать умение выполнять задания по речевой инструкции;
  • воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.

Словарная работа: существительные: здоровье, режим, гигиена, мыло, щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь, витамины, продукты, спорт, спортсмен, правила; прилагательные: здоровый, вредный, полезный, целеустремленный, сильный, терпеливый, зимний, летний; глаголы: собираться, закаляться, чистить, расчесывать, обрезать, мыть, вытирать, кушать, кататься, заниматься.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», К.И. Чуковский «Федорино горе»,. А. Барто «Девочка чумазая», Э. Успенский «Зарядка»).

Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).

В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); информационно-коммуникационные технологии (развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко»); здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, пальчиковая гимнастика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе следующие образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»

Оборудование: стол, стулья, магнитофон, интерактивный стол логопеда или ноутбук, развивающее-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», «волшебный мешочек», «волшебная коробочка», сенсорные дорожки, предметы (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, ножницы, зеркальце, шампунь), муляжи продуктов питания (яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики, молоко), кукла би-ба-бо (доктор), мяч, зеркала.

Демонстрационный материал: фрагменты мультфильмов «Смешарики: про спорт», «Мойдодыр»; аудиосказки А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»; карта-путешествия «Путешествие в страну Здоровья».

Раздаточный материал: предметные картинки по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»; карточки с изображением зимних и летних видов спорта; дидактическая игра «Проведи дорожку»; сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», карточки «Азбука здоровья», сигнальные карточки (красного и зеленого цвета).

I Вводный этап занятия – 5 минут.

а) зарядка «Солнышко лучистое»;

б) введение в тему занятия;

в) артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

II Основной этап занятия – 22 минуты.

а) 1 станция «Распорядок дня»;

б) 2 станция «Чистота»;

в) 3 станция «Витамины»;

г) 4 станция «Правильное питание»;

д) 5 станция «Спорт»;

е) игра «Составь рассказ».

III Заключительный этап занятия – 3 минуты.

Ход занятия:

Вводный этап занятия

Зарядка «Солнышко лучистое»

Педагог: «Здравствуйте ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Педагог: «Сегодня мы начнем наше занятие с веселой зарядки»

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается видео-зарядка «Солнышко лучистое». Дети выполняют движения под музыку.

Введение в тему занятия

Педагог: «Мы с вами сейчас сделали зарядку. Кто знает, для чего нужно делать зарядку?»

Дети: «Чтобы быть здоровыми».

Педагог: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке! Что такое здоровье?»

Дети: «Когда мы не болеем, хорошо себя чувствуем и т.д.»

Педагог: «Правильно, все вы правы – все это вместе и есть здоровье. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Здоровья и узнаем, что нам нужно делать, чтобы всегда быть здоровыми. В путешествии нам поможет карта. Посмотрите на нее».

Детям предлагается посмотреть на карту-путешествия, обратив внимание на значки, и рассказать, что они означают.

Артикуляционная гимнастика

Педагог: «Нельзя забывать, что на занятии нужно четко и правильно говорить. В этом нам поможет гимнастика для язычка».

Педагог рассказывает артикуляционную сказку «Как язычок купался в ванне», дети в соответствии с текстом выполняют артикуляционную гимнастику с одновременным движение обеих рук.

Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком).

Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом — нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами –указательным, средним, безымянным – обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы).

Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»). Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку). Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему!

Педагог: «Теперь отправляемся в путь!».

Детям предлагается друг за другом пройти по заранее разложенным на полу сенсорным дорожкам под веселую мелодию (переход между всеми станциями осуществляется по разным сенсорным дорожкам).

Основной этап занятия

1 станция – «Распорядок дня»

Педагог: «Режим, ребята, много значит:

Поможет он решить задачи,

Когда ложиться и вставать,

Когда тетрадку открывать,

Чтобы садиться за задания,

Когда гулять идти, когда…

Ответ получишь ты тогда,

Когда изучишь ты режим

И станет он тебе родным».

На ноутбуке включается развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко» (диск «Игры с Тимом», игра «Распорядок дня»): детям предлагается выбрать правильную последовательность действий мальчика в каждую часть суток (утро, день, вечер, ночь).

Педагог: «В режиме дня нужно планировать время для всего: для сна, для занятий, для игр и занятий спортом. Но самое главное для здоровья – распорядок дня нужно соблюдать. Отправляемся на следующую станцию»

Дети переходят на следующую станцию.

2 станция – «Чистота» (главный герой – Мойдодыр)

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр», в котором он говорит «Надо, надо умываться по утрам и вечерам …».

Педагог: «Чистота – залог здоровья. Как вы понимаете эту фразу?»

Дети: «Нужно мыть руки, умываться и т.д.»

Педагог: «Ребята, посмотрите, что с собой принес Мойдодыр? В волшебный мешочек он сложил вещи, нужные каждому человеку. Отгадайте загадки и найдите на ощупь предмет-отгадку»

Проводится игра «Загадки»: педагог загадывает загадки; дети ищут предметы-отгадки на ощупь в волшебном мешочке, называют их, определяют количество слогов и рассказывают, для чего они нужны. Например, У меня расческа (рас-чес-ка), она нужна для того, чтобы расчесывать волосы, делать прически.

  • Ускользает как живое

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (мыло).

  • Пластмассовая спинка,

Жесткая щетинка,

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щетка).

  • Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька,

Все намокло, все измялось-

Нет сухого уголка (полотенце).

  • Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей (расческа).

  • От души натрет меня,

Опасаюсь, как огня.

Тело в ванной моет ловко,

У нее во всем сноровка.

Ей меня ничуть не жалко

Вот кусачая… (мочалка).

  • Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик (ножницы).

  • Я эту загадку в карман положу,

достану потом - на себя погляжу (зеркало).

  • Чтобы волосы блестели

и красивый вид имели,

чтоб сверкали чистотой,

мною их скорей помой (шампунь).

Педагог: «Как вы соблюдаете правила гигиены?»

Дети: «Чистим зубы, моем руки перед едой и т.д».

Педагог: «Молодцы ребята! Очень важно для здоровья соблюдать правила личной гигиены. Отправляемся с вами на следующую станцию».

Дети переходят на следующую станцию, педагог тем временем одевает на руку куклу би-ба-бо «Доктор».

3 станция – «Витамины» (главный герой – доктор)

Педагог: «Ребята, посмотрите, кто нас встречает на этой станции?»

Дети: «Доктор».

Педагог: «Что же для нас приготовил доктор?»

Педагог открывает волшебную коробочку, в которой «спрятаны» картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

Педагог: «Смотрите, что здесь лежит?»

Дети: «Яблоко, огурец, малина и т.п.»

Педагог: «Все карточки перепутались. Давайте разделим их на группы»

Проводится игра «Классификация»: детям предлагается назвать картинки и разделить картинный материал на 3 группы: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». После выполнения, дети называть обобщающие понятия

Педагог: «Молодцы, ребята! Что мы можем приготовить из фруктов?»

Дети: «Сок, компот, пирог, йогурт и т.д.»

Педагог: «Чтобы приготовить сок нам нужно много фруктов: не одно яблоко, а много яблок»

Проводится игра с мячом «Один-много»: педагог называет фрукт в единственном числе и бросает мяч ребенку; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число существительного. Аналогично проводится беседа и игра «Один-много» по лексическим темам: «Овощи», «Ягоды».

Педагог: «В овощах, фруктах и ягодах содержится очень много полезного для нашего здоровья – все это называется витамины. Поэтому, кушать овощи и фрукты нужно каждый день».

Дети переходят на следующую станцию.

4 станция – «Правильное питание» (главный герой – Карлсон)

Включается аудиофрагмент сказки «Малыш и Карлсон»:

– Поверь, Карлсон…

Не в счастье варенье…

– Да ты что, с ума сошел!?

А в чем же еще?

Педагог: «Как вы думаете, ребята, кто из них прав: Карлсон или малыш? Можно ли все время есть только сладкое?»

Дети: «Нет».

Педагог: «Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какие продукты полезные, а какие вредные для нашего здоровья»

Проводится игра «Полезные и вредные продукты»: на столе разложены муляжи овощей, фруктов и продуктов питания, полезных и вредных для здоровья (например, яблоко, чипсы, шоколад, творог, масло, сухарики и т.д.): детям предлагается «положить» полезные продукты на поднос, а вредные – в ведерко.

Педагог: «Возьмите в руки полезные продукты и представьте, что вы пришли домой, а в холодильнике нет этих продуктов. Вы должны подойти к маме и сказать, что нет этого продукта. Например, нет молока и т.д.»

Проводится игра «Чего нет в холодильнике»: детям предлагается взять в руки полезный предмет и сказать, что его нет в холодильнике.

Педагог: «Молодцы! Чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду рассказывать правила, если вы со мной согласны, то поднимите зеленую карточку, а если нет – красную карточку»

Проводится игра «Правила здорового питания»: педагог зачитывает предложения; дети если согласны с утверждением, то поднимают зеленую карточку, если нет – то красную карточку:

  • Перед едой надо всегда мыть руки с мылом;
  • Есть нужно в любое время, даже ночью;
  • Надо есть продукты, которые полезны для здоровья;
  • Есть надо быстро;
  • Пищу надо глотать не жуя;
  • Полоскать рот после еды вредно;
  • Нужно кушать разнообразную пищу;
  • Есть надо в меру и не переедать.

Педагог: «Молодцы, ребята. Мы с вами познакомились с правилами здорового питания»

Проводится пальчиковая гимнастика «Правильное питание»

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Прищепляем бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Дети переходят на следующую станцию.

5 станция – «Спорт» (главный герой – Лосяш)

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается мультфильм Смешарики «Про спорт», затем проводится беседа о летних и зимних видах спорта. Примерные вопросы беседы:

  • Какие виды спорта вы знаете?
  • Что относится к летним видам спорта?
  • Что относится к зимним видам спорта?
  • Что нужно для игры в хоккей? и т.д.

Проводится игра «Проведи дорожку»: детям предлагается соединить зимние виды спорта с картинкой «Зима», а летние виды спорта – с картинкой «Лето».

Педагог: «Ребята, а каким должен быть спортсмен?»

Дети: «Сильным, терпеливым, выносливым и т.д».

Педагог: «Правильно, что достичь результатов в спорте, нужно быть здоровым, терпеливым (шаг за шагом идти к результату), сильным, выносливым, целеустремленным. Люди с самого рождения жить не могут без движения. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру».

Проводится игра «Крокодил: виды спорта»: одному ребенку показывается карточка с изображением какого-нибудь вида спорта (например, лыжный спорт), он должен показать этот вид спорта, не говоря ни слова; остальные дети отгадывают, что им показывают.

Игра «Составь рассказ»

Педагог: «Как много интересного мы сегодня узнали. Сейчас мы попробуем составить небольшой рассказ «Я буду здоровым, потому что…», а помогут нам в этом картинки».

Проводится игра «Составь рассказ по картинкам»: детям предлагаются сюжетные картинки по теме «Здоровый образ жизни», по которой им нужно составить рассказ.

Заключительный этап занятия

Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране мы были?»

Дети: «В стране Здоровья».

Педагог: «Мы сегодня узнали много нового про здоровье, и как его надо сохранить. Что вам понравилось на занятии?»

Педагог выслушивает каждого ребенка.

Педагог: «Вы все большие молодцы! Не забывайте про здоровый образ жизни! А напоминать вам о нем будут вот такие карточки».

Педагог раздает детям карточки «Азбука здоровья».

Педагог: «До свидания!»

Список литературы:

  • Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
  • Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Артикуляционные сказки для детей 3-4 лет / С.Ю. Танцюра, И.Н. Васильева. – м.: Сфера, 2017. – 4 с.
  • Ханьшева Г.В. Болтушки-хохотушки: логопедические игры, стихи, загадки, задания / Г.В. Ханьшева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми II этапа обучения (старший дошкольный возраст) с ограниченными возможностями здоровья. Тема «Путешествие по стране "Игралочка"

Проект приготовлен как итоговая работа на курсах повышения квалификации «Образовательные технологии»по теме: «Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС...

Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моя семья» для дошкольников старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: сформировать представления о семье.Задачи:Сформировать представление о «семье», члены семьи;Развивать связную речь, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание через игр...

«Конспект занятия «Путешествие в страну Здоровья» для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посредством стимуляции речевой активности. ...

Конспект занятия «Путешествие по стране Эмпатии» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия «Путешествие по стране Эмпатии» для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека Арт - терапевтических упражнений с применением спортивного оборудования (для обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Данная картотека направлена на реализацию комплексной программы развития и укрепления здоровья детей на занятиях по физической культуре в детском саду. Она отражает современные подходы к обучению и во...