Самоменеджмент как профилактика синдрома эмоционального выгорания и деструктивных изменений личности педагога
статья

Тютикова Жанна Александровна

Профессия педагога одна из наиболее подверженных эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации. Используя технологию самоменеджмента, у педагогов появляется возможность формирования полезных и эффективных навыков по управлению собой и своими ресурсами в профессиональной деятельности и жизни в целом.

Самоменеджмент выступает как индивидуальная концепция, которую нужно внедрять в свою жизнь пошагово, выбирая то, что откликается и подходит конкретному педагогу.

Данная статья будет полезна педагогам ДОУ с целью профилактики эмоционального выгорания, сохранения и укрепления своего психологического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Самоменеджмент как профилактика синдрома эмоционального выгорания и деструктивных изменений личности педагога

Тело не болеет отдельно и независимо от души

Сократ

Здоровье – это главная ценность жизни, которая занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

В понятие такого составляющего, как «психологическое здоровье» разные авторы вкладывают разное содержание. Например, Абрахам Маслоу считает психологически здоровой личностью личность, которая самоактуализируется, Эрих Фромм называет такую личность «продуктивной личностью», Карл Роджерс «полноценно функционирующей личностью». Проанализировав различные подходы, можно выделить некоторые общие компоненты психологического здоровья:

− состояние психического здоровья, душевного комфорта;

− адекватное социальное поведение;

− умение понимать себя и других;

− более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

− умение делать выбор и нести за него ответственность;

− уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе;

− стремление к личностному росту, саморазвитию;

− забота о своем здоровье;

− бережная забота о близких людях;

− позитивное отношение к окружающим и т.д.

Все они определяют известные нам характерные признаки психологически здорового человека: позитивное настроение, здоровое чувство юмора; оптимистический взгляд на жизнь, активная жизненная позиция.

Профессиональная деятельность педагога предполагает нагрузку в основном на эмоционально - чувственную сферу. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский, это «работа сердца и нервов».

Современная статистика такова, что педагоги, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.

По данным многих исследований, даже у молодых педагогов частыми являются болезни сердечнососудистой системы, заболевания неврогенного характера, такие, как нервные истощения и неврозы. Для педагогов со стажем работы 15–20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение» и «сгорание».

Под выгоранием подразумевается состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности и ненужности.

Виктор Васильевич Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Кристина Маслач и Сьюзан Джексон рассматривают синдром выгорания как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях.

Синдром эмоционального выгорания указывает на то, что человек не может отдаваться работе так, как это было прежде, у него развивается негативное отношение к своим коллегам, воспитанникам или ученикам, а так же негативное восприятие себя в профессиональном плане.

Параллельно с синдромом эмоционального выгорания психологическое здоровье педагогов ухудшается за счет развивающейся со временем профессиональной деформации.

Это - то состояние человека, когда он воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.

Ярким примером является то, что педагоги начинают оценивать и поучать своих взрослых детей, мужей, знакомых, соседей, прохожих. А со временем утопают в контроле и доминировании над всеми окружающими людьми и событиями.

Деформации у педагогов чаще всего встречаются в двух формах:

1) Общепедагогические  - это характерные для всех лиц, которые занимаются педагогической деятельностью.

2) Типологические - то есть индивидуальные для каждой личности,

формирующиеся под влиянием индивидуальных особенностей личности и факторов педагогической деятельности.

К последним можно отнести следующие возможные причины:

1) У педагога наблюдается чувство собственной неполноценности, он  чрезмерно старается заслужить признание и любовь - через усердие и отличный результат своей деятельности.

2) Педагог не умеет вовремя дать себе отдых, качественно отдохнуть и набраться сил. От этого, его жизнь наполнена только работой, а он похож на «синий чулок».

3) Педагог находится в среде повышенного стресса, если он позволяет окружению требовать от него постоянной полной самоотдачи.

4) Педагог слишком много общается с людьми, не умея ставить и удержать свои личные границы. Этим он перегружает свою нервную систему, не успевает восстанавливаться и полноценно отдыхать.

5) Педагог неправильно расставил приоритеты в своей жизни. Он попал в ловушку, если увлекаясь своей работой, им руководит чувство долга и ответственности. Со временем он обречен, забыть о себе, о своем здоровье, состоянии внутренней свободы, легкости и удовлетворенности жизнью, предвкушением нового.

6) Если педагог погружен в работу с полной самоотдачей и у него отсутствует ожидание достойного вознаграждения, то:

- со временем он может потерять смысл в своих действиях,

- внутри начнет возрастать состояние напряжения от чувства несправедливости по отношению к нему.

Все эти причины, указывают на неумелые навыки педагога в управлении собой, своими ресурсами в профессиональной деятельности и жизни в целом.

В качестве профилактики и терапии эмоционального выгорания и деструктивных изменений личности интересно рассмотреть технологию самоменеджмент.

Хочется отметить, что нет единого комплекса приемов, методов и стратегий, которые бы работали для всех одинаково.

Самоменеджмент – это очень индивидуальная концепция, которую нужно внедрять в свою жизнь пошагово, выбирая то, что откликается и подходит конкретному человеку.

Важно не то, что есть в списке, а то, что каждый индивидуально учится управлять собой и составляет такой список техник, которые работают именно для него, сохраняют его психологическое здоровье и делают его профессиональную деятельность и жизнь успешными.

Список техник формируется с учетом основных составляющих самоменеджмента:

-самопознание (познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности);

- самоорганизация (организация своей жизни и деятельности);

- самовоспитание (формирование приоритетных качеств);

- саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия);

- самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности);

- выбор целей жизни и личной работы;

- планирование личного времени;

- информационный поиск;

- рационализация мышления;

- самообразование (повышение качества жизни);

- технология здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой;

- трудоспособности и полноценной жизни);

- общение;

- ритмы и гармония;

- работа в группе;

- риск творческого мышления;

- работа с конфликтами.

Начать развивать самоменеджмент, какусловие личного и профессионального успеха, с цельюпрофилактики синдрома эмоционального выгорания и деструктивных изменений личности, возможно со следующих составляющих.

1. Сформулировать личную миссию

Если нам нравится то, чем мы занимаемся или делаем максимум из последних сил, то мы легко потратим слишком много часов на работу и недостаточно времени на сон, занятия спортом, личные дела и отдых с семьёй и друзьями.

Составив личную миссию, мы сможем выстраивать каждый вид деятельности в соответствии со своими целями. Это позволит легко управлять собой, расставлять приоритеты в действиях – включая сон, физические упражнения и семейное время.

2. Осознанно формировать свои привычки

Именно привычки меняют нашу жизнь. Привычки важны для любого человека, особенно для тех, кто принимает решения. Привычки уменьшают усталость от принятия решений, позволяя нам сосредоточиться на том, что важно. Наше концентрированное внимание расходуется не значительно на эти действия.

Как только что-то становится привычкой, мы просто делаем это – будь то 10-20 минутная гимнастика в обед или обработка сообщений в электронной почте вечером.

Хитрость создания привычки заключается в том, чтобы начать с чего-то маленького и легко достижимого. Например, если мы хотим быть в форме и бодро себя чувствовать: можно начать с того, чтобы ходить с работы домой 1 раз в неделю более длинной дорогой, осознавая и получая удовольствие от способа укрепления свое здоровье. Через какое - то время, этой дорогой можно ходить домой 2 раза в неделю и т.д.

3. Создать ритуалы

Ритуалы – это основа, на которой держатся привычки. Если мы привыкли выполнять 30 минутный комплекс упражнений дома после работы через день, то ритуал – это то, что мы делаем до, во время и после этого комплекса:

- До: рассматриваем красивые модели одежды, которые хотелось бы приобрести. И представляем, как бы мы в них смотрелись.

- Во время: слушаем любимую музыку.

- После: позволяем себе почитать ленту любимых социальных сетей.

Когда наша привычка окружена приятными делами, мы охотнее её формируем и удерживаем в своей жизни.

Если у нас есть утренний ритуал, то он помогает построить последовательность и предсказуемость нашего дня. Утренний ритуал настроит нас на нужный лад, чтобы начать день правильно и сделать его счастливым.

Одним из таких утренних ритуалов может быть:

- Обращение к себе, глядя в зеркало: «Здравствуй, моя хорошая!»

- Принять душ без мочалки - помыть себя руками, полностью погрузиться в ощущения.

- Поухаживать за своим лицом и телом смягчающими и питающими средствами.

- Выполнить упражнение «Пяточки» - подняться на носочки и нежно стукнуться пятками об пол (растрясти застоявшуюся в области таза энергию).

- Покрутить бедрами восьмерку и сосредоточиться на внутренних ощущениях.

- Поднять руки открытыми ладошками вверх и проговорить фразы:

- Со мной все в порядке!

- С другими все в порядке!

- С миром все в порядке!

4. Сосредоточиться на главном (одной цели)

Мы живем в мире многозадачности. Правда заключается в том, что мы снижаем свою производительность, когда пытаемся делать слишком много вещей одновременно.

Неэффективность работы происходит от того, что педагог тянется в миллион разных направлений и не имеет много времени, чтобы отступить и сделать необходимые глубокие размышления о стратегических или творческих вопросах.

Необходимовыбрать одну ключевую цель или задачу в день, сосредоточится на ней, и довести её до конца. Или возможно сосредоточиться на одной задаче, которая сделает остальные задачи из списка дел на день более лёгкими или не нужными.

5. «Точить топор»

Авраам Линкольн сказал: «Дайте мне шесть часов, чтобы срубить дерево, и первые четыре часа я буду точить топор».

Заточить топор на самом деле означает подготовиться к заданию. Речь идет не только о профессиональном росте. Это также включает в себя отдых и нерабочие мероприятия.

Необходимо стараться ставить реальные задачи (например, одна книга в месяц, одно тематическое в интересной форме мероприятие с родителями в четверть). При этом нужно сосредоточиться на темах, которые способствуют достижению наших целей и личной миссии.

6. Научиться говорить нет

Эффективный самоменеджмент заключен в слове «нет». Нужно уметь не делать многого.

Мы не всегда должны иметь чёткий ответ и откликаться на любую просьбу. Для первого раза может оказаться не просто сказать следующие фразы:

«спасибо, мне это не интересно», «тема хорошая, только не совпадает с моими профессиональными интересами», «задержаться не могу, у меня на вечер личные планы», «вот в этом я вам помогу, а остальное не в моей компетенции».

Но когда мы четко знаем: кто мы, чего хотим и заинтересованы всегда быть в ресурсе, умение говорить «нет» даёт нам возможность быть эффективными и не пускать кого угодно в наш запас времени.

7. Использовать инструменты саморазвития

А именно: очень полезно приучить себя пробовать новое, расширять свой арсенал техник от самопознания к самосовершенствованию.

Таким образом, становиться возможным, отметить, что смысл самоменеджмента в том, чтобы не быть перегруженным.

Совмещать баланс в работе и удовольствии от обычной жизни, от радости отношений.

Человек, чья жизнь находится в равновесии, будет иметь ясную голову и будет лучше справляться со стрессом.

Это не только улучшит жизнь в целом, но и повысит качество работы педагога и то, как он взаимодействует с детьми, родителям и коллегами, постоянно совершенствует своё умение работать в команде.

Список литературы

1. Адаир Д.Ж. Эффективный тайм - менеджмент [Текст] - М.: Изд - во «Эксмо», 2003 - 215 с.

2. Добротворский И.Л. Менеджмент: Эффективные технологии. [Текст] - М.: Изда тельский дом «Инфра - М», 2002. Каунт Д. Организуй себя: Пер. с англ. / Под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.- 167 с.

3. Петрухин В.С. Менеджмент ХХI века. [Текст] - М., 2010. - 277 с.

4. Розанова В.А. Качества руководителя (менеджера) и его эффективная деятельность. [Текст] - Ростов / Дону, 2000. 190 с.

5.Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Г.А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев; Под ред. Г.А. Архангельского. [Текст] – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 311 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Психологами было проведено исследование, с целью выявления подверженности педагогов эмоциональному выгоранию. Итог: 60 % педагогов находятся на разных стадиях эмоционального выгорания. Появление новых...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

       «Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция  человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...