Мастер-класс на тему: «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр».
материал

Воропаева Ольга Владимировна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_pdd_.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему:

«Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством  использования развивающих игр».

Подготовила:

воспитатель

МДОУ «ЦРР – д\с №8

«Золотая рыбка» г. Валуйки

Воропаева О. В.

Валуйки 2017

Цель: Повышение профессионального мастерства воспитателей в использовании игр  у детей дошкольного возраста в обучении правилам безопасного поведения на дорогах  и профилактики ДТП

Задачи:

1.Ознакомить педагогов с практическим материалом  по использованию развивающих игр на формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах.

2. Создание  условий для плодотворного общения участников мастер-класса.

Форма проведения мастер-класса: проведение с педагогами без участия детей.

Развивающая среда:   материал для практического выполнения задания: дидактическая игра, квест - карточки , ребусы, чудесный мешочек).

Ход мастер-класса:

Приветствие.  Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас.

Тема моего мастер-класса:  «Формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством  использования развивающих игр»

      Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста.  А для этого нам нужно сформировать  у ребенка привычку соблюдать правила дорожного движения. Но, чтобы сформировать данную привычку, ребенок должен обладать знаниями, которые обязаны подкреплять на практике.

        Я работаю по данному направлению на протяжении последних трех лет.  По данной теме выработала систему ,которая позволяет  мне более творчески подходить к формированию знаний и навыков посредством данных игр. Система состоит в том, что классифицировала игры по циклам, например: виды транспорта, дорожные знаки, пешеход на дороге, опасные ситуации, логические задания, сказки о пдд, компьютерные игры. Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице).

 Сюжетно-ролевые игры, способствуют развитию коммуникативных качеств, концентрации внимания, развитию самостоятельности и инициативы.

Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать ситуации дорожной обстановки и реализует возможность разнообразного участия детей в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. В моей группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлены макеты домов и деревьев, переносные дорожные знаки, нагрудные трафареты разного вида транспорта, вывески остановок, имеются жезлы, форма регулировщика, «Автосервис», разнообразные транспортные игрушки, действующие светофоры. Самая желанная роль для детей – это  роль регулировщика.                                                                                                              В сюжетно-ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы — пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль»  закрепляю с детьми правила поведения на улице, дороге, тротуаре, учим правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляем такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Проигрываем  с детьми различные игровые сюжеты. Например: «Дети играли в футбол и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек побежала за мячом…», «Водитель автобуса нарушил правила движения, поехал на красный сигнал светофора…».

Во время руководства игрой дошкольников я беру на себя второстепенную роль и  ненавязчиво подсказываю правильные действия играющим. (Например, играя в «МЧС», взрослый может взять на себя роль «случайного прохожего», который поможет обогатить сюжет игры).

Дидактические  игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении. В ходе дидактических игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения; «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

Например, в игре «Найди лишнее»  дошкольники учатся классифицировать и анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов дорожной тематики, среди которых, как правило, один лишний. Ребенок находит лишний предмет и объясняет свой выбор.

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок совершенствует координацию  движения с движениями других, правильно передвигаться в соответствии с полученным сигналом. «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».

Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте,  желтый флажок –  дети шагают на месте ,  зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).

Данный вид игр применяются  в режимных моментах и в образовательной деятельности.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно — печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Мы спешим в школу» и др..  Например, в ходе игры «Дорожное лото»  дети классифицируют дорожные знаки на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и знаки сервиса.

Компьютерные игры для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом, обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл игр охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

    Эти игры способствуют проявлению у ребенка самостоятельности и инициативы. Они требуют от ребенка проявления индивидуальности, находчивости, творчества.

Перечисленные классификации игр я использую на организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и на прогулках. В ходе систематического применения  развивающих игр дети самостоятельно играют в них, дополняют свои правила, тем самым проявляют собственную инициативу. Я считаю, что развивающие игры – это эффективный метод, который повышает  знания детей о ПДД.

Важная часть работы на ООД - это использование развивающих игр, которые способствуют развитию логического мышления,  активизации внимания, речи и такой игрой является «Мозговой штурм».

В этой игре дети уточняют представление о транспорте и правилах дорожного движения; развивают сообразительность, находчивость, проявляют инициативу в  рассуждениях, которые основываются на собственном опыте и полученных знаний о ПДД. Данную игру  я использую в ООД, дети из трёх групп каточек (дорожные знаки, транспорт, пешеходы), выбирают понравившуюся карточку и я провожу мозговой штурм задавая вопросы. Также провожу игру на утреннем приеме. Я задаю вопросы пришедшим детям, кто на какой улице переходили  проезжую часть, какие дорожные знаки встречали? Из данной развивающей игры посредством игровой и ненавязчивой беседы закрепляются знания о правилах дорожного движения с детьми. Также эту игру дети применяют  по собственной инициативе на прогулке, где идет закрепление полученных знаний.

 (приглашаются 2 человека из зала- мы с вами будем работать с карточками, активизировать  знания о ПДД.      работа с карточками перед вами три вида карточек…..)

Очень часто в познавательной деятельности с детьми я применяю «Отгадывание ребусов». Отгадывание ребусов способствует развитию логического мышления у детей дошкольного возраста, прививает навыки критического мышления и познавательный интерес, а также способствует закреплению, полученных знаний по ПДД, в игровой форме. В ходе данной работы я изготовила картотеку ребусов, многие из них сама придумала. В ребусах слова зашифрованы с помощью последовательности картинок и разных символов, в том числе букв и цифр. Проявляя собственную инициативу, некоторые  дети сами придумывают ребусы и разгадывают их вместе с друзьями. «Отгадывание ребусов»  я использую на логопедическом часе и мероприятиях по ПДД.

 В качестве примера предлагаю ребус, в котором необходимо  составить слово по пдд из видимых  рисунков и букв.        

                        

Для закрепления знаний о ПДД и развитию речи я использую развивающую игру «Объяснялки» Эта игра очень нравится детям своей таинственностью и не поддельным интересом, что находится в мешочке? Данная игра способствует развитию словарного запаса у детей, логического мышления, воображения.  Эту игру я применяю  на прогулках, в образовательной и игровой  деятельности. Очень часто дети  самостоятельно  играют в нее.

В чудесном мешочке находятся предметы, относящиеся к ПДД, ваша задача описать предмет (не называя) , чтобы  его отгадали.

1  – свисток инспектора.

2  – жезл.

3 – светоотражающая повязка

4 – светофор

5 – фуражка полицейского

Я предлагаю детям проявить свою инициативу, и определиться с каким мешочком мы будем играть. Усложняя игру, дети по очереди нащупывают в мешочке букву, отгадывают ее на ощупь, достают из мешочка. Затем они называют на попавшуюся букву знакомые термины по ПДД, части автомобиля, марки автомобилей, названия транспортных средств, дорожные знаки. Этот вариант применяется в образовательной деятельности с целью  закрепления у детей знаний о транспорте и ПДД.

А – автомобиль, автобус, аккумулятор, автомобилист,  автомагистраль, авария, автосалон, аптечка, автострада.

Б – бампер, болт, багажник, бензин, бардачок, бак, бачок, брелок.

В –  водитель, вода, вездеход, вал, вентилятор, внедорожник, выхлоп.

Г -  газ, габарит, гайка, гараж, генератор.

Вывод. Уважаемые коллеги! Подошло к концу время нашего общения. Я рассказала, как я применяю в своей педагогической деятельности развивающие игры на формирование знаний правил дорожного движения у старших дошкольников.

 

 

 

.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра.  Развития дошкольников проходит через игру, в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. В каждой игре решаются определенные педагогические задачи.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.  В своей деятельности по формированию основ безопасного поведения на дороге мы используем  игры:

В нашей группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлены макеты домов и деревьев, переносные дорожные знаки, нагрудные трафареты разного вида транспорта, вывески остановок, имеются жезлы, форма регулировщика, «Автосервис», разнообразные транспортные игрушки, действующие светофоры. Самая желанная роль для детей – это  роль регулировщика.

В сюжетно-ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы — пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль»  знакомим детей с улицей, дорогой, тротуаром, учим правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляем такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Проигрываем  с детьми различные игровые сюжеты. Например: «Дети играли в футбол и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек побежала за мячом…», «Водитель автобуса нарушил правила движения, поехал на красный сигнал светофора…».

Во время руководства игрой дошкольников взрослый берет на себя второстепенную роль и  ненавязчиво подсказывает правильные действия играющим. (Например, играя в «МЧС», взрослый может взять на себя роль «случайного прохожего», который поможет обогатить сюжет игры).

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».

Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте,  желтый флажок –  дети шагают на месте ,  зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).

Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении. В ходе дидактических игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения; «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

Например, в игре «Найди лишнее»  дошкольники учатся классифицировать и анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов дорожной тематики, среди которых, как правило, один лишний. Ребенок находит лишний предмет и объясняет свой выбор.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно — печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др..  Например, в ходе игры «Дорожное лото»  дети классифицируют дорожные знаки на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и знаки сервиса.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения наряду с традиционными формами работы используются информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, решение проблемных дорожных ситуаций.

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

    В своей практике я активно использую компьютерные презентации в для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

    Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, Для дошкольников 5-6 лет:

подготовлены такие презентации, как:

• Виды транспортных средств;

• Светофор, история его развития.

Для воспитанников 6-7 лет:

• Виды дорожных знаков и их назначение;

• Причины дорожно-транспортных происшествий.

В качестве примера предлагаю несколько слайдов из презентации «Специальные автомобили», которую я использую в старшей группе для закрепления темы «Транспорт». В этой презентации сказочные герои предлагают детям разнообразные загадки, например Винни-Пух спрашивает: «Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар» и ту же демонстрируют картинки с отгадками, проверяя тем самым ответы ребят.

    Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

    Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

  В старшей группе - «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

В подготовительной группе - «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

             Предлагаю Вашему вниманию видеофрагмент мультфильма из серии

«Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения».

 В ходе просмотра видеофрагмента мультфильма «Что такое Светофор?» из серии «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения» у детей закрепляются представления о светофоре.

    Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

   Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я,  начиная со старшей группы, применяю разнообразные развивающие игры,  

   Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение. В качестве примера предлагаю ребус, в котором необходимо ответ составить из двух слов, предварительно убрав последнюю букву в первом слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Безопасные дороги – детям».

Аннотация на программно – методический материал Семейный проект по формированию знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет  «Безопасные дороги – детям». ...

Квест-путешествие по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста на тему "Юные знатоки дорожного движения»

Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game) – Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мир...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Правила дорожного движения – свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т.д.), а также технические требования, п...

Методическая разработка на тему: "Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.”.

Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми 5-6лет и их родителями по формированию знаний правил дорожной безопасности....

Сценарий физкультурного досуга по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Научим Карлсона правилам дорожного движения»

Представленный конспект физкультурного досуга по закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасного поведения на дорогах....